МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА №5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
для детей средней группы
«В гостях у Лесовичка»
Составила воспитатель 1 кв. категории
Тихонова Юлия Анатольевна
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
для детей средней группы
«В гостях у Лесовичка»
Образовательная область: «Познание»
Интеграция образовательных областей:
Образовательные области:
"Познание"
Цель: закреплять представление детей о правилах поведения в природе
"Коммуникация"
Цель: развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, речевое общение детей посредством проблемных ситуаций.
"Социализация"
Цель: воспитывать умение применять полученные знания в повседневной жизни.
"Чтение художественной литературы"
Цель: развивать умение внимательно слушать стихотворение, загадки.
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Формы НОД – занятие, (Рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, чтение).
Формы организации: групповая
Программные задачи: Продолжать учить детей адекватно реагировать на экстремальные ситуации и соблюдать правила безопасности в природе; дать представления о свойствах воды; рассказывать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов, чтобы они поняли главное: Земля – наш общий дом; развивать навыки культуры поведения в природе, необходимо объяснить, что можно делать при походе в лес, при контактах с растениями, животными, грибами и водой; закрепить умение отвечать на вопросы, выразительно рассказывать потешки, песенки, скороговорки, находить к существительным прилагательные; воспитывать доброту, бережное отношение к природе.
Методы и приемы: беседа, объяснение, показ, опыт, художественное слово, ответы, вопросы, указания, загадки.
Словарная работа: несъедобные, ядовитые, съедобные, безвкусные, бесцветная, прозрачная, не имеет запаха.
Индивидуальная работа: активизировать Алису, Лизу при ответе на вопросы; Витю в выполнении правил игры.
Материал и оборудование: строительный материал, деревья, цветы, муляжи грибов, птичка, тарелочка с солью, мелкие игрушки; магнитофон, макет леса, рыбки, речка,
сказочный персонаж, воронка, фильтр, машины.
Предварительная работа: чтение произведения В. В. Бианки, М. М. Пришвина, Е. И. Чарушина, наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в поход в лес. Можем ли пойти в лес
сейчас?
Дети: Да!
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что нас много и мы можем идти все вместе.
Воспитатель: А кому нельзя идти в лес?
Дети: Нельзя идти в лес одному.
Воспитатель: Да, ребята, в лесу, в котором не раз ты бывал, подстерегает много
опасностей. Что же произойдет, если кто-нибудь пойдет один?
Дети: Он может заблудиться?
Воспитатель: Что нужно делать, если мы все вместе пошли в лес, но кто-то остался
и заблудился?
Дети: Нужно не бегать, нужно кричать громко, чтобы тебя услышали.
Воспитатель: Но вот кричит, а тебя все равно не слышат, что нужно делать?
Дети: Нужно произносить, понятно, откуда идет громкий звук, но если звук стихает,
то ты идешь неправильно.
Воспитатель: Но, наверное, пора отправиться в путь.
Мы в лес за наукой сегодня пойдем.
В дороге с пути никуда не свернем.
(Встречают Лесовика, который сидит под деревом сердитый, грустный, вокруг
валяются ветки, цветы, на дереве разорено гнездо птицы.)
Воспитатель: Дети, а это кто?
Дети: Что же такое случилось, почему он такой расстроенный?
Лесовик: Ой, ой, ой!
Воспитатель: Дети, посмотрите, он так сердит, что даже не хочет с нами
разговаривать. Ребята, может вы знаете, почему он сердит?
Дети: Он рассердится, потому что кто-то сорвал цветы, веточки деревьев и разбросал
их, разорили птичье гнездо.
Лесовик: Да, да, да – вы догадались, что случилось. Приходили в мой лес ребята,
сорвали мои любимые цветы, оборвали веточки у кустарников, ой, ой, даже
обидели мою певчую синичку.
Воспитатель: Что бы вы сделали, если бы увидели ребят, которые разоряют гнезда
синички?
Дети: Мы бы его проучили и т.д. /их /, кто это делает.
Воспитатель: А если бы увидели засыхающий стебель растения, цветка?
Дети: Мы взяли бы воду и полили его.
/стих читает ребенок/
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все – и я и ты-
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты,
И деревья и цветы
И не будет красоты.
Воспитатель: Давайте выучим пословицу: «Много леса - не губи
Мало леса - береги
Нет леса – посади.»
Лесовик: Вот, какие добрые ребята, за это я вам покажу мою любимую полянку.
А что на ней растет – отгадайте загадку:
Невысок и коренаст
Поглядеть решил на нас
Приподняв с утра под елками
Лист с прилипшими иголками.
Дети: Это гриб.
Лесовик: Да, ребята, здесь растут грибы, но они таят в себе много опасностей.
