Тема урока: Описание внешности человека
Тип урока: урок изучения нового, формирования и систематизации знаний, выработка умений и навыков.
Вид урока: урок с применением групповой формы работы.
Технология: личностно-ориентированная; проектный метод
Цели урока:
Формирование умения учащихся находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения
Развитие познавательного интереса, творческой деятельности учащихся.
Развитие у школьников устной и письменной монологической речи.
Межпредметные связи: связь литературы с уроками развития речи.
Воспитание коммуникативных качеств у учащихся.
Задачи:
Образовательные: научить учащихся работать с дополнительным материалом и использовать его в качестве инструкции.
Воспитательные: воспитывать общую культуру, внимание и уважение к окружающим людям, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, воспитание творческой личности.
Развивающие: развивать образное мышление, выявлять связи, формулировать и аргументировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать.
Коммуникативные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый, творческий
Методы и приемы познавательной активности учащихся: нестандартный урок, соревновательный момент, метод проектов, метод удивления
Ход урока
1. Беседа.
-
Ребята, сегодня утром, когда вы шли в школу, что вы видели по дороге?
А кого вы видели?
А кто из вас обратил внимание на лица людей, спешащих по своим делам? Что вы можете о них сказать?
Скажите, а смотрели ли вы сегодня в глаза своим одноклассникам, учителям?
Наверное, редко кто из вас заметил печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя. Мы разучились смотреть друг другу в глаза...
Поэтому сегодня разговор у нас пойдет о внешности человека, который, думаю, поможет вам быть более наблюдательными и внимательными к людям, замечать слезы в глазах у бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы. Вы должны научиться постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.
2,Викторина.
На уроках литературы вы познакомились со многими литературными героями.
Определите, о портретах каких литературных героев идет речь в данных отрывках?
Какие элементы внешности использованы авторами при описании героев?
«Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда... Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира».
«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава.
Выступает, будто пава,
А как речь- то говорит,
Словно реченька журчит».
Это был мальчик лет девяти, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.
-
Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...
Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется... На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Одним словом, артуть-девка.
«Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос, немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле»
На доске предложение:
«Глаза - зеркало души»
Учащиеся записывают его в тетради.
Обратите внимание на это высказывание. Глаза - самая выразительная деталь на лице.
Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение. М.А.Шолохов писал в «Судьбе человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие были глаза у моего случайного собеседника.»
Самостоятельная работа.
Определите выражение глаз героев и запишите эпитеты в тетрадь.
Выберите из предложенного списка те прилагательные, которые вам будут нужны при описании этого человека.
Редактирование текста.
Представьте, что нас просят составить словесный портрет девочки. Что из предложенного текста надо оставить?
■ «Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задумчивые,
голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье в красную ленточку. Она любит долго спать, есть мороженое «Эскимо». Увлекается коллекционированием марок. Любит петь веселые песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой Машей. У нее есть кошка Мурка».
Ребята, а с каким человеком вам приятнее общаться: с человеком улыбающимся или хмурым? Доброжелательное, озаренное лукавой улыбкой лицо, всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. Л.Н.Толстой писал: «Улыбка скажет о человеке все. Добр или зол, умен или нет, красив ли - все скажет».
Посмотрите на фотографию мальчика. Какое впечатление произвел он на вас? Какой он? (Он смешливый, т.е такой, который часто смеется и его легко рассмешить.)
Какое определение характера мальчика более удачно: смешливый, веселый или жизнерадостн ый!
Из чего видно, что он смешливый? В момент съемки он смеется, но можем ли мы обоснованно полагать, что он вообще часто смеется?
«Веселый» же - это более узкое понятие, чем жизнерадостный: жизнерадостный - значит веселый, бодрый и энергичный. Какое слово более подходящее, по-вашему?
Вообще по портрету легче догадаться о состоянии мальчика в момент съемки или о его характере? В тот момент ему было, конечно, весело.
Что заставляет так думать? Существенные детали: веселая улыбка, ямочки на щеках, зажмуренные глаза.
Зажмурить глаза он мог потому, что солнце слепит; а может быть, он татарин или казах и у него глаза узкие?
