Информационно - аналитическая справка
по итогам работы
городского методического объединения
учителей начальных классов
за 2009 – 2010 учебный год.
Материал подготовила
методист по начальному образованию ГИМЦ
А.В.Федотова
г. Комсомольск-на-Амуре
2010 год
В 2009-2010 учебном году проблема городского методического объединения учителей начальных классов: « Совершенствование учебно-воспитательного процесса, как условие повышения качества обучения младших школьников в ходе модернизации начального образования в г. Комсомольске-на-Амуре».
Цель: Направить работу на создание условий по совершенствованию качества образования начального образования города.
Для осуществления данной цели в 2009 -2010 учебном году городское методическое объединение учителей начальных классов продолжало оказывать методическую помощь в:
- составлении программно-методического обеспечения,
-подготовки к конкурсам профессионального мастерства,
-в повышении профессиональной квалификации,
- в распространении передового педагогического опыта,
-в поиске педагогических идей по модернизации содержания образовательных технологий в практике обучения и воспитания младших школьников
-совместной работе всех образовательных учреждений города с АмГПГУ, ХК ИРО (Хабаровск), ФНМЦ им.Л.В.Занкова (Москва).
Исходя из целей, были поставлены следующие задачи:
1). Использование достижений педагогической науки в практической деятельности учителей начальных классов.
2). Развитие творческой инициативы младших школьников через проведение предметных олимпиад, конкурсов различного уровня.
3).Участие педагогов начальной школы в реализации ПНПО, конкурсах различных уровней, сетевом сообществе, форумах.
4). Изучение аспектов преемственности в обучении математики и русскому языку между начальными классами и средним звеном школы.
Задачи, поставленные перед городским методическим объединением учителей начальных классов на 2009-2010 уч.год и мероприятия, предусмотренные годовым планом, выполнены.
Решение намеченных задач обеспечило:
-
Организацию выпуска методических материалов, являющихся средствами повышения профессионального мастерства педагогических работников города
Создание банка данных календарно-тематического планирования, образовательных программ, методических пособий для различных категорий педагогов ( молодые специалисты, учителя с перерывом в работе, вновь назначенные зам.директора, аттестующиеся учителя, победители ПНПО) и учащихся.
Внедрение интерактивных форм обучения на 1 ступени в ОУ города
-
Пополнение банка ЦОРов и мультимедийных презентаций к урокам в начальной школе
Создание сайта для учителей начальных классов города.
Поставленные задачи решались путём организации:
Индивидуальных и групповых консультаций
Тематических выставок, в библиотеке ГИМЦ
Обучающих и моделирующих семинаров,
Заседаний городских предметных творческих групп, методического совета,
Конкурсов профессионального мастерства,
Уроков и мастер-классов педагогов,
Работа планировалась и велась с учётом запросов членов администрации образовательных учреждений, исходя из потребностей учителей начальных классов города.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
На начало 2009 – 2010 учебного года по должности учитель начальных классов работает 382 педагога, это на 11 педагогов больше, чем в 2008-2009 учебном году, есть вакансия в МОУ СОШ №№ 28 и два педагога работают на двух классах. Из общего числа педагогов сократилось количество пенсионеров. В 2009 – 2010 учебном году в школы города пришли 3 молодых специалистов, кроме того, в образовательные учреждения города вернулись педагоги, ушедшие несколько лет назад – их 10 человек (сош №№ 7, 8, 16, 18, 22, 23, 34, 35, гимн.45);
Количественный состав педагогов за 5 лет представлен в таблице:
|
2005 – 2006 уч.год
|
2006 – 2007 уч.год
|
2007-2008
уч.год
|
2008-2009
уч.год
|
2009-2010
уч.год
|
Общее кол-во специалистов
|
417чел. – 100%
|
395чел. - 100%
|
363 чел. – 100%
|
371 чел.- 100%
|
382 чел. – 100%
|
В том числе пенсионеров
|
46чел. – 11,03%
|
45чел. – 11,3%
|
42 чел. – 11,5%
|
40 чел – 10%
|
38 чел. – 9,9%
|
Молодых специалистов
|
14чел. – 3,3%
|
3 чел. - 0,7%
|
нет
|
2 пед. – 0,5%
|
3 пед. – 1,3%
|
Образование педагогов:
образование
|
2005 – 2006
уч.год
|
2006 – 2007 уч.год
|
2007-2008
уч.год
|
2008-2009
уч.год
|
2009-2010
уч.год
|
высшее
|
331 чел. – 79%
|
326 чел. – 82,5%
|
304 чел. – 83,7%
|
315 чел. – 85%
|
330 чел. – 86,3%
|
н/высшее
|
10 чел. – 2%
|
5чел. – 1,2%
|
6чел. - 1,6%
|
1 чел. -
|
-
|
с/спец.
|
76чел. – 19%
|
64чел. – 16,2%
|
52чел. – 14,2%
|
55чел. – 15%
|
52 чел. – 13,6%
|
По сравнению с предыдущими учебными годами, увеличился процент педагогов с высшим образованием.
