|
Руководство является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо для специальности 050146 Преподавание в начальных классах и способствует освоению студентами
Введение
Профессиональный модуль ПМ 03. Классное руководство является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для специальности 050146 Преподавание в начальных классах и способствует освоению студентами основного вида профессиональной деятельности (ВПД): классное руководство и следующих профессиональных компетенций (ПК): определять цели и задачи, планировать работу с родителями; обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания; анализировать результаты работы с родителями.
Целью изучения раздела ПМ 2. «Взаимодействие классного руководителя с родителями» МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя является знакомство с современными научными теориями семьи и семейного воспитания, психолого-педагогические основами взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся.
Выполнение заданий для самостоятельной работы раздела 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями рабочей программы профессионального модуля Классное руководство и способствует освоению студентами знаний:
задач и содержания семейного воспитания;
особенностей современной семьи;
особенностей планирования, содержания, форм и методов работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);
содержания и форм работы с семьей;
и умений:
составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);
организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
изучать особенности семейного воспитания младших школьников;
формулировать цели и задачи работы с семей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
анализировать процесс и результаты работы с родителями.
Семья рассматривается в системе гуманистических ценностей как основной фактор развития личности. Вопросы семейного воспитания относят к полю той психолого-педагогической информации, где более всего происходит столкновение обыденного и научного сознания, знания и опыта. В задачи раздела, таким образом, входит:
- пересмотр обыденных стереотипов и принятие новых, гуманистических представлений о закономерностях и механизмах функционирования семьи и личности в ней;
- углубление «портрета» современной семьи, тенденций ее развития, в том числе и как первого и самого важного воспитательного института в становлении человека;
- углубление знаний о психолого-педагогических основах взаимодействия образовательных учреждений и семьи;
- формирование умений теоретически обоснованно описывать и объяснять различные ситуации, связанные с семьей и семейным воспитанием, находить верное решение той или иной ситуации;
- формирование навыков исследовательской работы и профессиональной рефлексии;
- формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
В результате изучения раздела «Взаимодействие классного руководителя с родителями» у студентов должна сформироваться профессиональная готовность к взаимодействию с семьёй.
Изучение каждой темы данного курса заканчивается организацией самостоятельной работы с целью закрепления, систематизации теоретических знаний и формирования практических умений.
Из приведенного ниже списка заданий различного уровня сложности по каждой теме студент должен выполнить обязательное задание и может выбрать и выполнить дополнительные задания.
За дополнительное задание студент имеет возможность получить дополнительную оценку. За значительное количество выполненных дополнительных заданий самостоятельной работы студент может быть освобождён от экзамена по МДК03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя и получит оценку за экзамен автоматом.
Дополнительные задания обозначаются значком – «Д»
Сроки выполнения задания и форму отчетности необходимо согласовать с преподавателем.
Самостоятельная работа
Тема 2.1. Теоретические и методические основы семейного воспитания
1. Подобрать пословицы и поговорки, раскрывающие ту или иную функцию семьи.
Форма отчета: текст с поговорками и пословицами.
2. Составить генеалогическое древо собственной семьи, изобразить герб семьи и подготовить защиту.
Форма отчета: изображение древа семьи, герба семьи и текст защиты.
3. Подготовить презентацию одной из книг о семье, написать рецензию.
Форма отчета: текст рецензии
4. Подобрать несколько пословиц, в которых отражены семейные обычаи, отметить, какие из них применимы в современных условиях, а какие кажутся устаревшими.
Форма отчета: текст - анализ пословиц.
«Д» 5. Составить схему общих и отличительных признаков общественного и семейного воспитания.
Форма отчета: схема с пояснениями
«Д» 6. Составить библиографию статей из журнала «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Начальная школа», «Семья и школа» по вопросам семьи и семейного воспитания.
Форма отчета: библиография.
«Д» 7. Составить правила успешного взаимодействия в семье: супругов; родителей и детей; свекрови и невестки; тещи и зятя; бабушки и внука (на выбор).
Форма отчета: текст с правилами
«Д» 8. Подготовить рекламу журнала адресованного современной семье.
Форма отчета: текст рекламы журнала.
«Д» 9. Сравнить два понятия «авторитарность» и «авторитет». Доказать, что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключают друг друга.