-Посмотрим внимательно, почему он зажмурился? У него светлые, возможно, рыжие (совсем не татарские волосы, все лицо в веснушках, тип лица вполне славянский; яркого солнца, видимо не было, так как на лице у мальчика нет резких теней - значит, мы правы: это он так смеется.
А разве все люди так смеются? А какие люди смеются так? Ведь глаза зажмуривают от удовольствия, правда? Значит, мальчик очень любит смеяться, это для него удовольствие: выходит, мы были правы, что он веселый.
Мы пока назвали три существенные детали, связанные с характером; а еще есть одна такая деталь? (Есть: спутанные волосы - он, видимо, не любит расчесываться)
А теперь скажите: что- какие детали - создает у нас впечатление, что мальчик смешной? (оттопыренные уши, веснушки, недостаток переднего зуба) Это существенно для понимания характера? Можно ли сказать: раз у человека нет зуба - значит, он веселый?
А еще какие несущественные детали вы можете назвать? (Светлые волосы, короткая стрижка, клетчатая рубашка, большие уши, прямой нос).
Итак, мы догадались, что этот мальчик - веселый человек, потому что он не просто смеется, но и зажмурился от удовольствия, - а так делают те, кто очень любит посмеяться, догадались, что он не слишком внимателен к своей внешности, потому что у него волосы не расчесаны.
Дополните предложения:
Лицо мальчика усыпано...
Его рот растянулся... в улыбке.
Не хватает...
Его волосы... цвета.
Глаза у него..., ..., ....
Взгляд мальчика устремлен....
Теперь попробуйте сами рассказать о вашем однокласснике.
5.Работа в группах
Описание внешности одноклассника.
Рост, фигура
|
Худощавый, стройный, высокий, изящно сложенная, как выточенная, небольшого роста.
|
Лицо
|
Круглое, худощавое, широкое,: краснощёкий, бледный, кумачовый, смуглый, загорелый, усеяно веснушками, грустное, испуганное, серьёзное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, хмурое. улыбающееся.
|
Глаза
|
Бесцветные, карие, голубовато-серые, янтарные, васильковые ,черноглазая; лучистые, задумчивые, лукавые, озорные, правдивые, скорбные, удивлённые, изучающие, ясные, гневные, беспокойные, внимательные, добрые., широко расставленные, прищуренные, опушённые густыми ресницами.
|
Брови
|
Тонкие, высокие, нависшие, насупившиеся, дугой, белесоватые.
|
Нос
|
Слегка вздёрнутый, прямой, с небольшой горбинкой, картошкой; курносый.
|
Волосы
|
Пепельного цвета, огненно-рыжие, тщательно причёсанные гладко прилизанные, взлохмаченные; черноволосый, блондин, тёмно-русый, белокурый.
|
Чтение работ. Угадывание.
6. Рефлексия.
Что узнали. Чему научились. Создайте классный альбом.
Конспект урока по русскому языку.
Тема урока: Время глагола.
Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний, выработка умений и навыков.
Вид урока: урок-проект.
Технология: личностно-ориентированная; проектный метод
Цели урока:
Формирование умения учащихся находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения
Развитие познавательного интереса, творческой деятельности учащихся.
Развитие у школьников устной и письменной монологической речи.
Воспитание коммуникативных качеств у учащихся.
Задачи:
Образовательные: научить учащихся работать с дополнительным материалом и сетевыми ресурсами.
Воспитательные: воспитывать любовь к наследию русского народа; создать условия для реальной самооценки учащихся, воспитание творческой личности.
Развивающие: развивать образное мышление, выявлять связи, формулировать и аргументировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать.
Коммуникативные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый, творческий
Методы и приемы познавательной активности учащихся: нестандартный урок, метод проектов, метод удивления
Ход урока
1.Погружение в проект. (выбор проблемы, целей, задач исследования, вживание в ситуацию)-Здравствуйте, ребята! меня зовут Марина Николаевна.
Вас, наверное удивил мой костюм?
Как вы думаете, почему я в нем пришла?
А можно сегодня увидеть кого-нибудь на улице в таком наряде?
(Нет)
Да, действительно, когда-то в далеком прошлом русские женщины одевали их по праздникам.
