Главная страница

Программа психологической помощи детям с трудностями в поведении в условиях детского дома Автор-составитель


Скачать 0.52 Mb.
Название Программа психологической помощи детям с трудностями в поведении в условиях детского дома Автор-составитель
страница 1/3
О.В. Горбатова
Дата 08.03.2016
Размер 0.52 Mb.
Тип Программа
  1   2   3


Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области

«Северодвинский детский дом»

Рабочая

Программа психологической помощи

детям с трудностями в поведении

в условиях детского дома
Автор-составитель:

педагог-психолог О.В. Горбатова

Северодвинск, 2011

Пояснительная записка
Ключевым вопросом проблематики социально-психологической адаптации детей-сирот остается профилактика и коррекция их девиантного поведения. Этот вопрос глубоко волнует педагогические коллективы детских домов.

Проблема отклоняющегося поведения довольно широко отражена в научной психолого-педагогической литературе (М.А. Алемаскин, А.С. Белкин, Н.Н. Верцинская, Л.М. Зюбин, А.И. Кочетов, И.А. Невский и др.). Исследователи рассматривают данную проблему с точки зрения как возрастного подхода, так и общественной активности школьников.

Под девиантным поведением понимают устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. К основным видам девиантного поведения относятся агрессивное, делинкветное, зависимое и суицидальное поведение. Форма проявления девиантного поведения зависит от индивидуальных особенностей, физического развития и социальных условий, а главное от возраста человека. Детей данной группы достаточно часто определяют как трудновоспитуемых, или трудных детей. Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Трудновоспитуемый ребенок – это прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса развития ребенка, неумения найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психического и социального развития, а также педагогических ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ребенка.

При отсутствии полноценной и своевременной коррекционно-педагогической работы у ребенка возникает состояние педагогической запущенности, и сфера проявления его трудновоспитуемости расширяется.

Проблема социализации трудного ребёнка в условиях детского дома является мало исследованной и особенно актуальной, так как численность трудных детей неуклонно растет. Изменение основной сферы влияния на ребёнка с семьи на педагогический коллектив детского дома, отсутствие у большинства детей значимых и авторитетных взрослых (родителей), ради благополучия которых дети готовы к положительным изменениям в деятельности и поведении, приводит к усугублению психологических трудностей и противоречий, характерных для всех категорий трудных детей. В условиях детского дома оказывается невозможным воздействие на ребёнка через изменение стиля воспитания в семье, оптимизацию и гармонизацию внутрисемейных отношений.

Психолого-педагогические исследования (Л.Н. Галигузова С.Ю. Мещерякова, Л.М. Царегородцева) позволили выявить ряд специфических эмоционально-личностных особенностей детей-сирот: несформированность основных коммуникативных умений и навыков, неумение соблюдать социальную дистанцию в общении со взрослым, эмоциональная неустойчивость, неумение распознавать эмоциональные состояния окружающих людей, острая потребность в защите значимого взрослого человека, отсутствие системы ценностно-нравственных представлений, повышенная враждебность к окружающим взрослым, ярко выраженные реакции протеста в сложившихся условиях, отсутствие самоанализа, рефлексии, трудности в выражении собственных чувств.

Дети «группы риска» Северодвинского детского дома были выявлены в ходе педагогических исследований и наблюдений нашего коллектива. Проблемы в воспитании этих детей связаны с их повышенной возбудимостью, импульсивностью, отсутствием самоконтроля в двигательной и эмоциональной сфере, конфликтностью, упрямством, негативизмом, агрессивностью по отношению ко взрослым и сверстникам, несоблюдением норм и правил поведения.