Действующая квалификационная категория педагогов начальных классов по годам представлена в таблице
Категория
|
2005 – 2006 уч.год
|
2006 – 2007 уч.год
|
2007-2008
уч.год
|
2008-2009
уч.год
|
2009-2010
уч.год
|
Высшая
|
38 чел. – 9%
|
31чел. – 7,9%
|
31 чел. - 8,5%
|
28чел. – 7,5%
|
24 чел. – 6,2%
|
Первая
|
190 чел. – 46%
|
174 чел. - 44,5%
|
166чел. – 45,7%
|
175 пед. - 47%
|
178 чел. – 46,5%
|
Вторая
|
136 чел. – 33%
|
130 чел. – 32,9%
|
129 чел. – 35,5%
|
123 пед. - 33%
|
118 чел. – 30,8%
|
Не имеют
|
53чел. – 12%
|
36 чел. – 13,1 %
|
37 чел. – 10,1%
|
43 пед. – 11,5%
|
61 чел. – 15,9%
|
Сократилось количество учителей с высшей квалификационной категорией, за счёт этого увеличился процент педагогов с первой квалификационной категорией. Не имеют квалификационной категории 61 педагог (15,9%).
Действующую курсовую подготовку имеют 347 педагога, что составляет 90,8 % от общего количества учителей начальных классов.
100% курсовую переподготовку имеют педагоги сош №№ 1, ОШИ-2, 3, 4, 5, 9, 10, 13, 14,16, 19, 24, 29, 30, 32, 37, 38.51,53,62. Л.1. Не имеют курсовую подготовку 35 педагогов начальных классов:
- сош № 35 – из 9 чел. – 4 учителя
- сош №15, 42, гимн.45 по 3 учителя
- сош № 23, 28, 31 по 2 учителя.
Администрация вышеперечисленных школ планирует курсовую переподготовку педагогов на базе ФХКИПП ПК в ноябре 2010 года. Некоторые педагоги проходят курсовую переподготовку по накопительной системе.
Качественный анализ учителей начальных классов, аттестуемых в 2009 – 2010 учебном году на 1 квалификационную категорию за 5 лет представлен в таблице:
Категория
|
2005 – 2006 уч.год
|
2006 – 2007 уч.год
|
2007 - 2008 уч.год
|
2008-2009 уч.год
|
2009-2010 уч.год
|
Высшая
|
38 чел. – 9%
|
31чел. – 7,9%
|
31 чел. - 8,5%
|
28чел. – 7,5%
|
24 чел. – 6,2%
|
Первая
|
190 чел. – 46%
|
174 чел. - 44,5%
|
166чел. – 45,7%
|
175 пед. - 47%
|
178 чел. – 46,5%
|
Вторая
|
136 чел. – 33%
|
130 чел. – 32,9%
|
129 чел. – 35,5%
|
123 пед. - 33%
|
118 чел. – 30,8%
|
Не имеют
|
53чел. – 12%
|
36 чел. – 13,1 %
|
37 чел. – 10,1%
|
43 пед. – 11,5%
|
61 чел. – 15,9%
|
Прослеживается снижение уровня профессиональной квалификации педагогов в связи с усложнившейся процедурой аттестации и повышенными требованиями к деятельности педагогов. В нынешнем учебном году подали заявления для аттестации на 1квалификационную категорию – 45 учителей начальных классов. Из них подтверждали 1КК – 36 чел., заявили впервые – 7 человек. В период аттестационных мероприятий сняли свои кандидатуры с аттестации по состоянию здоровья - 5 педагогов (МОУ СОШ №50, 27, 36,гимн.9). Не прошли экспертизу деятельности 2 педагога Леднева Н.В. (МОУ СОШ №8), Кашейкина М.Н. (МОУ СОШ №51).
