|
Классного руководителя с родителями
Система работы классного руководителя с родителями
/Из опыта работы
классного руководителя 5-6 классов,
Рыбаковой Веры Васильевны/
Родитель – субъект
образовательного процесса.
Взяв классное руководство в 5-6 классах с 1 сентября 2013 годая, наверное, как и каждый учитель, озадачилась вопросами: А что представляют мои будущие ученики и их родители?, Сложится ли наша новая школьная семья? Какими будут наши отношения? Как перестроиться и перевоспитать себя: два разных возрастных коллектива детей и родителей, можно сказать уже со сложившимися привычками, устоями и взглядами? Как объединить тех и других…..
Ведь семьи, из которых пришли в школу ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток и культурный уровень. Это влияет на здоровье ребенка, его психику, на его отношение к учению. Я понимаю, что осуществлять воспитательную работу без сотрудничества с семьей невозможно. Влияние родителей на ребёнка сильнее всех других воспитательных воздействий. Именно в семье формируются те качества, которые никто, как родители сформировать у ребёнка не могут. И когда процесс воспитания ребенка в школе идет вне сотрудничества с семьей, это приводит к печальным результатам.
…Смогут ли родители стать моими помощниками?
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми.
Сегодня я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться со мной и сама делаю все возможное для установления самых доброжелательных и деловых отношений.
К каждой встрече с детьми с их родителями готовлюсь, как к очень важному событию. « Спасибо вам за то, что доверяете мне своих детей. Они золотые, я их очень люблю. Ваши дети стали и моими детьми. А значит все радости и огорчения у нас с вами общие», - такими словами начиналась моя первая встреча с сегодняшними пятиклассниками.
Главной целью в работе с родителями ставлю:
- максимальное сближение интересов родителей и учителей-предметников по формированию развитой личности, способной к самореализации и самоопределению.
Задачи:
- повысить компетентность родителей в области воспитания детей, повысить педагогическую культуру родителей;
- пропагандировать положительный опыт семейного воспитания, семейных ценностей, здорового образа жизни;
- предоставлять разносторонние возможности для проведения совместного досуга родителей с детьми;
- мотивировать родителей на совместную продуктивную деятельность по воспитанию детей;
- выявлять социально активные семьи;
- создавать условия для социальной активности молодых семей;
- укреплять семейные традиции и связи поколений.
Приоритетными направлениями в работе с родителями являются:
- выбор образовательной программы для каждого ребёнка;
- мотивация учения, интересы ребёнка, его жизненные планы;
- формирование интересов и ценностных ориентаций в сфере досуга, культуры, самостоятельной деятельности;
- совместная деятельность в трудные периоды развития детей и в периоды кризисов взросления4
- совместная забота о здоровье детей;
- установление взаимопонимания между поколениями.
Условия работы с родителями:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие семей в управлении учебно-воспитательным процессом.
Принципы общения с родителями.
Помнить, что их дети – самое дорогое в их жизни. Стараться быть умной и тактичной, постараться сказать так, чтобы не обидеть и не унизить достоинство родителей.
Организовать и провести встречу с родителями так, чтобы она стала для них полезной и продуктивной.
С каждого собрания родителиушли, вооружившись новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
И никогда не забывать, что только в содружестве с родителями,возможно, добиться хороших результатов.
Работа с родителями - 2013-2014 учебный год.
Индивидуально встречаться с родителями начала ещё в летние каникулы, обсуждали вопросы о введении единой школьной формы в ОУ. Немного посложнее было с родителями, чьё материальное положение семьи низкое , но семьи справилась. И к первому сентября школьная одежда учащихся 5-6 классов отвечала требованиям Устава школы.
30 августа были проведены первые встречи с родителями. Цель собраний заключалась в организации учебно-воспитательного процесса на новый учебный год.
Была предложена анкета-анализ: альбомный лист, в центре которого наклеена аппликация-силуэта девочки или мальчика. Слева предлагалось написать всё доброе, положительное, что есть в ребёнке, а справа – качества, которые хотели бы видеть родители в сыне или дочери через месяц, год… Вижу недоверие, нежелание выполнять это задание, тогда достала свои листы с моим мнением о своих теперь уже взрослых детях. На словах описала их детей, подложила подсказку: - общителен, ответственен, дружелюбен, помогает.., вежливый, добрый и.т.д.
Каждый родитель создал свой вариант личности ребёнка, идеал, который им видится в будущем. Дальше предстоит укреплять веру родителей в положительное начало ребёнка.
Для этого я постоянно говорю родителям о хороших качествах их детей. Помогаю им выбирать способы совершенствования личностных недостатков детей.
Теперь и я знаю, какие они наши дети, каждый в отдельности. Считаю, что понимание состоялось, родилось согласие и сотворчество классного руководителя и родителей.
С жизнью каждой семьи знакомлюсь при посещении на дому. Провожу диагностику, состоящую из анкеты «Каков ваш ребёнок?»
Для того чтобы лучше узнать взаимоотношения родителей и детей, методы воспитания, которыми пользуются родители, увлечения детей, их обязанности по дому – достаточно беседы с родителями, и их близкими. Если родители слышат от меня такие слова, которые их успокаивают, дают понять, что с их ребёнком не просто учитель, а надёжный и близкий человек, они открываются, и чувствуешь взаимопонимание, доверие.
Второе собрание для родителей 5 класса было проведено 19 октября 2013 года на тему «Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы. Союз семьи и школы», родителей познакомила с результатами анкетирования, диагностирования. Озвучила проблемы. Были обозначены риски и выработаны способы их устранения.
Второе собрание для родителей 6 класса было проведено 12 ноября 2013 года на тему «Гуманизация семейного воспитания. Возрастание роли семьи в развитии социальных потребностей и творческого потенциала личности».
В рамках всероссийского дня защиты прав детей была предложена презентация «Права ребёнка», к сожалению, родители их плохо знают. Зная свои, нарушают права детей, что не допустимо.
Работая с родителями, стараюсь достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создаю условия для знакомства родителей с учителями-предметниками, которые вовремя отметят недочёты в подготовке домашних заданий отдельных учеников;
Родители принимали активное участие в общешкольных мероприятиях: оценивали работу детей в проекте «Моя безопасность, в моих руках», принимали участие в концерте, посвящённом День учителя, на выставку « Осенняя пора очей очарованье» были представлены коллективные работы детей и родителей семей Колпецова Димы, Емельяновой Ани. Емельянова Надежда Ивановна, входит в состав Управляющего совета школы,
Я убеждена в том, что взаимоотношения с родителями укрепляются, если дать родителям то, в чём они нуждаются (выслушать их, показать понимание и доброжелательность по отношению к их детям), не забывать, что родители смотрят на школу глазами детей (установить контакт с детьми, а затем с родителями), делиться накопленным опытом, стремиться раскрыть способности и родителей в отдельных областях воспитания.
Подводя анализ работы с родителями за год считаю, совместная работа родителей и детей была организована не совсем на должном уровне, не все родители были рядом со своим ребёнком и не всегда.
Очень хотелось бы, чтобы родители были позитивным эхом не только в отдельно взятом классе, но и во всём образовательном учреждении…
|
|
|