Форма отчета: текст – анализ понятий.
«Д» 10. Опираясь на психологические особенности, присущие мальчикам и девочкам того или иного возраста, составить рекомендации для воспитания сына или дочери в семье.
Форма отчета: рекомендации для родителей по воспитанию сына или дочери.
«Д» 11. Подобрать 2 – 3 источника (книги, журналы, статьи) по какому-либо направлению воспитания. Составить доклад на основе найденных источников.
Форма отчета: текст доклада.
«Д» 12. На основе изучения психолого-педагогической литературы сформулировать педагогические правила использования определённого метода воспитания в семье, подобрать примеры по теме.
Форма отчета: текст с правилами.
«Д» 13. Разработать или подобрать игры и упражнения, воспитывающего или развивающего характера для детей определённого возраста, которые могут использоваться в семье. (на выбор)
Форма отчета: текст с играми
«Д» 14. Проанализировать какие ваши интересы, увлечения, способности помогут сделать досуг в вашей семье содержательным, ценным, способствовать установлению близких отношений в семье.
Тема 2.2. Методика планирования деятельности классного руководителя с родителями
1. Проектирование мероприятий по работе с родителями 1-4 классов
Форма отчета: план мероприятий по работе с родителями 1-4 классов
2. Разработка плана мероприятий взаимодействия с родителями в период адаптации детей к школе
Форма отчета: план мероприятий взаимодействия с родителями в период адаптации детей к школе
3. Составление алгоритма взаимодействия классного руководителя с родителями 1-4 класса.
Форма отчета: алгоритм взаимодействия классного руководителя с родителями 1-4 класса.
4. Составление слайдовых презентаций по разделу «Взаимодействие классного руководителя с родителями»
Форма отчета: слайдовые презентации по разделу «Взаимодействие классного руководителя с родителями»
5. Подбор статей раскрывающих педагогический опыт работы с родителями.
Форма отчета: список статей, раскрывающей педагогический опыт работы с родителями.
«Д» 6. На основе содержания статьи В.А. Сухомлинского «Как готовить мать и отца к школьно-семейному воспитанию их детей» выделить содержание и правила работы педагога с родителями.
Форма отчета: текст – анализ.
«Д» 7. Разработать конспект педагогической консультации для родителей по определённой проблеме воспитания, используя психолого-педагогическую литературу.
Форма отчета: текст – конспект консультации
«Д» 8. Составить социально-педагогическую карту семьи.
Форма отчета: социально-педагогическая карта семьи
«Д» 9. Подготовьте анкету для родителей с целью ознакомления с семьей, с взаимоотношениями родителей и ребенка.
Форма отчета: анкета для родителей.
«Д» 10. Разработать конспект занятия с детьми младшего школьного возраста на одну из тем: «Сила семьи в её родне», «Как семья отдыхает», «Семейные профессии» или др.
Форма отчета: конспект занятия с детьми младшего школьного возраста.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Выполните обязательное задание и выберите дополнительное задание, которое вам по силам и является для вас интересным. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы.
Тема 2.1. Теоретические и методические основы семейного воспитания
Задание 1. Подобрать пословицы и поговорки, раскрывающие ту или иную функцию семьи.
♦ Для выполнения этого задания возьмите сборник пословиц и поговорок. Найдите главу «Воспитание, семья, дети», осмыслите пословицы и поговорки. По смыслу пословицы определите, с какой функцией семьи она связана. Выпишите пословицы и поговорки с указанием соответствующей функции семьи.
Задание 2. Составить генеалогическое древо собственной семьи, изобразить герб семьи и подготовить защиту.
♦ I. Перед тем, как составить генеалогическое дерево семьи - схематичное изображение родословной, опросите всех родных, что они знают о предках, просмотрите семейные фотографии.
