МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28»
Консультация для воспитателей
«Развитие речи в процессе организации режимных моментов»
Воспитатель: Жабина И.И.
г. Новомосковск, 2015
В настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с речевой патологией. Многие воспитатели испытывают трудности с такими детьми, не знают, как построить коррекционную работу. Важно правильно организовать игровую и предметную ситуации. Воспитатель должен активно использовать моменты режимных процессов. Следует обращаться к ребёнку короткими предложениями, производить действия несколько раз подряд.
Памятка по обсуждению с детьми режимных моментов
Привлечь внимание детей.
Сообщить о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться). Воспитатель комментирует действия детей.
Взрослый предлагает одному из воспитанников рассказать о своих действиях (комментирующая речь ребёнка).
Воспитатель предлагает ребёнку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять режимный момент.
В старшем дошкольном возрасте в течение недели обговариваются разные режимные моменты (если дети владеют навыком комментирующей речи).
Использование потешек, стихов для поддержания интереса.
Примерный план закрепления представлений детей о режимных моментах
День недели
|
Цель
|
Словарь
|
Сборы на прогулку
|
Понедельник
|
Воспитывать внимание к речи взрослого; прививать бережное отношение к вещам.
|
Платье, рубашка, брюки, юбка, шорты.
Надеваю, заправляю, подтягиваю, застёгиваю.
Аккуратно, бережно.
|
Вторник
|
Побуждать к односложным ответам словосочетаниями, короткими фразами; учить замечать непорядок в одежде.
|
Поправить воротник, заправить рубашку, подтянуть шорты, застегнуть пуговицы, завязать шнурки.
|
Среда
|
Закреплять названия одежды и её правильное назначение.
|
Рубашка, платье, свитер, кофта, шорты, майка, носки, колготки.
|
Четверг
|
Учить употреблять предлоги, согласовывать их с подлежащими.
|
В шкафу, на полке, в кармане, на воротнике, под воротником, на голову.
|
Пятница
|
Учить составлять рассказ о своих действиях из 2-3 предложений
|
Я открываю шкаф, достаю с верхней полки шапку, с вешалки снимаю кофту и куртку.
|
Возвращение с прогулки
|
Понедельник
|
Учить культуре поведения при ходьбе парами; соблюдать порядок в группе.
|
Идём спокойно, взявшись за руки, перед входом в группу вытираем ноги. Пропускаем вперёд девочек. Разговариваем вполголоса.
|
Вторник
|
Учить раздеваться в определённом порядке.
|
Сначала я снимаю обувь, затем шапку и куртку, потом кофту и брюки. Обуваю сменную обувь, надеваю юбку (шорты).
|
Среда
|
Учить описывать предметы одежды.
|
Это шапочка, она вязаная, шерстяная, тёплая, красивая, с большими красными полосками.
Куртка серая, тёплая с капюшоном.
|
Четверг
|
Прививать бережное отношение к вещам.
|
Аккуратно и бережно расправляю, складываю, вешаю.
|
Пятница
|
Продолжать учить рассказывать о своих действиях.
|
Я снял куртку и повесил её в шкаф. Теперь буду снимать брюки, сложу их, положу на нижнюю полку.
|
Умывание
|
Понедельник
|
Закреплять навыки правильного умывания; соблюдать последовательность в действиях.
|
Надо сначала закатать рукава, затем открыть кран, взять мыло, намочить его, намылить руки, смыть мыло , вымыть лицо.
|
Вторник
|
Упражнять во фразовых ответах.
|
Железный кран, тёплая вода (холодная, горячая, прозрачная). Раковина чистая (белая, грязная), мыло душистое (розовое, скользкое).
|
Среда
|
Учить подбирать определения к слову «полотенце»; воспитывать аккуратность.
|
Полотенце чистое, белое, мягкое, вафельное. Чистые руки, лицо; аккуратный, опрятный.
|
Четверг
|
Закреплять представления о свойствах воды, мыла.
|
смотреть словарь «Вторник»
|
Пятница
|
Учить составлять рассказ о своих действиях из 2-3 предложений.
|
Я открываю кран. Беру мыло и намыливаю руки. Смываю мыло водой.
|
Аналогично отрабатывается словарь в других режимных моментах (подготовка к обеду, приём пищи, раздевание перед сном, подъём).
|