|
Требования к Рабочим программам в соответствии требованиям к структуре программ, заявленным в фгос структура рабочей программы
Требования к Рабочим программам в соответствии требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС
Структура рабочей программы
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка.
3. Общая характеристика курса.
4. Место курса в базисном учебном плане.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
6. Содержание курса.
7. Календарно-тематическое планирование.
8. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса.
9. Планируемые резуль таты изучения курса.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 Имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_____________ В.В.Кафидова
Приказ № …… от «……» ……………. 2013 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 5 класса
уровень базовый
срок реализации 2013 – 2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2011 год
(Стандарты второго поколения)
Разработчик программы: Погодина Надежда Александровна
учитель русского языка и литературы
РАССМОТРЕНА: СОГЛАСОВАНА:
На МО учителей
русского языка и литературы Зам.директора по УВР
протокол № 1 от «…..» августа 2013 г ___________ Е.В.Филина
Руководитель ___________________ «……» ………….. 2013 года
Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по литературе. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ,от 23.07.2013 N 203-ФЗ) (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).
2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
4. Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
5. Распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 31.01.12 № 320-Р « О введении ФГОС основного общего образования в образовательных учреждениях Ульяновской области».
6. Распоряжением Министерства образования и науки Ульяновской области от 25.02.2013 № 559-р «О введении ФГОС основного общего образования в образовательных учреждениях Ульяновской области».
7. Приказом Управления образования МО « Барышский район» от 03.09.2012 № 338 « О введении ФГОС основного общего образования»
8. Уставом муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.
9. Учебным планом муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на 2013 – 2014 учебный год.
10. Примерными основными общеобразовательными программами по учебным предметам за 2011 г.( Стандарты второго поколения).
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:
1. Пояснительную записку.
2. Общую характеристику курса литературы.
3. Место курса литературы в базисном учебном плане.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса литературы.
5. Содержание курса литературы.
6. Календарно-тематическое планирование.
7. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса.
8. Планируемые результаты изучения курса литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу программы, составленной с учетом новых образовательных стандартов,положены идеи межпредметной интеграции, самообразования и саморазвития учащихся.Кроме очевидных интегративных связей литература —язык — культура — история, в этот круг входят также философия, история религий и искусствоведение. Интеграция указанных областей человеческого знания является не только важной целью обучения, но и способствует развитию аналитического мышления, обеспечивает не только филологическую компетентность учащегося, но и влияет на формирование целостной картины мира растущего человека. Осуществлению идей модернизации российского образования должны способствовать современные, соответствующие её целям и задачам программы, учебно-методические комплексы (УМК). Эта сфера научно-педагогической деятельности характеризуется различными концептуальными решениями — направленностью на формирование литературно-художественных умений и творческих способностей ученика, усилением воспитательной составляющей урока литературы, осмыслением литературного процесса через отечественную и мировую историю, выявление интегративных связей литературы с другими видами художественного творчества (живописи, театра, кинематографа, музыки),в рамках учебного курса «Литература» в школе.
Авторы данной программы старались заложить в её основу идеи гуманной педагогики и гуманитарные педагогические принципы, позволяющие рассматривать духовную жизнь человека, его внутренний мир, отраженный в произведении, как главный предмет осмысления, а мир самого обучающегося — как главную ценность. В этой концепции урок литературы рассматривается как средство стимулирования и развития способности человека к гуманитарному стилю мышления, для которого характерны гибкость, вариативность, диалогичность, а литературное образование в целом — как создание условий для приобщения учащихся к достижениям культуры, включения их в творческую деятельность.
Путь литературного образования школьника — это путь от непосредственного «наивно- реалистического» (Г. А. Гуковский) читательского восприятия произведения к целостному видению художественного замысла автора через осмысление элементов произведения как художественной структуры. Такой подход способствует более глубокому и полному пониманию смысла произведения, не разрушая его эмоционального воздействия, и не только сохраняет возможность личностного отношения к изображаемому, но стимулирует его на качественно ином уровне, помогает определить и выработать «отношение к отношению», т. е. вступить в мысленный диалог с автором произведения.
