|
Тематическое планирование дидактических игр и упражнений по обучению дошкольников творческим описаниям
(подготовительная к школе группа)
Сентябрь.
№ недели, название лексической темы.
|
Содержание работы
|
1 неделя
|
Мониторинг
|
2 неделя
|
Мониторинг
|
3 неделя – Овощи и фрукты.
|
1.Д/И «Подбери пару» - научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению;
2.Д/И «Найди о чем расскажу» - научить узнавать предметы по перечисленным признакам.
3.Д/И «Опиши, мы отгадаем» - научить описывать предметы и находить их по описанию.
4.Д/И «Магазин» - закрепить у детей умение выделять характерные признаки фруктов.
5.Д/И «Овощи» - научить детей узнавать овощи по описанию, различать на вкус.
|
4 неделя – Дары леса
|
1.Д/И «Съедобные и несъедобные грибы» - знать названия съедобных и несъедобных грибов, их отличительные особенности.
2.Д/И «Что изменилось?» - развивать внимание, закрепить названия грибов.
3.Д/И «Какой, какое?» - компот из клубники –какой? (Клубничный компот). Варенье из малины – какое? - …
4.Д/И «Назови ласково»-образовывать уменьшительно – ласкательную форму предложенных существительных по теме.
|
Октябрь.
№ недели, название лексической темы.
|
Содержание работы
|
1 неделя – Откуда хлеб пришел?
|
1.Д/И «От зернышка до булочки» - закреплять и систематизировать знания о том, как выращивают и производят хлеб.
2.Д/И «Кто потрудился?» - расширять, уточнять знание детей о труде людей.
3.Д/И «Да – нет» - учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
|
2 неделя – Осень. Одежда, обувь, головные уборы
|
1.Д/И «Маленький – большой» - образовывать уменьшительно-ласкательную форму предложенных существительных по теме.
2.Д/И «Найди пару» - найти предмет по сходству.
3.Д/И «Когда это бывает?»- закрепить признаки осени.
4.Д/И «Угадай с какого дерева лист или плод» - закрепить название и внешний вид деревьев, развивать внимание.
|
3 неделя – Перелетные птицы
|
1.Д/И «Угадай птицу по описанию» - учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.
2.Д/И «Назови одним словом» - активизировать в речи обобщающие слова.
3.Д/И «Скажи ласково» - учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
4.Д/И «Хорошо –плохо» - развивать связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть водном явлении положительные и отрицательные качества.
|
4 неделя – Деревья
|
1.Д/И «Угадай, с какого дерева лист и плод»-закрепить названия и внешний вид деревьев, развивать внимание.
2.Д/И «Один – много» - практическое употребление единственного и множественного числа существительных в составе простого предложения.
3.Д/И «Дерево – куст» - знать названия наиболее распространенных в данной местности деревьев и кустарников, различать их по особенностям строения.
|
Ноябрь.
№ недели, название лексической темы.
|
Содержание работы
|
1 неделя – Дом. Мебель
|
1.Д/И «Какая комната?» - моем руки – ванная комната, … .
2.Д/И «Что мы делаем?» - коридор – в коридоре мы одеваемся, обуваемся когда выходим на улицу, … .
4.Д/И «Чего не стало?» - упражнять в образовании форм род. Падежа мн.ч. существительных.
5.Д/И «Назови части предмета» - закрепить название предметов мебели, из каких частей состоит.
6.Д/И «Найди общее» - сравнивать предметы мебели.
8.Д/И «Опиши предмет»-учить описывать предметы мебели, узнавать их по описанию.
|
2 неделя – Домашние животные
|
1.Д/И «Семья животных» - знать как называют членов «семьи» домашних животных; меть группировать их в свою «семью».
2.Д/И «Найди свою маму» - знать названия детенышей домашних животных; уметь соотносить детенышей домашних животных с их мамами.
3.Д/И «Кто как кричит?» - знать какие звуки издают домашние животные.
4.Д/И «Кто чем питается?» - знать чем питается то или иное домашнее животное.
|
|
1.Д/И «Доскажи фразу» - учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
2.Д/И «Слова – родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов.
3.Д/И «Чьи следы?» - образование притяжательных прилагательных.
4.Д/И «Что, где?» - упражнять в ориентировке в пространстве, использовать слова: «над», «перед», «под»
|
4 неделя – Осень (обобщение)
|
1.Д/И «Придумай предложение» - развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
2.Д/И «Подбери слово»- развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
3.Д/И «Кто больше знает небылиц» - учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
4.Д/И «Было – будет» - упражнение в правильном использовании слов о прошлом, настоящем и будущем.
|
Декабрь.