У меня есть для вас еще один сюрприз.
-Что это?
-(лапти)
Это обувь, в которой ходили ваши прабабушки и прадедушки в далеком прошлом.
А это что?
-(Это диск.)
-Этим предметом мы пользуемся сейчас, в настоящем. Благодаря ему звучала сегодня музыка вначале урока.
А могу я вам показать предмет из будущего?
Нет, потому что мы не можем знать , что будет в будущем. Можем только предполагать.
Прошедшее, настоящее, будущее. С какой частью речи можно связать эти слова?
(С глаголом)
Вы, наверное, догадались о чем пойдет речь на уроке. Назовите тему урока.
Время глагола.
А что такое глагол?
-Часть речи.
-Что вы знаете о глаголе?
( время, часть речи, действие, вопрос, вид, сказуемое, лицо, число, род)
Какие времена имеет глагол?
Прошедшее, настоящее, будущее.
На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени?
(Что делает?)
Как образуются глаголы будущего времени?
(Глаголы будущего времени имеют две формы: простую и сложную. От глаголов совершенного времени образуется будущее простое .
От глаголов несовершенного вида - будущее сложное.
-На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени.
-Что сделал? Что сделал?
Как образутся глаголы прошедшего времени?
(При помощи суффикса -л-)
2. Определение цели, задач.
Мы с вами говорили о том, что я не могу показать вам предмет из будущего. Но сделать предмет, который пригодится в будущем, мы сможем.
Сегодня мы с вами создадим журнал под названием "Время глагола", который поможет
нам повторить и закрепить тему "Время глагола" и послужит помощником для будущих пятиклассников. А поместим мы в него все богатство русского народа - сказки, пословицы, скороговорки, загадки.
Организация деятельности
У вас на столах лежит материал, который необходимо поместить в номер журнала, но над ним надо еще поработать. Помните, важен не только личный результат, но и результат всей группы.
Первая группа должна составить кластер "Время глагола". Все необходимое у вас есть Нужно только вспомнить все, что вы знаете о времени глагола. Этот кластер будет рекламой времени глагола.
Вторая группа должна выбрать те пословицы, в котроых есть глаголы настоящего времени, и вписать их на лист будущего журнала, (работа с интернетом)
Задание третьей группе: найти загадки, в которых имеются глаголы будущего времени.(работа с интернетом).
Четвертая группа: найти скороговорки, в которых есть глаголы будущего времени.( работа с интернетом)
-
Ну а пятая группа поработает редакторами, перед вами сказка, вы должны восстановить ее, вставив подходящие по смыслу глаголы и продолжить сказку.
Осуществление деятельности.Работа в группах
Приступаем к работе в группах.
Презентация проекта.(демонстрация результатов)
А сейчас переходим к презентации проекта. Каждая группа должна прочитать нам, что у них получилось.
5,Оценка работы.(Подведение итогов обучения, оценка умений исследователей)
-Итак, подведем итоги . Все группы сегодня очень активно работали. Поэтому у нас получился замечательный журнал, который, думаю, послужит хорошим подспорьем для будущих пятиклассников, при изучении темы "Время глагола". Они смогут не только изучить время глагола, но и насладиться красотой устного народного творчества, обогатить свою речь пословицами, загадками, поговорками. Ведь устное народное творчество - это та ниточка, которая связывает наше прошлое с настоящим и будущим.
6. Рефлексия.
А сейчас посмотрите, ребята, у вас на столах есть еще не использованные предметы. Это лепесточки цветка, который мы с вами сейчас соберем. У меня в руках сердцевинка этого цветка. А вы выберете лепестки (каждая группа по одному) которые приклеите к этой сердцевинке.
Вы все выбрали светлые теплые тона, это говорит о том, что вы сегодня получили положительные эмоции, что урок вам понравился. Это действительно так?.
На этом наш урок окончен Спасибо вам, ребята, за работу.
МОУ «Новотроицкая средняя общеобразовательная школа» Старошайговского муниципального района
Исследовательский проект
«Влияние жаргонизмов на современное состояние русского языка»
Проект подготовила: ученица 10 класса
Жевлакова Настя
Руководитель: учитель русского языка и
литературы Вишнякова Марина Николаевна
с. Новотроицкое - 2014
Аннотация.