Составить дерево можно двумя способами:
1. В виде растровой схемы - где становятся видны мужская и женская линии.
|
IV
|
Иванова Аня 19.07.88
|
III
|
Иванов Борис Николаевич 6.05.65
|
Иванова /Петрова/ Ольга Степановна 12.01.66
|
|
Иванов
|
Котова Нина
|
Петров Александр
|
Овсеенко
|
|
II
|
Николай Олегович
|
Витальевна 15.12.42
|
Наумович
12.10.37
|
Галина Анатольевна
|
Поколения
|
|
30.09.40
|
|
|
26.10.37
|
I
|
Иванов Олег Николаевич
2.10.15
-5.11. 90
|
Каш к о
Лидия
Семе
новна
19.12.18-8.06.89
|
Котов Вита
лий
Иванович
6.12.20
|
Петрова Елена Харитоновна
2.05.25
|
Петров Наум Семен ович
|
Белькова Ольга Ивановна
13.02.15
|
Овсеен ко Антон
Самсонович
|
Гавриленко Оксана Родион
овна
6.06.20
|
|
|
|
|
2. В виде родословной схемы
а) восходящей родословной схемы
б) нисходящей родословной схемы
* Для защиты генеалогического дерева включить набор сведений о родственниках:
1. Фамилия, имя, отчество
2. Дата и место рождения
3. Вероисповедание (православный, католик, иудей, магометанин)
4. Дата и место захоронения
5. Сословная принадлежность для родившихся до 1917 года (из дворян, купцов, мещан, ремесленников, крестьян, казаков, духовного сословия)
6. Место работы, должности, награды
7. Место жительства
8. Дата и место вступления в брак, время и место рождения детей
9. Семейные традиции, интересные факты из жизни.
♦ II. Для изображения герба своей семьи используйте какие-то символы, отражающие дух семьи, традиции, любимое занятие, профессии членов семьи; слова, изречение для девиза семьи. При защите герба объясните значение символов, помещенных на гербе. Расскажите о традициях в вашей семье, почему вы выбрали такой девиз.
Задание 3. Подготовить презентацию одной из книг о семье, написать рецензию.
♦ Подберите художественную или научную книгу о семье. Прочитайте, составьте рецензию, для этого сформулируйте кратко основную мысль каждой главы, свое впечатление, выводы по прочитанному произведению.
Для презентации подготовьте:
- представление автора и названия книги, выходных данных (год издания, издательство, для кого предназначена);
- рецензию на прочитанную книгу;
- цитаты, примеры из книги.
Задание 4. Подобрать несколько пословиц, в которых отражены семейные обычаи, отметить, какие из них применимы в современных условиях, а какие кажутся устаревшими.
♦ Возьмите сборник пословиц и поговорок, вчитайтесь в смысл. Ознакомьтесь с пословицами о семье, воспитании в семье. Отберите те, в которых отражены какие-то семейные обычаи (обычай - это традиция, правило поведения). Докажите, что какие-то из них устарели, а какие-то еще актуальны. Для доказательства нужно использовать примеры из жизни, научные сведения из литературы.
«Д» Задание 5. Составить схему общих и отличительных признаков общественного и семейного воспитания.
♦ Чтобы выполнить задание, прочитайте учебник «Семейная педагогика и домашнее воспитание» Куликовой Т.А. на стр. 11. Составьте конспект в виде схемы, показывающей общие и отличительные признаки общественного и семейного воспитания.
«Д» Задание 6. Составить библиографию статей из журнала «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Начальная школа», «Семья и школа» по вопросам семьи и семейного воспитания.
♦ Это задание заключается в том, чтобы положить начало вашим библиографическим спискам. Регулярно пополняя списки в дальнейшем, вы получите хорошую методическую поддержку во время педагогической практики. Для выполнения задания выберите серию определенных журналов.
Работайте по алгоритму:
Ознакомление с содержанием журналов и выбор необходимых статей.
Запись автора статьи, названия статьи, названия журнала, года и номера журнала, страниц данной статьи.
Образец: Витек К.А. Проблемы супружеских отношений [Текст]/ К.А. Витек // Воспитание школьников. – 2004. - № 6. – с. 11– 15.
(Примечание: Список авторов должен быть составлен в алфавитном порядке)
«Д» Задание 7. Составить правила успешного взаимодействия в семье: супругов; родителей и детей; свекрови и невестки; тещи и зятя; бабушки и внука (на выбор).
Начните выполнять с подбора соответствующей литературы. Можете воспользоваться такой литературой:
- Зайцев А.Г., Зайцев Г.К., Педагогика счастья / А.Г. Зайцев, Г.К. Зайцев. - СПБ.: Союз, 2002. – 320 с.
