|
Рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
МБОУ СОШ №2 г. Волгореченска Костромской области
Конспект урока литературы в 7 классе по теме:
Приёмы и объекты сатиры в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Выполнила учитель
русского языка
и литературы,
истоков и ОРКСЭ
Введенская Е. А.
2011 год
Структурные
единицы урока
|
время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся,
виды и формы их работы
|
Результат
совместной деятельности
|
1. Мотивация
|
5 мин.
|
Слово учителя:
«Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску, вы видите тему урока. Она звучит так: Приёмы и объекты сатиры в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть…» Что? Неинтересная тема? Скучно? А давайте её сотрём и поговорим о чём-нибудь более интересном. Ну, например, об оружии».
Из ящика в столе достаю фото оружия (автомат Калашникова, пистолет «Грач»), показываю его ребятам – и начинаю рассказывать: «Анализ боевых действий пехоты в годы 2 Мировой войны свидетельствует о том, что большинство боёв происходило на ближних дистанциях. В результате этого опыта в конце 40-х годов появился автомат Калашникова. Он предназначен для стрельбы мощными патронами, для ведения прицельного огня на дальности до 800 метров. Простота и в то же время надёжность сделали АК лучшим стрелковым оружием для пехоты. Их выпущено более 30 млн. штук. Вес без патронов – 4,3 кг. Размеры: длина – 869 мм, длина ствола – 414 мм. Начальная скорость пули – 715 метров в секунду. Прицельная дальность – 800 метров. Ёмкость магазина – 30 патронов. Используется в более 100 государствах мира. Изогнутый магазин автомата К. является его своеобразной визитной карточкой.
Если говорить о пистолетах: кроме различных вариантов пистолетов Макарова и Стечкина в России разрабатываются и другие типы новых пистолетов, предназначенных, как правило, для использования мощных патронов. Среди них пистолеты «Грач», «Гюрза» с двумя автоматическими предохранителями – на рукоятке и спусковом крючке. Бронежилет второго класса на расстоянии до 50 метров уже не является защитой от этих пистолетов. «Грач» 6П35 Ижевского завода имеет стандартную конструкцию пистолета, предназначенного для стрельбы мощными патронами. Его автоматика работает по принципу отдачи при коротком ходе ствола, сцепленного с затвором. Патрон: 9 на 19 мм. Вес без патронов – 0,95 кг. Длина – 195 мм. Начальная скорость пули – 450 м/с. Прицельная дальность – 50 метров. Ёмкость магазина – 18 патронов. Используется в спецподразделениях России».
Обращая внимание на следующий вид оружия, показываю детям лист с надписью «СМЕХ». Задаю вопросы: «Это оружие? Я не пошутила? Смех может быть оружием?»
«Интересно, как оно стреляет? Какая у него прицельная дальность, а объём магазина? Прекрасно владел этим оружием М. Е. Салтыков-Щедрин. Тому пример – сказка «Повесть о том…» Ребята, а интересно понять, как владел оружием сатиры С-Щ? Из какого оружия «стрелял» в генералов и мужика писатель? Попробуем его разобрать и собрать. Это возможно? Конечно. Ведь искусство сатиры тоже имеет свои приёмы, методы, какие-то формы».
|
Слушание
|
Учащиеся заинтересовались темой урока, настроились на работу
|
2. Целеполагание
|
3 мин.
|
«Какую цель вы бы поставили на сегодняшний урок? Чему бы вы хотели научиться? Что мы можем сегодня узнать на уроках?» Пишу пункты цели на доске. Например:
познакомиться с понятием «сатира»
узнать о приёмах сатиры
найти их в сказке С-Щ
поучиться самим владеть «оружием» сатиры …
|
Беседа
|
Коллективно поставили цель урока
|
3. Постановка учебных задач
|
3 мин.
|
Учитель с помощью детей конкретизирует цель в задачах. Например, ставим такие задачи:
выявить детали «оружия» сатиры
нарисовать это «оружие»
посмотреть, в кого и как из него «стреляет» С-Щ
|
Беседа
|
Поставили задачи на урок
|
4. Организация учебной деятельности
|
15 мин.
7 мин.
7 мин.
3 мин.
|
«Ребята, где мы можем почерпнуть сведения о приёмах сатиры?» Выясняем, что в учебнике (стр. 416 – статья «Юмор. Сатира. О смешном в литературном произведении», стр. 405 – Краткий словарь литературоведческих терминов), в «Поэтическом словаре» Квятковского, в другой справочной литературе. Учитель предлагает ребятам разделиться на группы. «Первая группа найдёт для нас всё о сатире и её приёмах, подготовит сообщение, выпишет на доску определения. Ещё четыре группы подготовятся к анализу текста сказки, каждая группа просматривает 2 страницы. Найдите в тексте и подчеркните те слова, выражения, предложения, которые вызывают смех, а может быть, горькие чувства. 1 группа – стр. 136-138, 2 гр. – стр. 139-140» и т. д. в процессе выполнения заданий учитель играет роль консультанта, помощника.
