|
I вариант. В основе сюжетного действия лежит
I вариант.
А1. В основе сюжетного действия лежит:
а) композиция;
б) конфликт;
в) фабула.
А2. Литературные жанры – это:
а) эпос, лирика, драма;
б) роман, трагедия, эпиграмма;
в) политический роман, социальная драма, философская элегия.
А3. Действующее лицо художественного произведения называется:
а) образом;
б) персонажем;
в) типом.
А4. Для определения жанра существенным признаком является:
а) проблематика произведения;
б) его тематика;
в) время создания произведения.
А5. Повествование в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина ведется от лица:
а) автора;
б) повествователя;
в) Маши Мироновой;
г) Петра Гринева;
д) Пугачева.
А6. Авторская позиция в «Капитанской дочке» проявляется с помощью:
а) композиции;
б) эпиграфов;
в) вставных элементов;
г) прямой авторской оценки;
д) выбора героя.
А7. Какие исторические личности упоминаются в повести “Капитанская дочка”?
а) Фридрих II;
б) граф Миних;
в) Григорий Орлов;
г) Екатерина I;
д) Елизавета I;
е) Екатерина П.
А8. Эпиграф к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:
а) былин;
б) Библии;
в) древнерусских летописей;
г) стихотворения Горация.
А9. Выделите черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»:
а) бурная, неистовая природа;
б) гибель героя;
в) герой одинок и не понят миром;
г) введение сна героя в сюжет поэмы;
д) мотив борьбы, мятежа.
А10. Определите стихотворный размер, использованный М. Ю. Лермонтовым в поэме“Мцыри”:
а) анапест;
б) дактиль;
в) амфибрахий;
г) ямб.
А11. Почему местом действия поэмы “Мцыри” выбран Кавказ?
а) проявляется любовь автора к Кавказу;
б) природа Кавказа сродни натуре главного героя;
в) связь с историей России;
г) место действия отвечает романтической направленности поэмы.
А12. Какой из вариантов происхождения сюжета комедии «Ревизор» - верный:
а) придуман Н.В. Гоголем;
б) подарен автору А.С. Пушкиным;
в) взят из других источников (книг, газет и т. п.).
А13. Отметить причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора:
а) рассказы Хлестакова;
б) страх;
в) недоразумение;
г) известие о приезде ревизора.
А14. Отметить черты, характерные для чиновников - персонажей комедии “Ревизор”:
а) взяточничество;
б) халатность;
в) страх перед начальством;
г) глупость;
д) гостеприимство;
е) использование служебного положения в личных целях.
А15. Oтметить одну из особенностей композиции комедии “Ревизор”: а) перегруженность комическими ситуациями;
б) частая смена действия;
в) появление фантастических персонажей;
г) две развязки сюжета.
А16. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа Л. Н. Толстого «После бала»?
а) важность судьбы героя после бала;
б) особое значение сцены расправы с солдатом;
в) важность утра, следующего за балом.
А17. С помощью каких языковых средств Л. Н. Толстой противопоставляетI друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?
а) антитеза;
б) подбор эпитетов;
в) прямая авторская оценка;
г) цветопись;
д) звукопись;
е) описание одного героя;
ж) внутренний монолог.
А18. Определите основную идею рассказа Л. Н. Толстого «После бала»:
а) судьба человека зависит от случая;
б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;
в) идея личной ответственности человека;
г) осуждение деспотизма.
А19. В главе «О награде» (поэма А. Твардовского “Василий Теркин”) Василий Теркин предстает человеком:
а) тщеславным;
б) простым, добрым, жизнерадостным;
в) мечтающем о несбыточном.
А20. В главе «Гармонь»(поэма А. Твардовского “Василий Теркин”) звучит:
а) непреходящая печаль о погибших;
б) желание Теркина поднять настроение товарищам;
в) жизнеутверждающая сила.
В1. Композиция - это:
а) последовательность событий и действий;
б) движение произведения от завязки до развязки;
в) последовательность частей и элементов произведения.
В2. Завязка - это:
а) момент возникновения или обнаружения конфликта;
б) начало произведения;
в) первое появление главного героя.
В3. Какому персонажу комедий “Ревизор” принадлежат слова? « ... потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей! И там на станциях никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора ... »
В4. Какой прием использован Н. В. Гоголем в приведенном отрывке: « ... в бельэтаже. У меня одна лестница стоит ... А любопытно взглянугь ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж ... ж ... ж... Иной раз и министр ... ».