- Куликов Л. Мозаика радости. Советы психолога на каждый день/ Л. Куликов. – СПб: Питер-пресс, 2000. - 404 с.
- Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 288 с.
Работайте по алгоритму:
1. Внимательно прочитайте текст книги, по ходу чтения кратко записывайте основные мысли.
2. Отделяете одну мысль от другой.
3. Оформите их в краткие правила успешного взаимодействия в семье
«Д» Задание 8. Подготовить рекламу журнала, адресованного современной семье.
♦ Подберите журнал, адресованный современной семье. Прочитайте, составьте рецензию, для этого сформулируйте кратко основную мысль каждой рубрики, статьи, свое впечатление, выводы по прочитанному.
Для презентации подготовьте:
- представление названия журнала, выходных данных (год издания, издательство, для кого предназначен);
- рецензию на журнал (содержание журнала, актуальность, научность, доступность, практическая направленность, качество оформления);
- показ иллюстраций, фотографий, представленных в журнале.
- цитаты, примеры, интересные сведения.
«Д» Задание 9. Сравнить два понятия «авторитарность» и «авторитет». Доказать, что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключают друг друга.
♦ Выпишите из педагогического словаря определение понятий «авторитарность», «авторитет», «гуманизм», «гуманное воспитание».
Сравнить два понятия, это означает, что нужно найти сходство в каких-то признаках и отличие.
Чтобы доказать, что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключают друг друга опирайтесь на определения данных понятий, используйте примеры.
«Д» Задание 10. Опираясь на психологические особенности, присущие мальчикам и девочкам того или иного возраста, составить рекомендации для воспитания сына или дочери в семье.
♦ Начните выполнять с подбора соответствующей литературы. Можете воспользоваться такой литературой:
- Воспитание младшего школьника /сост. Л.В. Ковинько. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
- Зайцев А.Г., Зайцев Г.К., Педагогика счастья / А.Г. Зайцев, Г.К. Зайцев. - СПБ.: Союз, 2002. – 320 с.
- Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Девочки и мальчики: два разных мира / Н. Хризман, А. Еремина. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. — 184 с.
А можете подобрать статьи по проблемам воспитания девочки или мальчика из журнала «Воспитание школьников». Затем, внимательно прочитав текст, выделите самые существенные черты содержания книги, статьи оформите их в виде рекомендаций.
Рекомендации должны быть краткие, четкие, отражать главное. Рекомендации представляют собой речевое предписание возможного и желательного (как надо), или нежелательного (как не надо) способа воспитания сына или дочери.
Способ воспитания должен отвечать двум требованиям:
1. соответствовать поставленной цели;
2. соотноситься с заданными характеристиками объекта, т.е. быть разумным, адекватным.
«Д» Задание 11. Подобрать 2 – 3 источника (книги, журналы, статьи) по какому-либо направлению воспитания. Составить доклад на основе найденных источников.
♦ Подберите книги, журнальные статьи по одной из предлагаемых тем:
• Умственное (нравственное, физическое, трудовое, эстетическое) воспитание детей в семье.
• Пример родителей как средство воспитания детей в семье
• Влияние семейных традиций на формирование личности ребенка.
• Авторитет родителей как условие воспитания в семье
• Значение совместного семейного досуга для воспитания ребенка
• Роль отца (матери) в воспитании ребенка
• Учет возрастных индивидуальных особенностей ребенка как условие семейного воспитания.
Прочитав литературные источники, выделите главное в содержании, подберите примеры по теме и составьте доклад.
«Д» Задание 12. На основе изучения психолого-педагогической литературы сформулировать педагогические правила использования определённого метода воспитания в семье, подобрать примеры по теме.
♦ Начните выполнять с подбора соответствующей литературы. Можете воспользоваться такой литературой:
- Воспитание младшего школьника /сост. Л.В. Ковинько. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
- Куликова Т.А.Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2009. – 232 с.
Затем, внимательно прочитав текст, выделите самые существенные черты содержания, оформите их в виде правил.
Правила должны быть краткие, четкие, отражать главное. Правила представляют собой речевое предписание возможного и желательного (как надо), или нежелательного (как не надо) способа применения метода воспитания. Правило должно быть разумным, адекватным
«Д» Задание 13. Разработать или подобрать игры и упражнения, воспитывающего или развивающего характера для детей определённого возраста, которые могут использоваться в семье (на выбор).
