|
«Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы»
МОУ «Новотроицкая средняя общеобразовательная школа» Старошайговского муниципального района Республики Мордовия
Обобщение опыта
Вишняковой Марины Николаевны,
учителя русского языка и литературы
МОУ «Новотроицкая средняя общеобразовательная школа»
«Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы»
2014 г.
Актуальность и перспективность опыта.
Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкурентоспособной, саморазвивающейся, творческой личности, которая сможет не только социализироваться в среде, но и эффективно рационально ее преобразовывать.
Нам нужна не конкурентоспособная личность вообще, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии развития субъектных качеств человека, воспитания у подрастающего поколения высокого уровня готовности к творческой, проектной деятельности, нравственной культуры и социального опыта, самостоятельности, самодеятельности, ответственности, конкурентоспособности на рынке труда, способности не терять себя в сложных обстоятельствах жизни, решать задачи самого разного свойства: от бытовых до мировоззренческих, для чего необходимо обладать значительным запасом знаний и умений, творческим потенциалом.
Становление этих личностных структур предполагается содержанием современного образования, которое, наряду с приобретением знаний, способов деятельности, опыта эмоциональных отношений, предусматривает формирование личности на основе использования проектных методов в деятельности учителя и учащихся (в соответствии с дидактической концепцией И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина).
В последние годы в отечественном образовании наблюдается интерес к проектной деятельности, ориентированной на самостоятельную (индивидуальную, групповую) работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческой деятельности учащихся, знакомство с разнообразными источниками информации, несущими вариативные точки зрения.
Во-первых, все большее внимание школа, общество и государство проявляют к интересам личности (умению адаптироваться в изменяющихся условиях жизни - видеть
проблемы, анализировать их, оценивать и находить пути решения; умению работы с информацией - находить необходимый источник, применять его для решения возникших проблем; умению коммуникации в широком социальном плане), отчего школа с усвоения готовых знаний пытается переходить на овладение процессом приобретения знаний.
Во-вторых, возрастает внимание самой школы к использованию в учебном процессе средств новых информационных технологий, способных быстро изменяться и так же быстро изменять мир вокруг себя, отчего меняются учебные программы, вводятся новые предметы, развиваются в школах медиатеки /информационные центры, располагающие «точкой открытого доступа к Интернету/
Условия формирования опыта.
Проектная деятельность становится сегодня неотъемлемой частью учебного процесса, так как она является личностно- и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции профильного образования.
В 2010 году я была слушателем курсов «Проектная методика». Меня очень заинтересовала эта тема, поэтому я посчитала необходимым изучить данную методику и применять ее на практике.
Теоретическая база опыта
Проектная деятельность - способ познания мира через исследование, решение проблемных задач, который способствует развитию и становлению личности ребенка, его социализации, готовности на выходе из школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Эту технологию относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни современного человека, направленным на применение и приобретение новых знаний путем активного включения учащегося в создание тех или иных проектов, что позволяет ему осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Проектная деятельность - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Проектная деятельность включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Она всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного промежутка времени. Проектная деятельность предполагает решение какой-то проблемы, требующее интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, творческих областей.
Обеспечение и сопровождение проектной деятельности строится на принципах сотрудничества и включает:
помощь в определении школьником сценарного замысла проектной деятельности (идеи, гипотеза, модели)
консультирование стадий проекта: поиска информации, решений проектных задач, поощрение практического опыта непосредственной работы с материалами;
внимание к индивидуальным формам и способам аналитического и образного мышления, рассуждений и интерпретации, инициирование навыков продумывания деятельности и прогнозирования ее продукта;
-
поощрение инициативы и творческого характера проектной деятельности;
участие в обеспечении презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей.
Исходя из потребностей практики, теоретической неразработанности и актуальности проблемы, мною была определена тема самообразования: «Организация проектной деятельности на уроках русского языка».
В соответствии с темой были определены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие проектной деятельности как педагогической
категории;
- выявить особенности процесса формирования проектной деятельности на уроках русского языка;
- охарактеризовать условия оптимизации процесса формирования проектной деятельности на уроках русского языка.
Существуют разные виды проектов на уроках русского языка (классификация В.Соколовой):
по доминирующей деятельности учащихся
- информационный (направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории);
- ролевой (учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев);
- практико-ориентированный (нацелен на интересы самих участников проекта; продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы.);
- творческий проект (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подходк оформлению результатов);
- исследовательский проект (по структуре научное исследование: включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т. д.)
