|
Формирование у детей осознанного отношения к растительному миру (травянистым лекарственным растениям, произрастающим на территории детского сада) через исследовательскую деятельность
Формирование у детей осознанного отношения к растительному миру (травянистым лекарственным растениям, произрастающим на территории детского сада) через исследовательскую деятельность.
«Расскажи – и я забуду, покажи, и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Китайская пословица.
Современный этап развития общества выдвигает особые требования к воспитанию и обучению детей. На первый план выступает задача формирования таких свойств личности, как умение решать творческие задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, убеждения, непрерывно пополнять и обновлять свои знания и применять их для творческого преобразования действительности.
Изучение педагогических исследований Н.Н.Поддъякова, П.Р.Саморуковой, М.И.Махмутова и др., показало, что существует связь между развитием собственной активности ребенка и формой подачи познавательного материала.
Использование в работе с детьми дошкольного возраста исследовательского метода обучения позволяет развивать у детей творческие способности, приобретать новые знания, умения, навыки, обогащать их опыт полными, верными и яркими образами природы.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает там, где он бывает практически каждый день на протяжении нескольких лет. Это детский сад его территория, и конечно же природные объекты. В своей работе я решила обратить особое внимание детей на травянистые лекарственные растения, произрастающие на территории нашего детского сада, рассказать об их внешнем виде, полезных свойствах, их связи с миром насекомых, птиц, животных.
Цель работы – формирование у детей углубленных знаний о лекарственных травянистых растениях, осознанного отношения к природе через исследовательскую деятельность.
Задачи:
- расширять и систематизировать знания детей о лекарственных растениях.
- учить детей находить пути их проблемных ситуаций;
- развивать у детей наблюдательность и любознательность;
- развивать у детей мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей.
- воспитывать у детей осознанное бережное отношение к природе.
В работе с детьми я использовала интегрированный подход, т.е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. Обучающий процесс организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибки. В работе использованы разнообразные формы организации экологического воспитания (занятия, деятельность в естественных условиях, работа со специалистами, работа с родителями, создание развивающей среды).
Перспективное планирование включает 17 занятий (1 занятие в 2 недели), состоит из 4 блоков, взаимосвязанных с собой: «Удивительный мир растений»; «Разнотравье»; «На каждую хворь своя травка»; «Первоцветы».
Темы внутри блоков располагаются в логической последовательности, при этом учитываются сезонные изменения. При отборе материала учитываются принцип доступности, принцип научности.
Исследования детей носят поэтапный характер. Разработан алгоритм исследовательской деятельности:
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
Поиск и предложение предложенных возможных вариантов решения.
Сбор материала.
Обобщение полученных данных.
Подготовка проекта.
Разработаны способы сбора информации: понаблюдать; провести опыт, эксперимент; рассмотреть фото; спросить у взрослых, у детей; узнать из телепередач; посетить выставки, музеи.
Для фиксирования полученных данных применяю карточки – символы на основе ассоциаций.
Для проявления самостоятельности и активности ребенка, соответствующим образом создана развивающая среда, которая включает: научную библиотеку «Любознайка» (детские энциклопедии о природе); детскую библиотеку «В гостях у сказки» (художественные произведения о природе); мини – музей (пословицы,
поговорки, альбомы); лаборатория «Почемучки» (опыты, экспериментальная деятельность); творческая мастерская (лоскутная графика, цветной песок); дидактические игры.
Большое внимание уделяю непосредственному общению детей с растениями растущими на территории детского сада и имеющими лечебные свойства. На ежедневных прогулках, экскурсиях, путешествуя по экологической тропинке, не только рассматриваем, наблюдаем за удивительными растениями, но и исследуем почву, растения, их взаимосвязь, собираем природный материал для коллекций.
Практическая деятельность детей проявляется в их участии при уборке и благоустройстве территории («Санитарный день»), посадке семян («Умелые руки не знают скуки»), в трудовом десанте («Посадим цветы»).
Успешно налажено взаимодействие: воспитатель – специалист по ИЗО, музыкальный руководитель, медработники, что позволяет повысить результативность работы с детьми.
Успех работы во многом зависит от личного примера, заинтересованности жизнью детского сада родителей воспитанников. На первом этапе работы через консультации, индивидуальные беседы, знакомила их с проблемами обучения, исследовательской деятельностью, их ролью в этом процессе (проявить интерес, участие, предложить источник информации, помочь зафиксировать информацию).
Такое объединение всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитателя, воспитанников, родителей), создает условия для высокой его результативности:
- дети изучили 11 лекарственных растений, произрастающих на территории нашего детского сада: (великолепный медонос – клевер, ромашка – желтый глазок – белые реснички», жгучая красавица – крапива, простая трава – полынь, медуница, одуванчик, «цветок чистого неба – василек» и др.);
- знают, какую роль эти растения играют в жизни животных и человека;
- научились обдумано подходить к любой предстоящей работе, планировать свою деятельность, владеют разными способами сбора информации;
- умело используют в повседневной жизни знания о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, но и правилах поведения в природе;
- сформировался стойкий интерес к занятиям по природе и географии;
- разработаны интегрированные занятия, участие в которых принимают все специалисты ДОУ.
Имея такой багаж знаний об этих растениях, их замечательных, полезных, чудодейственных, лечебных свойствах, как будет относиться ребенок к этому удивительному миру растений? Конечно, бережно! А своим родным, близким, любимым мы дарим с ребятами не сорванный букет, а фантастическую «зеленую страну»:
Я люблю бродить по зеленой стране Здесь друзей заводить очень нравиться мне. Загляни-ка со мной в эту славную жизнь И с зеленой страной навсегда подружись.
|
|
|