Главная страница

Гоу нпо «Профессиональное училище №4 г. Белгорода» Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению Автор опыта: Ушанкова Нина Алексеевна Преподаватель иностранного языка


Скачать 181.91 Kb.
Название Гоу нпо «Профессиональное училище №4 г. Белгорода» Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению Автор опыта: Ушанкова Нина Алексеевна Преподаватель иностранного языка
Дата 12.03.2016
Размер 181.91 Kb.
Тип Документы



ГОУ НПО «Профессиональное училище №4 г. Белгорода»

Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению

Автор опыта:

Ушанкова Нина Алексеевна

Преподаватель иностранного языка

2011 год

Содержание


  1. Информация об опыте……………………………………………… ...2




  1. Технология опыта. …………………………………………………….4




  1. Результативность опыта………………………………………………12




  1. Библиографический список.…………………………………………..15




  1. Приложения……………………………………………………………16


Информация об опыте.

Тема опыта работы

Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению
Сущность опыта заключается в применении преподавателем нетрадиционных форм урока и проведении внеклассных мероприятий, которые способствуют формированию положительной мотивации к обучению и активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках.
Условия возникновения опыта.
Ни для кого не является секретом тот факт, что у учащихся старших классов наблюдается некоторое снижение интереса к иностранному языку, ибо элемент новизны исчез, появилось осознание того, что изучение иностранного языка - это не только интересное, но и трудное дело.
В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.
Вопросам повышения мотивации, сохранения и развития у учащихся интереса к предмету «иностранный язык» уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения этому предмету.
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык – коммуникация. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.
Опыт преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что именно нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся.
Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка.
В течение нескольких лет работы преподавателем я стараюсь помочь учащимся осознать перспективные цели учения, сделать процесс обучения желательным, построить его на основе развития их познавательных интересов.
Процесс обучения и воспитания учащихся строю на основе принципов гуманистической педагогики, восприятия обучающегося как личности, учитывая его психические, возрастные и индивидуальные особенности. На своих уроках и во внеклассной работе создаю оптимальные условия для развития личности каждого ученика. Свою педагогическую деятельность строю через решение следующих задач:

  • формировать у учащихся прочные знания, необходимые для понимания иностранного языка, для использования их в реальной жизни;

  • развивать интеллектуальные способности учащихся, их творческий потенциал, самостоятельное мышление;

  • воспитывать уважение к чужой культуре, традициям, повышать культурный уровень учащихся посредством иностранного языка.



Актуальность и новизна опыта.
Хороший урок – дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Практическая, или коммуникативная задача, "нацелена" на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке.
Развивающая функция современного урока английского языка заключается в развитии у всех учащихся познавательных процессов (наблюдательности, памяти, мышления, речи, воображения) и умственных способностей. Овладение основными теоретическими понятиями, законами науки, методами их логического анализа, способствует быстрому развитию умственного развития учеников.


Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Чем более уместно использует учитель игровые приемы, наглядность, разнообразие форм работы, тем интереснее проходят уроки, прочнее усваивается материал.
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.
Должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Учителям необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Технология опыта.

Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

  • осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

  • обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

  • предусматривается максимальное участие в уроке.


Высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются:

  • урок – игра;

  • урок – экскурсия;

  • урок – презентация;

  • урок – путешествие;

  • интегрированный урок

  • билингвальные мероприятия


III. Формы уроков, эффективно используемые при обучении иностранному языку

На протяжении нескольких лет практикую нетрадиционные уроки с использованием ИКТ, что позволяет:


  • стимулировать интерес учащихся к изучению иностранного языка,




  • способствовать развитию познавательного и коммуникативного интереса,




  • стремления к самостоятельной работе по овладению иностранным языком как на уроке, так и во внеурочное время,



  • позволяет дифференцировать обучение и служит одним учащимся для ликвидации пробелов в знаниях, а другим для расширения своих знаний,




  • способствует более глубокому и осознанному восприятию нового материала,




  • формирует навык интегрированного применения знаний иностранного языка и других предметов.

