|
Расширение театрального пространства в творческой деятельности учащихся «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Расширение театрального пространства
в творческой деятельности учащихся
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В.А. Сухомлинский
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования. Основным стержнем содержания является творческое восприятие и осмысление самого себя в этом мире. Реализуя разнообразные программы по формированию и развитию креативной личности, я решаю следующие задачи:
- развитие творческих способностей учащихся;
- реализация творческого потенциала;
- удовлетворение социокультурных и образовательных интересов и потребностей учащихся: в общении, в сотворчестве, в самовыражении, в сопереживании, в игре, в радости.
Опыт моей работы показал: чтобы эти задачи были реализованы успешно, необходимо расширить творческое пространство гимназии через многообразие форм театрализованной деятельности учащихся.
По выражению В.Г. Белинского, в театре «сосредоточиваются все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств», именно он «исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их». Театр питает душу и сознание ребенка с самых первых шагов, его уроки нередко имеют более серьезные последствия, чем решение задач из школьного учебника.
Театр нужен школе как «кафедра идей добра и разума», но не только. Он нужен как праздник в детской жизни, как путь увлекательного, живого исполнительского творчества. Еще более четырехсот лет назад Я.А. Коменский настаивал на введении в учебных заведениях театральных представлений, видя в них «эффективное средство для изгнания душевной вялости и возбуждения живости». А Марк Розовский утверждает, что школьный театр – это «трамплин для прыжка в будущее, в неведомое».
Устойчивый интерес детей и подростков к театральному творчеству многие деятели искусства, известные педагоги, психологи видят в единой основе театра и игры, что дает возможность воспитанникам легко входить в этот жанр.
З.Я. Корогодский: «Театр близок детству... там увлеченность, воображение, изобретательность, энтузиазм – игра!»
Е.Ю. Сазонов: «Игра – одна из самых универсальных потребностей детей. В известном смысле все остальные потребности – в познании, в приобретении необходимых навыков, общении и т.д. – ребенок приобретает через игру; играя, познает мир. Свободно чувствуя себя в стихии игры, дети становятся смелыми, способными проявить наблюдательность, ум, чувство юмора».
С.Л. Рубинштейн: «Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом».
Имитация, ролевое поведение. Свободная импровизация, эмоциональная выразительность, знаковая природа — все эти качества характерны и для игры, и для актерской деятельности.
Какие же театрализованные формы считаются наиболее эффективными? Поставив этот вопрос на районном семинаре педагогов-организаторов, я услышала ответ практически сразу: театральная неделя. В каждом школьном коллективе она планируется и проводится по-разному – в зависимости от интересов и потребностей учащихся и от творческого подхода самих педагогов.
Итак, Театральная неделя! Как любое коллективное творческое дело, организация ее начинается с идеи, которая потом обсуждается на детском и взрослом уровнях путем анкетирования, сбора предложений «по теме», широкой рекламной кампании. Затем данная идея разрабатывается на «совете дела», в который входят учителя-энтузиасты, участники театрального объединения и члены Совета старшеклассников. Итогом «горячих споров» становится Положение о проведении Театральной недели. Например, такое.
Цель: Формирование интереса к театру через систему КТД (коллективных творческих дел).
Задачи:
Создание условий для развития творческой активности, раскрытия способностей к театральному искусству посредством привлечения максимального количества участников КТД.
Обеспечение разнообразия театрализованных игр и конкурсов.
Укрепление творческих связей «старшие – младшие».
Развитие самостоятельности как высшей формы творчества.
Воспитание дружелюбия.
Поддержание эмоциональной творческой атмосферы.
Поддержание и укрепление традиции.
Условия:
-
В театральной неделе участвуют все классы.
Для 1-3-х классов – спектакль театра-студии «Первый этаж».
Для 4-5-х классов – КАМ (конкурс актерского мастерства).
Для 6-х классов – конкурс инсценированного юмористического рассказа.
Для 7-х классов – вечер защиты жанров.
Для 8-х классов – вечер импровизаций.
Для 9-х классов – вечер при свечах «Слово о театре».
Для 10-11-х классов – КВН «Весь мир – театр...»
Программа «Дебют», в которой все творческие микро-группы могут представить свои творческие работы для широкой аудитории.
Все творческие группы выпускают афишу, анонсируют свое выступление.
Желающие могут принять участие в викторине «Аплодисменты».
Выпуск общешкольной театральной газеты возлагается на «совет дела».
Старт театральной неделе дает радиопередача «Третий звонок», подготовленная детским театральным объединением.
Все юные актеры, оформители и зрители проявляют творческую активность, терпение, поддерживают хорошее настроение и «производят неизгладимое впечатление».
Подведение итогов проводится по конкурсным программам.
Все участники награждаются специальными дипломами и призами.
Далее каждая конкурсная программа разрабатывается еще более конкретно: определяется жюри, оформление зала, место и время проведения, непосредственные участники, сценарий, ведущие и т.д. Все программы проводятся силами «совета дела».
Большое значение имеет подведение итогов театральной недели. Обычно выпускается фотогазета, все программы снимаются на «видео»; афиши, программки и прочие бумажные артефакты дарятся на память лучшим участникам и организаторам с массой автографов или бережно укладываются в большую папку творческого архива – «для истории».
Достаточно популярной формой театрализации является тематическое представление в рамках какого-либо праздника. Это и «Путешествие по Океану знаний» 1 сентября, и Новогодняя сказка для малышей, и театрализованные представления на Масленичной неделе, Празднике книги. Специфика таких представлений состоит в том, что его участниками становятся ребята разных возрастов. Это дает возможность устанавливать контакты на дружеской основе, помогает младшим уверенно входить в творческий процесс.
