|
Урока русского языка в 11 классе
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе
Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции./ 2 часа/
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.
Образовательные:
-В ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;
- ввести учащихся в «технику» и композицию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ и составления и отбора необходимых рабочих материалов к сочинению; подготовить к самостоятельному конструированию сочинения.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки: умения учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.
-развитие речевой культуры и речевого творчества.
Воспитывающие: формировать позитивное мировоззрение у будущих выпускников, вызывать интерес к художественному слову, к учебному предмету, воспитывать коммуникативные способности, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
Задачи урока :
Обучающие
Создание текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному отрывку из произведения Б.Васильева «В списках не значился».
Использование изобразительно-выразительных средств публицистического стиля в собственной устной и письменной речи при создании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Развивающие
*Развитие умений выделять основные композиционные части сочинения .
* Развитие умения работать в группе и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.
Воспитательные
воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами произведений художественной литературы и российского кинематографа.
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные:
1. Осуществлять обработку и использование необходимой информации.
2. Уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы.
Регулятивные:
Принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.
2. Уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Уметь пользоваться собранным материалом в письменной форме.
Методическое обеспечение:
- просмотр презентации с помощью компьютера и проектора,
-экран,
-оценочные листы,
-распечатанные задания для каждого ученика.
- справочные материалы-памятки
Оборудование: компьютер, сеть Интернет, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки ответов учащихся, текст Б.Васильева, памятки.
Формы организации учебной деятельности:
-коллективная
-индивидуальная.
Этап урок
|
Форма работы
|
Конкретные виды деятельности (учителя и ученика)
|
УУД
|
1.Организационно – мотивационный
А) Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.
Б) Актуализация прежних знаний.
Повторение теоретического материала.
Этап 1.
Этап 2.
3.Работа над композицией сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ .
Практическое задания .
Работа над комментированием проблемы.
Этап 3.
Работа над формулировкой авторской позиции.
Этап 4.
Этап 5. Собственная позиция
Урок 3-4
Этап 6. Аргументация
|
Коллективная
Коллектив-ная работа.
Работа с художест-венным текстом повести.
Работа со справочным раздаточ-ным материалом,
памятками к уроку.
Коллектив-ная
работа
Работа с художественным текстом.
|
Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
-
Здравствуйте ! Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. С одной стороны, мы будем готовиться к ЕГЭ, а точнее – к выполнению части С, а с другой – постараемся ответить на наиболее важные вопросы, которые встают перед каждым человеком. Выполнение задания части С КИМ ЕГЭ (сочинения-рассуждения) – не просто часть экзамена. Это прекрасная возможность для каждого из вас выразить свои мысли и чувства, весь свой жизненный опыт, духовный и интеллектуальный багаж, Можно прочитать тысячи книг, накопить сумму знаний, но так и не понять, по каким законам существует мир вокруг нас. Текст произведения Бориса Васильева «В списках не значился» нам сегодня в этом поможет.
Давайте попробуем с вами сформулировать цели нашего сегодняшнего урока.
Это поможет нам сделать ответ на вопрос:
*Что вы должны знать и уметь, чтобы успешно выполнить на ЕГЭ часть С?
*Какие цели вы поставите перед собой?
Действительно, довольно долгого времени мы занимались различными моментами, связанными с темой нашего урока. И вот сегодня – своеобразное подведение итогов., так как вы выходите уже на финишную прямую и до экзамена осталось совсем немного времени. А хорошо написанная работа уровня С позволит вам получить более высокий экзаменационный балл.
Слайд 2
1.Беседа с классом:
В качестве домашнего задания вам было предложено познакомиться с отрывком из повести Б.Васильева «В списках не значился»
и в дополнительных источниках информации найти материал о писателе и выяснить историю создания произведения.
Учитель:
Скажите, что вы узнали о Б.Васильеве?
Действительно, военная тема – главная в творчестве писателя.
Великая Отечественная война, длившаяся 1418 дней, для русского народа навсегда останется в памяти. Ее нельзя вычеркнуть из воспоминаний тех, кто кому довелось сражаться за мир на Земле. Бессмертен подвиг тех, кто победил фашизм.
Работа учащихся.
*Дома вы познакомились с кратким содержанием повести писателя. Кто попробует нам его передать?
Какие строки прочитанного текста вас поразили, тронули ваше сердце?
Определите тему данного произведения и того отрывка, с которым вы знакомились дома?
( это тема войны)
Слайд 7. Давайте с вами вспомним,
*что называется темой, идеей, проблемой произведения?
Слайды 8-14.
* какие виды проблем характерны для текстов публицистического и художественного стилей?
К какой категории проблем мы отнесем проблемы данного текста?
(Нравственные проблемы:
проблема нравственного выбора,
проблема мужества и героизма русского солдата,
проблема нравственной сущности человека)
* какая проблема будет главной в тексте? /групповая работа : работа над выявлением проблем данного отрывка, их формулировка и их запись в табличку.
Какова основная проблема данного отрывка?( проблема чести и долга перед Отечеством)
Учитель: Есть ли другие точки зрения?
