Главная страница

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт»


Скачать 251.9 Kb.
Название Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт»
Дата 20.02.2016
Размер 251.9 Kb.
Тип Рабочая программа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Успенская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

Рабочая программа учебного курса

«Информатика и ИКТ»

для 4 класса


Составитель: учитель информатики и ИКТ

Лозгачева Марина Анатольевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели обучения:


  1. формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;

  2. знакомство с базовой системой понятий информатики на уровне формирования первичных представлений;

  3. приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного рода схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и т.д. с помощью компьютера;

  4. развитие умений строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе, при изучении других школьных предметов;

  5. обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;

  6. воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.


Задачи:

  1. научиться решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;

  2. получить первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «текст», «знак», «код», «символ», «компьютер», «объект», «модель», «исполнитель», «программа», «пользователь»;

  3. научиться применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т.е.:

    • научиться представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);

    • научиться решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;

    • осознанно использовать в своей учебной деятельности:

- устную и письменную речь с целью общения;

- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;

- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;

- навыки использования компьютера при решении информационных задач;

  1. понимать взаимосвязь первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;

  2. получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;

  3. освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, научиться осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации;

  4. научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, научиться пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);

  5. научиться описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

  6. получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;

  7. научиться представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыслом текста; представлять одну и ту же информацию в различных формах;

  8. получить первичные представления об информационной задаче; об объекте и модели объекта.

  9. получить элементарные пользовательские навыки.


Рабочая программа по ИИКТ составлена на основе авторской программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы. Автор Матвеева Н.В. // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Сост. М.Н. Бородин. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:

- контрольных работ – 5

- работа с электронным образовательным ресурсом – на каждом уроке 10 – 15 мин.

Учебно-методический комплект для четвертого класса

1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Учебник для 4 класса. / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Рабочая тетрадь для 4 класса (в 2 частях). / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Контрольные работы для 3 класса. / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.

4. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Методическое пособие для учителя. 4 класс. / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. ЭОР включают презентации, упражнения, клавиатурный тренажер, тренажер работы с мышью, плакаты и словарь.
Требования к уровню подготовки по окончании четвертого класса

В результате изучения данного курса информатики в четвертом классе школьники должны:
понимать:


  • что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

  • что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;

  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

  • что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

  • что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

  • что человек может быть и источником информации, и приемником информации;


знать:


  • что данные – это закодированная информация;

  • что тексты и изображения – это информационные объекты;

  • что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию об объектах реальной действительности различными способами (в виде чисел, рисунка, таблицы);

  • правила работы с компьютером и технику безопасности.



уметь:


  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

  • кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

  • осуществлять поиск информации, ее представление и простейшее преобразование;

  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач. Для того: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редакторы, тренажеры;

  • создавать элементарные проекты с использованием компьютера.


Особое внимание в начальной школе следует уделить правилам техники безопасности и первичным навыкам работы на компьютере, к которым относятся умения:

  • правильно сидеть перед компьютером;

  • правильно держать руки на клавиатуре;

  • правильно включать компьютер, находить нужную программу на Рабочем столе и запускать ее;

  • правильно выходить из программы и выключать компьютер;

  • управлять экранными объектами с помощью мыши;

  • пользоваться системой навигации, т. е. быстро и правильно находить нужное задание.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4 КЛАССА
Повторение – 7 ч.

  1. Человек и информация.

  2. Действия с информацией

  3. Объект и его свойства.

  4. Отношения между объектами.

  5. Компьютер.

  6. Повторение по теме «Действия с информацией», подготовка к контрольной работе.

  7. Контрольная работа №1 по теме «Действия с информацией».

Понятие, суждение, умозаключение – 9 ч.

  1. Понятие.

  2. Деление и обобщение понятий.

  3. Отношения между понятиями.

  4. Совместимые и несовместимые понятия.

  5. Понятия «истина» и «ложь».

  6. Суждение.

  7. Умозаключение.

  8. Повторение по теме «Понятие, суждение, умозаключение».

  9. Контрольная работа №2 по теме «Понятие, суждение, умозаключение».