1. Видео - урок

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.
Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.
Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.
Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.
Но как сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся в отношении иностранного языка, чтобы добиться наиболее оптимального усвоения его базового уровня в училище, где в отличие от специализированных школ, лицеев и гимназий на изучение иностранного языка отводится меньшее количество часов?
Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание, а значит, и интерес школьников к иностранному языку. Одной из них я считаю работу над фильмом, которую успешно практикую уже несколько лет. Это эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла.
Интерес к фильму повышает интерес ребят к английскому языку, что подтверждает их очевидное стремление стать активными участниками моделируемых учителем условно-речевых ситуаций, направленных на выполнение различных грамматических упражнений коммуникативной ориентации для отработки в речи учащихся изучаемых явлений английского языка.
Психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.
2. Урок-проект

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.
Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.
Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Урок-проект формирует умения самостоятельной работы. Главной особенностью урока-проекта является доступность темы и возможность ее варьирования.
Выполненный проект учащиеся оформляют в виде презентации и предлагают их своим одноклассникам для обсуждения.
3. Урок-экскурсия (урок – путешествие)
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, селу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.
Сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремлюсь развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.
Урок – экскурсия с использованием информационно – коммуникационных технологий поможет познакомиться с прекрасными ландшафтами, историческими и культурными традициями, достопримечательностями. Что ещё нужно, чтобы почувствовать себя частью английской культуры и испытать те же чувства, которые испытывают жители столь удивительных мест?
Структура проведения урока – экскурсии:
Учащимся сообщается тема экскурсии и предлагается догадаться о её содержании. Затем вводится новая лексика, которая необходима для понимания презентации, положенной в основу урока. Новая лексика вводится перед началом. Также предлагаются вопросы, на которые предстоит ответить учащимся по окончании экскурсии.
Просмотр презентации.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя по содержанию увиденного.
Учитель предлагает тест с заданиями:
- выбери правильный ответ;
- продолжи фразу.
Коммуникативную активность можно стимулировать с помощью различных заданий, использование фраз – клише:
I was captivated by…
The most interesting fact for me was …
Примечание: роль экскурсовода может выполнять не только учитель, но и подготовленные учащиеся.
4. Урок в форме лекции с обратной связью.

Цели:

Активизация процесса запоминания излагаемого материала.

Развитие слуховой оперативной памяти.

Получение быстрой оперативной информации о степени усвоения учебного материала на уроке.
На уроке-лекции (объяснение нового материала) прежде всего происходит лишь общее знакомство учащихся с содержанием темы в целом. В дальнейшем этот учебный материал снова будет объектом внимания школьников на уроках-семинарах или их разновидностях, где уже более глубоко будет прорабатываться учащимися в соответствии с их уровнем подготовленности, способностями и склонностями. Это первое обстоятельство урока-лекции, которое характерно для него в системе уроков. Второе заключается в том, что на протяжении всего урока весь класс активно работает, нет потери времени на так называемую проверку домашнего задания. Урок – лекция с обратной связью имеет существенное отличие от традиционного урока – лекции. Меняется роль учителя и учащихся. Да, учитель остаётся ведущим, но он весь урок активизирует деятельность детей через вовлечение их в диалог по изучаемому материалу. Основывая своё объяснение на уже имеющихся знаниях, задаёт вопросы, акцентирует внимание на датах, географических названиях, именах и других важных фактах. Обязательный этап урока – лекции с обратной связью – это контроль полученных знаний через тестирование, опрос, комментарии основных вопросов лекции. В начале урока необходимо сообщить учащимся о предстоящем контроле, чтобы активизировать их познавательную активность. Еще одна особенность уроков в форме лекции с обратной связью заключается в том, что на них отсутствует опрос учащихся как самостоятельная часть урока. Контроль на таких уроках сливается с обучением, пронизывает насквозь каждый урок.
Такую форму предъявления нового материала практикую на старшей ступени обучения. Для более эффективного предъявления информации использую презентации, которые составляю практически по каждой изучаемой теме
5. Урок-игра
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-игра. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации


6. Интегрированные уроки.

В последнее время интегрированные уроки приобретают все большую значимость в учебном процессе.

Цель таких уроков состоит в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создать творческую обстановку на уроке.

Методической основой интегрированного подхода к обучению является установление межпредметных связей. Подготовка к интегрированному занятию начинается с определения конкретной темы, учебной группы и места проведения. Но главное выбор напарника, с которым необходимо достичь определенной психологической совместимости.

На следующем этапе совместно определили вид интегрированного урока: урок-беседа, урок-экскурсия, урок-лекция, лабораторно-практическое занятие и т.п. В нашем случае это урок – презентация.

Учителю, готовящемуся проводить интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов.