Общая характеристика курса литературы
Программа литературного образования в средней школе имеет два этапа: 5—8 классы и 9—11 классы.
Целью первого этапа школьного литературного образования (5—8 класс) видится авторами как обучение литературе,которое направлено на формирование читательской компетенции: умению понимать образную природу художественных произведений, жанрово-родовую специфику произведения, выявлять отношение автора к изображенному, вырабатывать собственную позицию к отношению автора,осмыслять роль художественной детали в произведении.
Целью второго этапа (9—11 класс) является изучение литературы (историко-литературного процесса и монографических тем). Целью становится преемственное по отношению к первому этапу обучения систематическое изучение линейного курса на историко-литературной основе (античная, древнерусская литература, литература XVIII века, литература 1-й половины XIX века с включением блока литературы XX века — в 9 классе; литература 2-й половины XIX века,литература XX века — в 10—11 классах). На данном этапе происходит углубление и совершенствование основных читательских компетентностей; обретение навыков самостоятельности в процессе обучения предмету; становление достойных ценностных ориентаций; формирование гуманитарного стиля мышления, творческой деятельности в процессе приобщения к достижениям культуры.
Движение от первоначального читательского, этического и эстетического опыта к формированию представления о целостном развитии культуры лежит в основе определения логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала от 5 к 11 классу.
Программа дает возможность, при условии соблюдения принципов филологического подхода к осмыслению текстов и деятельностного подхода к работе с произведением, не только создать условия для получения знаний по литературе в рамках программы, но и сформировать читательские умения на таком уровне, который позволит учащимся самостоятельно войти в целостный контекст культуры.
Цели изучения курса литературы.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Результаты освоения курса литературы
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик должен уметь:
— самостоятельно мотивировать предметную и внеклассную деятельность;
— планировать свою деятельность в рамках предмета, вести портфолио, фиксируя результаты деятельности, и определять дальнейший образовательный маршрут);
— предлагать включение в вариативную часть предмета выбранных художественных произведений, очные и заочные экскурсии по личностно значимым литературным и общекультурным проблемам;
— предлагать часть или целостную программу внеклассной работы в рамках предметных интересов; — быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке учебных результатов;
— быть способным к рефлексии, саморегулированию интеллектуальной и эмоциональной сферы;
— определять зону своего ближайшего развития и задачи
на перспективу;
— работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;
— быть способным к осмыслению любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
— понимать и реализовывать себя как языковую личность, ответственную за связь с культурной традицией;
— понимать и реализовывать себя как субъекта, способного к творческому изменению, самосозиданию:
— быть патриотом; умея идентифитировать себя по национальности, уважать национальную самобытность представителей других наций; понимать национальное многообразие своей родной страны России как её величайшую ценность.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик должен уметь:
— работать с различными видами и источниками информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы, терминологический словарь, писать аннотацию и др.);
— усваивать и применять на практике алгоритм работы с научно-популярными текстами;
— системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;
— реализовывать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
— работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;
— разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме;
— владеть ораторскими умениями, приёмами публичного выступления, уметь презентовать проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;
— быть способным к индивидуальной учебной работе, а также к сотрудничеству в паре или группе;
— быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;
— полемизировать, защищать собственную точку зрения в рамках толерантных отношений;
— сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений;
— формировать гуманитарный стиль мышления, опираясь в мышлении на понимание многообразия мира как ценности, требующей бережного отношения;
— разбираться в ценностях культуры, уметь дать должную оценку произведениям массовой культуры;
— понимать национальное своеобразие и эстетическую ценность произведений, возникших в культурах народов России и мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) в познавательной сфере:
— читать на высоком техническом уровне;
— использовать текст изучаемых произведений для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения;
— понимать ключевые проблемы изученных произведений;
— понимать связь изученных произведений с эпохой их написания, выявлять вневременное значение;
— уметь анализировать литературное произведение (родо-жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей);
— определять в произведении элементы сюжета, композиции;
— понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
— читать научно-популярные и художественные тексты;
— владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
— приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, воспринимая их в контексте мировой культуры; — формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной культуры;
— интерпретировать изучаемые художественные произведения, сопоставляя собственные суждения с авторской позицией;
— уметь характеризовать темы (вечные, национальные,
исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно -этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские,религиозные и др.);
3) в коммуникативной сфере:
— осмысленно читать и адекватно воспринимать
прочитанное;
— пересказывать прозаический текст с использованием образных средств языка и цитированием;
— отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
— создавать устные монологические высказывания разного типа;
— создавать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений;