Модель и моделирование – 8 ч.

  1. Модель объекта.

  2. Модель отношений между понятиями.

  3. Алгоритм.

  4. Какие бывают алгоритмы.

  5. Исполнитель алгоритма

  6. Алгоритм и компьютерная программа.

  7. Повторение по теме «Модель и моделирование».

  8. Контрольная работа №3 по теме «Модель и моделирование».

Информационное управление – 10 ч.

  1. Цели и основа управления.

  2. Управление собой и другими людьми.

  3. Управление неживыми объектами.

  4. Схема управления.

  5. Управление компьютером.

  6. Повторение по теме «Информационное управление».

  7. Контрольная работа №4 по теме «Информационное управление».

  8. Нетрадиционный урок-игра.

  9. Повторение по теме «Действия с информацией», «Понятие, суждение, умозаключение».

  10. Годовая контрольная работа.



Виды деятельности на уроке:

  • чтение текста;

  • выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради;

  • наблюдение за объектом изучения (компьютером);

  • компьютерный практикум (работа с электронным пособием);

  • работа со словарем;

  • контрольный опрос, контрольная письменная работа;

  • итоговое тестирование;

  • эвристическая беседа;

  • разбор домашнего задания;

  • физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.


Электронные образовательные ресурсы

Компьютерный практикум в 4 классе проводится с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР), разработанных для 4 класса. Диск с ЭОР включен в состав УМК для 4 класса. Также на диске содержатся инструкции по работе с ЭОР.

ЭОР сопровождает каждый параграф учебника и содержит набор заданий обучающего и диагностического характера.

Применение учителем на уроках информатики ЭОР наряду с традиционными способами обучения позволяет:

  • обеспечить учебный процесс возможностью использования различных форм учебной работы;

  • повысить качество обучения, усилить учебную самостоятельность школьников;

  • обеспечить возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;

  • повысить интенсивность и эффективность уроков информатики за счет наглядности и вариативности изложения учебного материала, усиления интерактивности учебных заданий;

  • создать условия для того, чтобы ученики приобрели опыт общения с компьютером как с современным инструментом для работы с информацией.

Компьютерный практикум
Компьютерный практикум предназначен для первичного освоения компьютера. Компьютер рассматривается в данном курсе информатики в двух аспектах. Он выступает инструментом для работы с информацией и в то же время объектом познания.

Компьютерный практикум может быть организован различными способами. Наиболее распространенный вариант предполагает проведение компьютерного практикума в компьютерном классе, где каждый ученик имеет свое рабочее место за компьютером. Вместе с тем, возможна организация работы в парах или группах. Это могут быть различные конкурсы, эстафеты, соревнования. Если работа осуществляется парой на одном компьютере, каждое упражнение может выполняться двумя учениками, по очереди играющими разные роли: консультанта и исполнителя. При проведении групповых форм работы итоговая работа каждого и группы в целом может быть представлена на одном компьютере или другом демонстрационном оборудовании при его наличии в классе.

Для организации компьютерного практикума рекомендуется использовать специально разработанные по данному курсу электронные образовательные ресурсы (ЭОР) на диске.

Для формирования информационно-технологической компетентности учащихся наряду с указанными выше электронными продуктами допускается использование и других программных продуктов, позволяющих учащимся приобретать опыт обработки информации различных видов с помощью компьютера (текстовые, графические редакторы, экранный калькулятор, среды программирования и др.).

Обязательно следует соблюдать принцип конкретности обучения — ребенок должен точно знать, какую операцию, какое действие он осваивает в процессе выполнения задания. Как правило, сначала учитель демонстрирует процесс выполнения и дает образец конечного результата, поясняя при этом, что он делает, каким способом и к какому результату стремится.

Повторяемость выполнения тех или иных практических заданий на компьютере определяет учитель. Он ориентируется на качество выполнения необходимых для усвоения операций. Если выполнение той или иной операции усвоено учеником, то он должен получить контрольное задание на его качественное выполнение за определенный промежуток времени и получить соответствующую оценку.