♦ Можно подобрать игры любой направленности: интеллектуальные, речевые, подвижные, на воде, на песке, коллективные, соревновательные и др.
Для выполнения этого задания можно использовать Интернет источники или следующую литературу:
- Гаврик А.В., Ратникова Е.В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми/ А.В. Гаврик, Е.В. Ратникова. – М.: Речь, 2012. – 137 с.
- Никитин Б.П. Интеллектуальные игры/ Б.П. Никитин. – Изд. 6-е, испр. и доп. Обнинск: «Световид», 2009. – 216 с.
Выбери две – три игры для детей определённого возраста.
Представьте:
- название игры, её цели и значение для воспитания или развития ребёнка;
- правила игры;
- фрагмент игры;
- источники, которые были использованы для подготовки этого задания.
«Д» Задание 14. Проанализировать какие ваши интересы, увлечения, способности помогут сделать досуг в вашей семье содержательным, ценным, способствовать установлению близких отношений в семье.
♦ Выполнение этого задания требует аналитических способностей. Вспомните свои интересы, увлечения, способности. Подумайте, как они смогут повлиять на сплочение семьи, сделать семейный досуг ценным и интересным? Какие условия для этого нужно соблюдать? Можете подтвердить свои увлечения фото-, видеоматериалами.
Тема 2.2. Методика планирования деятельности классного руководителя
с родителями
Задание 1. Проектирование мероприятий по работе с родителями 1-4 классов
♦ Для выполнения этого задания можно использовать следующую литературу:
- Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1 / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
- Родительские собрания в начальной школе / сост. Т.А. Волжанина и др. – Волгоград: Учитель, 2005. – 96 с.
- Родительские собрания: Пособие для классных руководителей / Под ред. Л.В. Кузнецовой, сост. Г.С. Семёнов. – М.: Школьная пресса, 2005. – 96 с.
Можете взять за основу план работы с родителями, представленный ниже. Определите направления работы с родителями и по каждому направлению выберите формы и запишите помесячно в таблице. План составьте на весь учебный год.
План работы с родителями 2А класса на 2012- 2013 учебный год
Месяц
|
Изучение
семей
|
Работа с родительским комитетом (тематика заседаний и мероприятий)
|
Педагогическое просвещение (темы родительских собраний)
|
Вовлечение родителей в жизнедеятельность класса
|
Индивидуальная работа (посещение семей, встречи с родителями)
|
Работа с общественностью и специалис
тами
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Сентябрь
|
Анкетирование родителей
|
Выбор родительского комитета.
Планирование деятельности родит.комитета
|
Лекция «Диффе
ренциация обучения и воспитания путь поддержки индивидуальности ребенка»
|
Совместное планирование воспитательной работы в классе.
|
Индивидуальные беседы с родителями.
|
|
Октябрь
|
Составление соц.паспорта класса
|
|
Открытый урок для родителей
|
|
Посещение семей учащихся.
|
|
Ноябрь
|
Создание банка данных о семье.
|
|
|
|
Индивидуальные консультации психолога школы (по запросам родителей).
|
|
Декабрь
|
|
Подготовка к Новому году
|
Вечер вопросов и ответов: «На каких психических процессах построено обучение?»
|
Коллективное творческое дело
«Готовимся к Новому году»
|
Индивидуальные поручения.
|
Встреча с завучем школы «Требования к ЗУ учащихся
2 класса»
|
Задание 2. Разработка плана мероприятий взаимодействия с родителями в период адаптации детей к школе.
♦ Из приведенного ниже списка выберите необходимые направления для взаимодействия с родителями в период адаптации детей к школе.
Определите формы работы с родителями по каждому направлению и составьте помесячный план (см. образец плана работы с родителями выше).
Направления и формы работы с родителями
1. Изучение семей учеников
посещение семей
анкетирование
сочинение о семье
конкурс рисунков “Моя семья”
тестирование
педагогические мастерские
формирование банка данных о семье
2. Педагогическое просвещение родителей
лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиены
родительские собрания
тематические консультации
педагогический практикум
обзор педагогической литературы для родителей
обмен опытом воспитания детей в семье
вечер вопросов и ответов
день открытых дверей и др.
3. Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества
совместное планирование воспитательной работы в классе
коллективные творческие дела
праздники, концерты
посещение театров, библиотек, музеев
прогулки, походы, поездки
помощь в эстетическом оформлении классной комнаты и др.
4. Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса
выборы родительского комитета
помощь в планировании и организации его деятельности
работа с социально неблагополучными семьями
установление связи с шефами, общественностью
5. Индивидуальная работа с родителями
посещение семей учащихся
индивидуальные беседы с родителями
совместное определение перспектив и средств развития ученика
педагогические консультации
индивидуальные поручения
6. Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся
тематические и итоговые родительские собрания
индивидуальные консультации
контроль за дневниками учащихся
ведение тетради достижений учащихся
направление родителям писем-характеристик
благодарственных и поздравительных открыток
Задание 3. Составление алгоритма взаимодействия классного руководителя с родителями 1-4 класса. Алгоритм взаимодействия можно рассматривать как план и как последовательность действий взаимодействия классного руководителя с родителями.
♦ Алгоритм (план) взаимодействия классного руководителя с родителями можно составить по любому направлению работы с родителями.
Например, алгоритм взаимодействия с родителями по направлению «Организация совместной деятельности детей и родителей в учебном процессе»:
1. Совместное обсуждение проблем учебы детей
2. Подведение итогов учебной деятельности и анализ учебных достижений школьников
3. Совместное выполнение творческих работ и заданий по предметам
4. Выполнение семейных проектов, участие в семейных конкурсах знатоков по учебным предметам, кроссвордов, викторин
4. Проведение совместных познавательных мероприятий детей и родителей, конкурсов «Папа, мама, я - читающая семья», «Учеба - семейное дело»
5. Общественный смотр знаний, творческие отчеты по предметам и др.
Также, алгоритм (последовательность действий) взаимодействия классного руководителя с родителями можно составить по проведению любой формы работы с родителями.
Например, алгоритм взаимодействия с родителями при проведении индивидуальной формы взаимодействия - встрече педагога с родителями.
1. Изучение классного коллектива. Сбор информации о семьях, детях, коллективе из различных источников.
2. Подготовка и проведение первой встречи классного руководителя с коллективом родителей. Такая встреча может пройти в виде «Вечера знакомств».
3. Мотивация родителей на индивидуальную встречу классного руководителя с семьей.
4. Подготовка классного руководителя к первой встрече с семьей, родителями ребенка, цель которой установить доверительные отношения с родителями и договориться о совместных действиях на ближайший период.
5. Проведение встречи. Можно предложить примерный план такой встречи:
а) выражение удовлетворения и благодарности в связи с тем, что родители пожелали встретиться с классным руководителем, знакомство участников встречи;
б) собственное позитивное мнение о ребенке, эмоциональная оценка его достоинств;
в) представление той информации о ребенке, которая была собрана на подготовительном этапе;
г) предложение родителям выразить свое мнение об услышанном;
д) обсуждение вопросов, которые волнуют родителей;
е) выяснение пожеланий родителей, предложений в адрес классного руководителя, учителей, организации учебного процесса, воспитательной работы;
ж) определение задач в воспитании и обучении ребенка, конкретных действий родителей, ребенка, классного руководителя на ближайший период;
з) предложение родителям составить программу воспитания, образовательной деятельности или решения наиболее актуальной проблемы для развития и обучения ребенка;
и) обращение классного руководителя с конкретными предложениями по участию родителей в делах класса, обсуждение предложений;
к) определение удобных для родителей способов взаимодействия и обмена информацией с классным руководителем, учителями;
л) завершение беседы словами благодарности и пожеланиями в адрес семьи.
6. Последействие: анализ встречи, коррективы в имеющиеся планы.
Задание 4. Составление слайдовых презентаций по разделу «Взаимодействие классного руководителя с родителями»
♦ Определите тему для составления презентации, например, «Формы взаимодействия с родителями», «О чём нужно помнить при подготовке и проведении родительского собрания» и др.
Выполните слайдовую презентацию в соответствии с требованиями.
Требования к оформлению и содержанию мультимедийной
1.Общее количество слайдов – от 10 до 15.