— создавать творческие работы, рефераты на общелитературные и общекультурные темы;
— писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос (5—10 предложений), так и развернутое сочинение (120 слов в 5—6 классах, не менее 200 слов в 7—11 классах) в классе и дома, соблюдая временные рамки; писать и защищать рефераты;
4) в эстетической сфере:
— понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;
— формировать эстетический вкус;
— развивать и уточнять понимание русского слова и его эстетической функции;
— понимать и толковать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
Программа обеспечивает культурно-исторический системно-деятельностный подход в обучении, поддержанный УМК, в который входят учебники, тетради на печатной основе, методические пособия для учителей. Весь аппарат УМК призван в комплексе обеспечить социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся, быть опорой в преподавании предмета по-новому, т. е. с введением нового содержания при осмыслении произведений и с использованием новых технологий. Большое внимание уделено организации самостоятельной исследовательской, поисковой и
эвристической деятельности учащихся на основе включения блочно-модульных технологий, технологии критического мышления и др. Контроль за освоением знаний и умений предполагает систему промежуточных и итоговых письменных программированных опросов, предусмотренных в УМК для достижения высоких итоговых результатов.
Самостоятельная деятельность учащихся поддержана особой организацией заданий в учебниках и в тетрадях на печатной основе, что позволяет проводить поэтапное формирование умственных действий. Задания рабочих тетрадей направлены на обобщение, завершение коллективной работы индивидуальной, что должно способствовать как целостному усвоению знаний о произведении и пониманию авторской позиции, так и развитию мышления учащихся.
Место курса литературы в базисном учебном плане
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования.
Общее число учебных часов обучения курсу литературы в 5 классе составляет 102 (3ч в неделю).
Содержание курса литературы в 5 классе
Введение
Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни чело¬века и общества (родина, край, искусство, нравственная па¬мять). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию ми¬ра. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на ос¬трове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологиче¬ский сюжет; мифологический герой; мифологический персо¬наж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выбороч¬ное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изо¬бразительном искусстве и книжной графике.
Региональный компонент: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихо¬творений из античной поэзии.
Из устного народного творчества
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление пре¬пятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказ¬ка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от вол¬шебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпи¬теты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотива сказочных сюжетов.
Региональный компонент: сказки и другие жанры фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Из древнерусской литературы
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отраже¬ние в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведения древнерусской литературы.
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
развитие речи: пересказ текстов древнерусской литератур.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Региональный компонент: родной край в произведениях древнерусской литературы.
Басни народов мира
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Ли¬сица»- Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы ди¬дактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри¬сунки учащихся.
Русская басня
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравствен¬ная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просве¬щение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня
«Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями мультипликации басен И.А. Крылова.
Региональный компонент: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Из литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэт «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи бога¬тырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людми¬ла» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесно рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациям портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Региональный компонент: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки
Поэзия XIX века о родной природе
А.А. Фет. «Чудная картина...»
М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весен¬ние воды».
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном ».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородин¬ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонто¬ва. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.
Региональный компонент: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор мате¬риала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».
Региональный компонент: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя ».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. Стихотворение в прозе «Воробей». И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения стихотворение в прозе эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс) чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация произведений И.С. Тургенева.
Региональный компонент: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.
Региональный компонент: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к события.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Региональный компонент: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Региональный компонент: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».
Из литературы XX века
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ- пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Региональный компонент: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче основная тематика и нравственная проблематика рассказ (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)
Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Региональный компонент: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ху¬дожественными и документальными фотографиями.