«Ребята, а теперь попробуем сами в отрывках, с которыми вы работали, найти среди подчёркнутых мест гиперболу и гротеск».
«Кроме того, какие ещё художественные особенности рассказа С-Щ вы увидели?»
«Оружие писателя-сатирика мы представляем, видели его в действии, а каковы его мишени в сказке? Конечно, генералы и мужик. Что в них возмущает, заставляет сожалеть, горько усмехаться автора?
|
Чтение, слушание
беседа
Работа в группах по заданию
Первая группа ребят после отведённого времени делает сообщение о понятиях «сатира», «гипербола», «гротеск», учащиеся записывают с доски в тетрадь определения. Учитель делает, где нужно, необходимые пояснения, приводит примеры, подводит учащихся к мысли о роли гиперболы и гротеска как лупы, оптического прицела в оружии, для того чтобы яснее, понятнее была мишень: какое-то общественное зло или человеческий порок.
Продолжение работы в группах: анализ художественного текста. Ребята первой группы присоединяются к другим, по желанию. Далее представление результатов работы: выступления групп.
Учащиеся выделяют сказочные, фольклорные мотивы, возможно, назовут иронию и др. …
Беседа
|
Организовали работу в группах, познакомились с приёмами сатиры, нашли в рассказе гиперболы и гротеск, выделили другие художественные приёмы у С-Щ, почувствовали нравственную проблематику рассказа
|
5. Моделирование
|
20 мин.
|
Настрой учителя.
Включает на время работы ребят запись актёрского чтения сказки С-Щ.
|
Ребята рисуют модель оружия, подписывают, если хотят, его составные части. По желанию, например, девочки составляют небольшой сатирический рассказ о ленивом ученике с применением гиперболы и гротеска, сказочных элементов, фантастики.
|
Создали для себя некий запоминающийся образ оружия сатиры или творчески применили полученные знания в своём сочинении
|
6. Контроль и коррекция (в процессе контроля)
|
15 мин.
|
|
Ребята защищают перед классом свои модели или читают рассказы.
|
Ещё раз закрепили свои знания, соотнесли свои представления о них с представлениями одноклассников, что-то откорректировали
|
7. Рефлексия
|
7 мин.
|
«Ребята, вы пользуетесь в жизни подобным оружием? Если бы вам предложили ввести закон на ношение этого оружия, его применение, в каких бы случаях вы разрешили его применять? Наказывали бы за незаконное применение этого оружия?»
Д/з: чтение сказки «Дикий помещик» и других для урока внеклассного чтения. Индивидуальное задание: подготовить биографию С-Щ.
«Я хочу в конце урока вам сказать о смехе кое-что ещё, чтобы вы не думали, что почти всё о нём знаете. Смех, конечно, может быть не только оружием. Ведь слово – это великая сила, способная окрылять, лечить. Смех – это и прекрасное лекарство. Только это другой смех. Вот что пишет об этом Ю Вознесенская в книге «Мои посмертные приключения», где героиня беседует со своим Ангелом-Хранителем: «Мы, Ангелы, вообще не смеёмся. Смех дан людям как лекарство от страхов. А нам неведомы ни страхи, ни болезни».
Подумайте об этом».
|
Беседа
|
Провели рефлексию не знаний, а удовлетворённости знаниями, рефлексию настроения детей, вызвала у ребят на желание задуматься над словами книги.
|
Методическое обоснование урока
Замысел подобного урока возник у меня давно. Меня всегда интересовала природа смеха, тот механизм, который заставляет душу человека сжиматься и раэжиматься, рот раскрываться в улыбке. Что это за процесс, после которого человеку становится легко или же, наоборот, больно (когда это злой смех). Что это такое – смех? Может быть, слово с определённым зарядом энергии? Почему современные юмористы собирают огромные залы? Безусловно, смех – это лекарство. Но это и оружие. Такую фразу я слышала много раз. А что если ученикам показать в буквальном смысле эту метафору? Мне бы хотелось, чтобы глубина философского подхода к этому вопросу отразилась в уроках по юмористическим, сатирическим произведениям. Конечно, нельзя и не нужно объяснить детям всё и сразу. «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». Позади у ребят рассказы Чехова, Зощенко, «Вечера на хуторе…» Гоголя, они узнали кое-что о юморе, знают, что страшное у Гоголя не пугает, потому что он изображает это смешным. Впереди Салтыков-Щедрин, снова Чехов, Зощенко, Аверченко, Булгаков…
Рассказ М. Е. Салтыкова-Щедрина – сатирическое произведение. Программа предлагает в процессе его изучения дать понятия «сатира», «гротеск», «гипербола», донести до учащихся нравственную проблематику рассказа.
