|
МОНИТОРИНГ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Экспертиза качества образования.
В 2009-2010 уч.году в рамках аккредитации образовательных учреждений были посещены МОУ гимн. №№9,45, лицей №1, СКОШ-5.
Для экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников начальной школы по общеобразовательным программам начального образования требованиям государственных образовательных стандартов и показателей деятельности школы были представлены следующие документы: учебный план школы и программно-методическое обеспечение; календарно-тематические планы учителей начальной школы; классные журналы; расписание учебных занятий, а также документация, отражающая работу школьного методического объединения учителей начальной школы, внутришкольного контроля за состоянием преподавания предметов, аналитические справки по итоговой аттестации выпускников начальной школы.
Анализ представленных документов показал следующее:
Во всех ОУ обучение ведется по программам МО РФ и рекомендованными МО Хабаровского края.
Соблюдены требования реализуемых государственных программ к сетке часов по годам обучения.
Максимально допустимое количество часов в неделю соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Школьный компонент пополняется изучением риторики, информатики и ИКТ, индивидуальными и групповыми занятиями по русскому языку и математике, факультативными курсами «Экономика», «Родная словесность».
В целях повышения эффективности обучения в образовательных учреждениях осуществляется преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой.
Представленные документы свидетельствуют о хорошем уровне реализации преемственности в МОУ гимн.№№9,45, лиц.1;
не достаточно внимания уделяют вопросам преемственности администрация и педагоги МОУ СКОШ №5
Календарно-тематическое планирование имеется у всех учителей начальной школы, по всем предметам, на учебный год. Составлено в соответствии с учебным планом. Реализуемыми программами. Полностью соответствует нормативным требованиям в МОУ ГИМН.№№9,45, лиц.1. Не соответствует в МОУ СКОШ №5.
Дублирование тем по предметам, замечания по планированию не своевременно проведена корректировка практической части программы в МОУ СКОШ №№5.
В основном КТП оформлено в соответствии с рекомендациями ГИМЦ, по единой сетке.
Расписание учебных занятий обеспечивает реализацию учебного плана, программ.
Анализ выполнения образовательных программ показал, что полнота выполнения образовательных программ составляет показатель близкий к 100% во всех школах.
Записи в классных журналах ведутся согласно программам, календарно-тематическому планированию и свидетельствуют о реальном обеспечении начального уровня образования.
Педагогам МОУ СКОШ №№ 5 были даны рекомендации.
Во всех школах действуют методические объединения учителей начальной школы, в состав которого входят учителя начальной школы и, в некоторых школах, узкие специалисты – логопед и психолог.
Педагоги лицея №1 гимн.№№9,45 входят в состав различных городских творческих групп.
Приведенные данные показывают хороший творческий и методический уровень активности педагогов в работе городского методического объединения учителей начальных классов. Вместе с тем, отмечается не достаточная активность педагогов:
- по участию в конкурсах различных уровней: в МОУ гимн.№45
- по обобщению передового педагогического опыта: в МОУ гимн.45
- по участию в городских мероприятиях: МОУ СКОШ №№5
Во внутришкольном контроле и методической работе прослеживается систематическая, целенаправленная работа, где отражены все направления деятельности в МОУ гимн.№№9,45, лиц.№1
Отмечены недоработки в деятельности МО в МОУ СКОШ №5 (отсутствие плана работы МО на учебный год). Руководителям методических объединений были даны рекомендации по организации и работе школьного методического объединения, были проведены консультации (индивидуальные и групповые) по планированию и корректировке деятельности, представлен опыт работы педагогов города по данному направлению, предложены материалы на электронном носителе и материалы библиотеки ГИМЦ.
Итоговый вывод: организация, обеспечение процесса обучения и воспитания, содержание и качество подготовки обучающихся по общеобразовательным программам основного, общего образования соответствует государственным требованиям, предъявляемым к общеобразовательным учреждениям.
Общие рекомендации:
1). Вовремя проводить корректировку КТП в части выполнения практической части программы.
2). Графическое изображение мониторинга учебной деятельности дополнять текстовым содержанием с предметными рекомендациями.
3). Активизировать деятельность педагогов в конкурсах различных уровней.
4). Продумать обобщение опыта педагогов начальных классов на уровне школьных методических объединений.