Региональный компонент: заочная литературно-краеведческая экскур¬сия «Константиново — Москва».
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Региональный компонент: Екатеринбург П.П. Бажова.
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника» :тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка ; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
Родная природа в произведениях писателей XX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;
Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).
Из зарубежной литературы
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. АНДЕРСЕН Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений). Развитие речи: различные виды пересказов, устный письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключены Эмиля из Аённеберги » (отрывок).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературна викторина.
Итоговый урок
Встреча в литературной гостиной («Путешествие в ми книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).
Для заучивания наизусть
И.А. Крылов. Басня — на выбор.
А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок). Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX век А.А. Блок. «Летний вечер».
И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору. С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века
Для домашнего чтения
Античные мифы
Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.
Сказания русского народа
Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рожде¬ние Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.
Детская Библия
Русское народное творчество
Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван — кре¬стьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда — не знаю куда, при¬неси то — не знаю что».
Загадки, частушки, пословицы, поговорки.
Литературные сказки
В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1—2 по выбору).
Сказки братьев Гр и мм, Ш. П е р р о, Х.К. А н д е р с е н а (1— 2 по выбору).
Из древнерусской литературы
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.
Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.
Из литературы XVIII века
М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»
Из литературы XIX века
И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз ». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.С.Пушкин. «Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный ры¬царь», «Утес».
А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».
Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».
Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника».
В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе».
А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза».
И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь».
Я.П. Полонский. «Утро».
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи про¬изводится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1. Знание текста и понимание идейно-художественного содер¬жания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идей¬но-эстетического содержания изученного произведения.
4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользо¬ваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Умение анализировать художественное произведение в соот¬ветствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
6. Умение владеть монологической литературной речью; логич¬ность и последовательность ответа; беглость, правильность и выра¬зительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
Календарно-тематическое планирование
Предмет: Литература
Класс: 5
УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./Г.С.Меркин.-М.:ООО «Русское слово-учебник»,2013.
УУД: регулятивные (Р), личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (П).
Дата
|
№ урока
|
Кол-во часов
|
Тема урока
|
Тип урока, форма проведения
|
Формы организации учебно-познавательной деятельнос-ти обучающих-ся
|
Планируемые результаты
|
Система контроля
|
Основные средства обучения
|
личностные
|
метапредметные
|
Предметные
( знать-З, уметь-У)
|
|
1
|
1
|
Книга в духовной
Жизни человека
|
Урок общеметодологической направленности
|
Фронтальная
|
Формирование моральных норм и ценностей, развитие культурной и этнической толерантности
|
Р: самост-но ставить новые учебные цели и задачи
К: задавать вопросы для организации собственной деятельности, высказывать и аргументировать собств точку зрения
П:пользоваться изучающим видом чтения, строить рассуждения
|
З: строение УМК,
У:понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, фомулировать собств отношение к пр-ям литературы, уметь пользоваться учебником
|
Самоконтроль, контроль со стороны учителя
|
Учебник, ПК
|
|
2
|
1
|
Античный
миф.«Рождение Зевса»
|
Урок открытия нового знания.Подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.Представление книги Н.А. Куна « Легенды и мифы Др.Греции».Подготовка сообщений, сост. Иерархии богов Олимпа
Урок открытия нового знания
|
Фронтальная, индивидуальная.
|
Формирование уважения к мировой истории, развитие культурной и этнической толерантности
|
Р: адекватно самост-но оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы
К: выступать перед аудиторией, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству
П: строить рассуждения, излагать содержание прочитанного выборочно
|
З:мифологию рождения и детства Зевса
У: работать с илл., выразит читать, пересказывать, выделять главное в прочитанном( прослушанном)
|
Взаимоконтроль, контроль со стороны учителя:Пересказ мифа, комментарии имен собственных(Уран, Рея и др.) Чтение с 10-13.
|
Учебник, ПК, доп. литература
|
|
3
|
1
|
Миф «Олимп».