2. Первый слайд – титульный – содержит:
- тему
- ФИО разработчиков.
второй слайд – содержание презентации;
последний слайд – список используемых источников.
3. Для обеспечения наглядности следует использовать разные способы размещения информации и разные виды слайдов:
с текстом
с иллюстрациями;
с таблицами;
с диаграммами;
с анимацией (если уместно).
4. Каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать логике.
5. Лучше использовать короткие слова и предложения. Минимизировать количество предлогов, наречий, прилагательных.
6. Заголовки должны привлекать внимание (но не занимать все место и не отвлекать).
7. Предпочтительно горизонтальное расположение материала. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
8. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков и один для текста. Достигайте сочетаемости цветов. Для фона лучше использовать светлые тона. Пёстрый фон не применять.
9. Размер шрифта должен быть максимально крупным на слайде! Цвет шрифта, оформление шаблона должны быть подобраны так, чтобы все надписи читались. Текст должен читаться из самой дальней точки помещения, где происходит демонстрация.
10. Лучше использовать шрифты Arial, Verdana, Tahoma, Comic Sans MS. Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов. Нельзя злоупотреблять прописными буквами, т.к. они читаются хуже.
11. Количество текста на слайде регулируется с учетом назначения самой презентации и категории людей, на которых она рассчитана.
12. Один слайд в среднем должен содержать 3 - 5 строк, в каждой из которых – не более 4 - 5 слов.
13. Текст на слайде - это определения, выводы, формулы, перечень объектов и пр. Как правило, один слайд – одна идея.
14. Если используется таблица на слайде, то текстовая информация в ней должна хорошо читаться. Таблицы и диаграммы лучше размещать на светлом или белом фоне.
15. При демонстрации текста, таблиц и диаграмм уместно последовательное появление текстовой информации, что достигается с помощью настроек анимационных эффектов. При этом следует придерживаться следующих правил: единство стиля подачи материала; удобство восприятия текстовой и наглядной информации.
16. Если используется схема, то на одном слайде рекомендуется размещать не более одной схемы. Схема располагается в центре слайда, заполняя всю его площадь. Текстовая информация в схеме должна хорошо читаться.
17. Должно быть разумное дозирование количества фотографий и рисунков в презентации и на одном слайде (как правило, это 3-5 изображений для иллюстрации одной идеи);
18. Все фотографии, рисунки должны быть подписаны; подпись располагается снизу.
19. Не следует увлекаться анимацией, помня о том, что важен не внешний эффект, а содержание информации.
Задание 5. Подбор статей раскрывающих педагогический опыт работы с родителями.
♦ Это задание заключается в том, чтобы положить начало вашим библиографическим спискам. Регулярно пополняя списки в дальнейшем, вы получите хорошую методическую поддержку во время педагогической практики.
Для выполнения задания выберите серию определенных журналов: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Начальная школа», «Семья и школа» по вопросам опыта работы с родителями.
Работайте по алгоритму;
Ознакомление с содержанием журналов и выбор необходимых статей.
Запись автора статьи, названия статьи, названия журнала, года и номера журнала, страниц данной статьи.
Образец: Иванова О.А. Как организовать и провести первое родительское собрание/ О.А. Иванова // Начальная школа. – 2010. - № 6. – с. 16– 17.
(Примечание: Список авторов должен быть составлен в алфавитном порядке)
«Д» Задание 6. На основе содержания статьи В.А. Сухомлинского «Как готовить мать и отца к школьно-семейному воспитанию их детей» выделить содержание и правила работы педагога с родителями.
♦ Прочитайте статью В.А. Сухомлинского «Как готовить мать и отца к школьно-семейному воспитанию их детей» на стр. 572 - 575, 579 - 582. (Сухомлинский В.А. Как готовить мать и отца к школьно-семейному воспитанию их детей. Избр. произведения: в 5 т. – Т. 2. - М.: Педагогика, 1980.)
После этого выполните следующие задания:
а) составьте тематику бесед для родителей;
б) определите правила беседы;
в) назовите темы бесед, которые следует обсуждать без присутствия детей;
г) дайте советы педагогу, как учитывать особенности семейного воспитания во взаимодействии с семьей и ребенком.
