|
Статья по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Все мы друзья природы»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 31 комбинированного вида Красносельского района
Санкт – Петербурга
Статья
по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
« Все мы друзья природы»
Составила
воспитатель
Захарова Наталья
Владимировна
Санкт – Петербург
2013
Становление первоначальных основ экологической культуры в дошкольном учреждении – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельности.
Дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твёрдости и мягкости, характер поверхности.
Важным аспектом экологического воспитания является понимание детьми специфики живого объекта, его отличия от неживого. Воспитание детей не станет экологическим, если не все дети поймут, например, что растению на окне нужна вода, воробьям зимой – крошки хлеба.
Становление экологически воспитанной личности в детском саду возможно при решении следующих трёх задач:
1. Формирование у детей элементов экологического сознания, то есть знаний о природе, установление взаимосвязи природных явлений.
2. Формирование практических навыков и умений в природе (носит природоохранительный характер), например: кормить черепашку соответствующим кормом 1 раз в день.
3. Воспитание гуманного отношения к природе (занятия по экологии в детском саду регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе).
Экологическое воспитание в детском саду основано на нравственно – положительных переживаниях ребёнка в различных ситуациях, на прогулке, на экскурсии. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, удивление, удовольствие от хорошо выполненного поручения.
Педагог должен руководствоваться принципами экологического воспитания:
1. Принцип научности (взаимосвязь живого и неживого в природе)
2. Принцип доступности (содержание и характер знаний для определённой возрастной группы)
3. Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний (знания о свойствах объектов помогают в конструктивно- игровой деятельности).
Педагогу необходимо использовать так же методы обучения экологического воспитания. Метод – это способ совместной деятельности воспитателя и детей. К ним относятся:
1. Наглядный метод (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, диафильмов). У детей формируются яркие представления о природе.
2. Практический метод (опыты, игра, моделирование). У детей уточняются и углубляются знания.
3. Словесный метод (рассказы педагога и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы). У детей расширяются знания, систематизируются и обобщаются. Все методы нужно сочетать в комплексе.
В экологическом воспитании широко используются игры:
1. Дидактические - проводятся в часы досуга, на занятиях, на прогулке).
- Предметные игры - это игры с использованием предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). Например, « Вершки и корешки», « Узнай на вкус», « Чудесный мешочек», « Найди по листу дерево», « Разложи листочки по порядку»
- Настольно – печатные игры типа лото, домино, парные и разрезные картинки. « Зоологическое лото», « Ботаническое лото».
- Словесные игры (развивают внимание, сообразительность, связную речь). Это игры типа « Кто летает, бегает и прыгает?», « Нужно – не нужно», « Когда это бывает?»
2. Творческие игры – это строительные игры с природным материалом (песок, снег, шишки, камешки).
Детей необходимо приучать к труду в природе. Он должен быть посильным. Физические усилия не должны вызывать переутомления, чтобы не возникало отрицательное отношение к трудовым поручениям.
Необходимо обеспечить правильную позу в труде (лейки носить в обеих руках). Нельзя находиться долго в одной позе. Инвентарь безопасный, настоящий, не игрушечный, соответствующий росту и силам ребёнка.
Экологическое воспитание имеет очень глубокий смысл. Оно связано не только с просвещением детей (как надо знать), что надо знать о природе, как вести себя с ней, но и с валеологией.
Именно в дошкольном возрасте формируется здоровье, уже в детском саду ребёнок должен приобрести потребность расти здоровым и получить первые представления о здоровом образе жизни. Здоровье – это система воспитания на основе знаний медицины, педагогики и экологии, в том числе.
Поэтому, знания о природе, о месте человека в ней, о взаимодействии человека и природы – это укрепление здоровья маленьких детей.
Список литературы:
1. Маханева М.Д. « Экология в детском саду и начальной школе», М., серия « Синяя птица», издательство « Сфера», 2009
2. Тюмасева З.И., Кушнина Е.Г. « Дорога в страну чудес», Челябинск, издательство « ЧГПУ», 2000
|
|
|