№ недели, название лексической темы.
|
Содержание работы
|
1 неделя –Зима
|
1.Д/И «Скажи наоборот» - подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы – антонимы;
2.Д/И «Когда это бывает?» - закрепить зимние приметы;
3.Д/И «Снаружи, внутри, около, между» - закрепить понятия «внутри», «снаружи», «около», «между»;
4.Д/И «Найди спрятанную игрушку» - учить ориентироваться в пространстве.
5.Д/И «Похож- не похож» - учить сравнивать предметы; развивать наблюдательность, мышление, речь.
|
2 неделя – Зимующие птицы
|
1.Д/И «Назови птицу» - узнавать и называть зимующих птиц.
2.Д/И «Угадай птицу по описанию» - учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.
3.Д/И «Назови одним словом» - активизировать в речи обобщающие слова.
4.Д/И «Загадай, мы отгадаем» - закрепить знания детей о зимующих и домашних птицах, назвать их признаки.
5.Д/И «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным.
|
3 неделя – Наш город. Моя улица
|
1.Д/И «Что стало не так?» - развивать внимание, выдержку.
2.Д/И «Кто больше назовет действий?» - расширить словарный запас подбором глаголов.
3.Д/И «Угадай по описанию» - научить детей составлять описательный рассказ.
4.Д/И «Слова – родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов.
5.Д/И «Назови ласково» - образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
6.Д/И «Что за предмет?» - формировать умение назвать предмет и описывать, обращая внимание на последов.изложения, использование сравнений.
|
4 неделя – Новогодний праздник
|
1.Д/И «Закончи мое предложение» - учить устанавливать причинно-следственные связи; логически завершать предложения, поясняя причину события.
2.Д/И «Когда это бывает?» - дается описательный рассказ одного из времен года, дети его называют. Развивать связную речь.
|
Январь.
№ недели, название лексической темы.
|
Содержание работы
|
1 неделя –
|
Каникулы
|
2 неделя – Зимние забавы
|
1.Д/И «Кто больше назовет действий» - активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо).
2.Д/И «Четыре времени года» - знать признаки характеризующие каждое время года.
3.Д/И «Назови действие» - знать зимние явления; меть заканчивать предложение педагога, подбирая по смыслу соответствующий глагол.
|
3 неделя – Продукты питания. Посуда
|
1.Д/И «Кислое, горькое, сладкое» - кислое –лимон, квас, яблоко;
2.Д/И «Первое, второе, третье, десерт» - на каждое слово дети называют несколько блюд. Кто больше вспомнит.
3.Д/И «К какому виду относится?» - сахарница – чайная посуда, салатница – столовая, …;
4.Д/И «Из чего сделана?» - закрепить предметы посуды, из какого материала сделана.
5.Д/И «Отбери правильно» - классифицировать посуду на чайную и столовую.
|
4 неделя – Как звери зимуют
|
1.Д/И «Кто больше знает?» - развитие памяти, находчивости, сообразительности; закрепление знаний о предметах.
2.Д/И «Волшебный лес» - развивать воображение и творческое мышление.
3.Д/И «Отгадай-ка» - развивать умение описывать животное по предложенному плану, узнавать по описанию.
|
Февраль.
№ недели, название лексической темы.
|
Содержание работы
|
1 неделя – Домашние птицы
|
1.Д/И «Назови ласково» - образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
2.Д/И «Отгадай – ка» - учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существительные признаки, по описанию знавать предмет.
3. Д/И «Что бывает короткое, длинное» - уточнить представление детей о величине предметов, развить быстроту мышления.
|
2 неделя – Транспорт. Правила дорожного движения
|
1.Д/И «Какой вид транспорта?» - закрепить название внешний вид и к какой группе принадлежит данный вид транспорта.
2.Д/И «Добавь слово» - упражнение в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе; развитие ориентировки в пространстве.
3.Д/И «Узнай по описанию» - воспитание умения описывать предмет по представлению; развитие внимания, связной речи, сообразительности.
|
3 неделя – День защитников Отечества. Военные профессии
|
1.Д/И «Кто больше назовет действий» - активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т.д.).
2.Д/И «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова.
3.Д/И «Ласковые слова» - образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
4.Д/И «Наоборот» - учить подбирать антонимы к слова.
|
4 неделя – Зима (обобщение)
|
1.Д/И «Почтальон принес посылку» -учить описывать предметы, узнавать их по описанию.
2.Д/И «Сложные слова» - учить образовывать существительные с помощью суффиксов.
3.Д/И «Сочиняем сказку» - учить придумывать различные ситуации с помощью предметов-заместителей.
|
Март.
№ недели, название лексической темы.
|
Содержание работы
|
1 неделя –Родная страна
|
1.Д/И «Подумай и ответь» - формировать представления о том, чего у каждого человека по два и по одному.
3.Д/И «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова.