«Д» Задание 7. Разработать конспект педагогической консультации для родителей по определённой проблеме воспитания, используя психолого-педагогическую литературу.
♦ Для выполнения этого задания можно использовать следующую литературу:
- Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалева А.А., М., 2008.
- Шпаргалка для родителей / сост. Каляда М.Г., Донецк, 2001.
Ознакомьтесь с одной из предложенных книг. После этого работайте по алгоритму:
Определите тему педагогической консультации с родителями.
Выделите проблемные стороны по теме.
Разработайте вопросы для родителей по данной теме.
Составьте ответы на вопросы.
Составьте советы для родителей по повышению эффективности семейного воспитания, взаимоотношений с детьми.
«Д» Задание 8. Составить социально-педагогическую карту семьи.
♦ Можете составить социально-педагогическую карту на любую семью: реальную или вымышленную.
Составление карты делайте по схеме:
общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности;
жилищные условия семьи и её материальная обеспеченность;
тип семьи;
образовательный уровень семьи;
уровень педагогической культуры родителей, уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:
- наличие определённых знаний и готовность к их пополнению, углублению
- ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению
- низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению;
воспитательные возможности семьи (задачи, атмосфера в семье, стиль воспитания). Приоритеты семьи в воспитании ребёнка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребёнка;
авторитетность семьи в глазах ребенка;
степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка. Особенности воспитательных воздействий:
- участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;
- непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию;
- отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребёнка;
Организация совместных форм деятельности в семье:
- общность во всех семейных делах, вовлечение ребёнка в семейные дела, заботы
- дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребёнка к семейным делам
- разобщённость взрослых в семейных делах, изоляция ребёнка от семейных дел и забот.
семейные традиции, обычаи и ритуалы;
положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
отношение семьи к образовательному учреждению и к жизни ребенка в классном коллективе:
- высоко оценивают образовательные возможности школы и готовы сотрудничать, проявляют постоянный интерес к жизни ребенка в классном коллективе
- настороженно и недоверчиво относятся к школе, не видят необходимости сотрудничества, интерес к жизни ребенка в классном коллективе эпизодический
- перекладывают все воспитательные функции на школу, к сотрудничеству не готовы, почти не интересуются жизнью ребёнка в школе
- безразлично относятся к школе, не озабочены воспитанием собственного ребёнка.
«Д» Задание 9. Подготовьте анкету для родителей с целью ознакомления с семьей, с взаимоотношениями родителей и ребенка.
♦ Выполнение этого задания требует аналитических способностей.
Разработайте анкету в соответствии с требованиями:
1. Определите цель анкеты.
2. Всего вопросов должно быть 7 – 9.
3. Вопросы должны соответствовать цели анкетирования.
4. Вопросы должны быть корректными и не провоцирующими.
5. Анкетирование не должно занимать больше количество времени - достаточно от 20 до 30 минут.
Пример анкеты для родителей
Цель анкеты: выявление отношений родителей к учебной деятельности своего ребёнка и ребёнка к учебе.
1) Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?
2) Говорит ли с вами ребенок по душам?
3) Советуется ли ребенок по проблемам учебы?
4) Назовите самый любимый для вашего ребенка учебный предмет.
5) Назовите самый сложный для вашего ребенка учебный предмет.
6) Часто ли вы обсуждаете с ребенком его учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?
7) Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас?
8) Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вашего(ей) мужа (жены)?
9) Ваш ребенок учится с желанием?
«Д» Задание 10. Разработать конспект занятия с детьми младшего школьного возраста на одну из тем: «Сила семьи в её родне», «Как семья отдыхает», «Семейные профессии» или др.
♦ Это задание потребует от вас проективных умений, творческих способностей.
Работайте по алгоритму:
1. Подерите литературу по теме, ознакомьтесь с ее содержанием. Подумайте, что можно предложить детям, чтобы занятие получилось интересным, воспитывающим и познавательным.
2. Точно определите и запишите тему занятия, используемую литературу.
3. Сформулируйте цели занятия с детьми.
4. Составьте план занятия (может включать в себе такие этапы: вступительная часть; основная часть: рассказ, беседа, выставка работ учащихся, показ рисунков, фотографий, игры, конкурсы, выступления учащихся; заключительная часть).
5. Опишите ход занятия
|
|
|