Ученик должен ощущать связь теоретической и практической частей урока. Работа на компьютере служит логическим продолжением работы с учебным текстом и выполнения упражнений в рабочей тетради. Решение учебных задач компьютерного практикума предполагает усвоение учащимися существенных признаков изучаемых понятий, применение полученных теоретических знаний. В процессе выполнения компьютерного практикума происходит одновременно закрепление пройденного теоретического материала и формирование интуитивных представлений, которые служат основой для освоения изучаемых позже теоретических тем. Тем самым замыкается круг усвоения теоретических знаний через практическое их использование в решении информационных задач.

Время компьютерного практикума строго ограничено — не более 15 минут. Это ограничение обусловлено не только повышенной утомляемостью детей при работе на компьютере, но и тем, что во время работы компьютера он является излучателем высокочастотных электромагнитных колебаний, вредных для здоровья человека, особенно в возрасте до 18 лет.

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

4 класс

УМК: Информатика и ИКТ (учебник). Матвеева Н. В., Челак Е. Н. и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.; Информатика и ИКТ (рабочая тетрадь в 2х частях и тетрадь для контрольных работ). Матвеева Н. В., Челак Е. Н. и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008, 2009 гг.

1 час в неделю, 35 часов за год

Коды рекомендуемых видов деятельности на уроке:

1 – чтение текста

2 – выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради

3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)

4 – компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

5 – работа со словарем

6 – контрольный опрос, контрольная письменная работа

7 – итоговое тестирование

8 – эвристическая беседа

9 – разбор домашнего задания

10 – физкультурные минутки






п/п

Дата

Тема урока

Основные понятия

Тип урока

Компьютерный практикум

Материальное обеспечение урока

Рекомендуе

мые виды деятельности

Параграф учебника

Домашнее задание

Действия с информацией – 7 ч.





Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Человек и информация.

информация звуковая, зрительная, вкусовая, обонятельная, тактильна

комбинир.

ЭОР: урок 1

учебник, РТ №1, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 1

§ 1, ответить на вопросы, РТ №7





Действия с информацией.

информация, хранение, обработка, передача


комбинир.

ЭОР: урок 2

учебник, РТ №1, ПК, презентация к уроку

8 (или 1) 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 2

§ 2, ответить на вопросы, РТ №9, 10





Объект и его свойства.

объект, имя объекта, свойства объекта

комбинир.

ЭОР: урок 3

учебник, РТ №1, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 3

§ 3, ответить на вопросы, РТ №8*, 9





Отношения между объектами.

симметричные и несимметричные отношения

комбинир.

ЭОР: урок 4

учебник, РТ №1, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 4

§ 4, ответить на вопросы, РТ №8, 9





Компьютер.

устройства ввода, вывода, обработки данных

комбинир.

ЭОР: урок 5

учебник, РТ №1, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 5

§ 5, ответить на вопросы, РТ №5





Повторение по теме «Действия с информацией», подготовка к контрольной работе.



комбинир.




учебник, РТ №1, ПК, презентация к уроку

5,10,6 или 7




подготовиться к контрольной работе






Контрольная работа №1 по теме «Действия с информацией».










тетрадь для контрольных работ










Понятие, суждение, умозаключение – 9 ч.





Анализ контрольной работы. Понятие.

образ, понятие, термин

комбинир.

ЭОР: урок 6

учебник, РТ №1, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 6

§ 6, ответить на вопросы, РТ №8-11 по выбору





Деление и обобщение понятий.

деление и обобщение понятий

комбинир.

ЭОР: урок 7

учебник, РТ №1, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 7

§ 7, ответить на вопросы, РТ №11





Отношения между понятиями.

круги Эйлера-Венна

комбинир.

ЭОР: урок 8

учебник, РТ №1, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 8

§ 8, ответить на вопросы, РТ №7, 8





Совместимые и несовместимые понятия.

отношения равнозначности, пересечения, подчинения, противоположности, противоречия

комбинир.

ЭОР: урок 9

учебник, РТ №1, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 9

§ 9, ответить на вопросы, РТ №9





Понятия «истина» и «ложь».

истинные и ложные высказывания

комбинир.