Задание. Попробуем применить теоретические знания на практике и занесите свои наблюдения в таблицу, сформулировав одну проблему текста.
Слайд 17. Давайте вспомним,из каких композиционных частей состоит сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ?
Работа в группе по созданию вступления к сочинению ( 1-2 предложения)
Запись в таблицу.
Слайды 21-29
Скажите, что такое комментарий?
*Работа с толковым словарем:
Комментарий – это многозначное слово:
1.разъяснительные примечания к какому-либо тексту.
2.Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь.
Задание : сформулировать комментарий проблемы и записать свой вариант в таблицу.
/ групповая работа/
Слайды 32-34
Какими изобразительно-выразительныеми средствами пользуется в автор, чтобы показать мужество, героизм и нравственное превосходство русского солдата Николая Плужникова?
*Как вы думаете, почему нам необходим анализ изобразительно-выразительных средств текста на этом этапе работы над сочинением?
/ Чтобы выяснить авторскую позицию/
Работа со слайдами 32-35.
*Как вы думаете, в каких предложениях текста открыто звучит авторская позиция и какова она?
* Какими словами текста можно было бы назвать данный отрывок повести Васильева?
/Я –русский солдат/
*Задание : сформулируйте и запишите авторскую позицию в таблицу./ индивидуальная работа/
Беседа с классом:
*Разделяете ли вы авторскую позицию? Актуальна ли для вас проблема, затронутая автором?
*Сформулируйте свою точку зрения и запишите ее в таблицу, воспользовавшись речевыми клише.
Слайды 38-40.
Учитель:
*Вы помните , что при написании сочинения вы должны привести 2 аргумента, подтверждающих или опровергающих точку зрения автора.
Беседа с классом:
*Что можно считать аргументами?
Работа в группах: приведите свои аргументы из художественной литературы и занесите их в таблицу.
*Кому сложно найти аргументы в художественной литературе, вы можете это сделать , опираясь на другие виды аргументации./ дифференцированная работа/
|
Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).
Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).
Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смысл
образования).
познавательные
(совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы).
Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).
Регулятивные Осуществлять обработку и использование необходимой информации.
(знать алгоритм (модель учебных действий при определении темы, идеи, проблемы произведения или текста.)
Регулятивные Осуществлять обработку и использование необходимой информации,знать алгоритм (модель учебных действий при определении главной проблемы отрывка текста)
Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера).
Регулятивные (принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей)
Коммуникативные (уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.)
Познавательные (умение выделять проблемы текстов, формулировать их и выделять главную проблему)
Познавательные
(Развитие умений выделять основные композиционные части сочинения,умения находить необходимый учебный и иллюстративный материал в различных информационных источниках / в памятках к уроку/)
Личностные (умение выражать собственную точку зрения,)
Коммуникативные (развитие монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме)
Коммуникативные (развитие монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме)
Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)
Регулятивные (Осуществлять обработку и использование необходимой информации/речевые клише/
(знать алгоритм (модель учебных действий при комментировании проблемы текста.)
Познавательные ( умения работать с толковым словарем, находить необхолимый материал в различных источниках информации)
Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами художественного стиля).
Познавательные (умение анализировать текст, видеть его изобразительно-выразительные средства текста и определять их роль в тексте)преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике,уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы)
Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)
Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)
Коммуникативные:( формулировать собственное мнение, аргументировать его)
Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)
Познавательные (умения подбирать аргументы из различных источников информации)
|
Этап 7.Заключение к сочинению.
Рефлексия: Чем был полезен для вас урок? Чему научились?
В чем испытывали трудности?
6.Домашнее задание
|
Индивиду-альная работа
|
Слайд 4.
Обобщите все выше сказанное вами на предыдущих этапах работы над сочинением.
* Чему научил вас данный текст?
*Над чем заставил задуматься?
Свои размышления занесите в таблицу.
Рекомендации:
Излагайте свои взгляды этически корректно, не проявляя речевой агрессии(негативных эмоций, насмешки, угрозы, жаргонная лексика,)
Анализ и оценка проделанной работы.
*Выскажите свое отношение к уроку.
*Оцените свою работу на уроке в индивидуальном путевом листе.
Написать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ в соответствии с требованиями к экзаменационной работе.
|
Коммуникативные (развитие навыков индивидуальной работы, монологической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами публицистического стиля).
Познавательные (умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике)
Коммуникативные (контроль и самооценка своих знаний и умений)
Регулятивные (осмысленное результатов своей работы).
Личностные (осознание значимости урока в системе подготовки к ЕГЭ, духовно-нравственное развитие учащихся под воздействием произведений русской литературы)
Коммуникативные Создание текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному отрывку из произведения Б.Васильева «В списках не значился».
|
МБОУ «Самофаловская сош»
Городищенский район Волгоградская область
Разработка открытого урока русского языка в 11 классе.
Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ.
/ 2 часа/
Разработала и провела:
учитель русского языка и литературы
Науменко Людмила Ивановна
2013-2014 уч.год
|
|
|