|
Iii международная научно-практическая конференция «Инновации в информационных технологиях и образовании»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014» 4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва
Секция "Настоящее и будущее инновационных форм обучения и формирования открытой образовательной среды"
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
|
|
Автор: Коваленко Елена Германовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 г. Белая Калитва
В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и межпредметность информатики в школе. Цель работы - оказание методической помощи учителям информатики, испытывающим сомнения в уровне собственной ИКТ-компетентности, в том числе в рамках введения и реализации ФГОС.
Специфика предмета информатика и ИКТ определяет требования к деятельности учителя и учащегося. Педагогу необходимо, по моему мнению, рассмотреть свои методы обучения через призму «портрета выпускника школы» [1], что позволит ему успешно реализовать требования ФГОС, реализоваться самому как педагогу, способствовать созданию единой информационной среды ОУ.
Традиционно, обучение ИИКТ основывается на теоретическом и практическом освоении материала учащимися. Практическая работа с использованием средств ИКТ выполняет роль контроля знаний, умений и навыков учащихся (текущего, тематического или итогового). Для качественного выполнения задания у учащегося должны быть сформированы мотивация, а также представление результата своей работы. Если какой-то из этих факторов выступает слабым звеном, то, даже при высоком знании теоретических основ, практическая реализация не будет качественной. И здесь педагогу необходимо проанализировать собственный опыт применения различных педтехнологий. Особое место среди информационных педагогических технологий занимают такие личностно-ориентированные технологии обучения как метод проектов, обучение в сотрудничестве, обучение на основе Web-Quest.[3] Эти педтехнологии обеспечивают формирование универсальных учебных действий у учащихся: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных. Организованная педагогом деятельность с применением указанных педтехнологий позволяет реализовывать учащимся собственную ИКТ-компетентность через деятельность в близкой ему среде.
По опыту своей работы считаю, что педагогу следует пересмотреть соотношение содержания практических работ, учащихся (заданий типа «выполни по образцу» и творческих). Практическая работа должна носить прикладной характер, где роль компьютера – универсальный инструмент для работы с информацией. То есть, учащийся сам может предложить содержание практической работы, связанное с окружающим его миром, и роль учителя здесь сводится к управлению учебным процессом. Практически каждый тематический раздел позволяет при креативном подходе, прежде всего учителя, организовать и реализовать исследовательскую или проектную деятельность.
Информационные и программные продукты этой деятельности должны иметь «жизнь вне урока и кабинета информатики»: в учебной деятельности – применение на уроках, в воспитательной работе – это оформление классных уголков, сопровождение классных бесед и часов общения и т.п. Сегодня возможности технического и программного обеспечения школ позволяют создать необходимые условия для перевода информационного продукта деятельности ученика на твёрдый носитель: бумагу, диски.
Создание ситуации успеха способствует повышению мотивации ученика. Например, в работе с мультимедийными информационными технологиями, которая предполагает демонстрацию своей работы учеником или группой учащихся, просторы творчества неограниченны. Конечно же, в оценке работы учитель должен предварительно ознакомить учащихся с требованиями и шкалой оценки информационного продукта. Но это, в тоже время, ограничивает творчество, креативное мышление учащихся, является сдерживающим фактором. В этом случае можно объявить этот этап работы в форме конкурса, где жюри - весь классный коллектив. По итогам голосования возможно присуждение «приза зрительских симпатий». Признание коллектива является на всех возрастных ступенях (особенно в средней и старшей школе) очень важным фактором, не меньшим, чем оценка учителя. Данная форма взаимодействия способствует развитию личности ученика.
В сотрудничестве с другими педагогами школы реализуются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы. Это может быть форма работы, когда другие учителя-предметники, классные руководители, администрация школы имеют возможность обратиться к учителю ИИКТ с заявкой на информационный продукт, а учитель рассматривает возможность ее реализации и сроки (в соответствии с рабочей программой). Эта форма одна из наиболее популярных у учащихся, поскольку они видят значимость своей работы. Здесь они могут реализовать себя как успешная личность.
Проектная технология позволяет учителю информатики и ИКТ организовать учебную деятельность таким образом, чтобы уже в начале учебного года создать условия повышения мотивации у учащихся не только по собственному предмету, но и по другим дисциплинам. Хотелось бы рассказать подробнее об опыте своей работы в данном направлении.
В нашем ОУ уже более десяти лет проектная технология находит свою реализацию, в том числе и в промежуточной аттестации учащихся по предмету информатика и ИКТ.
Начинается эта работа ещё до начала учебного года с согласования и утверждения данной формы с администрацией ОУ. На первом уроке учебного года я знакомлю учащихся с содержанием курса текущего учебного года и сообщаю о возможности выбора сдачи экзамена в форме проекта для учащихся, которые в течение этого периода будут иметь четвертные (для десятого класса полугодовые) оценки «пять», и, в перспективе, окончат учебный год на отлично. Кроме того, в течение этого учебного года учащийся должен проявить себя как творческая личность в выполнении зачётных работ (которые имеют форму минипроектов). Таким образом, уже на первом этапе учащийся получает возможность реализоваться как успешная личность, а значит повышается его мотивация. Причём учащиеся в течение всего учебного года стараются организовывать свою учебную деятельность так, чтобы сохранить эту возможность выбора формы аттестации.