Экспертиза деятельности аттестуемых педагогов была проведена в течение всего учебного года. Вариативные формы первого направления распределились следующим образом: собеседование – 41 чел., творческий отчёт – 4 чел..
В ходе первого направления отмечен высокий уровень теоретических знаний педагогов МОУ СОШ №№ 1, 4, 6, 18, 24, 27, 35, гимн.45. Но вместе с тем, экспертным советом отмечен низкий уровень теоретической подготовки педагогов МОУ СОШ № 3,8, 33,34.
В интересной нестандартной форме прошла защита творческих отчётов у педагогов МОУ СОШ №№32, гимн.45. По итогам аттестации предложено обобщить педагогический опыт учителям начальных классов МОУ СОШ №18 Власовой Л.Ю., МОУ СОШ №5 Барановой О.Н., МОУ СОШ №32 Куренковой О.А. С минимальным количеством балов и рекомендациями экспертной комиссии прошли аттестацию педагоги МОУ СОШ №№ 3, 30, 34.
Изучение деятельности аттестуемых педагогов начальных классов в нынешнем учебном году проводилось через разнообразные формы:
Посещение уроков (все педагоги)
Обзор методических наработок педагогов (все педагоги)
Коллекция презентаций к урокам и ЦОРы (все педагоги)
Представление материалов для тематической выставки, учитывая вариативность образовательных программ на 1 ступени обучения, в библиотеке ГИМЦ (МОУ СОШ №№ 14, 15, 16, 18, 23, 27, 32, г.45)
Участие педагогов в конкурсах (МОУ СОШ № 7, 16, 18, 23, 29, 30, 33, 32, 34, 51, гимн.9)
Ознакомление с системой работы (все педагоги)
Представление материала в городских творческих группах (МОУ СОШ №№ 14, 16, 18, 23, 32, 34, г.45, 53)
Публикации в сборнике АмГПГУ
-
Размещение материалов на различных образовательных сайтах
Для аттестующихся педагогов были проведены групповые и индивидуальные консультации. Вовремя была проведена корректировка заявлений и карт профессионального роста. Консультации, проводимые методистом в ММЦ, позволили педагогам принять участие в конкурсах и дистанционных семинарах, а также высказать своё мнение на форумах (образовательные сайты zavuch-info, nach-info.ucoz.ru, openclass.ru)
Предлагаемые для обсуждения темы:
- Вариативность образовательных программ на 1 ступени обучения,
- Введение ФГОС второго поколения,
- Возможности профессионального роста
- Конкурсы профессионального мастерства «за» и «против»
В рамках проводимой аттестации методистом и экспертами было посещено более 60 уроков; 28 педагогов (представители СОШ № 1, 15, 18, 27, 30, 31, 32, 33, 34, 37, 51, Г-9, 45) являются членами городских творческих и проблемных групп. 32 педагога (представители СОШ№ 1, 4, Г.9, 15, 16, 27, 31, 32, 33, 34, 37, Г-45, 51) приняли активное участие в городских мероприятиях, таких как:
Конкурс «Учитель года» отборочный тур
Выставка при ГИМЦ «Методические наработки»
Обучающий семинар – практикум «Критерии успешности методической работы» - в МОУ СОШ №31
Обучающие занятия (для педагогов городских творческих групп) по освоению ИКТ на базе ММЦ. Посетили более 280 педагогов города.
Анализ динамики уровня профессиональной компетентности показал следующий уровень профессионализма педагогов:
80% педагогов проводили уроки с использованием ИКТ
72% аттестуемых педагогов являются участниками Всероссийского Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»
Все педагоги представили Портфолио
Высокий уровень профессионализма, творческий подход в работе в период аттестации проявили следующие учителя:
Куренкова О.А. МОУ СОШ №32 Смирнова Г.Б. МОУ СОШ №35
Власова Л.Ю. МОУ СОШ №18 Деменева В.В. МОУ СОШ №51
Ретнева С.И. МОУ лиц.№1 Егоршева Л.К. МОУ СОШ №1
Кудрявцева Т.В. МОУ СОШ №27 Тулейкина И.Б. МОУ гимн.№45
Баранова О.Н. МОУ СОШ №5 Хузина Г.А. МОУ СОШ №16
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Действующие модели начального образования в городе.
