|
Живая и неживая природа
Конспект открытого урока по развитию речи на тему «Живая и неживая природа»
Класс – 3 «Б»
Учитель – Добиш Н. А.
Тип урока – урок сообщения новых знаний
Цель урока – формировать умение дифференцировать живую и неживую природу
Задачи урока:
1) Учебная:
формировать понятия «природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать
2) Коррекционная:
развитие мышления, умения классифицировать и исключать лишние понятия; развитие памяти; зрительного и слухового внимания и восприятия
3) Воспитательная:
формирование уважения и бережного отношения к природе, развитие умения видеть красоту природы
Оборудование и материалы:
Персональный компьютер; презентация на тему «Живая и неживая природа»; лист ватмана с кроссвордом; индивидуальные задания на отдельных листах; маркер; мяч; ручки; цветные карандаши.
Ход урока:
1) Организационный момент
- Ребята, сейчас у нас особенный урок. Его буду вести я, а не Светлана Викторовна, и на нем присутствуют гости. Давайте повернемся и поздороваемся с нашими гостями.
- У нас урок развития речи. Что мы делаем на уроке развития речи?
- Учимся красиво и правильно говорить и узнаем новое.
2) Постановка целей и задач урока
- Ребята, попробуйте угадать, о чем мы будем говорить сегодня. Вам подскажут картинки, которые вы видите на экране.
Слайд №1
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг…(природа)
- О природе.
Слайд№2
- Правильно. Сегодня мы будем говорить о природе. Мы вспомним все, что о ней знаем. Тема нашего урока – живая и неживая природа.
3) Беседа
- Давайте посмотрим вокруг. Что нас окружает? Что вы видите?
- Парты, компьютеры, стулья и т. д.
- Правильно. Ребята, это природа?
- Нет. Это вещи. Они сделаны руками человека.
- Хорошо. А теперь посмотрим за окно. Что вы там видите?
- Деревья, траву, небо и т. д.
- А их мы можем назвать природой?
- Да. Это природа. Они не сделаны руками человека.
- Верно. Значит, природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека.
- Мы выяснили, что такое природа. Кто вспомнит, какая бывает природа? На какие две группы можно разделить объекты природы? Давайте посмотрим на экран.
Слайд №3
- Что вы видите?
- Дерево, кошка, бабочка и т. д.
- Это природа?
- Да.
- Какая это природа?
- Живая.
- Правильно. Это живая природа. Что же относится к живой природе?
Слайд №4
- Звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, грибы, бактерии.
Слайд №5
- Посмотрите на экран. На этих картинках тоже живая природа, но одна картинка – лишняя. Подумайте, какая.
- Камень.
- Верно. Почему он лишний?
- Потому что он неживой.
- Правильно. Как же мы можем отличить живое от неживого?
- Живое дышит, питается, растет, размножается, двигается, умирает.
Слайд №6
- Молодцы. Мы вспомнили признаки живой природы. Все живое обязательно дышит, питается, передвигается, растет, дает потомство.
- Как дышит человек? А кошка? А рыбка?
- Что ест человек? А кошка? А корова? А гусеница?
- Как растет дерево? А бабочка? А лягушка?
- Какое потомство у человека? У кошки? Собаки? Медведя?
- Как двигается человек? А птица? А рыба? А дерево?
- Мы выяснили, что относится к живой природе и как мы можем отличить живое от неживого. А что же относится к неживой природе? Смотрим на экран.
Слайд №7
- Итак, неживая природа – это камни, земля, вода, солнце, горы, песок, звезды.
Слайд№8
- Мы выяснили, что нас окружает мир вещей с одной стороны и
Слайд№9
природа – с другой. Природа – это все то, что не создано руками человека.
Слайд№10
Природа бывает живая и неживая. Все живое дышит, растет, питается, двигается, дает потомство, умирает.
4) Закрепление изученного материала
Игра «Угадай, где природа»
- Сейчас мы сыграем в игру «Угадай, где природа». Я буду кидать вам мячик и называть слово, а вы говорить, природа это или нет, и если природа – то какая, живая или нет. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. Постарайся дать ответ – где природа, а где нет.
- Горы.
- Кошка.
- Кукла.
- Машина.
- Человек.
- Гусеница.
- Дом.
5) Физкультминутка
6) Решение теста «Живая и неживая природа»
Сопровождается показом слайд-шоу. Дети по очереди читают вслух вопросы и отвечают на них.
Слайд №11
1) Что такое природа?
Слайд №12
2) Какая бывает природа?
Слайд №13
3) Что относится к неживой природе?
Слайд №14
4) Что относится к живой природе?
Слайд №15
5) К какой группе можно отнести человека?
Человек – это живая природа
Человек – это неживая природа
Человек – это не природа
Слайд №16
6) Что не является природой?
8) Работа с карточками
Заполнение таблицы «Живая природа/Неживая природа». У каждого ученика свой экземпляр таблицы. Дети вписывают предложенные слова в соответствующие графы.
10) Подведение итогов урока
- Что мы сегодня изучали?
- Что вам больше всего запомнилось?
Учитель выставляет детям оценки за работу на уроке.
|
|
|