ИТОГИ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД
(математика, русский язык, окружающий мир)
В соответствии с планом ГИМЦ, в период с 23 по 25марта 2010 года были проведены предметные олимпиады среди младших школьников. Все олимпиады начинались торжественной линейкой и инструктажём для учащихся. После торжественной линейки ребятам были предложены:
- олимпиада по русскому языку - инсценировка (педагоги и учащиеся МОУ СОШ №32),
- олимпиада по математике - игра с участниками олимпиады (учащиеся и педагоги МОУ СОШ №1),
- олимпиада по окружающему миру - просмотр фидео-фрагмента «7 чудес Хабаровского края» - методист ГИМЦ и педагоги МОУ СОШ №18.
Общие выводы по олимпиадам.
В нынешнем году олимпиады в начальной школе проводятся в 16 раз. Все участники предметных олимпиад получили свидетельства участников.
Нововведением стало и то, что все тестовые задания составлялись и кодировались методистом ГИМЦ, при участии членов методического совета, педагоги, входящие в творческие советы по олимпиадам занимались только организацией детей в период олимпиадного дня: регистрация учащихся, дежурство в аудиториях, проверка тестовых работ. Раскодирование тестовых заданий проходило на заседании методического совета учителей начальных классов 30.03.2010года.
В 2009-2010 учебном году предложено переименовать олимпиаду по экологии и краеведению в «Окружающий мир» изменить и переработать форму теста, отдельным блоком ввести вопросы по краеведению.
В разрезе образовательных программ, высокий уровень показали учащиеся, обучающиеся по УМК «Школа 2100» и СРО Л.В.Занкова. По сравнению с предыдущим учебным годом повысилось качество написания диктанта (олимпиада по русскому языку), в предыдущем учебном году за диктант отметку «2» получили 15 учащихся, в нынешнем году 5 учеников не справились с диктантом. По сложности диктанты были равнозначны.
В тестовой работе по «Окружающему миру» максимальное количество баллов – 41, не набрал не один участник. В целом отмечен достаточно хороший уровень подготовки младших школьников к олимпиаде по окружающему миру.
Активность в подготовке и проведении предметных олимпиад, среди младших школьников, проявили педагоги, входящие в организационные комитеты по подготовке и проведению предметных олимпиад и педагоги методических объединений базовых школ.
Для удобства педагогов и родителей, все итоговые протоколы предметных олимпиад, размещены на сайте учителей начальных классов «Первая ступенька».
Итогом года стал традиционный праздник «Олимпийский калейдоскоп», на котором проведено торжественное награждение ребят-победителей и педагогов, подготовивших победителей предметных олимпиад. Праздник проведён в МОУ СОШ №23 силами творческих коллективов и педагогов начальной школы и доп.образования при непосредственной поддержке и под руководством методиста ГИМЦ Федотовой А.В.
В нынешнем учебном году силами спонсоров было организовано украшение зала, (ИП Чистякова Г.О. агентство «Оранжевое настроение») и печатная продукция – свидетельства участникам олимпиад (ИП Добрицкая Е.Л.).
В 2010-2011 учебном году планируется смена базовых школ с целью получения возможности методическим объединениям учителей начальных классов проявить себя в качестве организаторов предметной олимпиады.
Предположительно это будут ОУ № 37, 31, 8.
Всего для учащихся начальных классов было проведено 6 олимпиад, результаты представлены в таблице.
Предметы
|
Округ
|
Кол-во участников
|
Кол-во победителей
|
Примечания
|
Правила дорожного
Движения
|
Центр.
|
112
|
164
|
6
|
4 ком.
(16 чел.)
9 чел.
|
по 4 чел.
в команде
|
Ленинск.
|
52
|
3
|
Трудовое обучение
|
Центр.
|
44
|
66
|
6
|
6
|
|
Ленинск.
|
22
|
-
|
Математика
|
Центр.
|
46
|
67
|
1
|
6
|
Ленинск.
|
21
|
5
|
Русский язык
|
Центр.
|
47
|
69
|
-
|
4
|
Ленинск.
|
24
|
4
|
Окружающий мир
|
Центр.
|
50
|
71
|
2
|
4
|
5 чел. - ЭБЦ
|
Ленинск.
|
24
|
2
|
Английский
язык
|
Центр.
|
|
72
|
10
|
13
|
|
Ленинск.
|
|
3
|
ВСЕГО:
|
Центр.
|
|
509
|
41
|
58
|
Ленинск.
|
|
17
|
Анализ итоговых контрольных работ, выполненных учащимися 4 классов, за 2009 – 2010учебный год.
