|
Консультация для родителей
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Развитие познавательной и творческой активности у детей»
Рисование едва ли не самый интересный вид деятельности детей. И неудивительно, деятельность эта позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к нему.
Но иногда мы слышим от детей: «Я не люблю рисовать, потому что не умею». Как же помочь детям раскрыть в себе способности к рисованию. Прежде всего ребёнку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Если он занимается рисованием, ему надо помочь овладеть техническими навыками, умением видеть цвет и форму предметов.
Упражнения для развития двигательных способностей:
игра «Найди меня» - дети ищут рисунок, соединяя точки на листе, не отрывая карандаш от бумаги.
игра «Больше – меньше» - дети берут трафарет (геометрические фигуры, звери, птицы, овощи и т.д.) обводят его, затем рисуют такой же силуэт, только больше получившегося (с внешней стороны) или меньше (внутри контура). Цель – добиться, чтобы контуры как можно точнее повторяли друг друга.
игра «Видно – не видно» - перед ребёнком лист бумаги, разделённый на две части, на каждой половине листа нарисован силуэт самолёта внутри облака. «Самолёт залете за тонкое облачко» - заштриховать облако еле заметной штриховкой (слабый нажим на карандаш). «Залетел за тёмную тучку» - сплошная штриховка (сильный нажим карандаша).
игра «Меткий стрелок». Материал: два листа бумаги, на одном три точки – красного, жёлтого и зелёного цвета; на другом семь расположенных по кругу точек всех цветов радуги, вырезанный из бумаги силуэт котёнка.
Вопрос: На котёнка напали три осы, надо ему помочь. Кто из нас окажется «метким стрелком»? (надо закрыть пальцами точки на первом листе бумаги, цвета можно назвать в произвольном порядке, в быстром темпе).
Вопрос: А теперь на котёнка напали семь ос. (раздаются другие листы бумаги, силуэт котёнка) дети раскладывают котёнка в центре круга и закрывают те точки, которые называет воспитатель (как и в первом задании) «Ловят ос».
Вопрос: А теперь простым карандашом одной линией, не отрывая руки, обведите все точки. Что получилось? (цветок) раскрасьте каждый лепесток цветом точки в его середине («Спрячь осу») получился «цветик – семицветик».
игра «Любопытная змейка» - на листе бумаги дети рисуют дорогу, две параллельные линии, и по её краям деревья, зелёные точки, примерно на одном расстоянии друг от друга. Нужно обвести карандашом красную точку, не прерывая линии. Это «любопытная змейка», ей кажется, что за каждым деревом её ждёт что-то интересное ( она оползает дерево с одной стороны дороги, затем с другой и т.д., не пропуская ни одного).
игра «Заштрихуй по образцу».
В результате таких упражнений у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами.
Предпосылками для развития творчества является и развитие способностей восприятия предметов, и явлений окружающей действительности их основных свойств: формы, цвета, цветовых отношений. Потому необходимо научить детей ориентироваться во многообразии цветовой гаммы, познакомить с волшебным миром красок.
Сначала дети учатся ритмически чередовать цвета (на занятиях по аппликации) «Бусы»: жёлтый, красный – мажем, клеем,
жёлтый, красный – клей смелей,
жёлтый, красный – бусы будут,
жёлтый, красный – вот так чудо!
Можно использовать не только чередование цвета, но и чередование форм, усложняя ритм чередования:
«Мы наклеим на листочке два квадрата, два кружочка,
Два квадрата, два кружочка, вот такая вышла строчка»
***
«Жёлтый, жёлтый, красный, красный –
Как наклеить – сразу ясно,
«Жёлтый, жёлтый, красный, красный –
Вот какой узор прекрасный»
Заполняют листы пятнами, знакомятся с понятиями холодные, тёплые цвета, учатся путём смешивания основных цветов получать оттенки. На занятиях «Что бывает зелёное?», «Апельсины для медвежонка», «Помоги зайцу спрятаться» (получение коричневого цвета) и др.
Но оказывается, просто владение техническими навыками недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребёнок остаётся на уровне не ремесла, а творчества.