Проведенное глубокое психологическое изучение детей «группы риска» позволили определить следующие особенности их эмоционально-личностной сферы: заниженная или завышенная самооценка, трудности понимания эмоций окружающих людей, неспособность выражать свои чувства и эмоции приемлемыми способами, отсутствие умения отстаивать свои мысли, действия и чувства во взаимодействии с другими; неспособность раскрываться в общении (давать людям информацию о себе),спонтанности поведения, отсутствие самоконтроля в эмоциональной, двигательной сфере, несформированность нравственных представлений, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, высокий уровень межличностной и самооценочной тревожности, наличие внутреннего напряжения, эмоциональная неустойчивость, отсутствие чувства защищённости, «психологической безопасности», доминирование отрицательных эмоций: грусти, подавленности, обиды, гнева.

Выявленные особенности отражаются в поведении воспитанников «группы риска» всех возрастных категорий, являясь своеобразным механизмом психологической защиты в сложившейся жизненной ситуации. Они негативно влияют на формирование личности детей-сирот, что препятствует их дальнейшей благоприятной социальной адаптации. В связи с этим необходимо создание и реализация в условиях детского дома программы работы с трудными детьми по профилактике дезадаптации в социуме.

Итак, анализ психолого-педагогических исследований по проблеме девиантного поведения, глубокая психодиагностика личности детей «группы риска» Северодвинского детского дома позволили нам разработать программу психологической помощи детям с трудностями поведения, цель которой является содействие социально-психологической адаптации воспитанников «группы риска» Северодвинского детского дома. Программа рассчитана на 2 этапа: 1этап – профилактика и коррекция отклонений в поведении у детей младшего школьного возраста; 2этап – психологическая помощь трудным подросткам.

1этап.

Профилактика и коррекция отклонений в поведении

у детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для психолого-педагогического воздействия.. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Самооценка ребёнка формируется в процессе обучения в школе и зависит от его успеваемости. Но далеко не все дети в школе попадают в ситуацию успеха. Дети-сироты часто имеют задержки развития вследствие длительной депривации или каких-либо наследственных факторов, что негативно влияет на процесс усвоения знаний и обучение в школе. Большинство детей-сирот имеют ограниченный жизненный опыт, узкий кругозор, задержки в развитии эмоционально-волевой и познавательных сфер личности, что также обуславливает трудности обучения в школе, приводит к неуспеваемости. Отсутствие успеха в учебной деятельности влечёт к значительному снижению самооценки. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребёнок не только осознаёт свою неспособность «стать хорошим», но может потерять к этому стремление: «Я плохой, потому что плохо учусь. Но мне это безразлично». Фрустрация потребности в достижении успеха может вызвать у младших школьников не только снижение самооценки, но и появление негативных защитных реакций. При активном типе поведения защита оборачивается агрессией к одушевлённым и неодушевлённым предметам, компенсацией в других видах деятельности. При пассивном типе появляются неуверенность в себе, страх, замкнутость, настороженность. Негативные последствия материнской депривации, фрустрации потребности в признании приводят к различным эмоционально-поведенческим расстройствам, трудностям социальной адаптации воспитанников младшего школьного возраста, вследствие чего они оказывается в «группе риска».

Проблема психокоррекционной работы с детьми с отклонениями в поведении в младшем школьном возрасте недостаточно изучена. По мнению Мухиной, именно в младшем школьном возрасте происходят качественные изменения личности ребёнка, начинает формироваться самомосознание. Именно качественные изменения очень важны для ребёнка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль в формировании личности ребёнка. Таким образом, чем раньше ребёнок с эмоционально-поведенческими проблемами будет включён в систему мероприятий психологической коррекции, тем меньше вероятность развития у него девиантных форм поведения и социальной дезадаптации в подростковом, юношеском, а также более старшем возрасте.

Задачи 1этапа:

1)  Коррекция и профилактика отклонений в поведении.

2)  Формирование положительной нравственной направленности личности.

3) Развитие коммуникативных и социальных навыков.

4) Личностное развитие: формирование адекватной самооценки, уверенности в себе.

5) Эмоциональное развитие: работа с чувствами и эмоциями,  развитие способности эмоциональной саморегуляции.

