Главная страница

Консультация для родителей. Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания


Скачать 26.18 Kb.
Название Консультация для родителей. Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания
Дата 23.03.2016
Размер 26.18 Kb.
Тип Документы

Консультация для родителей.

Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания.


Важным фактором развития ребен­ка являются внешние условия, среда, воспитательное воздействие семьи, в которой малыш живет и развивается.

Мы хотели бы остановиться на реко­мендациях по воспитанию ребенка ранне­го возраста, способствующих своевремен­ному становлению его речи.

 Развивая понимание речи ребенка, воспитывая потребность в общении, взрослые подготавливают основу для появления активной речи.

Ребенок, лежа в коляске или ползая на полу, не только «разговаривает» сам с со­бой, словно пробует разные звуки, но и при обращении к нему внимательно гля­дит на губы взрослого, сосредоточенно слушает, пробует повторять. При этом ре­бенок в такой совместной деятельности:

•   открывает для себя звучание разных слов;

•   узнает, что каждый предмет имеет не только свое назначение, но и свое название;

•   постепенно научается слушать и по­нимать речь;

•   понимает, что слова в предложении связаны между собой.

Таким образом, ребенок начинает пони­мать обращенные к нему слова, откликает­ся на имя, выполняет простые просьбы: сделай ладушки, помаши ручкой.

Большая часть слов, ко­торые усваивают дети до 3 лет, обо­значает предметы и действия. Одновременно совершенствуется пони­мание речи взрослого и формируется собственная активная речь ребенка. При этом связь между словом и обозначаемым им предметом или действием возникает толь­ко в ситуации общения ребенка и взросло­го, в процессе совместной деятельности. Речь взрослого активно включается в усвоение ребенком предметных действий: она привлекает внимание ребенка к пред­мету, формирует задачу, руководит спосо­бами выполнения этой задачи.

Взрослые должны организо­вать деятельность ребенка, совместно с ним выполнять предметные действия, учить про­изводить адекватные действия с игрушками. Для этого необходимо сформировать поло­жительное эмоциональное отношение к предметам, игрушкам, действиям взрослого с ними, а также интерес к совместной игре. Детей учат брать, удерживать и пере­кладывать предметы, катать шарики, ма­шинки, кормить куклу, нанизывать кольца на стержень, открывать и закрывать коро­бочки и т.д.

Многие дети, испытывающие трудности в звукопроизношении, начинают общение со взрослыми с помощью жестов, что по­началу имеет важное значение. На раннем возрастном этапе следует развивать и поддерживать любую попытку ребенка выразить себя. Но если мать, хорошо по­нимая выражение его глаз, его жесты, сей­час же отвечает на них действием, у него тормозится потребность в речевом обще­нии. В такой ситуации необходимо быть максимально терпеливыми в ожидании словесного (или звукового) ответа.

При нормальном становлении речи разви­тие речевой активности ребенка протекает незаметно. Но специальные наблюдения по­казывают, что правильная организация усло­вий жизни и общения позволяет ускорить ее появление. Так, в исследованиях, проводи­мых под руководством М.И. Лисиной, дока­зано: если на просьбу ребенка, выраженную жестом, взрослые не проявляют ответной ре­акции, то он значительно раньше начинает делать попытки выразить просьбу словесно, т.е. проявляет речевую активность, хотя и ис­пытывает при этом большие трудности.

Вызывать речевую активность малыша следует, учитывая его потребности. Для ребенка раннего возраста основная потреб­ность - игра с предметом, игрушками в совместной со взрослым деятельности.

Таким образом, организованное предметно-действенное общение взрослого с ребенком является важнейшим стимулом развития его речи. Малыша надо знако­мить с частями тела, окружающими предме­тами и действиям с ними, обучать навыкам самообслуживания и др. При этом следует помнить, что на данном возрастном этапе правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой взрослых, гораздо важнее сформировать необходимые предпо­сылки и потребность к речевому общению.