Главная страница

Формирование навыков самостоятельного учебного труда


Скачать 51.35 Kb.
Название Формирование навыков самостоятельного учебного труда
Дата 03.03.2016
Размер 51.35 Kb.
Тип Документы

Тема: Формирование навыков самостоятельного учебного труда.

Педагогические технологии на самоподготовке

в школе-интернате I и II вида.

Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности в условиях группы продлённого дня. На самоподготовке обучающиеся выполняют домашнее задание. В процессе самостоятельной деятельности у них формируются навыки самостоятельного учебного труда. Самостоятельные занятия по приготовлению домашних заданий являются обязательными для всех обучающихся в школе-интернате и могут варьироваться в зависимости от знаний обучающихся.

Навыки самостоятельного учебного труда обучающиеся приобретают в процессе непрерывной практики. Все виды самостоятельных работ связаны с освоением образовательных программ и выполняются под руководством воспитателя. При рациональной организации учебного труда на самоподготовке обучающиеся приобретают следующие навыки: навыки самостоятельной учебной работы; соблюдение правил речевого общения; рационально и эффективно использовать время; выполнять задания в определённом порядке; соблюдать требования к ведению тетрадей; выполнять задания в полном объёме, используя дополнительную информацию; навыки группового взаимодействия; продуктивно и аккуратно использовать учебные принадлежности.

Важным моментом при организации самоподготовки является создание благоприятных условий для её проведения.

На начальном этапе правила подготовки домашних заданий обычно бывают представлены в виде «схемы работы на самоподготовке». В этой «схеме» акцентируется внимание на этапах работы, на самоконтроле во время каждого этапа работы, на том, что необходимо помнить при выполнении домашнего задания. Пока обучающиеся не овладеют прочными навыками самостоятельной работы, необходимо наблюдать за соблюдением правил рациональной работы, за самостоятельностью и ходом выполнения задания; переходом от одного задания к другому, использованием пособий, взаимопомощью и завершением работы.

Так как каждый учебный предмет имеет свои особенности, необходимо разработать конкретные требования к подготовке домашних заданий по отдельным предметам с учителем.

Основным принципом обучения в аспекте идей оптимизации должно быть не систематическое упрощение содержания образования (одним проще, другим сложнее), а дифференциация помощи ученикам со стороны учителя. Говоря о дифференциации, нужно учитывать, что одни ученики нуждаются в большой, специально продуманной помощи учителя, другие – в небольших дозах ее, третьим – можно предоставить полную самостоятельность.

Воспитатель совместно с учителем определяет на самоподготовке оптимальные формы дифференцированного подхода к каждому обучающемуся.

Исходя из возможностей каждого обучающегося, учителя-предметники могут давать дифференцированные домашние задания. Фетисова Оля(8Б)

Позиция воспитателя на самоподготовке в младших, средних и старших классах различна. В младших и средних классах главное внимание обращается на чёткую организацию по самоподготовке. Самоподготовка старшеклассников отличается тем, что требует использования технических средств, более сложных наглядных пособий, справочников, словарей, дополнительной литературы.

Основными методами проверки на самоподготовке является самоконтроль и самопроверка. При подготовке устного задания старшеклассники используют план ответа, выписывают даты событий, определяют главное в изучаемом материале.

При осуществление индивидуального подхода со стороны воспитателя происходит формирование навыков самостоятельного учебного труда.

Во время рефлексивно-оценочного этапа отмечаются малейшие успехи в развитии самостоятельности обучающихся.

Все эти методы и приёмы способствуют формирование навыков самостоятельного учебного труда.

Педагогические технологии на самоподготовке.

Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся с недостатками слуха в воспитательном процессе и конкретно на самоподготовке используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать время, отведенное на выполнение домашнего задания. По определению Н. Щурковой, педагогическая технология - это система профессиональных операций, позволяющих педагогу тонко прикоснуться к личности ребенка, чтобы вовлечь его в деятельность и проживание ценностных отношений.

Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, независимо от возраста и уровня образования.

Применение на самоподготовке современных образовательных и информационных технологий позволяет воспитателю:  отрабатывать глубину и прочность знаний, закреплять умения и навыки в различных областях деятельности; развивать логическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;  воспитывать привычки чёткого соблюдения правил в организации учебных занятий. 

Виды современных образовательных технологий используемых на уроках самоподготовки.

Личностно-ориентированный подход.

Позволяет учитывать возможности и особенности каждого обучающегося в образовательной деятельности.

Деятельностный подход.

Включает обучающихся в деятельность по выполнению домашних заданий, поиску необходимой информации и усвоению нового материала.

Игровая технология.

Игровая форма занятий создается на самоподготовке при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Создаётся соревновательный эффект.

Применяются ролевые, дидактические игры.

Технология консультирования.

В роли консультантов выступают обучающиеся, которые владеют знаниями и речью на высоком уровне.

Технология коллективного взаимообучения.

При реализации данной технологии на самоподготовке используются  виды парной работы. Пары состоят из обучающихся как с одинаковым образовательным уровнем, так и с разным.

Технология групповая.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

-взаимное обогащение обучающихся в группе;

-организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

-коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;

-рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

  Особенности организации групповых форм обучения.

- класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или воспитателя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Эффективна при использовании в группе, где обучаются неслышащие и слабослышащие обучающиеся.