6) Гармонизация эмоциональной, двигательной сферы (психогимнастика).
Реализация перечисленных задач предполагает овладение детьми следующими знаниями:

  • о том, что чувства важны и нужны, не могут быть плохими;

  • о приёмах саморегуляции, релаксации;

  • о собственной уникальности и неповторимости;

  • о навыках эффективного взаимодействия с окружающими.

и умениями:

  • выплёскивать гнев и негативные эмоции в социально приемлемых формах;

  • осознавать, принимать и понимать чувства, эмоции, настроения свои и окружающих людей, проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию;

  • уверенного поведения, бесконфликтного общения;

  • самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора;

  • правильно реагировать в трудных жизненных ситуациях;

  • применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.



2этап.

Психологическая помощь трудным подросткам.
В группу риска по возникновению социальной дезадаптации входит большое количество детей в возрасте от 12 до 14 лет. Большинство психологов считают этот возраст «пиком» переходного возраста, острым кризисным моментом в развитии ребёнка. Основной особенностью данного возрастного периода является появление «чувства взрослости» у подростка, желание автономности и независимости, противопоставлению себя миру взрослых, что выражается в нарушении правил, требований и запретов, вербальной агрессии по отношению к взрослым. Бурный физический рост и гармональное развитие обуславливает эмоциональную неустойчивость большинства подростков. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, авторитетами для подростков являются ровесники или старшие дети. Но в то же время для подростков очень значимо одобрение или порицание старших, в этом возрасте формируется устойчивый образ «Я», самооценка, которая во многом зависит от окружающих как взрослых, так и сверстников.

Мы исходим из позиции, что подростковый возраст – наиболее благоприятный период развития человека, когда еще можно научить правильному поведению, изменить характер личности. Недаром русские педагоги конца XIX – начала XX века (Д.Дриль, П.Ерогин, И.Сикорский, Д.Тальберг) считали этот возраст драгоценным временем для педагогических влияний. При общении с данной категорией детей основным правилом является избегание тона категорических приказов. Доверительные доброжелательные отношения с подростком, обращение к нему «на равных» являются залогом успешного воздействия на личность трудного подростка. Особенности данного возраста необходимо учитывать при построении коррекционно-развивающей и воспитательной работы.
Задачи 2 этапа:

  1. оптимизация взаимодействий в системе «воспитатель-воспитанник»;

  2. коррекция агрессивного поведения;

  3. формирование положительной нравственной направленности личности;

  4. развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения;

  5. формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я-Концепции», уверенности в себе;

  6. обучение способам саморегуляции, релаксации;

  7. обучение способам выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах.


Реализация перечисленных задач предполагает овладение подростками следующими знаниями:

  • о методах и приёмах самоанализа, самопознания, самосовершенствования;

  • о приёмах саморегуляции, релаксации;

  • об индивидуально-личностных особенностях;

  • о способах поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях;

  • о навыках эффективного взаимодействия с окружающими.

и умениями:

  • применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации; овладеть способами выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально приемлемых формах;

  • осознавать, принимать и понимать чувства, эмоции, настроения свои и окружающих людей, проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию;

  • применять навыки уверенного поведения, бесконфликтного общения;

  • самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора;

  • правильно реагировать в трудных жизненных ситуациях;

  • применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.


Основные принципы построения и реализации программы.

Методологической основой программы стали принципы структурного, когнитивного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

К принципам построения содержания программы относятся:

  • единство диагностических и коррекционных мероприятий;

  • учёт психологических и возрастных особенностей воспитанников, их социальной ситуации развития;

  • взаимосвязь этапов реализации работы;

  • комплексность и системность коррекционно-развивающей работы.

Реализация содержания программы основывается на следующих положениях:

  • гуманизма утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;

  • конфиденциальности – информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся должно быть сознательным и добровольным;

  • компетентности – психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;

  • ответственности – психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.