по продолжительности
- мини-проекты (укладываются в один урок);
- краткосрочные проекты (занимают 4-6 уроков);
- недельные проекты (работа выполняется в группах, под руководством учителя, на их выполнение требуется 30-40- учебных часов);
- годичные проекты (выполняются как в группах, так и индивидуально, проводится в рамках ученических научных обществ. Это серьезное исследование, защита которого чаще всего проводится на районных, городских, республиканских научно-практических конференциях)
Ход осуществления учебного проекта от момента объявления его темы до завершения учащимися самоанализа на проделанной исследовательской работой можно представить в виде таблицы (классификация В. Соколовой)
Учитель
|
Ученик
|
Первый этап – погружение в проект
|
Постановка проблемы, целей и задач исследования
|
Выбор проблемы. Вживание в ситуацию
|
Второй этап – организация деятельности
|
Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности
|
Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы
|
Третий этап – осуществление деятельности
|
Консультирование и контроль
|
Самостоятельная и активная работа в соответствии с намеченным планом (поиск информации, консультации с учителем, подготовка презентации)
|
Четвертый этап – презентация проекта
|
Обобщение и резюмирование результатов
|
Демонстрация результатов исследования
|
Пятый этап- оценка работы
|
Подведение итогов обучения, оценка умений исследователей
|
Взаимооценка
|
Технология опыта.
Мною была обоснована необходимость соблюдения определенных педагогических условий, учет которых будет способствовать эффективному обогащению опыта проектной деятельности учащихся на уроках русского языка.
К педагогическим условиям относятся:
активизация творческой и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы;
специальная подготовка учителя к использованию в учебном процессе методов проектной деятельности, заданий и ситуаций проблемного характера.
Проектная деятельность - это самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности.
Проектная деятельность на уроках русского языка имеет целый ряд достоинств. Эта работа способствует:
развитию умения работать в коллективе
расширению кругозора учащихся
повышению учебной, познавательной мотивации учащихся
поощрению творчества
воспитанию самостоятельности
интеграции всех видов речевой деятельности
развитию общеучебных умений и навыков
Проектная методика на уроках русского языка. Это связано прежде всего с тем, что содержание предмета русского языка заключает в в себе меньше возможностей для проведения экспериментов, лабораторных работ в сравнении с содержанием естественных предметов.
Необходимо помнить, что проект - это исследование, добывание ответа с помощью самостоятельного мыслительного процесса. Конечно, в результате учащиеся не совершат какого-либо научного открытия качественно новых закономерностей и явлений.
«Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников... Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности» (И.Я.Лернер). Таким образом, ученики совершают не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Открытия, сделанные учащимися, должны вытекать из их личного опыта, и выводы, к которым они придут, не могут быть прочитаны в учебной литературе.
Что же может стать содержанием исследования по русскому языку? Изменения в языке происходят очень медленно, и, как правило, у учащихся складывается представление о нем как явлении нормированном, закрепленном в словарях и справочниках. Трудность подобного исследования объясняется также тем, что взятый для анализа материал должен иметь очень большой охват. Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом.
Мною опробованы разные виды проектов на уроках русского языка и литературы :
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника», «SMS как новый речевой жанр», «Прозвища жителей села Новотроицкое: история и современность»
В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. “Экзамен Митрофана” (Д.И. Фонвизин “Недоросль” (это мини-проект 2 учащихся). Учащиеся придумывают сценку, героями которого являются Митрофан и экзаменатор. Как отвечал бы на вопросы экзаменатора Митрофан?
Практико-ориентированный проект по русскому языку нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса или школы. Так, например, результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» проведена подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия», составлен словарь неологизмов. К практикоориентированным проектам можно отнести и «Создание методических пособий для учащихся 5 класса». В данном проекте принимают участие ученики 10. 11 классов. При повторении темы, параллельной темам учебника 5 класса, десятиклассники составляют таблицы, буклеты, помогающие в ознакомлении с определенной темой. В 5 классе ребята составляют алгоритм выполнения домашнего задания. компьютерные презентации по заданной теме.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, творческие вечера.
Например, на уроке развития речи был создан проект «Театрализованное представление картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка»»
Исследовательский проект по русскому языку - по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д. К этому виду работы можно отнести следующие исследования: «Влияние жаргонизмов на современное состояние русского языка», «Диалектизмы села Новотроицкое», «Прозвища жителей села Новотроицкое: история и современность» и др.
Организовывая в 5 классе проектную деятельность, мы обучаем детей ставить цели к заданиям, упражнениям:
С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?
Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.
Предлагая такие задания, как “Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам”, составить словарик фразеологизмов, составить словарик “Из истории фразеологизмов”, даем учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.
Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.
Обязательные условия при этом - четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, организую такое взаимодействие, которое включает в себя связки “ученик - ученик”, “ученик - учитель”, “учитель - ученик”, “ученик - класс”, при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.
Когда ученики научатся взаимодействовать между собой, можно предлагать задания - проекты.
Вот некоторые примеры проектных работ учащихся, выполненных на уроках или
дома.
1. Изготовление учебных пособий десятиклассниками, составление сборника кроссвордов по теме - это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт - свой проект. Учащимся интересно, когда нет готового однозначного ответа, потому что они активно включаются в общую работу.
Занятие в 5 классе по теме “Части речи. Имя прилагательное и имя существительное” начинается со сценки “Экзамен Митрофана” (Д.И. Фонвизин “Недоросль” (это мини-проект 2 учащихся).Учащиеся придумывают сценку, героями которого являются Митрофан и экзаменатор. Как отвечал бы на вопросы экзаменатора Митрофан?
