|
Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка на основе применения проектной деятельности в условиях реализации фгос
Оглавление
Введение
-
Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка на основе применения проектной деятельности в условиях реализации ФГОС
2.1. Из истории возникновения и развития метода учебных проектов.
2.2. Проектная деятельность: основные понятия.
2.3. Классификация проектов
2.4. Универсальные учебные действия учащихся, формируемые на основе применения проектной деятельности.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В двадцать первом веке объёмы учебного материала, высокие требования к ученику и учителю подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов.
«...В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником» - Н. Ю. Пахомова, зав. лаб. методики и информационной поддержки развития столичного образования МИОО, кандидат педагогических наук.
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к содержанию и качеству преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную исследовательскую работу учащихся.
В Концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования.
Проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по формированию УУД. Метод проектов, несомненно, перспективен как эффективная форма деятельностного подхода.
Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.
Целью данной работы является анализ метода проектной деятельности с точки зрения оптимальности его применения для формирования УУД на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи:
Представить историю возникновения и развития метода проектов.
Познакомить с основными понятиями проектной деятельности.
Систематизировать классификацию проектов.
Рассмотреть универсальные учебные действия учащихся, формируемые на основе применения проектной деятельности.
2. Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка на основе применения проектной деятельности в условиях реализации ФГОС
2.1. Из истории возникновения и развития метода учебных проектов.
Метод проектов возник еще в 20-е годы XX столетия в США. Его называли также методом проблем. И связывался он с идеями, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего и когда? Здесь важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для обучаемого.
Суть метода - стимулировать интерес обучаемых к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Кроме того, их поддерживали Павел Петрович Блонский, Надежда Константиновна Крупская, В.Н.Шульгин и другие педагоги, считавшие эти идеи прогрессивными,
Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, в результате чего в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
Снова в нашей стране метод проектов возродился в конце 20 в – начале 21 века. Над этой проблемой работают Б.П.Есипов, З.И.Равкин, Е.С.Полат.
Правда, элементы этого метода использовались и используются многими педагогами и сейчас. Выпуск стенгазет, бюллетеней, подготовка сообщений и рефератов на различные темы и другие виды коллективной или индивидуальной деятельности учащихся - это, по сути дела, тоже проектная деятельность.
В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе на всех ступенях образования; находит свое отражение в научных изысканиях многих педагогов (А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянская, Н.В. Иванова, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко и др.).
2.2. Проектная деятельность: основные понятия.
Рассмотрим некоторые понятия, с которыми мы встречаемся при работе по данной технологии.
Большой энциклопедический словарь говорит: «Проект» - (от лат. projectus - брошенный вперед)
совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.
предварительный текст какого-либо документа.
замысел, план.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
Цель проектной деятельности на уроках русского языка и литературы - формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.
Задачи проектной деятельности:
формировать у обучающихся систему интеллектуальных знаний, умений и навыков, которые способствуют развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
-
повышать самооценку обучающихся, благодаря достижению поставленной цели и полученных результатов.
Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, буклета и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда, сайта.
2.3. Классификация проектов.
Классификация проектов в соответствии с типологическими признаками, которые лежат в их основе, представлена в следующей таблице.
1. По доминирующей в проекте деятельности:
исследовательские;
творческие;
ролевые, игровые;
ознакомительно-ориентировочные (информационные);
практико-ориентированные (прикладные).
|
2. По предметно-содержательной области:
монопроекты - в рамках одной области знаний;
межпредметные - на стыке различных предметных областей.
|
3. По количеству участников проекта:
индивидуальные (личностные);
парные;
групповые;
коллективные;
массовые.
|
4. По продолжительности выполнения:
краткосрочные (несколько уроков) - для решения небольшой проблемы или части крупной проблемы;
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
|
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов, которые возможно использовать на уроках русского языка:
исследовательский проект
творческий
ролевой
практико-ориентированный,
информационный
В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части речи по русскому языку.
В ролевом (игровом) проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку (главное условие сказки – объяснение языковых законов, но с использование сказочных элементов, волшебных превращений, определённых устойчивых выражений; знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно).
Практико-ориентированный проект по русскому языку направлен на социальные интересы участников проекта. Например, результатом изучения темы «Фразеологизмы» стал учебный проект «Неизведанный мир Фразеологии», представленный в Приложении.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой. Продуктом реализации проекта могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, рекламные ролики и т.д.
Проекты по русскому языку распределяются и по продолжительности. Мини-проекты можно создать за один урок, над такими проектами работа ведется в группах в составе не более 3-4 человек. Краткосрочные проекты по русскому языку занимают от двух до четырех уроков. Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя. Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными формами (экскурсии).
Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Часто эта работа проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Защита таких исследовательских работ может быть представлена на традиционных ежегодных школьных научно-практических конференциях, а победителей - на городских научно-практических конференциях.
Преподаватель может не только оценить эти проектные работы, но и устроить конкурс на лучшее, самое неординарное их оформление. На основе самых интересных сказок можно составить богатейший дидактический материал для выборочных и объяснительных диктантов, что может стать одной из наград для маленьких авторов. Разумеется, при подобном подходе к изучению русского языка необходимо и на уроках литературы готовить учащихся к такого рода деятельности, так как нужно знать те законы, по которым выстраивается текст художественного произведения определенного жанра. Этим обеспечивается не только межпредметная, но и метапредметная связь.
2.4. Универсальные учебные действия учащихся, формируемые на основе применения проектной деятельности.
Проектная деятельность ориентирована на достижение следующих УУД из государственных образовательных стандартов:
1.Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях: понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа; осознание уважительного отношения к родному языку, гордости за него, потребности сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.
2. Познавательные УУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний и т.д.
3. Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
4. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Заключение.
Формирование УУД через проектную деятельность позволяет обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Метод проектов не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения ученики самостоятельно приобретают знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Проектная деятельность требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях, что формирует универсальные учебные действия. Через проектную деятельность происходит становление современного человека.
Литература.
Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. Материал подготовлен на основе анализа педагогической литературы и зарубежного опыта, представленного в сети Интернет. //Образование в современной школе. – 2000 - № 4 - с.21-25.
Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. //Директор школы. - 1995. - № 6
Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование . - 2005 . - № 2 - с.113-121
Методика мозгового штурма// Интернет… Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе управления и организации учебного процесса. М.: 2000
Мурашковска И.Н. Неделя проектов.//Директор школы – 1995. - № 3 - с 184-188.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. – Academa. – 2003
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.// Методический вестник. - Опыт учителей школ г.Чайковского. – 1999 - № 4 – с.21-28//
Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.// Директор школы . -1998. - № 3.
Приложение
|
|
|