|
Формирование уважения к мировой истории,развитие культурной и этнической толерантности
|
Р: адекватно самост-но оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы
К: выступать перед аудиторией, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству
П: осуществлять классификацию, расширенный поиск информации с использованием доп.ресурсов
|
З:героев мифа, мировосприятие людей дохрист. Эпохи, роль мифов В миропредставлении
У: работать с илл., выразит читать, пересказывать, выделять главное в прочитанном( прослушанном), характеризовать героев
|
Самоконтроль:Составить иерархию богов( с 10-13), кроссворд по с.13-15, сообщение о статуе Зевса Олимпийского Сообщения: « историка»-о Троянской войне, «искусствоведа»- Одиссей в изобр. Искусстве, «литературоведа»- Одисссей-мифологич. Персонаж.
|
Учебник, ПК доп. литература экранизация
|
|
4
|
1
|
Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»).
|
Урок открытия нового знания
|
Формирование уважения к истории, развитие культурной и этнической толерантности
|
Р: адекватно самост-но оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы
К: выступать перед аудиторией, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству
П:осуществлять расширенный поиск информации с использованием доп.ресурсов
|
З:ключевые события легенды об Одиссее, значение образа героя для мировой худ. культуры
У:составлять план прочитанного пр-я, выделять главное в сообщении
|
Взаимоконтроль, контроль со стороны учителя:Чтение, сост. Плана. Миф про Эдипа и сфинкса.
|
Учебник, ПК
|
|
5
|
1
|
Из устного народного творчества. Загадки
|
Урок общеметодологической направленности. Работа со словарями, составление словарной статьи; сочинение собственной загадки ( пословицы)
|
Фронтальная, парная, индивидуальная.
|
Формирование уважения к истории, интереса к учению
|
Р:устанавливать целевые приоритеты, способы достижения целей
К:высказывать и обосновывать свою точку зрения
П: осуществлять классификацию, расширенный поиск информации с использованием доп.ресурсов
|
З:тематику и семантическую структуру загадок
У:определить тему загадки, сочинить свою.
|
Самоконтроль :Сбор загадок по темам и разновидностям.
Термин
|
Учебник, ПК
доп. литература
|
|
6
|
1
|
Пословицы и поговорки
|
Урок общеметодологической направленности .Работа со словарями, составление словарной статьи; сочинение собственной загадки ( пословицы)
|
Ориентация в системе моральных норм и ценностей
|
Р:устанавливать целевые приоритеты, способы достижения целей
К:высказывать и обосновывать свою точку зрения
П: осуществлять классификацию, расширенный поиск информации с использованием доп.ресурсов
|
З:Источники происхождения посл. И погов., различия между ними, В.И.Даль как фольклорист
У: различать пословицы и поговорки по структуре, теме
|
Самоконтроль :Сбор пословиц и поговорок по темам( о войне и мире, о доброте, о любви к людям) иллюстрирование. Взаимоконтроль, контроль со стороны учителя:Термины с. 39. Задания с.38 №4,36№1-2, с.37 №1
|
Учебник, ПК
доп. литература
|
|
7
|
1
|
Литерат игра. Обобщение по темам: малые жанры фольклора
|
Урок развивающего контроля. Подбор посл.. погов. И загадок на заданную тему, смысловые связи между п.и п. разных народов, конструирование п.и п. по заданным словам, определение темы, защита иллюстраций, к-с мини-сочинений
|
Групповая, индивидуальная.
|
Формирование устойчивой уч.- познав. Мотивации и интереса к учению, уважение к личности и ее достоинству
|
П:обобщать понятия, осуществлять сравнение
К: интегрироваться в группу сверстников для эффективного взаимодействия, оформлять свои мысли в письменной форме
Р: устанавливать целевые приоритеты, выбирать наиболее эффективн способы их достижения, адекватно самост-но оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы
|
У: уметь применять получ. Знания о малых жанрах фольклора, формулировать собств отношение к пр-ям русской литературы
|
Взаимоконтроль.Чтение с.43-52
|
Учебник, ПК
|
|
8
|
1
|
Анализ письменных работ
|
Урок рефлексии
|
Индивидуальная
|
Осуществление рефлексии.Формирование устойчивой уч.- познав. Мотивации и интереса к учению, уважение к личности и ее достоинству
|
Р: ставить новые уч. Цели и задачи, адекватно самост-но оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы
К:учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству, задавать вопросы для организации своей деятельности
|
|
Взаимоконтроль, контроль со стороны учителя:
|
ПК
|
|
9
|
1
|
Сказка « Царевна-лягушка».
