Главная страница

Духовно культурное наследие России основа гражданского патриотического воспитания молодежи


Скачать 48.44 Kb.
Название Духовно культурное наследие России основа гражданского патриотического воспитания молодежи
Дата 07.03.2016
Размер 48.44 Kb.
Тип Документы

Тема: Духовно - культурное наследие России - основа гражданского - патриотического воспитания молодежи.

Шубина И.М.

заместитель директора по УВР,

учитель изобразительного искусства

МОУ СОШ №22

Духовно - культурное наследие России является основой гражданского - патриотического воспитания нашей молодежи. На сегодня это и главная задача в образования. Об актуальности проблемы свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного Центром социального прогнозирования в мае 2010 года. На вопрос «Ощущаете ли вы себя патриотом России?» уверенный положительный ответ дали только 33% опрошенных молодых людей. Еще 42% респондентов ответили, что ощущают себя патриотами, но не в полной мере. Не считают себя патриотами 17% опрошенных, остальные 8% затруднились с ответом.

Патриотизм всегда был духовной основой многонационального и российского общества. Воспитание у каждого человека чувства любви к Родине, гордости за достижения страны, готовности встать на защиту ее интересов, является стратегической задачей государства. Только сформированное у подрастающего поколения чувство ответственности за сохранение могущества своего Отечества, его честь и независимость, приумножение духовных и материальных ценностей, может гарантировать преодоление мировоззренческого кризиса и возрождение духовно-нравственного единства общества, а значит, национальную безопасность страны. «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров» Мысль, выраженная в Послании В.В.Путина Федеральному Собранию РФ в 2007 г. актуальна и по сей день.

В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что важнейшими задачами воспитания должны стать формирование гражданской ответственности и правового сознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативы и самостоятельности, толерантности.

Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности каждого человека. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее значение. Например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Основы патриотических чувств закладываются в каждом человеке с детских лет. Поэтому так велика в процессе формирования патриотического сознания подрастающего поколения роль детского сада, школы, любого другого образовательного учреждения как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности педагогического коллектива, семьи и общества в целом.

В нашей школе реализуется проект «Есть ли корни у народа», целью которого является осмысление основ духовно-нравственной культуры. Это будет способствовать нравственной ориентации учащихся, поможет им мотивировать себя к развитию и самосовершенствованию, приобщаться к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям. Направляя образовательный процесс в школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, мы рассчитываем на развитие творческих способностей учащихся и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Сроки выполнения проекта:2009 – 2013 учебный год

География проекта: МОАУ СОШ № 22 г. Благовещенск

Возраст школьников принимающих участие в проекте: учащиеся 1-11 классов.

Актуальность проекта заключается в том, что долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было недостаточным — народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.

У Антуана де Сент- Экзюпери есть такой эпизод, когда Маленький Принц спрашивает у цветка:

« - Цветок, скажи, а где же люди?» и Цветок отвечает:

« - Их носит ветром. У них нет корней»

Что значит быть без корней? Это значит быть без основы, связывающей с родовыми устоями, национальными традициями.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания основанного на личностно-ориентированном подходе, на формировании у ребенка духовно – нравственных ценностей.

Поэтому художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую, следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности. Обращение к народному искусству – это и возможность обретения корней, и возможность подняться еще на одну ступень духовного самосовершенствования. Искусство и история - одни из немногих наук, формирующих интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, приобщающих их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути патриотизма. При этом ученик является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности.

Работая по проекту в 8-11 классах, ребята выполняют исследовательскую работу, выступают на научно-практических конференциях города и области, пытаются определить: « Человек нового времени - кто он?» Носитель культуры своего народа - имеющий духовные корни, основы народной мудрости или жертва цивилизации и прогресса, как известно, в 1945 год в США в недрах центрального разведывательного управления под руководством Аллена Даллеса разработан план уничтожения русского народа, где главная идея заключалась в том, чтобы вырвать, искоренить духовные ценности русского народа.

В результате проектной работы в 2009 - 2011 году ребятами были выполнены и представлены исследовательские работы на школьной и областной научно – практических конференциях по темам: « Память о прошлом - залог будущего», «Идеология свастики в истории времени», «Сакральный смысл символики». Ребята нашей школы стали участниками VII Международной Интернет - Олимпиаде среди образовательных учреждений «Эрудиты планеты- 2009» с участием команд из России и зарубежных стран, а так же активно принимали участие в Международной Олимпиаде «Золотое Руно», где заняли первое место в России.

Формируя интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, приобщению их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути патриотизма учащиеся активно участвуют в конкурсах и выставках городского, областного, международного уровня. Действительно, до сих пор современно и актуально звучат слова К.Д. Ушинского

« Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах. Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное Божие создание на земле, и воспитанию только остается черпать из богатого и чистого источника»