Прекрасная форма проявить себя неординарно на сцене – это КВН. Я знаю, что некоторые педагоги, режиссеры – противники участия ребят, занимающихся в театральных студиях, в столь несерьезном шоу. Они считают такую игру «кривлянием», ничего не дающим «одухотворенной творческой личности». Но, в этом случае, все решает вкус и материал, заложенный в содержание игры. Ведь темы могут просто отличными: «КВНовский киношок» (к юбилею кинематографа), «В компании с Воландом», «Золотая лихорадка», «Нет худа без добра, или Исторический альянс», «Любовь пришла нежданно к нам, или Страсти по КВНу». А конкурсы «Приветствие», «СТЭМ», «БРИЗ» и «Домашнее задание» могут стать настоящими мини-спектаклями. Самое главное в КВНе – это веселая работа для всех, это сотворчество взрослых и ребят, это дух дружбы и радости!
Особой формой театрализованной деятельности можно считать театрализованные концерты, состоящие из отдельных номеров. Обычно они используются в гимназии на различных праздниках. Хороша эта форма тем, что участник концерта может самостоятельно подготовить свой номер, в котором по-новому он может проявить себя. Такие концерты обрели название «Крик души».
Очень популярны в нашей гимназии театрализованные конкурсные игровые программы. Любая театрализованная игра – это художественное действо с игровыми элементами, в котором и музыка, и песня, и игра слиты воедино, что создает у ребят праздничный настрой души, рождает радость от общения с пркрасным. Чаще всего такие игры делятся на тематические («По следам «Трех мушкетеров», «У Лукоморья», «Приключения в стране Светофории») и игры, посвященные календарным и народным праздникам («Масленичные старты», «Вперед, мальчишки!», «Во всех ты, душенька, нарядах хороша!..», «Весенняя чехарда»). Они интересны тем, что по ходу их проведения участники включаются в захватывающее интерактивное действие.
Удивительно, но до сих пор жива агитбригада - небольшой, обычно передвижной, самодеятельный или профессиональный концертный коллектив, репертуар которого строится на остросовременном, злободневном материале. Обычно такая форма театрализации используется мною при подготовке творческого выступления на тему пропаганды здорового образа жизни «Люби, твори, живи!» и по профилактике дроржно-траспортного травматизма.
Один из методов воспитания – «завораживающий» пример хорошего коллективного творческого дела – оказался очень эффективным: некоторые формы театрализации успешно используются учителями-предметниками при проведении декад наук (математический КВН, конкурс экологической сказки, игровая программа «Рыцарский турнир», конкурс клипов «Химия на службе у человека», «Литературный портрет» и т.п.); преподаватели литературы и иностранного языка нередко включают в уроки инсценировки отрывков произведения русских и зарубежных писателей, небольшие музыкально-поэтические композиции.
Прочно вошла в систему учебно-воспитательного процесса такая форма, как интегрированный урок. В содружестве с преподавателем литературы были проведены два урока: «Жанры драматургии. Первая половина XIX века» (8-е классы) и театрализованный диспут «Не верят в мире многие любви…» (9-е классы). Хороший союз сложился с заведующей библиотекой гимназии. Она стала вторым режиссером спектакля «Последняя сказка Шахразады» и первой редакции музыкально-поэтической фантазии «Светлый мир», а участники театрального объединения «Ангажемент» приняли участие в районном семинаре библиотечных работников, проходившем на базе нашей гимназии.
Я активно сотрудничаю с преподавателями дисциплин эстетического цикла: музыки, ритмики, изобразительного искусства. В результате появилась традиция проведения Фестиваля искусств «Дерзайте: вы талантливы!» Взаимопроникновения разных видов искусства обеспечило целостность восприятия: необыкновенно поэтичны оказались детские рисунки и работы юных фотохудожников, конкурс вокалистов превратился в великолепное шоу, а программа «Ах, танец, танец!..» явилась настоящим музыкально-драматическим спектаклем. Разновозрастная форма проведения фестиваля показала, что в искусстве все возрасты равны. Здесь определяющим фактором являются интересы ребят, способности и желания выразить свои душевные порывы средствами искусства, обогатить свой духовный мир.
А три года назад мы с ребятами придумали новый фестиваль – «Юбилейные даты – классные даты!» В нем каждый классный коллектив ежегодно рассказывает в театрализованной форме о каком-то юбилейном событии. В этом году ярко отметили 750 лет Данте Алигьери, 15 лет со дня учреждения Всемирного дня сердца, 20 лет Международному дню гражданской авиации, 210 лет Жорж Санд. Было познавательно и красиво – настоящие творческие удачи!
Анализ проведения многих КТД показал, что у учащихся выработан устойчивый интерес к театрализованной деятельности. Ребята – благодарные зрители и азартные болельщики. Так, например, на КВНе старшеклассников можно увидеть ребят среднего возраста, на вечере жанров 7-8 классов – третьеклассников, а на КАМе, спектаклях «Ангажемента» и в фестивальных программах – учащихся с 1-го по 11-й класс. А быть зрителем – это тоже своего рода искусство.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: участие гимназистов в различных театрализованных формах – это обогащение их духовного мира, эмоциональный отклик на творческое событие, развитие творческого потенциала и эстетическое наслаждение. Мой опыт доказывает: чтобы достичь этого, надо вводить детей в этот мир – мир театрального творчества. Вводить бережно, так, чтобы «не навредить».
Литература:
Селиванова Е.Д. Театрально-литературные композиции в школе – М.: Просвещение, 1982.
Халин Ю.А. Школьный поэтический театр. – М.: Чистые пруды, 2006.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников. – М.: ВЛАДОС, 2001.
|
|
|