|
Урок открытия нового знания. Составление плана, худож пересказ
|
Фронтальная.
|
Формирование эмпатии, ориентация в системе моральных норм и ценностей
|
Р: самост-но формулировать тему, проблему, цели урока
К:выступать перед аудиторией сверстников
П:излагать содержание прочитанного выборочно, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ
|
З:черты сказки как фольклорн. Пр-я, виды сказок, их отличит. Черты, определение понятия « бродячий сюжет», отличия лит сказки от народной
У:определять вид сказки, выявлять ее осн. Идею,читать по ролям, худож пересказывать, работать с иллюстрациями
|
Взаимоконтроль, контроль со стороны учителя:Варианты сказки, в чем различия. Самоконтроль Сообщения: Баба Яга, Кащей.
|
Учебник, ПК экранизация
|
|
10
|
1
|
« Чего на свете не бывает»
|
Урок открытия нового знания. Чтение, худ пересказ
|
Фронтальная.
|
Формирование эмпатии, ориентация в системе моральных норм и ценностей
|
Р: ставить новые уч. Цели и задачи
К:выступать перед аудиторией сверстников
П:излагать содержание прочитанного выборочно, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ
|
Чтение, пересказ, Инд.: Мужик и барин, Барин и собака. Портреты героев сказок.
|
Учебник, ПК
|
|
11
|
1
|
« Падчерица»
|
Урок открытия нового знания. Беседа, худ пересказ, сост комментариев к иллюстрациям,чтение по ролям
|
Фронтальная.
|
Формирование эмпатии, ориентация в системе моральных норм и ценностей
|
Р: ставить новые уч. Цели и задачи
К:выступать перед аудиторией сверстников
П:излагать содержание прочитанного выборочно, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ
|
Самоконтроль Внекл чтение: сказки волшебн. И бытовые.
|
Учебник, ПК экранизация
|
|
12
|
|
Творческая мастерская. Сочиняем сказку
Региональн. Комп.: сказки и другие фолькл жанры в регионе.
|
Урок развивающего контроля
|
Индивидуальная
|
Формирование устойчивой уч.- познав. Мотивации и интереса к учению, уважение к личности и ее достоинству
|
Р: устанавливать целевые приоритеты, выбирать наиболее эффективн способы их достижения, адекватно самост-но оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы
К: оформлять свои мысли в письм форме
|
У:использовать полученные знания при сочинении своей сказки, формулировать собств отношение к пр-ям русской литературы
|
Взаимоконтроль, контроль со стороны учителя:Оформление сочинения.
|
Учебник, ПК
доп. литература
|
|
13
|
1
|
Анализ письменных работ
|
Урок рефлексии
|
Индивидуальная
|
Осуществление рефлексии.Формирование устойчивой уч.- познав. Мотивации и интереса к учению, уважение к личности и ее достоинству
|
Р: ставить новые уч. Цели и задачи, адекватно самост-но оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы
К:учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству, задавать вопросы для организации своей деятельности
|
|
Взаимоконтроль, контроль со стороны учителя:
|
Учебник, ПК
|
|
14-15
|
2
|
Из древнерусской
Литературы
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»)
|
Урок открытия нового знания. Пересказ текстов древнерусской литературы
|
Индивидуальная,
|
Формирование уважения к истории, гражданского патриотизма, этнической толерантности
|
Р:адекватно самост-но оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы
П:излагать содержание прочитанного выборочно, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ, вычитывать все виды текстовой информации, осуществлять расширенный поиск информации с использ доп ресурсов
|
З:содержание прочитанных произведений, символическое значение имен героев
У:художественно пересказывать, формулировать вопросы, выделять главное, работать с илл.,выявлять заложенные в пр-ии вневременные ценности
|
Взаимоконтроль, контроль со стороны учителя:Прочитать статьи, сост.вопросы.Выписать географ. Названия и названия слав. Племен.Пересказ: про Кирилла и Мефодия,Олега и щит, Ольгу и ее месть древлянам.
