|
Геометрия Особенности оценки предметных результатов. В результате освоения курса учащиеся должны Знать
Критерии и нормы оценки компетенций обучающихся по геометрии согласно требованиям ФГОС
Геометрия
Особенности оценки предметных результатов.
В результате освоения курса учащиеся должны
Знать:
Основные понятия и определения геометрических фигур;
Формулировки аксиом стереометрии, основных теорем и их следствий;
Возможности геометрии в описании свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
Роль аксиоматики в геометрии;
Уметь:
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды; изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
-
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса —учебных предметов.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с
требованиями Стандарта является способность к решению учебно-
познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом
учебном материале, с использованием способов действий, релевантных
содержанию учебных предметов, в том числе –метапредметных
(познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с
учетом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение
базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы
оценки и организации индивидуальной работы с учащимися.
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или
об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе
результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения
Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как
выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от
максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню,
а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону
недостижения.
Практика показывает, что для описания достижений учащихся целесообразно установить следующие пять уровней.
Уровень
достижений
|
Краткая характеристика
|
Оценка
|
Отметка
|
Высокий уровень
достижений
|
Полное освоение планируемых
результатов, высокий уровень
овладения учебными действиями и сформированностью устойчивых интересов к данной предметной области
|
«отлично»
|
«5»
|
Повышенный уровень
достижений
|
Достаточно глубокое освоение
планируемых результатов, уровень
овладения учебными действиями и
сформированностью интересов к
данной предметной области
|
«хорошо»
|
«4»
|
Базовый уровень
достижений
|
Освоение учебных
действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач.
|
«удовлетвори
тельно»/
«зачтено»
|
«3»
|
Пониженный уровень
достижений
|
Отсутствие систематической
базовой подготовки, не освоено и
половины планируемых
результатов, осваиваемых
большинством обучающихся;
имеются значительные пробелы в
знаниях, дальнейшее обучение
затруднено. При этом ученик может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Требуется специальная диагностика затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказание
целенаправленной помощи в
достижении базового уровня.
|
«неудовлетво
рительно»
|
«2»
|
Низкий уровень
достижений
|
Наличие только отдельных
отрывочных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно.
Требуется специальная помощь
не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к
изучаемой предметной области,
пониманию значимости предмета
для жизни и др.
|
«плохо»
|
«1»
|
Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных
процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
Для описания норм оценки для каждой из перечисленных процедур в
соответствии с выделенными уровнями необходимо описать достижения
учащегося базового уровня (в терминах знаний и умений, которые должен
продемонстрировать ученик), за которые он обоснованно получает оценку
«удовлетворительно». После этого определяются и содержательно
описываются более высокие или низкие уровни достижений.
В описании содержания оценки акцент делается не на ошибки, которые
сделал ученик, а на учебные достижения, которые обеспечивают
продвижение вперед в освоении содержания образования.
Шкала оценивания:
Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
(Согласно Методическому письму «Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы»)
Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.
Нормы оценки:
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
1) работа выполнена полностью;
2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
2)допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
1) допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
1)работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,
если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминуологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
1. За учебное полугодие и за год знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются одним баллом.
2. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
3. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.
|
|
|