Главная страница

Формы и методы деятельности старшего воспитателя в работе с педагогами


Скачать 106.35 Kb.
Название Формы и методы деятельности старшего воспитателя в работе с педагогами
Дата 12.03.2016
Размер 106.35 Kb.
Тип Документы

Формы и методы деятельности старшего воспитателя в работе с педагогами

Концепция модернизации российского образования определяет обеспечение качества образования как главную задачу российской образовательной политики. Скорость изменения современного мира задает темп развития социума, повышает спрос родителей на качественное образование, что, в свою очередь, побуждает ДОУ активизировать работу по наполнению своей деятельности новым содержанием.

Повышение качества образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. К педагогам предъявлены высокие требования в Законе РФ «Об образовании», Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, Положении о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. В настоящее время методическая работа в ДОУ представляет собой процесс проектирования стратегии, направленной на повышение профессиональной компетентности педагога, формирование его мотивации к самообразованию. Информационные источники отображают основные направления деятельности старшего воспитателя, но формы и методы работы должны соответствовать требованиям современности, профессиональным потребностям каждого воспитателя. Поэтому, находясь в поиске и выборе оптимального варианта методической работы, определила тему самообразования: «Формы и методы деятельности старшего воспитателя в работе с педагогами». Использовала источники: И.Н.Казакова «Годовое планирование» (2006г.), Н.А.Кочкина, А.Н.Чернышова «Портфолио в ДОУ» (2008г.), О.М.Ельцова «Риторика для воспитателей: учимся думать, мыслить, рассуждать» (2007г.), С.М.Оберемок «Общие основы проектирования» (2009г.), О.Л.Скорлупова «Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении» (2003г.), Н.С.Голицина «Организация и проведение тематического контроля в дошкольном образовательном учреждении» (2004г.), периодические издания «Старший воспитатель», «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду».

Основная цель моей деятельности – достижение высокой эффективности учебно-воспитательного процесса. Центром является личность ребенка, ее внутренний мир. При этом объект деятельности старшего воспитателя, как отмечает И.Н.Казакова, «…это деятельность воспитателя».

Поставлены следующие задачи:

1.Оценить качество профессиональной подготовки педагогического коллектива.

2.Определить действенные современные методы для повышения профессиональной компетентности педагогов.

3.Сформировать научно обоснованное планирование работы детского сада. Для получения результатов необходимо провести педагогический анализ.

Педагогический анализ информации предусматривает изучение обоснованности и применения различных способов и средств для достижения поставленных перед ОУ целей, объективную оценку результатов педагогического процесса, выработку мер по переводу нашего ДОУ в новое качественное состояние. Чёткая организация системы анализа позволяет планомерно и оперативно управлять воспитательно-образовательным процессом, оценивать уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, достижения детей.
Для решения первой задачи в начале своей работы при обсуждении итогов оперативного и тематического контроля, при подготовке методических мероприятий, мною был использован самоанализ воспитателей. Не всегда он был глубоким и качественным, с выделением элементов анализируемого явления, связи между ними, установлением причин выявленных недостатков. Педагоги ограничивались констатацией того, что сделали, иногда относились к этому формально. Анализ кадров выявил причины такого положения дел:

· Нестабильность кадрового состава.

· Недостаточный квалификационный уровень.

· Средний уровень заинтересованности педагогов результатами своей деятельности.

Такая ситуация дает малоэффективный результат, необходимо активизировать позицию воспитателей. Коллективу была представлена внешняя сторона оценки его деятельности для установления обратной связи. Так, я провела опрос среди родителей воспитанников «Воспитатель глазами родителей», который показал, что воспитатель должен быть: «образованным и грамотным», «добрым и любящим детей», «развивать детей», «владеть инновационными технологиями», «имеет значение наличие квалификационной категории».

С помощью наводящих вопросов выясняю дидактическую и методическую подготовленность педагога, его точку зрения на различные проблемы, взгляды на стиль отношения с детьми. Если педагог без опыта работы, то его необходимо за короткий срок ввести в деятельность. Чтобы сформировать у воспитателя адекватную установку на деятельность, я оказываю педагогическое сопровождение (знакомлю с коллективом, групповым, помещением, детьми, планированием, методическим оснащением; в первый день нахожусь в группе с воспитателем, консультирую по возникающим вопросам; далее организовываю индивидуальные и коллективные консультации и привлекаю к этому педагогов со стажем). Оказывая помощь, не критикую педагога, а привожу его к педагогической рефлексии и самоанализу. Организована курсовая подготовка воспитателя, посещение районных мероприятий по обмену опытом, что вдохновляет и стимулирует применять полученные знания на практике, подводит к самостоятельному поиску информации, возникновению новых идей. Участниками методического совета был доработан блок «Мониторинг качества образования дошкольников», проведен срез знаний. Результаты показали, что необходимо проводить более частый анализ работы, эффективно распределить контроль. Еженедельно на совете педагогов коллегиально дается оценка работы каждой группы по тому или иному вопросу, анализируется работа групп или отдельных педагогов на административном совете, на оперативных совещаниях. Практикуется анализ выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей. Осуществление системного контроля, анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива проводится в условиях толерантности и уважения личности каждого.
В работе с педагогами руководствуюсь следующими принципами:

- индивидуальный подход;

- практический деятельностный подход;

- системный подход.
Методическое сопровождение педагогов включает:

диагностический блок:

- изучение психологического климата в коллективе (тест «Психологический климат в педагогическом коллективе»);

- изучение уровня саморазвития педагогов («Анкета для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов», «Лист самооценки педагога», «Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы»);

- составление диагностической карты возможностей и затруднений педагога.

информационно-практический блок:

- организация интерактивных форм работы с воспитателями;

- организация коллективных просмотров, мастер-классов.


Решая вторую задачу, в качестве одной из форм, которая ориентирует воспитателя на процесс самооценивания, использую технологию создания аттестационного портфолио. Портфолио комплектуется в межаттестационный период, пополняется в течение 5 лет работы, и педагог видит свои достижения и проблемные стороны. Эта технология помогает старшему воспитателю видеть проблемы и уровень профессионального роста педагога.

Использование преимущественно традиционных форм взаимодействия на семинаре, педагогическом совете порождает околосодержательную мотивацию при выступлении, подаче информации («отчитал сообщение – можно поставить галочку за участие»). Особенно это характерно для педагогов с малым опытом работы, невысоким уровнем коммуникативных навыков. Моя задача - поднять уровень осознания педагогами ценности и необходимости педагогического общения. Здесь традиционные методы хороши при информировании, но формирование мотивации к самообразованию и самопрезентации считаю недостаточным. Наблюдение показало, если у педагога околосодержательная мотивация, то ценность получаемого опыта не всегда осознана: он превращается в поток информации, из которого воспитатель выбирает самое знакомое или легкое – за короткое время он не успел пережить это, сделать личностно значимым.
Как сделать, чтобы за сжатые временные сроки воспитатель прожил опыт, и сформировалась мотивация к профессиональному росту? Обучение на курсах повышения квалификации помогло мне найти ответ: есть современный метод, который предполагает активный вид взаимодействия. Это интерактивный метод - специальная форма познавательной и коммуникативной деятельности, в которой педагоги направлены на достижение цели. Он создает условия для активизации деятельности педагогов, повышает степень мотивации, эмоциональности, творчества, способствуют установлению сотрудничества между воспитателями.

Мною были использованы следующие подходы интерактивного взаимодействия: для генерации новых идей, обобщения имеющихся способов решения проблемы, анализа предложенных инноваций («Мозговой штурм», «Разнос», «Сосуды долга и права», «Найди идею», «Выдвигаем гипотезы»); для выработки установки на гибкое планирование деятельности – организационные игры («Судьба и организатор», «Имитация рабочего дня воспитателя»); для решения конкретных педагогических и организационных проблем – продуктивные игры («Негатив и позитив», «Диалог», «Эстафета», «Решение трудных вопросов», «Смотреть на мир чужими глазами»); для выявления уровня профессиональной компетентности игровые формы («Алло, справочное бюро», «Педагогический пробег», «Что, где, когда?»); для повышения уровня коммуникативной компетентности - игровые формы («Дискуссия», «Аукцион», «Комиссионный магазин»).

Важное условие для реализации этого метода - положительное состояние психологического климата в коллективе, как фактора, формирующего эмоциональное благополучие. Для этого я применяла различные методики (релаксация, обучение навыкам аутогенной тренировки, элементы арт-терапии, психогимнастика) в подгруппах и индивидуально, перед началом занятия, проводила беседы, в которых формировала положительные установки к новой деятельности. Анонимное анкетирование воспитателей показало рост в оценках показателей психологического благополучия коллектива.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентированного подхода в образовании является технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Поэтому данная технология как средство повышения профессиональной компетентности педагогов привлекла наше внимание. Педагоги прошли курсовую подготовку по теме «Педагогическое проектирование», в детском саду был организован семинар по данной теме, проведены консультации, семинар-практикум. С моим участием были разработаны и реализованы проекты: «Оснащение спортивной и прогулочных площадок детского сада современными архитектурными формами» (принимал участие в районном и городском новосибирском конкурсе проектов, «Профилактическая деятельность по предупреждению простудных заболеваний и поддержанию иммунитета дошкольника в детском саду и в домашних условиях», «Альпийская горка: полезные растения, травы и садовые цветы». Проекты объединены общей целью: укрепления и поддержания здоровья детей. В результате за учебный год на 15% меньше случаев заболевания ОРВИ, чем в предыдущем.
В середине учебного года предлагаю воспитателям составить отчет по самообразованию по предложенной мною схеме. По результатам провожу с каждым индивидуальную беседу, в которой выясняю уровень педагогической мотивации.