4.Д/И «Угадай по описанию» - учить детей составлять описательный рассказ.
5.Д/И «Доскажи фразу» - учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
6.Д-И «Подбери слово» - развивать сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
7.Д/И «Скажи по-другому» - развивать умение подбирать
|
2 неделя – 8 Марта. Женские профессии
|
1.Д/И «Назови членов своей семьи» - уточнять и закреплять знания детей о своей семье.
2.Д/И «Кто старше?» - практическое употребление наречий «старше», «младше» в составе простого предложения.
3.Д/И «Назови ласково» - закрепление образования слов с уменьшительно – ласкательным значением.
4.Д/И «Чего не стало?» - упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
|
3 неделя – Животные Севера
|
1.Д/И «Угадай по описанию» - учить детей составлять описательный рассказ.
2.Д/И «Кто больше назовет действий» - активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т.д.).
3.Д/И «Снаружи, внутри, около, между» - закрепить понятия «внутри», «снаружи», «около», «между»;
|
4 неделя – Животные жарких стран
|
1.Д/И «Семья животных» - знать как называют членов «семьи» домашних животных. 2.Д/И «Найди свою маму» - знать названия детенышей домашних животных; уметь соотносить детенышей домашних животных с их мамами.
3.Д/И «Сочиняем сказку» - учить придумывать различные ситуации с помощью предметов- заместителей.
|
Апрель.
№ недели, название лексической темы.
|
Содержание работы
|
1 неделя – Перелетные птицы
|
1.Д/И «Угадай птицу по описанию» - учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.
2.Д/И «Назови одним словом» - активизировать в речи обобщающие слова.
3.Д/И «Скажи ласково» - учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
4.Д/И «Хорошо –плохо» - развивать связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества.
5.Д/И «Закончи предложение» - употреблять понимание причинных связей между явлениями.
|
2 неделя – День космонавтики
|
1.Д/И «Кто больше назовет действий» - активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т.д.).
2.Д/И «Сложные слова» - учить образовывать существительные с помощью суффиксов.
2.Д/И «Отгадай – ка» - учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существительные признаки, по описанию знавать предмет.
|
3 неделя – Школа. Школьные принадлежности
|
1.Д/И «Первоклассник» - закрепление знаний о предметах, необходимых для учебы.
2.Д/И «Что изменилось?» - воспитание наблюдательности; развитие памяти, связной речи.
3.Д/И «Кто больше назовет действий» - развитие сообразительности, активизация словаря.
|
4 неделя – Комнатныерастения
|
1.Д/И «Что я назвала?» - учить определять растение по слову – описанию, перечисленным признакам.
2.Д/И «Загадай – мы отгадаем» - учить выделять и называть характерные признаки растения, связно описывать и находить растение по описанию.
3.Д/И «За покупками в цветочный магазин» - упражнять в выборе растений путем исключения названных признаков.
|
Май.
№ недели, название лексической темы.
|
Содержание работы
|
1 неделя – День Победы
|
1.Д/И «Подбери эмблему воину» - закрепление знаний о родах войск Российской Армии.
2.Д/И «Кто больше назовет действий» - активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т.д.).
3.Д/И «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова.
4.Д/И «Ласковые слова» - образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
5.Д/И «Наоборот» - учить подбирать антонимы к слова.
|
2 неделя –Цветы
|
1.Д/И «Что, где?» - упражнять в ориентировке в пространстве , использовать слова «над», «перед», «под».
2.Д/И «А что потом?» - закрепление знаний о частях суток, о деятельности детей в разное время дня; развитие припоминания, связной речи.
3.Д/И «Что игрушка рассказывает о себе?» - воспитание умения выделять наиболее характерные признаки предмета; развитие связной речи, внимания, воображения.
4.Д/И «Парные картинки» - воспитание наблюдательности, умения замечать сходство и различие в предметах; активизация словаря
|
3 неделя – Насекомые
|
1.Д/И «Узнай насекомое» - закрепить название и внешний вид насекомых.
2. Д/И «Какой предмет?» - упражнение в классификации предметов по определенному признаку; развитие мышления, речи, смекалки.
3.Д/И «Кто в домике живет?» - закрепление знаний о животных; упражнение в правильном звукопроизношении.
4.Д/И «Что сажают в огороде?» - классификация растений по месту произрастания; воспитание внимания, сообразительности, речи.
|
4 неделя – Весна (Обобщение)
|
1.Д/И «Отгадывание загадок о весне» - знать признаки весны; уметь отгадывать загадки, объясняя, по каким признакам угадан объект.
2.Д/И «Назови действия, которые происходят весной» - знать признаки весны; уметь заканчивать предложение, называя соответствующее действие.
3.Д/И «Слова – родственники» - упражнять в проборе однокоренных слов.
|
|
|
|