Тема моей работы - «Влияние жаргонизмов на современное состояние русского языка»
Моя работа состоит из 6 частей.
Во вступлении я определила цель и сформулировала задачи исследования. Цель работы заключается в анализе речи современных школьников в частности учащихся Новотроицкой средней общеобразовательной школы с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими жаргонизмов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятия «жаргон» и «арго».
Определить и описать функции и разновидности жаргона.
3. Определить влияние языка СМИ на языковую культуру общества.
4. Составить анкету и провести опрос учащихся, чтобы исследовать их речь с целью выделения:
Группы наиболее употребительных жаргонных слов.
Частотности употребительных жаргонных слов.
Причины употребления учащимися жаргонизмов
5. Определить пути решения проблемы.
Во второй главе исследования я делаю обзор известных публикаций по данной теме. Выясняю, как действует язык СМИ на языковую культуру общества. Даю понятие о жаргоне и арго, характеризую жаргоны, указывая на их языковые функции и пути пополнения лексики жаргона.
В главе третьей я описываю методы исследовательской работы - устный опрос и анкетирование.
Анализируя ответы учащихся, я выявила наиболее употребительные жаргонизмы и частотность их употребления.
Исследуя полученные материалы, я выявила причины употребления жаргонизмов школьниками разных возрастных групп.
Рассмотрев все данные анкетирования, я сделала выводы.
В четвертой главе я определила пути решения проблемы сохранения и активизации языкового эстетического идеала в современном обществе.
Содержание.
1 Введение.
Жаргон - социальная разновидность речи.
Понятие «жаргон».
Виды жаргонов.
Молодежный жаргон.
Влияние языка СМИ на языковую культуру общества.
Общая характеристика языка СМИ на современном этапе.
Жаргонизмы в современной газетной публицистике.
О злословии в заголовках к текстам СМИ.
Вывод.
Лингвистические исследования речи учащихся.
Цель анкетирования.
Вопросы анкеты.
Анализ ответов учащихся школы.
Причины употребления жаргона учащимися.
Арготизмы в ученическом жаргоне.
5.Пути реализации проблемы.
6.Заключение.
Библиография.
Тезисы.
Приложение.
Введение.
Современным состоянием русской речи, тем, что с нею происходит, озабочены многие: в первую очередь учителя-словесники и писатели, имеющие дело со словом профессионально, а также политики, общественные деятели, ученые, журналисты... И, конечно же, лингвисты: хотя они призваны непредвзято и всесторонне изучать процессы, которые происходят в языке, им тоже далеко не безразлично все, что угрожает единству и целостности литературного языка, что расшатывает его норму, разрушает культурные традиции. Два процесса представляются весьма заметными. Это, во-первых, усиление процесса заимствования иноязычных слов и, во-вторых, жаргонизация литературного словаря.
Сначала жаргонная лексика просачивалась главным образом в устно-разговорную разновидность речи, затем, ближе к нашим дням, - в язык средств массовой информации, а потом широким потоком хлынула в публицистику, в публичные выступления политиков, депутатов и даже писателей.
Все это способствовало возникновению интереса к данному пласту языка.
Тема моего исследования - «Влияние жаргонизмов на современное состояние русского языка». Выбор темы обусловлен желанием выделить на основе изученной литературы истоки такой разновидности языка как молодежный жаргон, собрать, записать и попробовать определить значение малоизученной лексики молодежного сленга. Интерес к данной лексике объясняется тем, что в потоке жаргонных слов и оборотов встречаются особенно яркие, выразительные и привлекательные для молодежи слова.
Цель данной работы - проанализировать речь современных школьников, в частности учащихся Новотроицкой средней общеобразовательной школы с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими жаргонизмов. Для этого требуется решить следующие задачи:
Определить понятие «жаргон»;
Определить, выделить и описать функции и разновидности жаргона;
Провести анкетирование учащихся, чтобы исследовать их речь с целью выделения наиболее употребительных жаргонных слов, частотности использования жаргонизмов, причины их употребления школьниками разного возраста.
Определить пути решения проблемы.
|