Воспитатель: А какие грибы растут в лесу?
Дети: Съедобные и ядовитые.
Воспитатель: Можно ли есть сырые грибы?
Дети: Нет, нельзя.
Воспитатель: А какие едят грибы?
Дети: Вареные, жареные, маринованные.
Воспитатель: Какие грибы можно собирать?
Дети: Съедобные – подберезовики, маслята, подосиновики, белый гриб.
Воспитатель: Какие грибы ядовитые?
Дети: Мухомор, белая поганка, ложные опята.
Лесовик: Молодцы, ребята, вы знаете много. Хотите побежим на речку.
(дети бегут под музыку «Вместе весело шагать»/)
Подходят к речке.
Воспитатель: Ребята, разве можно плавать в этой реке?
Дети: Нет, нельзя.
Воспитатель: Почему она стала такая грязная?
Дети: Потому что сюда набросали мусора.
Воспитатель: Можно в реку бросать мусор, банки, стекло.
Дети: Нет, нельзя, можно пораниться.
Воспитатель: Можно ли пить речную воду?
Дети: Нет, нельзя.
Воспитатель: Почему?
Дети: Это опасно для жизни, можно заболеть.
Воспитатель: Посмотрите, какая грязная и грустная рыбка, здравствуй, рыбка, почему
ты грустная?
Рыбка: Как же мне не грустить, посмотрите, сколько в воде грязи, банок, а на воде
большое пятно, оно вредное.
Лесовик: Нет, оно красивое.
Воспитатель: Что ты, Лесовик – это же настоящий яд. Видишь мост, по нему едут
машины, они выбрасывают на мост грязь, она жирная такая. Потом всё стекает с моста прямо в реку, поэтому рыбкам плохо плавать.
Рыбка: Посмотрите, какая грязная, мутная вода в моей речке.
Воспитатель: Очень грязная вода, мы сейчас ее очистим.
(дети и Лесовик садятся за столы)
Воспитатель: Возьмите колбу, вставим в нее воронку, вложим в воронку фильтр,
нальем грязную воду и вот, чистая вода. Дети, возьмите воду, понюхайте
ее, вода имеет запах?
Дети: Нет, не имеет
Воспитатель: Чистая вода не имеет запаха, а теперь возьмите соль, какая она на вкус?
Дети: Соленая.
Воспитатель: Возьмите кусочек лука. Какой он?
Дети: Он горький.
Воспитатель: Ну, а теперь попробуйте воду, какого она вкуса?
Дети: Она не имеет вкуса, она безвкусная.
Воспитатель: Поставьте за стеклом игрушку, вы видите ее?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему мы игрушку видим?
Дети: Вода прозрачная.
Воспитатель: Можно ли такую воду пить?
Дети: Можно пить чистую воду.
Воспитатель: Чистую воду надо беречь, но чтобы ее очистить, многие люди вкладывают большой труд. Что нужно делать, чтобы сохранять воду?
Дети: Нужно хорошо закрывать кран.
Воспитатель: Что произойдет, если не будет воды?
Дети: Погибнут люди, растения, животные, завянут цветы, деревья, трава.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, вода бывает в кране, а какая вода ещё бывает?
Дети: Вода, бывает дождевая.
Воспитатель: А какой бывает дождик?
Дети: Холодный, теплый, грибной, веселый, летний, грустный, осенний.
Воспитатель: Кто знает: потешки, песенки, стихи, скороговорки о воде?
/дети читают/ «Бережливый будь», «Пей, пей, Еремей», «Вода текучая»,
«Рыбки», «Дождик».
Воспитатель: Дети, дождик хочет с вами поиграть. Лесовик, поиграй с нами.
Игра «Дождик»
Дождик, дождик покатился /ребёнок бегает по кругу/
По лесам и по полям
По холмам и облакам
Теплый дождик докатился до тебя /останавливается возле ребёнка/
Саша, Саша не зевай
От дождя ты убегай.
Воспитатель: Ребята, вам понравился наш поход в лес?
Дети: Да, понравился!
Воспитатель: Давайте скажем, Лесовику спасибо за путешествие! Нам пора возвращаться домой.
(дети прощаются, уходят).
Список используемой литературы:
1. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А., Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И., Сахарова В. Н.. Изд. –М.: Просвещение, 2001. – 94 с.
2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 144 с.
3. Стихи и рассказы о животном мире: Дидактические материалы по развитию речи дошкольников / Авт.-сост. О. Е. Громова, , И. В. Переверзева, Г. Н. Соломатина. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 176 с.
4. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. 286 с.
5. «Мы». Программа экологического образования детей , Т. А. Виноградова, Н. Н. Кондратьева, Т. Т. А. Маркова А. Шиленок. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: «Детство-пресс», 2000. – 240с
|