ЭОР: урок 10

учебник, РТ №1, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 10

§ 10, ответить на вопросы, РТ №8 (по вариантам)





Суждение.

истина, ложь

суждение, истинное и ложное суждения, простые и сложные суждения

комбинир.

ЭОР: урок 11

учебник, РТ №1, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 11

§ 11, ответить на вопросы, РТ №8





Умозаключение.

умозаключение, посылки

комбинир.

ЭОР: урок 12

учебник, РТ №1, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 12

§ 12, ответить на вопросы, РТ №7





Повторение по теме «Понятие, суждение, умозаключение».



комбинир.




учебник, РТ №1, ПК, презентация к уроку

5, 10, 6 или 7




подготовиться к контрольной работе





Контрольная работа №2 по теме «Понятие, суждение, умозаключение».



комбинир.




тетрадь для контрольных работ










Модель и моделирование – 8 ч.





Анализ контрольной работы. Модель объекта.

модель, материальные, информационные, виртуальные модели

комбинир.

ЭОР: урок 13

учебник, РТ №2, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 13

§ 13, ответить на вопросы, РТ №12, 14





Модель отношений между понятиями.

текстовая, графическая модель


комбинир.

ЭОР: урок 14

учебник, РТ №2, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 14

§ 14, ответить на вопросы, РТ №10, 11 (по выбору)





Алгоритм.

алгоритм, свойства алгоритма

комбинир.

ЭОР: урок 15

учебник, РТ №2, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 15

§ 15, ответить на вопросы, РТ №8, 9





Какие бывают алгоритмы.

текстовые и графические алгоритмы, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлениями

комбинир.

ЭОР: урок 16

учебник, РТ №2, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 16

§ 16, ответить на вопросы, РТ №8, 9






Исполнитель алгоритма

исполнитель алгоритма, СКИ

комбинир.

ЭОР: урок 17

учебник, РТ №2, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 17

§ 17, ответить на вопросы, РТ №10, 11*





Алгоритм и компьютерная программа.

робот, языки программирования, компьютерная программа


комбинир.

ЭОР: урок 18

учебник, РТ №2, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 18

§ 18, ответить на вопросы, РТ №5





Повторение по теме «Модель и моделирование».



комбинир.




учебник, РТ №2, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9




подготовиться к контрольной работе





Контрольная работа №3 по теме «Модель и моделирование».









тетрадь для контрольных работ

5,10, 6 или 7







Информационное управление – 11 ч.






Цели и основа управления.

цели управления, выбор, мировоззрение

комбинир.

ЭОР: урок 19

учебник, РТ №2, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 19

§ 19, ответить на вопросы, РТ №10, 11





Управление собой и другими людьми.

управление собой и другими людьми.

комбинир.

ЭОР: урок 20

учебник, РТ №2, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 20

§ 20, ответить на вопросы, РТ №9





Управление неживыми объектами.

управление


комбинир.

ЭОР: урок 21

учебник, РТ №2, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 21

§ 21, ответить на вопросы, РТ №7





Схема управления.

схема, схема управления без обратной связи, схема управления с обратной связью

комбинир.

ЭОР: урок 22

учебник, РТ №2, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 22

§ 22, ответить на вопросы, РТ №4, 5





Управление компьютером.

компьютер, операционная система, программа


комбинир.

ЭОР: урок 23

учебник, РТ №2, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9

§ 23

§ 23, ответить на вопросы, РТ №8





Повторение по теме «Информационное управление».



комбинир.




учебник, РТ №2, ПК, презентация к уроку

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9




подготовиться к контрольной работе





Контрольная работа №4 по теме «Информационное управление».



комбинир.




тетрадь для контрольных работ

5, 10, 6 или 7












Нетрадиционный урок-игра










Раздаточный материал, плакаты














Анализ контрольной работы. Повторение по теме «Действия с информацией», «Понятие, суждение, умозаключение».



комбинир.




учебник, РТ №1, ПК

8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9




подготовиться к контрольной работе





Годовая контрольная работа.



комбинир.




учебник, РТ №2, ПК

5, 10, 6 или 7




сочинить сказку «Этот компьютерный мир»