|
«Что за прелесть эти сказки!»
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке.
Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.
Задачи урока: развитие наблюдательности, устной речи и творческого воображения; воспитание любви к Родине и русской поэзии, к русскому искусству.
ПЛАН
Организационная часть (учитель литературы)
Изображение сказочных героев (учитель ИЗО)
Путешествие по сказочной стране «Сказки о царе Салтане» (учитель музыки)
А) чудо-металлофон
Б) чудо-видеофильм
В) чудо- рассказ по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь» (учитель литературы)
4. Вопросы по «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»
5. Заключение. Домашнее задание. Финальная песня.
- Есть имена, как солнце!
Имена как музыка!
Как яблоня в расцвете!
Могу ли запах передать сирени?
Могу ль рукою облако обнять?
Вопросы детям:
- О ком эти стихи И.Северянина?
- Сегодня у нас будет урок-путешествие по стране пушкинских героев. Мы будем говорить о музыке и живописи, которые связаны с творчеством поэта. Мы будем наблюдать, рассказывать, соревноваться. Итак, вперед в Пушкинскую страну.
|
Учитель литературы
|
Закрепление знания биографии поэта:
- Когда и где родился А.С.Пушкин?
- Сколько лет со дня рождения поэта исполнится в этом году?
- Кто здесь изображен? (Портрет няни А.С.Пушкина)
- Назовите имя няни поэта.
- Что вы можете рассказать о ней?
- Няня любила Сашу как родного сына, она знала множество народных сказок, песен и былей. Она была прекрасным рассказчиком. От няни и бабушки Марии Алексеевны Саша наслушался крестьянских сказок, стихов и песен, а потом сочинил свои литературные произведения. В одном из стихотворений он вспоминает(читает ученик):
- Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвою уклоняя,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…
- Почему Пушкин об этом вспоминает?
Картина «Пушкин в Михайловском».
- Где находится поэт?
- Почему он вынужден долго-долго жить в деревне и не ездить в столицу?
- Кто был всегда рядом с ним?
- Назовите стихи, написанные А.С.Пушкином о няне.
- О чем просит взрослый поэт у своей няни в одном и стихотворений?
- Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила,
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
|
Учитель литературы
|
- А сейчас мы с вами совершим путешествие к Пушкину через века, в его государство, которое начинается у Лукоморья.
- Что означает слово «Лукоморье»? (Словарное слово)
- Вот к нам из это страны пожаловал кот. Он хочет у вас что-то узнать.
Кот (ученик):
- Вы сказки Пушкина читали?
- Назовите их.
- Покажите ваши книжки со сказками А.С.Пушкина.
- молодцы, много вы знаете, много читаете. Поэтому пущу вас в наше сказочное царство. Дорога начинается в Лукоморье.
|
Учитель литературы
|
- Ребята, откуда вы знаете все эти интересные стихи, сказки? (из книг)
- Посмотрите, сколько интересных книг у нас издается. И каждая из них интересная, по-своему особенная.
- А какие книги вам нравятся больше: с картинками ил без них?
- А как называются картинки в книгах ? (иллюстрации)
- Ребята, над созданием детских книг работает много людей, в том числе и художники. Их еще называют художники- иллюстраторы. Посмотрите, как много иллюстраций в детских книгах. И каждый художник создает их по собственному воображению.
- Сегодня вы побудите в роли художников- иллюстраторов. Мы сделаем иллюстрацию к сказке А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
- Как начинается эта сказка? У Лукоморья дуб зеленый.
- Посмотрите, дуб у нас уже есть. Каких сказочных персонажей не хватает у этого дуба?
- Этих героев, уже нарисованных, вам надо будет раскрасить так, чтобы они получились сказочно красивыми.
- Как нужно раскрашивать? (ярко, красиво, аккуратно)
- А поможет нам в этой работе музыка М.Глинки (увертюра к опере «Руслан и Людмила»).
|
Учитель ИЗО
|
Индивидуальная работа (помощь учащимся)
|
Учитель ИЗО
|
Подведение итогов:
- Ребята, посмотрите на наш дуб. Каждый рисунок должен занять свое место рядом с дубом. Давайте выберем самый лучший.
|
Учитель ИЗО
|
Физкультминутка (упражнения для глаз - используем дуб, цепь, сказочных героев)
|
Учитель ИЗО
|
- Давайте представим, что это музей. Возможно, вы захотите стать экскурсоводами. (Выбираем ученика, который будет отвечать у доски)
Читаем отрывок – вступление к поэме, ученик показывает иллюстрации:
« У Лукоморья», «Чудеса, леший», «Русалка», «Неведомые дорожки», «Избушка», «Богатыри» и т.д.)
|
Учитель литературы
|
- Ребята, назовите героя другой сказки, который умел передвигаться по воде, по воздуху, незаметно подслушивать царские беседы и обезвреживать своих врагов? (Гвидон).
- В кого он превращался? ( муха, комар, шмель)
3 чуда
1. Пластика ( изобрази шмеля под музыку Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
2. Белка : игра на металлофоне детьми «Во саду ли, в огороде…»
3. Просмотр видео «33 богатыря»
|
Учитель музыки
|
Картина М.Врубеля «Царевна-лебедь» (1900 г.)
- Крупнейший русский художник конца XIX – начала XX века Михаил Врубель. Перед вами сказочная волшебница, скорее лебедь, чем человек. Это один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве. Трогательный образ царевны -лебедь прекрасен своей одухотворенностью. Бледное тонкое лицо с большими глазами полно задумчивости и проникновенной грусти. Глядя на картину испытываешь тревогу за судьбу этой сказочной красавицы – царевны, такой одинокой и тоскующей среди потемневшего простора моря с повисшими над ним свинцовыми облаками.
|
Учитель ИЗО
|
- Теперь послушаем о другой царевне.
Читает ученик: «А сама-то величава, выступает словно пава »
- Узнаете сказку? («Сказка о мертвой царевне…») У меня есть сказочные телеграммы. Вам необходимо отгадать, кто их написал и кому:
1. от царевны богатырям,
2. мачеха зеркальцу,
3. зеркальце мачехе.
|
Учитель литературы
|
- Понравилось вам наше первое путешествие по Пушкинскому государству?
- Ответьте, почему говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?
- Чему нас учат сказки?
- Какими мы должны быть?
- Что вы нового узнали о сказках, живописи, музыке?
|
Учитель литературы
|
Домашнее задание: стихотворение К.Савчука о А.С.Пушкине наизусть.
|
Учитель литературы
|
Музыкальный финал : песня «Читайте Пушкина» слова и музыка Е.Шульги
|
Учитель музыки
|
|
|
|