Показателями положительной динамики мотивации педагогов к профессиональному росту считаю: создание развивающей среды в дошкольных группах, рост активности в подготовке методических мероприятий, курсовую подготовку (за два года увеличение на 14%) и аттестацию (за два года равное количественное соотношение, изменения в качестве полученных квалификационных категорий, разработку и реализацию проектов совместно с детьми, участие в конкурсах детского творчества (за два года выросло на 40%), оказывая собственную заинтересованность, принимала активное участие в конкурсах. Площадь педагогического кабинета комфортно вмещает организованный мною уголок «Сказки у печки». Сюда педагоги приводят детей для чтения сказок, знакомства с устным народным творчеством.

В результате сравнение данных мониторинга качества образования дошкольников за два учебных года показало позитивную динамику по всем видам деятельности.

Изучив пособия при составлении годового планирования, пришла к выводу: научно обоснованное планирование есть также результат качественного анализа деятельности ДОУ. Решение двух выше указанных задач помогает подойти к решению третьей. При этом необходимо определить место учреждения во внешнем мире. Если детский сад имеет достаточное число клиентов, что не является поводом для предоставления невысокого качества услуг. Для учреждения актуально повышение конкурентоспособности. Для родителей целесообразно проводить презентацию нашей деятельности на общем собрании. Совместно с педагогами были организованы тематические выставки (самые популярные «Театральная кукла своими руками», «Фантазии из соленого теста»). При этом мы изучаем отзывы, исследуем мнение родителей, учитываем при планировании.

Чтобы избежать высокой плотности плана, неравномерного распределения мероприятий между исполнителями и по срокам, была создана творческая группа. Цели и задачи годового плана определяются в соответствии с образовательной политикой, нормативными документами, с учетом итогов работы учреждения за прошедший год, мнением и потребностями педагогического коллектива («Анкета по составлению годового планирования») и запросами родителей.
Анализируя перспективное планирование, пришла к выводу, что необходимо качественно изменить его. Изучила большое количество новых источников, авторских подходов, привлекала к поиску и рациональному применению методической литературы воспитателей. Используя свои знания, научила часть воспитателей навыкам работы на компьютере на уровне пользователя. В результате качественно обновлено перспективное планирование: составленное на весь учебный год по каждой возрастной группе, оно определяется тематикой недели по всем разделам, указаны цели, задачи, материал; удобно в применении, позволяет сократить время подготовки к занятиям, эстетично оформлено.

Предлагаю воспитателям планировать воспитательно-образовательную работу в соответствии с основной ведущей деятельностью дошкольников – игровой, в которой дети получают знания об окружающем мире, являются активными исследователями. Акцентирую внимание на создание развивающей среды. Творческой группой разработан банк прогулочных карт для каждой возрастной группы. Данная работа позволяет воспитателям мобильно использовать эти карты, включать познавательный и оздоровительный блоки в совместную деятельность, в самостоятельную деятельность детей.

Реализуя познавательно - речевое направление, руководствовались мнением ученых и практиков, законодательными документами в области дошкольного образования. Приоритетными проблемами для обсуждения на педагогических советах в ДОУ явились:

1. Программы, реализуемые в ДОУ.

2. Эмоциональное благополучие педагогов и детей.

3. Развитие игровой деятельности.

4. Физическое развитие и здоровье.

5. Речевое развитие ребенка.

6. Интеллектуальное развитие ребенка.

7. Художественно – эстетическое развитие ребенка.
Мероприятия в годовом планировании составляю в связи с этими вопросами, сохраняя логику и взаимосвязь частей. По итогам года творческая группа составляет публичный доклад, размещаем его на сайте детского сада.

Результатом моей работы является:

1. Использование современных методов в работе с педагогами.

2. Положительная динамика мотивации педагогов к профессиональному росту.

3. Положительная динамика освоения образовательной программы детьми за 2 года.

4. Обобщение и распространение опыта работы.
Сильные стороны: умение изучить и усвоить большой объем информации за короткие сроки, создать и обновить сайт ДОУ, творческая активность, профессиональное применение знаний по психологии.

Перспективы развития: разработка и реализация проектов по системе профессионального роста и предупреждению профессионального выгорания педагогов, совершенствование работы ДОУ с родителями.