|
Учебник, ПК экранизация
|
|
16
|
1
|
Басни народов мира Эзоп. Басня «Ворон и Лисица»,» Лисица и виноград». Лафонтен» Лисица и виноград»
Региональный компонент: баснописцы региона
|
Урок открытия нового знания. Выразительное чтение, письменный ответ на вопрос
|
Фронтальная, групповая
|
Формирование эмпатии, ориентация в системе моральных норм и ценностей
|
Р: ставить новые уч. Цели и задачи
П:давать определения понятиям, осуществлять расширенный поиск информации с использ доп ресурсов, осуществлять анализ
К: выступать перед аудиторией, учитывать разные мнения
|
З:строение басни, легенды об Эзопе, особенности языка басен, значения крылатых выражений
У: :художественно пересказывать, формулировать вопросы, выделять главное, работать с илл., выявлять заложенные в пр-ии вневременные ценности
|
Самоконтроль Сообщение об Эзопе. Другие басни Эзопа и Лафонтена.
|
Учебник, ПК
доп. литература
|
|
17
|
1
|
Русская басня В.К.Тредиаковский«Ворона и Лиса». А.П. Сумароков. «Ворона и Лиса».
|
Урок открытия нового знания. Различные типы чтения(и наизусть);по ролям;инсценирование басни
|
Фронтальная, групповая
|
Формирование эмпатии, ориентация в системе моральных норм и ценностей
|
Р: ставить новые уч. Цели и задачи
П:давать определения понятиям, осуществлять расширенный поиск информации с использ доп ресурсов
К: выступать перед аудиторией, учитывать разные мнения
|
З: биографич сведения о писателе, особенности языка басен, значения крылатых выражений, понятие авторского замысла
У:художественно пересказывать ( инсценировать), формулировать вопросы, выделять главное, работать с илл.
|
Наизусть басню Сумарокова.
|
Учебник, ПК
|
|
18
|
1
|
М.В.Ломоносов. « Случились вместе..»
|
Урок открытия нового знания Выразительное чтение, письменный ответ на вопрос
|
Фронтальная, индивидуальная
|
Формирование эмпатии, ориентация в системе моральных норм и ценностей
|
Р: ставить новые уч. Цели и задачи
П:давать определения понятиям, осуществлять расширенный поиск информации с использ доп ресурсов
К: выступать перед аудиторией, учитывать разные мнения
|
З: биографич сведения о писателе, особенности языка басен, значения крылатых выражений, понятие авторского замысла
У:художественно пересказывать, формулировать вопросы, выделять главное, работать с илл.
|
Взаимоконтроль
|
Учебник, ПК
|
|
19-20
|
2
|
И.А. Крылов. Басни «ВоРона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк На псарне», «Свинья под дубом»
|
Урок открытия нового знания Сравнительный анализ Работа с портретами, иллюстрациями
|
Фронтальная.
|
Формирование эмпатии, ориентация в системе моральных норм и ценностей
|
Р: самост-но формулировать тему, проблему, цели урока , ставить новые уч. Цели и задачи
П:давать определения понятиям, осуществлять расширенный поиск информации с использ доп ресурсов
К: выступать перед аудиторией, учитывать разные мнения
|
З: биографич сведения о писателе, особенности языка басен, значения крылатых выражений, понятие авторского замысла
У: :художественно пересказывать ( инсцен), формулировать вопросы, выделять главное, работать с илл., выявлять заложенные в пр-ии вневременные ценности, видеть средства создания характера героев
|
Взаимоконтроль, контроль со стороны учителя:Рисунки к люб басне. «Демьян уха» по ролям, «Свинья под дубом» наизусть. Взаимоконтроль:Инсценирование- « Мартышка и зеркало» и «Зеркало» Михалкова
|
Учебник, ПК, экран, презентация экранизация
|
|
|
|