В 2009 – 2010 учебном году в городе действует 6 образовательных программам для начальной школы:
УМК, система
|
2005 – 2006 уч.год
|
2006 – 2007 уч.год
|
2007 – 2008 уч.год
|
2008 – 2009 уч.год
|
2009-2010 уч.год
|
УМК «Школа 2100»
|
121 класс – 30%
|
102 класса – 26%
|
121 класс – 35%
|
127 кл. – 35%
|
147 кл.- 38%
|
УМК «Гармония»
|
130 классов - 32%
|
112 классов – 29%
|
73 класса – 21%
|
72 кл. – 21%
|
58 кл. – 15%
|
УМК «Начальная школа ХХ1 века»
|
34 класса – 8%
|
53 класса – 14%
|
47 классов – 14%
|
49 кл. – 14%
|
35 кл. – 9%
|
УМК «Школа России»
|
1 класс – 0,2%
|
1класс – 0,2%
|
3 класса – 0,8%
|
12 кл. – 3,3%
|
38 кл. – 10%
|
СРО Л.В.Занкова
|
77 классов – 19%
|
78 классов – 20%
|
76 классов – 22%
|
82 кл. – 22,7%
|
78 кл. – 20%
|
КРО
|
40 классов – 10%
|
36 классов – 10 %
|
22 класса – 6,4%
|
20 кл. – 4 %
|
26 кл. – 7%
|
ИТОГО: 382 класса
|
Приоритетной программой в городе остаются УМК «Школа 2100» и СРО Л.В.Занкова, с 2008-2009 учебного года происходит сокращение классов по УМК «Гармония» и УМК «Начальная школа ХХI века». Данные программы постепенно заменит УМК «Школа России». Данный Учебно-методический комплект базируется на новых достижениях педагогической теории и практики, относящихся прежде всего к широкому пространству гуманной педагогики, имеющей, глубочайшие корни в классическом педагогическом наследии, отечественном и мировом. Комплект опирается на новые теоретические концепции, идеи как общепедагогического, так и конкретно-методического характера, что обеспечивает новое видение школы в целом и каждого учебного предмета в отдельности.
В основу создания образовательной модели «Школа России» положены традиции отечественной школы с признанием их исключительной ценности и значимости, способствующие планомерному переходу на ФГОС второго поколения, апробация которого начинается в нашем городе с сентября 2010-2011учебного года
Но вместе с тем, остаётся проблемой обучение детей с диагнозом «задержка психического развития», обучающихся в классах КРО по старым учебникам УМК «Школа России».
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Важным фактором успешного внедрения результатов научных исследований и передового педагогического опыта в массовую практику является опора на творческих, наиболее опытных, инициативных учителей. Такие педагоги входят в состав городских творческих групп. В нынешнем учебном году действовали 12 городских творческих групп для педагогов:
№
п\п
|
Название группы
|
Руководитель группы
|
Кол-во посещающих педагогов
|
|
«Математика и информатика»
|
Шабалова С.В. (сош №32)
|
(25чел.)
|
|
«Русский язык»
|
Шпиро А.Н.(сош №14)
|
(25 чел.)
|
|
«Литературное чтение»
|
Тихонкова Г.В. (сош №37)
|
(25 чел.)
|
|
«Окружающий мир»
|
Мартынова Т.Н. (сош №16)
|
(14 чел.)
|
|
«Исследователь»
(краевой эксперимент по апробации)
|
Бурмакина Е.С.(сош №32). Входят педагоги сош №№ 23, 32, лиц.№1,
|
(5 чел.)
|
|
Проблемная группа «КРО»
|
Зайцева Н.В. (сош №27)
|
(13 чел.)
|
|
Школа молодого учителя и педагогов с перерывом в работе
|
Карасёва Е.И.(сош №53)
|
(17 чел.)
|
|
Школа молодого зам.директора
|
Федотова А.В.(методист ГИМЦ)
|
(16 чел.)
|
|
Творческий совет по подготовке и проведению олимпиады по математике
|
Шурыгина Е.А.(сош №18)
|
(6чел.)
|
|
Творческий совет по подготовке и проведению олимпиады по окружающему миру
|
Смирнова Г.Б.(сош №35)
|
(6чел.)
|
|
Творческий совет по подготовке и проведению олимпиады по русскому языку
|
Скидан В.А.(сош №34)
|
(6чел.)
|
|
Городской методический совет учителей начальных классов
|
Федотова А.В., методист ГИМЦ
|
13 чел.
|
|
Сетевое сообщество учителей начальных классов
|
Федотова А.В.
|
58 чел.
|
|
Учителя, зарегистрированные на сайте «Первая ступенька»
|
83 чел.
|
|