Формы организации работы с детьми.

1. Групповая деятельность – социально-психологические тренинги и занятия-беседы, круглый стол, работа в группах, групповые консультации, обучающая психодиагностика.

Особенностью занятий является дискуссионный характер общения с детьми, способствующий возникновению доверительной атмосферы, что позволяет ведущему затрагивать сложные темы, которые обычно дети обсуждают только между собой, получая искаженную, противоречивую информацию. Доверительные отношения побуждают детей открыто высказывать свои мысли, выражать свои чувства, что позволяет ведущему эффективно воздействовать на сознание детей в процессе проведения занятий.

2. Индивидуальная коррекционная работа с детьми – личные беседы, игры и упражнения, обучающая психодиагностика.

Потребность в одиночестве присуща всем детям и необходима для развития личности, самосознания в этом возрасте. Воспитанники детского дома испытывают перегрузку общением, постоянно находясь в коллективе сверстников. В результате чего может возникнуть негативное отношение к групповым занятиям. Таким образом, наряду с групповыми формами работы необходимо предусмотреть и индивидуальные формы работы с детьми.

3. Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе «воспитатель-воспитанник».
Основные направления работы.

  • Диагностика личности детей «группы риска»;

  • Работа с педагогами;

  • Коррекционно-развивающая работа с детьми.


1 этап

Краткое содержание программы

Направление (этап)

Задачи

Срок

Мероприятия психологической коррекции

1. Диагностическое

Сбор информации об индивидуально-психологических особенностях

Детей младшего школьного возраста с проблемами в поведении

Сентябрь - октябрь

Диагностические исследования по экспериментальным методикам программы.

Составление плана работы с ребёнком

Октябрь

Разработка планов индивидуального сопровождения.

2. Работа с педагогами

Информирование об индивидуально-психологических особенностях детей

Октябрь

Составление психологических карт воспитанников.

Разработка рекомендаций для педагогов.

Консультации.




3. Коррекционно-развивающее

Коррекция отклонений в поведении

Ноябрь-декабрь

Групповые психологические тренинги.

Формирование положительной нравственной направленности

Январь-февраль

Этические беседы.

Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения

Март-апрель

Групповые психологические тренинги.

Эмоциональное развитие ребёнка; введение в мир человеческих эмоций

В течение года по индивидуаль-ным планам

Индивидуальная работа.

Гармонизация эмоцинальной и двигательной сферы (психогимнастика)

В течение года по индивидуаль-ным планам

Индивидуальная работа.

Формирование положительного образа Я

В течение года по индивидуаль-ным планам

Индивидуальная работа.

4. Диагностико-аналитическое

Оценка эффективности проведённой работы

Май

Обследование по диагностическим методикам программы.



Основное содержание деятельности психолога
1. Диагностические процедуры в программе.

Важным аспектом реализации программы сопровождения детей «группы риска» в детском доме является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития воспитанников и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации воспитательного процесса, оценки эффективности развивающей работы.

Программа диагностики личности младшего школьника

Название, автор

Цель

Рисунок человека (К.Маховер)

Особенности личности

Самооценка Дембо Рубинштейн

Самооценка

Графическая беседа «Мой круг общения»

Особенности взаимоотношений

«Что мы ценим в людях»

Отношение к нравственным нормам

Проективная методика «Кактус» Панфиловой

Наличие агрессивных тенденций

Модификация методики “Изучение понимания эмоциональных состояний людей.(Никишина В.Б.

Понимание эмоциональных состояний

«Страхи в домиках»

Количество страхов


2. Коррекционно-развивающая работа с детьми.

Цель: формирование навыков социально-психологической адаптации.

1) Групповая деятельность:



Задачи

Содержание

1.

Коррекция и профилактика отклонений в поведении

Тренинг «Здравствуй, Я».

2.