Я стараюсь на своих уроках применять элементы развивающего обучения (РО) и уроки по рассказу Салтыкова-Щедрина выстроила в системе РО. Преимущества этой технологии, на мой взгляд, следующие: у детей перед работой всегда есть мотив, желание работать; работа часто самостоятельная, у детей создаётся иллюзия, что они всё делают сами, учитель им только помогает; ход работы ребят имитирует ход научного познания, основной метод – дедуктивный (от общего к частному); на уроке дети создают некую модель знаний (образную, знаковую), которая, как ключ, будет им служить в различных ситуациях; урок всегда предполагает рефлексию и коррекцию знаний. Урок в системе РО строится по следующему плану:
мотивация
целеполагание
постановка учебных задач
организация учебной деятельности
моделирование
контроль
коррекция
рефлексия
Итак, урок строю в системе РО. Ставлю цель, исходя из художественного текста, программы и личного подхода к сатире: заинтересовать учащихся природой и тайной смеха, понять приёмы сатиры, увидеть их в рассказе Салтыкова-Щедрина, раскрыть нравственную проблематику произведения. Конкретизируя цель в задачах, можно выделить такие воспитательные задачи: воспитывать внимательное отношение к художественному слову, чувство справедливости, негативное отношение к человеческому невежеству, тунеядству, паразитизму, рабской пассивности. Что можно развить на уроке средствами этого произведения? Аналитическое, творческое, образное мышление учащихся, навыки самостоятельной работы с художественным текстом, словарной статьёй, работы в группе. В качестве обучающих задач выделяю такие: создать модель оружия «Сатира», создать условия для самостоятельного раскрытия учащимися понятий «сатира», «гротеск», «гипербола».
Одного урока для реализации целей будет недостаточно. Работу рассчитываю на два спаренных урока. Чтобы заинтересовать в начале урока детей, применяю такой приём: начинаю разговаривать о «постороннем, более интересном» - говорю об оружии. Цель и задачи после настроя на сатиру как оружие дети должны поставить вместе с учителем. После постановки учителем проблемного вопроса они легко могут это сделать.
Инициатива по организации учебной деятельности должна исходить от учителя, так как это достаточно трудная задача. Пока 1-ая группа экспертов ищет всё о приёмах сатиры (группа формируется по желанию), остальные 4 группы могут проработать примерно 2 страницы художественного текста, прочитав его, выделив смешное или горькое. По времени первая и остальные группы будут работать примерно одинаково. Члены группы могут совещаться между собой. Работа по изучению художественного текста необходима, важно, чтобы ребята сами нашли эти приёмы, почувствовали рождающее смех несоответствие. Часто использую приём беседа, устный ответ учащихся, развивающие коммуникативные навыки.
Обязательный следующий момент урока – моделирование. Предлагаю два задания на выбор, потому что создать модель оружия, пусть примитивного, сможет далеко не каждая девочка. Работы защищаются ребятами, они сравнивают их, что-то проясняют для себя, исправляются. Рефлексия знаний уже проходит на этапе защиты моделей, поэтому на этапе урока рефлексия ребятам и учителю будет интересно провести рефлексию эмоциональную, рефлексию настроения, выявляющую отношение детей к сатире вообще.
Хочется, чтобы в конце уроков у детей не создалось впечатление всезнания о смехе. Хочется настроить их на размышления. С этой целью читаю детям отрывок из книги Ю. Вознесенской «Мои посмертные приключения».
Д/з должно подготовить учащихся к следующему уроку внеклассного чтения по рассказам Салтыкова-Щедрина. Даю индивидуальное задание: подготовить биографию писателя, историю создания «Сказок для детей изрядного возраста». Биографию писателя, думаю, можно узнать и после знакомства с его рассказами. Это даёт более глубокое понимание гражданской позиции Салтыкова-Щедрина.
Цель уроков: заинтересовать учащихся природой и тайной смеха, понять приёмы сатиры, увидеть их в рассказе Салтыкова-Щедрина, раскрыть нравственную проблематику произведения.
Задачи
образовательные: создать модель оружия «Сатира», создать условия для самостоятельного раскрытия учащимися понятий «сатира», «гротеск», «гипербола»;
развивающие: аналитическое, творческое, образное мышление учащихся, навыки самостоятельной работы с художественным текстом, словарной статьёй, работы в группе;
воспитательные: воспитывать внимательное отношение к художественному слову, чувство справедливости, негативное отношение к человеческому невежеству, тунеядству, паразитизму, рабской пассивности.
Список используемой литературы:
Учебник «Литература» для 7 класса под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006г.
Ю. Н. Вознесенская «Мои посмертные приключения», изд-во «Эксмо» 2009 г.
encyclopaedia-russia.ru›article.php…
|
|
|