Создание проекта «Сложные случаи орфографии». С учениками 9-го класса проводилась работа с опорой на выбор тем самими школьниками. Ребята самостоятельно предлагали трудные для усвоения темы из курса русского языка, исследовали учебный материал, формулировали правила, проводили примеры, составляли тесты для практических работ, брошюры и буклеты по темам: «НЕ с разными частями речи», «-Н- и -НН- в различных частях речи», «Правописание глаголов».
3. Создание проектов учащимися старших классов:
создание наглядных,
методических пособий, написание рефератов, научно-исследовательских работ.
Так на уроке русского языка по теме «Язык, великий наш язык!», я использовала миниисследование:
Проведи мини-исследование:
Запишите отрывок А.А.Ахматовой.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова.
Но мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!
найдите метафоры;
звучание слов, ритма, интонации;
авторской позиции;
понаблюдайте над именами существительными, именами прилагательными и глаголами. Сделайте вывод.
Что такое метафора?
Какова роль метафоры в языке и в художественном тексте?
Назовите языковые средства выразительности речи (в фонетике, лексике, грамматике, изобразительные средства синтаксиса).
В домашнем задании по литературе можно предложить учащимся провести миниисследование:
Дифференцированные задания по языку конкретных произведений:
звучание слова в стихотворном произведении (по выбору учащегося);
фразеологизмы в художественном тексте (по выбору учащегося);
значение слова в стихотворной речи (по выбору учащегося).
Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность. Когда учащиеся освоили основные приемы, необходимые при работе с проектом, можно проводить уроки-проекты.
Во внеурочное время учащиеся занимаются проектной деятельностью на факультативных и элективных занятиях.
Учащиеся 5 классов составляют презентацию по заданной теме. Например, при закреплении материала по разделу «Лексика» учащиеся делятся на несколько групп и составляют презентации по темам: «Омонимы в стране «Лексика», «Синонимы: для чего они нужны в речи?», « Сказочная страна Антонимов»
Десятиклассники составляют презентации - дидактические игры для учащихся 5 классов по заданной теме, создают исследовательские проекты.
Если проанализировать деятельность преподавателя во время проектной деятельности, то на начальном этапе преподаватель превращается в организатора познавательной деятельности. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности обучающихся.
Результативность опыта.
Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.
В процессе работы по организации проектной деятельности на уроках русского языка отмечены следующие положительные результаты:
обучающиеся самостоятельно осваивают изученный материал по учебной программе, расширяя тем самым словарный запас и кругозор, закрепляя имеющиеся грамматические навыки;
повышается уровень коммуникативных навыков, приобретается опыт работы в группах;
повышается уровень автономности обучающихся посредством самоорганизации в проведении исследовательских, творческих работ.
формируется умение ориентироваться в информационном пространстве, умение интегрировать знания из различных областей наук.
приобретаются навыки работы с компьютером.
повышается учебная, познавательная мотивация учащихся
поощрению творчества
Особенностью организации проектной деятельности на уроках русского языка
является то, что самостоятельная деятельность учащихся доходит до 80-90%.
Учащимися старших классов проводится научно-исследовательская работа, осуществляемая в рамках организации проектной деятельности во внеурочное время.
Например, ученицей 11 класса Пискуновой Ириной был проведен исследовательский проект по теме «Влияние жаргонизмов на современное состояние русского языка», состоящий из 6 частей.
Трудоемкость опыта.
Ограниченное использование проектной деятельности связано с трудностями, которые возникают при введении метода проектов в учебный процесс. В ходе проекта должна решаться проблема, которая интересна ученикам и сформулирована ими. Для этого учащийся должен ясно осознавать цель проекта. Но как тогда связать проект с учебной темой? Ведь самим школьникам трудно определить тематику проекта, тем более связать ее с учебной темой. В данном случае роль учителя заключается в том, чтобы подвести ученика к осознанию проблемы в учебной теме, помочь сформулировать эту проблему. Сама тема проекта может не совпадать с учебной темой, она может быть уже или шире ее. Главное, чтобы решение проблемы вызвало необходимость получения новых знаний.
Создание системы уроков с использованием данной техники отнимает у учителя много времени на сбор и обработку данных, и создание презентаций. Появляется риск перегрузки информацией.
Адресность опыта.
Опыт может быть использован как начинающими, так и опытными учителями русского языка.
Проектную деятельность можно применять как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, например, при проведении предметных недель, тематических вечеров.
Использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся позволяет создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, активизирует мыслительную деятельность: учит ребят самостоятельно вычленять главное, делать выводы.
Именно в совокупности всех методов можно добиться важнейшей задачи – обучить школьников литературной речи, подготовить выпускников в широком смысле слова.
Наглядные приложения.
Конспект урока развития речи в 6 классе.
Разработала: учитель русского языка и литературы Вишнякова Марина Николаевна.
|
|
|