Каждый ребёнок, создавая изображение, должен вложить в него то, что раньше называлось душой, а теперь определяется психологами как эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт. В этом и заключается изобразительное творчество ребёнка. Творчество проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создаётся изображение по заданию педагога.
В чём же проявляется творчество у малышей? Это может быть изменение величины предмета, скажем яблока, с исполнение какой-то детали, черенка. Творческим проявлением может стать изменение в цвете. Например, когда рядом с красным яблоком, ребёнок по своей инициативе рисует жёлтое или зелёное. Дети могут вносить различные дополнения связанные с темой. Любое проявление самостоятельности, творчества, несомненно должно поощряться. Как уже было сказано выше, дети должны отражать в рисунке свои впечатления от окружающего мира. Следовательно, задача воспитателя разнообразить эти впечатления, целенаправленно формировать эти знания и представления у детей путём специальных наблюдений, постепенно и последовательно развивать восприятие – образное, эстетически окрашенное, эмоционально-положительное. Дети должны увидеть художественные достоинства предмета, который им предстоит изображать, а не просто выделять его свойства, форму, строение, цвет. Иначе, понятие «красиво» не приобретает в их глазах конкретный смысл. Но как это сделать? День за днём нужно вести наблюдения за природой, обращая внимание на то, как светит солнце, как плывут облака (сегодня они похожи на сахарную вату – пушистые и мягкие, а вчера они были совсем другими, как - будто кто-то разлил сметану). Такого рода наблюдения, подкреплённые поэтическими строками, умение созерцать красоту, умение наслаждаться ею, видеть не только внешний, но и внутренний мир всех и всего – есть важнейший фундамент развития детского творчества.
Так постепенно будет накапливаться у детей запас представлений, который и составит базу для работы воображения.
Воображение – основа любого творчества. Накоплению представлений и развитию воображения способствует вся воспитательная работа с детьми. В этом плане помогают разнообразные игры, сказки, произведения художественной литературы. Специальные упражнения, словесные описания, придумывание окончания к сказкам, составление собственных рассказов, разнообразных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простых фигур.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ:
«Какая игрушка»
«Дети на прогулке»
«Камушки на берегу»
«Изменения» -предложить детям походить через разные ворота – высокие, низкие; нести сумку – тяжёлую, лёгкую. Аналогично можно построить большое число игр: «Грустно – весело», «Жарко – холодно», «Светло – темно» и т.д.
«На что похоже». Воспитатель показывает игрушку, например, крокодила – дети должны провести как можно больше аналогий (он длинный, как бревно, шершавый, как кора, плавает, как корабль и т.д.)
«Кто я?» - по жестам, мимике, звукам дети должны догадаться, что вы показываете. (поезд, машина, чайник и т.д.). возможности такого показа безграничны и завися только от житейского опыта ребёнка.
-
«Подарки для кукол» - предварительно вырезать из бумаги разноцветные круги, положить в мешочек или коробочку. Вопрос: «У куклы сегодня день рождения, ей принесли разные подарки» надо угадать что это за подарки. ( Про красный круг, например, можно сказать, что кукле принесли в подарок ленту, флажок. Игру можно варьировать, предлагая вместо кругов фигуры разных форм – квадрат, треугольник)
«На что похоже?»
«Поможем художнику» - принесёт вам радость совместное творчество, сблизит вас с ребёнком, научит лучше понимать друг друга. Перед этой игрой на листе бумаги рисуется какое – либо схематическое изображение, например, человек. Буквально так: «Ручки, ножки, огуречик…» пусть дети придумаю, что хотят про этого человечка, а вы рисуете все эти выдумки. А можно вместе обсудить разные варианты. Эта игра особенно даёт почувствовать радость творчества детям, не совсем уверенным в себе. Тут появляется такая возможность всё говорить самому, а взрослый – большой и всезнающий – будет всё это выполнять. Многие дети с каждым разом всё смелее и веселее начинают диктовать свои выдумки, особенно, если взрослый охотно принимают их.
«Волшебные кляксы» - на середину листа бумаги выливаются немного чернил или туши, а затем лист складывается пополам. Затем лист разворачивается и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса.