МАТЕМАТИКА.
Контрольную работу по математике писали 2087 учеников начальных классов города, что на 150 учеников меньше, чем в прошлом учебном году.
Год обучения
|
2007-2008
|
2008-2009
|
2009-2010
|
Кол-во уч-ся
|
2096
|
2232
|
2087
|
Зачёт
|
1943 уч-ка (98 %)
|
2097 уч-ся (93%)
|
1443 уч-ся (75%)
|
% кач-ва знаний
|
71%
|
62%
|
66%
|
В разрезе систем, уровень успешности распределился следующим образом:
Программа
|
2006-2007
учебный год
|
2007 – 2008
учебный год
|
2008-2009
уч.год
|
2009-2010 уч.год
|
СРО Л.В.Занкова
|
85%
|
79%
|
79%
|
73%
|
УМК «Школа 2100»
|
83 %
|
81%
|
78%
|
77%
|
УМК «Начальная школа ХХI века»
|
82 %
|
64%
|
73%
|
62%
|
УМК «Гармония»
|
73 %
|
71%
|
42%
|
70%
|
КРО
|
49 %
|
59%
|
34%
|
49%
|
Лидирующую позицию, на протяжении последних двух лет, занимают ученики, обучающиеся по УМК «»Школа 2100» и СРО Л.В.Занкова.
Анализ ошибок, допущенных учащимися, показал следующее:
|
2007 – 2008
учебный год
|
2008-2009
учебный год
|
2009-2010
учебный год
|
Справи-лись
|
ошибки
|
Справи-лись
|
ошибки
|
Справи-лись
|
ошибки
|
умение решать составные задачи
|
90%
|
10%
|
86%
|
14%
|
80%
|
20%
|
проверка вычислительных навыков
|
87%
|
13%
|
88%
|
12%
|
88%
|
12%
|
преобразование величин
|
85%
|
15%
|
81%
|
9%
|
77%
|
23%
|
нахождение периметра и площади прямоугольника
|
84%
|
16%
|
88%
|
12%
|
72%
|
28%
|
В целом прослеживается снижение количества ошибок при выполнении работы.
Наибольшее количество ошибок допустили учащиеся, обучающиеся:
по УМК «Гармония»: МОУ СОШ №№ 4, 6, 30;
по УМК «Начальная школа 21 века» - МОУ СОШ №№ 24,34;
КРО – МОУ СОШ №№7;
РУССКИЙ ЯЗЫК.
Итоговую контрольную работу по русскому языку выполняли 2087 учащихся 4-х классов.
Год обучения
|
2007-2008
учебный год
|
2008-2009
учебный год
|
2009-2010
учебный год
|
Кол-во уч-ся
|
2096
|
2136
|
2087
|
Зачёт
|
1176 уч-ся (96%)
|
2049уч-ся (96%)
|
1925 уч-ся (98%)
|
% кач-ва знаний
|
96%
|
86,2%
|
71%
|
Анализ представленных материалов образовательных учреждений города позволил определить результативность обучения младших школьников, сравнить результаты и сделать следующие выводы:
Сравнительный анализ работ в разрезе действующих систем начального обучения в школах города Комсомольска – на – Амуре выстроил следующий рейтинг качества знаний учащихся:
Программа
|
2007 – 2008 учебный год
(диктант)
|
2008-2009 учебный год
(диктант)
|
2009-2010 учебный год
(диктант)
|
СРО Л.В.Занкова
|
93%
|
90%
|
81%
|
УМК «Школа 2100»
|
93%
|
89%
|
80%
|
УМК «Начальная школа ХХ1 века»
|
95%
|
84%
|
67%
|
УМК «Гармония» -
|
95%
|
89%
|
68%
|
КРО
|
75%
|
79%
|
59%
|
В разрезе систем высокое качество написания диктанта показали выпускники, обучающиеся по СРО Л.В. Занкова.
Ошибки, допущенные в диктанте, следующие:
|
2007-2008
уч.год
|
2008-2009
уч.год
|
2009-2010
уч.год
|
Вид работы
|
Диктант с грамматическим заданием
|
Ошибки:
|
Пропуск, замена букв
|
455 уч., 23%
|
581уч., 27%
|
450 уч-ся., 23%
|
Безударная гласная, проверяемая ударением
|
449 уч., 23%
|
396 уч., 18,5%
|
413 уч., 21%
|
|
|
|