|
Каким сегодня должен быть учитель? Его роль в современной школе универсальна
Каким сегодня должен быть учитель? Его роль в современной школе универсальна.
Учитель не только должен обладать глубокими знаниями по предмету, но и быть тонким психологом. И путь взаимодействия учителя и ученика, на мой взгляд, - это путь взаимопонимания.
Во многом отношения между учителем и учеником зависят от стиля руководства педагога.
Существует несколько стилей руководства учащимися:
1. Авторитарный
Учитель единолично определяет направление деятельности группы, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия - приказ, инструкция, выговор. В глазах учителя учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жёсткого обращения.
2. Демократический
Учитель старается занять позицию "первого среди равных". Он опирается на мнение коллектива, стимулирует самостоятельность учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
3. Попустительский
Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
КАКОЙ СТИЛЬ ЛУЧШЕ?
Наиболее желателен и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога с учащимися.
Но очень важно для педагога выработать свой, неповторимый, индивидуальный стиль. Нужно, чтобы в процессе работы педагоги искали, отбирали и накапливали средства и способы общения, которые обеспечивают наибольшую результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности.
Общение со своими воспитанниками – каждодневный процесс.
Рассмотрим, какие существуют стили педагогического общения:
1. Общение на основе совместной творческой деятельности
Что может быть лучше, чем увлечённость общим делом! Педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности.
2. Общение-дистанция
В системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но здесь нужно соблюдать меру. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Но авторитет должен завоёвываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание.
3.Общение-устрашение
Этот стиль общения связан с неумением организовать продуктивное общение. Он ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности.
4.Общение-заигрывание
Стремясь побыстрее установить контакт с детьми, понравиться им, педагоги начинают заигрывать с ними, т.е. кокетничать, вести на уроке разговоры на личные, отвлечённые темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований.
В своей работе я стараюсь строить общение со своими воспитанниками на основе совместной творческой деятельности:
На базе Музея ИЗО я проводила мастер-класс по технике масляной живописи мастихином. Были приглашены учащиеся, учителя школ города. Было очень интересно и познавательно!
На уроках истории изобразительного искусства я провожу уроки-семинары: «История одного шедевра», «Ярмарка идей», «Мир полон талантов» и др.
Я называю это общение с «живым искусством». Часто сама вместо экскурсовода рассказываю о картинах.
Несмотря на то, что пленэрная практика является частью учебного плана, она, несомненно, способствует творческому общению между учителем и учениками
участие в выставках, конкурсах
Ребята нашей школы активно участвуют в конкурсах. У нас есть победители международных, всероссийских, окружных и др. конкурсов.
детский пришкольный лагерь
Этим летом у нас был первый опыт. Мы работали по программе художественно-эстетической направленности «Вдохновение».
К сожалению, иногда между учителями и учащимися возникают конфликты. Причины их разные. Главное для учителя – не допустить конфликта. А если уж он произошёл, то нужно подумать, как его разрушительную силу преобразовать в созидательную.
Прежде всего, нужно провести психологический анализ ситуации:
описание ситуации и её участников
определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить её переход в конфликт
что помешало учителю сделать это
какие приёмы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал
какую информацию получил учитель о своих педагогических успехах и просчётах
варианты отношений с учеником после конфликта
А на слайде Вы увидели некоторые приёмы, способствующие сближению позиций учителя и ученика:
Постарайтесь называть ученика по имени даже тогда, когда вы сердиты на него
Каждый считает свое имя лучшим словом в своем лексическом запасе, и, услышав его, ученик «автоматически» настраивается на доверительное общение с человеком.
В общении учителя с учениками большое значение имеет не только содержание речи, но и мимика, тон, интонации речи
Как утверждают специалисты, интонация при общении взрослых может нести до 40 % информации, а при общении с ребёнком воздействие интонации увеличивается. Ребёнок обладает «эмоциональным слухом», расшифровывает не только содержание, смысл сказанных слов, но и отношение к нему взрослых.
Учитесь слушать и слышать ученика
Учителям часто некогда выслушать ученика, когда у него есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору, да и, кроме того, ему неинтересно говорить с тем, кто его не слышит.
Никогда не упрекайте ребёнка его близкими!
Никогда не следует упрекать ученика, особенно подростка, за неблагополучие в семье, за поведение родителей, братьев, сестер—этого ученики не прощают учителям!
Осознание своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ученика помогают учителю выйти из плена собственных эмоций и откликнуться на переживания ребёнка.
Пожалуй, самым важным разделом своего выступления я считаю тему учёта возрастных особенностей детей в педагогической и воспитательной деятельности педагога.
Младший школьный возраст (6-10 лет).
Ведущая деятельность: учебная
Для младших школьников очень авторитетен учитель. Для детей характерна привязанность к своему учителю. Они испытывают постоянную потребность в его ласке, тёплом слове и внимательном обращении. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость.
Задача учителя:
завоевать доверие учащихся
оказать необходимую помощь ученику в учёбе
поддержать его и вселить уверенность в собственные силы и знания
Подростковый возраст (11-14 лет)
Ведущая деятельность: коммуникативная (общение со сверстниками)
«Переходный возраст», «трудный возраст»
Появляется новая деятельность - деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с равными себе по возрасту детьми, появляются лидеры. Возникает "чувство взрослости».
Задача учителя:
быть внимательным к внутреннему миру ребёнка
проблемы ребёнка решать наедине с ним
сформировать нравственные качества личности и познакомить с примерами положительных идеалов
дать возможность к самовыражению, самореализации, принятию самостоятельных решений (интересные классные дела, мероприятия)
Юношеский возраст (15-18 лет)
Ведущая деятельность: учебно-профессиональная
У ребёнка осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет.
Задача учителя:
Помочь ребёнку с выбором его будущей профессии. В данном возрасте молодые люди испытывают интерес к “вечным ” проблемам: смыслу жизни, свободе личности, поиску истины. Молодежь решает непростые вопросы, которые связаны с сильными переживаниями: интимные отношения, неформальные организации, поиск истины в различных сектах, уход в религию, уход в свой мир с помощью наркотиков и т. д. Все перечисленные ситуации должны быть в поле зрения классного руководителя и занять одно из главных мест в плане воспитательной работы со старшеклассниками.
ВЫВОДЫ ПО ВЫСТУПЛЕНИЮ:
1. Любой передовой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нём, учитель должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим собой и выработать свой индивидуальный стиль общения и руководства.
2. В педагогических конфликтах не бывает до конца «правых» и «виновных», победителей и побеждённых - в каждой педагогической неудаче есть вина несостоявшегося учителя.
3. Педагог должен изучать вопросы возрастной и педагогической психологии, проявлять искренний интерес к ребёнку, интересоваться его проблемами и пытаться решить их вместе.
Современный учитель – это не профессия, а образ жизни. И мы сами должны сделать так, чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на наши уроки.
Вдохновения Вам, дорогие учителя!
|
|
|