Главная страница

Каким сегодня должен быть учитель? Его роль в современной школе универсальна


Скачать 66.36 Kb.
Название Каким сегодня должен быть учитель? Его роль в современной школе универсальна
Дата 07.03.2016
Размер 66.36 Kb.
Тип Документы

Каким сегодня должен быть учитель? Его роль в современной школе универсальна.

Учитель не только должен обладать глубокими знаниями по предмету, но и быть тонким психологом. И путь взаимодействия учителя и ученика, на мой взгляд, - это путь взаимопонимания.

Во многом отношения между учителем и учеником зависят от стиля руководства педагога.

Существует несколько стилей руководства учащимися:

1. Авторитарный

Учитель единолично определяет направление деятельности группы, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия - приказ, инструкция, выговор. В глазах учителя учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жёсткого обращения.

2. Демократический

Учитель старается занять позицию "первого среди равных". Он опирается на мнение коллектива, стимулирует самостоятельность учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

3. Попустительский

Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

КАКОЙ СТИЛЬ ЛУЧШЕ?

Наиболее желателен и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога с учащимися.

Но очень важно для педагога выработать свой, неповторимый, индивидуальный стиль. Нужно, чтобы в процессе работы педагоги искали, отбирали и накапливали средства и способы общения, которые обеспечивают наибольшую результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности.

Общение со своими воспитанниками – каждодневный процесс.

Рассмотрим, какие существуют стили педагогического общения:

1. Общение на основе совместной творческой деятельности

Что может быть лучше, чем увлечённость общим делом! Педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности.

2. Общение-дистанция

В системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но здесь нужно соблюдать меру. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Но авторитет должен завоёвываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание.

3.Общение-устрашение

Этот стиль общения связан с неумением организовать продуктивное общение. Он ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности.

4.Общение-заигрывание

Стремясь побыстрее установить контакт с детьми, понравиться им, педагоги начинают заигрывать с ними, т.е. кокетничать, вести на уроке разговоры на личные, отвлечённые темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований.

В своей работе я стараюсь строить общение со своими воспитанниками на основе совместной творческой деятельности:

  • мастер-класс

На базе Музея ИЗО я проводила мастер-класс по технике масляной живописи мастихином. Были приглашены учащиеся, учителя школ города. Было очень интересно и познавательно!

  • семинар на тему…

На уроках истории изобразительного искусства я провожу уроки-семинары: «История одного шедевра», «Ярмарка идей», «Мир полон талантов» и др.

  • посещение выставок

Я называю это общение с «живым искусством». Часто сама вместо экскурсовода рассказываю о картинах.

  • пленэр

Несмотря на то, что пленэрная практика является частью учебного плана, она, несомненно, способствует творческому общению между учителем и учениками

  • участие в выставках, конкурсах

Ребята нашей школы активно участвуют в конкурсах. У нас есть победители международных, всероссийских, окружных и др. конкурсов.

  • детский пришкольный лагерь

Этим летом у нас был первый опыт. Мы работали по программе художественно-эстетической направленности «Вдохновение».

К сожалению, иногда между учителями и учащимися возникают конфликты. Причины их разные. Главное для учителя – не допустить конфликта. А если уж он произошёл, то нужно подумать, как его разрушительную силу преобразовать в созидательную.

Прежде всего, нужно провести психологический анализ ситуации:



  • описание ситуации и её участников

  • определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить её переход в конфликт

  • что помешало учителю сделать это

  • какие приёмы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал

  • какую информацию получил учитель о своих педагогических успехах и просчётах

  • варианты отношений с учеником после конфликта

А на слайде Вы увидели некоторые приёмы, способствующие сближению позиций учителя и ученика:



  • Постарайтесь называть ученика по имени даже тогда, когда вы сердиты на него

Каждый считает свое имя лучшим словом в своем лексическом запасе, и, услышав его, ученик «автоматически» настраивается на доверительное общение с человеком.

  • В общении учителя с учениками большое значение имеет не только содержание речи, но и мимика, тон, интонации речи

Как утверждают специалисты, интонация при общении взрослых может нести до 40 % информации, а при общении с ребёнком воздействие интонации увеличивается. Ребёнок обладает «эмоциональным слухом», расшифровывает не только содержание, смысл сказанных слов, но и отношение к нему взрослых.

  • Учитесь слушать и слышать ученика

Учителям часто некогда выслушать ученика, когда у него есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору, да и, кроме того, ему неинтересно говорить с тем, кто его не слышит.

  • Никогда не упрекайте ребёнка его близкими!

Никогда не следует упрекать ученика, особенно подростка, за неблагополучие в семье, за поведение родителей, братьев, сестер—этого ученики не прощают учителям!

  • «Возврат эмоций»

Осознание своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ученика помогают учителю выйти из плена собственных эмоций и откликнуться на переживания ребёнка.

Пожалуй, самым важным разделом своего выступления я считаю тему учёта возрастных особенностей детей в педагогической и воспитательной деятельности педагога.

Младший школьный возраст (6-10 лет).

Ведущая деятельность: учебная

Для младших школьников очень авторитетен учитель. Для детей характерна привязанность к своему учителю. Они испытывают постоянную потребность в его ласке, тёплом слове и внимательном обращении. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость.

Задача учителя:

  • завоевать доверие учащихся

  • оказать необходимую помощь ученику в учёбе

  • поддержать его и вселить уверенность в собственные силы и знания

Подростковый возраст (11-14 лет)

Ведущая деятельность: коммуникативная (общение со сверстниками)

«Переходный возраст», «трудный возраст»

Появляется новая деятельность - деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с равными себе по возрасту детьми, появляются лидеры. Возникает "чувство взрослости».

Задача учителя:

  • быть внимательным к внутреннему миру ребёнка

  • проблемы ребёнка решать наедине с ним

  • сформировать нравственные качества личности и познакомить с примерами положительных идеалов

  • дать возможность к самовыражению, самореализации, принятию самостоятельных решений (интересные классные дела, мероприятия)

Юношеский возраст (15-18 лет)

Ведущая деятельность: учебно-профессиональная

У ребёнка осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет.

Задача учителя:

Помочь ребёнку с выбором его будущей профессии. В данном возрасте молодые люди испытывают интерес к “вечным ” проблемам: смыслу жизни, свободе личности, поиску истины. Молодежь решает непростые вопросы, которые связаны с сильными переживаниями: интимные отношения, неформальные организации, поиск истины в различных сектах, уход в религию, уход в свой мир с помощью наркотиков и т. д. Все перечисленные ситуации должны быть в поле зрения классного руководителя и занять одно из главных мест в плане воспитательной работы со старшеклассниками.

ВЫВОДЫ ПО ВЫСТУПЛЕНИЮ:

1. Любой передовой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нём, учитель должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим собой и выработать свой индивидуальный стиль общения и руководства.

2. В педагогических конфликтах не бывает до конца «правых» и «виновных», победителей и побеждённых - в каждой педагогической неудаче есть вина несостоявшегося учителя.

3. Педагог должен изучать вопросы возрастной и педагогической психологии, проявлять искренний интерес к ребёнку, интересоваться его проблемами и пытаться решить их вместе.

Современный учитель – это не профессия, а образ жизни. И мы сами должны сделать так, чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на наши уроки.

Вдохновения Вам, дорогие учителя!