Следующий этап — это организация консультаций с учащимися, выбравшими эту форму промежуточной аттестации. На первой встрече, традиционно, мы просматриваем работы предыдущих лет. Я комментирую сильные и слабые стороны каждой работы. Учащиеся получают задание определиться со сферой своей будущей работы. Ограничение лишь одно: это должно быть интересно не только самому учащемуся, но другим участникам образовательного процесса, поскольку информационные продукты деятельности учащихся в дальнейшем пополняют библиотеку мультимедийных ресурсов ОУ, используются на классных часах и уроках другими педагогами.
На следующем этапе проходят индивидуальные консультации, где определяется направление, в котором будет развиваться проект, основополагающий вопрос. Если проект выходит за рамки информатики, я договариваюсь с педагогами других дисциплин о возможности консультации с их стороны. За всё время подобной деятельности, я ни разу не получила отказа со стороны педагогов. Во-первых, в проекте педагог-консультант выступает в этом случае также руководителем; во-вторых, он получает программный продукт по своему предмету; в-третьих, грамотный педагог понимает, что это повышение мотивации и по его предмету. Здесь проявляется и межпредметность, и метапредметность деятельности. На этом же этапе выбираются программные средства для оформления результатов и ставятся требования к информационному продукту. Возможно объединение учащихся в минигруппы (не более 2-х человек).
На следующем этапе учащийся (группа) проводит самостоятельное исследование предметной области, оформляет результаты (традиционно учащиеся выбирают мультимедийные программные редакторы, но находит своё место и реализация в электронных таблицах, системах управления базами данных). Это самый долгосрочный период. На этом этапе проходят индивидуальные консультации, где педагог, изучая промежуточные результаты деятельности учащихся, вносит коррективы в направление их работы. На этот этап я отвожу 2-3 месяца, промежуточные результаты работы учащиеся сдают каждые две недели.
Финальный этап заключается в сдаче и защите своего проекта. Каждый учащийся (или группа) имеет возможность выступить с представлением своего проекта перед членами приёмной комиссии, которые выполняют роль жюри. Приглашаются все желающие педагоги. Учащиеся защищают свою работу, отвечая на вопросы как членов приёмной комиссии, так и других учащихся. Далее проходит обсуждение оценок, учитель информатики (здесь он руководитель проектов) зачитывает свою рецензию на каждый проект. Комиссия может внести свои коррективы, согласовывается окончательная оценка и объявляется учащимся. Объявление оценок, как результата деятельности учащихся, важный момент, способствующий повышению мотивации учащихся в дальнейшем, особенно если это первый подобный опыт деятельности учащихся. О каждой работе важно высказать мнение приёмной комиссии, замечания или пожелания. Все члены приёмной комиссии и желающие педагоги получают от меня диски, на которых хранятся работы учащихся.
Такая форма реализации проектной технологии на промежуточной аттестации учащихся позволяет достичь следующих результатов: воспитание у учащихся приёмов работы на перспективу; повышение мотивации в изучение предмета информатики и ИКТ и её стимулирование на протяжении всего учебного года; реализация метапредметности и межпредметности в преподавании информатики и ИКТ; развитие межличностных отношений в моделях: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-учитель.
Да, данный подход к преподаванию требует и от педагога, и от школы своего рода инвестиций. Учитель информатики должен обладать креативным мышлением, творческим потенциалом, межпредметными знаниями. Но как же учитель может что-либо развить у учащихся или обучить их, если сам не стремиться развиваться и самообразовываться? Школа же должна создать условия для реализации личности не только своих учащихся, но и учителей (техническое и программное оснащение, доступность кабинета и средств ИКТ для всех участников образовательного процесса). Но при грамотном оценивании роли учителя информатики в школе, как администрацией, так и самим учителем, это на сегодняшнее время не является проблемой.
Таким образом, при активном и грамотном подходе к организации образовательного процесса со стороны педагога, администрации школы, происходит создание и развитие той единой образовательной среды, в которой каждый участник образовательного процесса чувствует свою значимость, а информационные технологии носят прикладной характер.
Список использованных источников
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения)
Головко Т.Г. Информационные технологии в образовании / Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010. – 120 с.
Герус Е.А., Толочко Г.П., Архипова А.И.. Использование игровой деятельности в процессе изучения информатики в основной школе // Школьные годы. – 2014. - №54
Вид представления доклада
|
Публикация
|
Уровень
|
Среднее (полное) общее образование
|
Ключевые слова
|
информатика, единая информационная среда, проект, проектная деятельность, метапредметность, межпредметность, ФГОС
|
|
|
|