Формирование положительной нравственной направленности

«Школа доброты». Этические занятия-беседы

3.

Развитие коммуникативных и социальных навыков

Тренинг «Среди людей».

Организационные условия проведения групповых форм работы.

  • Возраст участников: от 8 до 10 лет;

  • Численность группы: не более 6 человек;

  • Продолжительность занятий: 40 минут (1 академический час);

  • Периодичность занятий: 1 раз в неделю на протяжении 6 месяцев, с ноября по апрель;

  • Количество занятий: 24;

  • Помещение: достаточно просторное, хорошо проветренное, с преобладанием спокойных, неярких цветов в интерьере;

  • Материалы: бумага, карандаши, ручки, фломастеры, мячи, тихая спокойная музыка;

  • Структура занятий: ритуал приветствия, разминка, основное упражнение. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия (при необходимости рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения).

Задачи тренинговых занятий:

  • помочь детям ощутить единение с другими.

Нередко "плохое" поведение возникает из-за того, что ребенок ощущает себя изолированным и беспомощным, с помощью асоциального поведения он пытается привлечь к себе внимание. Чтобы научиться ощущать свою принадлежность к группе, детям, как ни странно, необходимо признание их личной истории. Они хотят показать, что они гордятся собой, хотят, чтобы все обратили внимание на то, какие они, что они умеют, чему хотят научиться, какими видят своих друзей.

  • вселить в детей надежду.

Важно укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью. Надежда – это та экзистенциальная установка, которая помогает человеку пережить тяжелые обстоятельства. Когда все в порядке, надежда не нужна. Надежда дает человеку способность наслаждаться жизнью со всеми ее трудностями и поражениями, она дает детям и взрослым внутреннюю силу и целеустремленность.

  • показать детям, что значит уважение.

Уважение взрослого проявляется, например, в том, что он подчеркивает ответственность детей за свое поведение. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его спрашивают: "Чему научил тебя этот случай?" или "Что ты сейчас чувствуешь?" и внимательно выслушивают его рассуждения на эту тему.

  • помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность.

Именно в школьном возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, истину и фантазию. Мы должны помочь им жить в мире реальности.

  • помочь детям научиться принимать решения – самостоятельно и в группе.

Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения.

  • учить детей сочувствию.

Мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой жизненной позиции.

  • помочь расцвету личности ребенка.

Мы должны помочь ребенку следовать его собственным внутренним целям и желаниям. Обычно детям бывает легче осознавать свои личные цели, когда они выражают их в творчестве: когда они пишут, сочиняют музыку, играют на музыкальных инструментах, рисуют или ставят детские пьесы.

  • развивать в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим.

Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Очень важно побуждать детей давать обратную связь взрослым и сверстникам. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.

  • помочь детям справляться со своими страхами и стрессом.

Для этого нам необходимо предоставить детям возможность говорить и о неприятных для них вещах, внимательно выслушивая их при этом. Мы можем показать им, как рационально распределять свое время, выполнять свои обязательства и расслаблять душу и тело.

  • показать детям, как можно жить без насилия.

В ситуации, когда ребенок рассержен или обижен, можно помочь ему выразить свои чувства без агрессии и конфликта.

  • помочь детям достичь баланса между стремлением к личной свободе и близким отношениям.

  • помочь детям открыть для себя искусство достигать внутренней гармонии и уравновешенности.

выбирая игру, мы должны иметь в виду конкретных детей, которым эта игра поможет больше других.

  • помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера.


1 блок. Профилактика и коррекция отклонений в поведении.
Задачи:

1) облегчение психологического страдания ребенка, снятие психологического напряжения

2) активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности

3) обучение способам релаксации

4) тренировка навыков взаимодействия в группе. Активизация позитивного восприятия жизни.

5) Позитивное программирование будущего. Ощущение принадлежности к группе сверстников.

6)  восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок – взрослые», «ребенок – другие дети»;

  1   2   3