В5. Переправа,переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Эта строфа главы «Переправа» поэмы “Василий Теркин” воспринимается как:
а) описание тяжелого боя;
б) напоминание о переправе;
в) клятва, боевой призыв.
С1. Охарактеризуйте Тараса Бульбу из повести Н. В. Гоголя как члена Сечи.
II вариант.
А1. Искусство по своей природе: а) рационально;
б) эмоционально;
в) сочетает в себе и рациональное, и эмоциональное начала.
А2. Что такое литературные жанры?
а) группы произведений внутри литературных родов, отличающиеся общностью формальных и содержательных признаков;
б) результат формальной классификации литературных произведений по разным признакам;
в) это то же самое, что литературные роды.
А3. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»? а) да, и очень существенная;
б) нет;
в) в зависимости от жанра.
А4. Тема произведения - это:
а) главная идея;
б) объект отражения;
в) конкретная описанная ситуация.
А5. Какие символические образы используются А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?
а) путь, дорога;
б) могила;
в) буря, буран;
г) орел, ворон;
д) кинжал;
е) виселица.
А6. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачева?
а) ум, сметливость;
б) лень, бездеятельность;
в) удальство, широта натуры;
г) склонность к пьянству;
д) память на добро, благодарность.
А7. Назовите художественные приемы, которые Пушкин использовал для создания образа Пугачева.
а) прямая авторская оценка;
б) портрет;
в) эпиграфы;
г) речевая характеристика;
д) отношение других персонажей;
е) вставные элементы.
А8. В чем заключается смысл эпиграфа к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
а) восстание против судьбы;
б) раскаяние, безнадежное смирение;
в) защита права человека на свободу.
А9. Какова роль описаний природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
а) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе;
б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу;
в) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю;
г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета.
А10. Определите жанр произведения Н. В. Гоголя “Ревизор”:
а) баллада;
б) элегия;
в) поэма-исповедь;
г) притча.
А11. В чем заключается основная идея произведения Н. В. Гоголя “Ревизор”?
а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;
б) тоска по воле;
в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;
г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.
А12. Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии “Ревизор”: а) юмор;
б) сарказм;
в) сатира;
г) ирония.
А13. Oтметить, какие социальные слои отображены в «Ревизоре» Н. В. Гоголя:
а) чиновничество;
б) крестьянство;
в) духовенство;
г) купечество;
д) мещанство;
е) помещики.
А14. Oтметить, как построена система взяточничества в среде чиновников в комедии “Ревизор”:
а) у каждого чиновника есть такое «право»;
б) в отношении взяток существует определенная субординация;
в) каждый решает сам, как брать взятки.
А15. Отметить одну из особенностей композиции комедии “Ревизор”:
а) малое количество персонажей;
б) частая смена лирического героя;
в) немая сцена;
г) автор видит себя одним из героев.
А16. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»?
а) последовательность излагаемых событий;
б) цикличность излагаемых событий;
в) антитеза;
г) ретроспектива.
А17. Каков тип композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»?
а) рассказ в рассказе;
б) повествование от первого лица;
в) последовательное авторское изложение событий.
А18. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала (рассказ Л. Н. Толстого «После бала»)?
а) отчуждение;
б) возмущение;
в) восторг;
г) пренебрежение.
А19. Лейтмотивом главы “Переправа” поэмы “Василий Теркин” являются слова:
а) «Берег левый, берег правый»;
б) «Переправа, переправа!»;
в) «Кому память, кому слава».
А20. Мастерство разговорной речи в последней части главы «Переправа» поэмы “Василий Теркин”проявляется:
а) в диалоге солдат, стоящих в дозоре;
б) патетической тональности;
в) правдивой картине войны.
В1. Идея произведения - это:
а) то, что хотел сказать автор;
б) нравственный «урок» произведения;
в) главная обобщающая мысль произведения.
В2. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?
а) да;
б) нет;
в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.
В3. Какому персонажу комедии Н. В. Гоголя принадлежат слова? «И странно: директор уехал - куда уехал, неизвестно. Ну натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь - просто черт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры ... можно представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!”
В4. Отметить, какой прием использован автором в приведенном отрывке из “Ревизора”: «Он! и денег не платит, и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов».
В5. Но уже идут ребята,
На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатом их товарищи - отцы.
Тем путем идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик - солдат.
В этих строках автор стремится:
а) показать, что традиции русских воинов живы;
б) передать тяжесть пути;
в) вспомнить старых солдат.
С1. Какие качества сделали Теркина (поэма А. Твардовского“Василий Теркин”) любимым героем читателей?
|
|
|