Проведенная рефлексия в конце урока свидетельствует о том, что ребятам урок понравился, он не был скучным, а наоборот, познавательным, интересным и разнообразным. Главное состоит в том, что учащиеся используют один предмет для познания другого. Такие уроки всегда являются неординарными, неожиданными, что развивает познавательный интерес учащихся.

Интеграция дает возможность самореализации и самовыражения творчества учителя

  • способствует развитию научного стиля мышления учащихся

  • дает возможность широкого применения учащимися естественно - научного метода познания

  • формирует комплексный подход к учебным предметам

  • повышает качество знаний учащихся

  • повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно - научных и гуманитарных дисциплин.


Считаю, что творческая совместная работа преподавателей может принести огромную пользу для формирования положительной мотивации к обучению.
7. Билингвальные уроки

Особый интерес у учащихся вызывают билингвальные уроки, которые целесообразно проводить в завершение работы над темой общения.

Для билингвальных уроков характерны общие цели, позволяющие решать следующие задачи:

  • Коммуникативную - формирование кросскультурной компетенции в рамках заявленной темы урока;

  • Образовательную- расширение кругозора учащихся, обогащение содержания страноведческих знаний;

  • Воспитательную- воспитание уважения к культуре стран изучаемого языка и толерантного осознания, формирование культуры интеллектуального труда;

  • Развивающую- активизация речемыслительной деятельности и творческих способностей учащихся.

Цели билингвальных уроков схожи, а вариативности их форм способствует лучшему достижению этих целей.

Формы уроков могут быть разными:

  • Социально-ролевая игра;

  • Круглый стол-обмен мнениями;

  • Урок воображаемого путешествия;

  • Урок с элементами «телемоста».

Применяя в своей работе новые педагогические технологии, я помогаю учащимся развивать самостоятельное критическое мышление, кросскультурную грамотность, умение выполнять различные социальные роли в ситуациях. Стараюсь проводить интересные и познавательные уроки, помня, что создание атмосферы творчества, благоприятного психологического климата на уроке, выполнение посильных задач помогает развитию способностей и готовности к дальнейшему изучению иностранного языка.

Цель мероприятия:

Развитие познавательных навыков учащихся, мотивации к дальнейшему изучению английского языка и максимально возможное раскрытие творческого потенциала учащихся

III. Результативность работы по использованию нетрадиционных форм уроков.
Подводя итог, можно сказать, что нетрадиционный урок – органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся обучающимся , т.к. они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т.к. они станут традиционными и уровень эффективности снизится.
Их главным достоинством является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка.
Достаточно высок развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм организации учебной деятельности учащихся.
В 2009-2011гг. мною были проведены следующие уроки в нетрадиционной форме:
- урок – праздник “Love makes the world go round”

- урок – КВН “What do you know about the USA?”

- урок – игра « Слабое звено» на английском языке
- урок – экскурсия «Знакомая и незнакомая Австралия»

- интегрированный урок – презентация
- урок – игра «Поле чудес» по англо – говорящим странам
Как правило, такие уроки проводятся с приглашением коллег, молодых специалистов.

Каждый такой урок – это творчество для учителя и праздник знаний для ученика.
Результатом таких уроков является показатель качества знаний обучающихся по иностранному языку.



Сценарии некоторых уроков обобщены, разработка интегрированного урока и билингвального мероприятия были опубликованы в сборнике регионального института.


IV. Заключение
В ходе работы я попыталась показать возможность использования нетрадиционных форм урока.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.
Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

  • формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;

  • воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;

  • развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.



Данные материалы могут быть использованы в работе как учителей иностранного языка в средних школах, так и учителями других предметов.
Годы работы в учебном заведении помогли мне сделать вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к своему преподавательскому делу передаётся детям. Необходимо понимать каждого ребёнка, видеть глаза своих воспитанников, «шагать» вместе с ними, учить их добывать знания, воспитывать и развивать каждым своим уроком.

V. Библиография

Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. // ИЯШ – 1993 - №3. С. 20-25

Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку. // ИЯШ –2003 - №5 – С.31-34

Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия. // Учитель – 2001 - №1 – с. 52-54

Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции. // ИЯШ – 2002 - №3. С. 9-13

Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», «Cambridge University Press», 2001 г. – с. 150-151, 161, 90-91.

Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // ИЯШ – 2000 - №4. С.14-19

Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.

Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ – 1991 - №2 С.3-10