Направления повышения качества образования
Т. А. Шенцева
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34
с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Старый Оскол, Белгородская область, Россия
Образование призвано подготовить человека к жизни, к той роли, которую он будет играть в обществе. Важно при этом сформировать осмысленное, творческое и ответственное отношение к миру и к своему предназначению в нем, которое позволит человеку прожить достойную и полнокровную жизнь, построить ее в соответствии со своим характером, способностями, своими желаниями, потребностями и интересами и тем самым получить удовольствие от жизни. Задача образования, таким образом, не сводится к формированию знаний, умений, она - в научном получении знаний, организации своей жизни, в научении методу получения знаний, организации своей жизни, в научении быть вариативным, способным менять обстоятельства своей жизни. Сейчас много говорят о понижении качества образования, в связи с чем проводятся различные реформы и преобразования в сфере образования. По-моему мнению, повышение качества образования следует начинать с изменения общественного мнения, изменения методов преподавания, введения дополнительных курсов.
Как известно, развитие личностных качеств учащихся осуществляется в процессе самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности. Необходимость развития самостоятельной деятельности учащихся обусловлена обновлением школьного образования, предполагающим усиление направленности образования на формирование личности, обладающей интеллектом, самостоятельностью мышления. Уровень развития самостоятельности мышления определяет способность человека принимать обдуманное решение, прогнозировать будущее, ориентироваться в ситуациях, людях, проблемах.
В связи с этим и изменившимися социальными условиями, в которых существует современная школа, стоит проблема реализации современных требований общества и стандарта образования, поиска оптимального пути их реализации, повышения качества образования. Опыт моей работы дает мне возможность утверждать, что реализация поставленных задач возможна лишь путем воспитания исследовательской культуры школьников, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, через использование технологии уровневой дифференциации.
Применяя технологию уровневой дифференциации на уроках, я стала включать задания, носящий исследовательский характер, и сравнивать уровень овладения исследовательскими навыками, учащимися на протяжении учебного года и в течение всего обучения, сравнивая результаты по уровню обученности и качества знаний по предмету. Включая в свою деятельность исследовательский метод, я отслеживала, как наличие этих навыков влияет на результат обучения (качество обучения, экзамены, ЕГЭ). Реализуя исследовательский метод в обучении, на своих уроках я использую приемы: сопоставления изучаемого понятия с уже известным объектом; обобщения известных фактов; выдвижение гипотез; переноса знаний в новую ситуацию, доказательства; наглядного оформления результатов исследования ( в виде графиков, таблиц, рисунков, блок-схем).
Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривают как органичную составляющую современных педагогических технологий. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств (исследовательские проекты учащихся могут быть по содержанию монопредметным или надпредметным).
Мой опыт свидетельствует о позитивных возможностях исследовательского метода в сочетании с уровневой дифференциацией. Помимо развития навыков исследовательской культуры, закрепляется устойчивый интерес к математике, складывается благоприятный психологический климат, раскрываются возможности и способности учащихся, способствующие повышению качества образования, формированию необходимых навыков для дальнейшего обучения в престижных ВУЗах России.
Еще одним из направлений повышения качества образования является введение в 9-11классах предпрофильной и профильной подготовки. Цель, которой состоит в выявлении интересов ученика, проверка его возможностей на основе палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составить представление о характере будущей профессии на основе личного опыта, сформировать у учащихся зрелость к выбору соответствующего профиля образования и обучение способам такого выбора. Содержание, форма организации этих курсов должны быть ориентированы не только на расширение знаний ученика по тому или иному предмету (образовательной области), а, прежде всего на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени.
В заключении следует сказать, что введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. И как важно в условиях все большей неопределенности мира не сужать мировоззрение наших воспитанников конкретикой узкотематических профилей, а развивать в них способности активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания. А внедрение предпрофильной подготовки в образовательный процесс может способствовать более эффективной подготовке обучающихся к сознательному выбору своей профессиональной деятельности, а значит, успешной интеграции в социум.
Заявка на участие в конференции
участник
|
Фамилия
|
Шенцева
|
Имя
|
Татьяна
|
Отчество
|
Александровна
|
Место работы
|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №34 с углубленным изучением отдельных предметов»
|
Должность
|
Учитель математики
|
Ученая степень
|
-
|
Звание
|
-
|
Адрес
|
Россия, Белгородская область, г.Старый Оскол, пер.Урицкого д.4 кв.84
|
Телефон раб
|
33-88-55
|
Телефон дом.
|
89155294888
|
Факс
|
|
Тема доклада
|
Направления повышения качества образования
|
Необходимые для демонстрации материалов доклада технические средства
|
-
|
|