-
«Чудесный лес» - заранее приготовить цветные карандаши, фломастеры и нарисовать на большом листе бумаги несколько деревьев и в нескольких местах небольшие неопределённые фигурки и линии. Теперь можно приступать к созданию леса. Вместе с ребёнком дорисовать все неоконченные изображения – каждый свою фигурку. Превращать фигурки можно в то, что бывает на самом деле и в то, что является выдумкой: невиданные цветы и животные, даже «пришельцы». Варианты игры: «Чудесное море», «Чудесная полянка».
«Чего не бывает на свете» - детям предлагается придумать чего на свете не бывает, и нарисовать это.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
«Кем был?»
«Кем будет?» (стол был деревом, стал…, цыплёнок был яйцом, а стал…)
Одним словом, чем многообразнее и богаче жизнь, чем больше впечатлений получит малыш, тем шире будет диапазон содержания, из которого он будет черпать образы для творческой деятельности.
Существует мнение, чем меньше ребёнок, тем меньше изобразительных материалов он может освоить. Однако, опыт работы с детьми показывает: детям нравится новизна. Они с большим интересом рисуют не только цветными карандашами и красками, но и простым, графитным карандашом, используя различный нажим для передачи оттенков предметов. Детям нравится рисовать акварелью на влажной бумаге. Мягко растекающая краска позволяет передать плавные оттенки одного цвета, а при использовании разных цветов мягкие переходы одного цвета в другой.
Рисовать можно и восковыми цветными мелками, простой свечой, угольным карандашом, даже пластилином.
(подробно об особенностях различных изобразительных материалов в «Дошкольном воспитании» 1994г. №11)
По мере того, как дети овладеют разными материалами, нужно подвести их к осознанию выбора материалов для рисования и не следует бояться, что дети выберут не то. Гораздо важнее, что ребёнок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом, который ему больше нравится, пусть даже он и ошибается. Когда в конце занятия ребёнок увидит свою работу среди других, он заметит свою ошибку и на следующем занятии его выбор может быть другим.
Овладение детьми техникой рисования, понимание свойств разных материалов, их выразительных возможностей, умение использовать различные материалы для создания рисунка – всё это даёт свободу творческого решения изобразительных задач. Но основным и необходимым условием проявления и развития творчества, на мой взгляд, является всё - таки создание эмоционально-положительной обстановки на занятиях по ИЗО. Эмоциональная приподнятость, насыщенность восприятия, радость от красоты окружающей жизни и произведений искусства – должны сопровождать каждое занятие в детском саду.
Творческий характер деятельности требует деятельности, творческой непринуждённой обстановки, не надо требовать от детей полного ответа, беседы должны носить живой непосредственный характер. Формальные требования подавляют радостное настроение, снижают интерес. И не только формальные требования, но и замечания, тем более высказанные в нетактичной, пренебрежительной форме: снижается эмоциональное радостное настроение, нарушается атмосфера сказочной таинственности.
Игры, игровые приёмы, чтение стихов, песни, предложение придумать что-нибудь необычное, новое, загадочное – вот что поддержит внимание детей.
Белый город
В. Приходько
Этот город – белый город, он под белым полотном,
Очевидно, белый город околдован колдуном.
Здесь и липы, как берёзы белы с некоторых пор,
И застыл на перекрёстке белоглазый светофор.
В зоопарке то и дело Мишке хочется реветь –
Почему я белый – белый, я ж не северный медведь!
Просят жители: «Спасите, надоела белизна!»
Век космических открытий, а боятся колдуна.
Вы, девчонки и мальчишки, ярких красок припасите,
Белый город разрисуйте, расколдуйте и спасите!
***
Платице для куколки разукрасим сами –
Синими горошками, красными цветами.
Новенькое платьице мы подарим Маше,
Как наденет куколка – сразу станет краше!
***
Мы матрёшек отыскали, с ними «Польку» танцевали,
А теперь большой матрёшке, нарисуем мы горошки:
Жёлтый, красный, голубой – сарафанчик стал цветной!
|
|
|