|
Честь и совесть человека. Слайд 1 (Тема проекта) Слайд 2 ( Цель проекта)
Честь и совесть человека.
Слайд 1 (Тема проекта)
Слайд 2 ( Цель проекта)
1. Каждое слово из нашего нравственного словаря скрывает тайну. Одно из самых таинственных и, в сущности, непонятных слов для нашего современника – это слово «честь». Его привычно объединяют с другим этическим понятием – «совесть»: «честь и совесть эпохи», «нет ни совести, ни чести». А между тем «честь и «совесть» существенно различаются: «честь» - понятие коллективное, «совесть» - понятие личное.
Слайд 3 (Определение чести и совести)
Какое из этих понятий древнее? Совесть есть голос нравственного закона в душе отдельного человека. В вопросах совести человек и нравственный закон сходятся один на один, без советчиков и посредников. «Спросить свою совесть» значит «спросить самого себя»; совесть – это диалог с самим собой, вопрошание внутреннего «я». Значит, совесть требует такого нравственного самоуглубления, которое стало возможным только с распространением христианства. С христианства и начинается временной отчёт этого слова.
Слайд 4
2. Честь гораздо древнее: она уходит корнями в праисторию. Потребность в этом слове возникает с выделением из общины привилегированных групп; коллективный кодекс неписаных правил, принятых в такой группе (например, в роде, клане, фамилии), и называется честью.
Слайд 5
Особенной сложностью отличались правила рыцарской чести. Рыцарский этикет регламентировал каждый жест, даже на поле боя, где рыцарь был скован множеством предписаний: нельзя сражаться с хуже вооружённым противником, нельзя наносить удары в спину, нельзя первым обращаться с воинским донесением к королю и так далее.
Слайд 6
3. Когда мы читаем «Перчатку» и «Рыцаря Тогенбурга» Шиллера в переводах Жуковского, мы должны помнить, что в любви рыцарь следует не столько индивидуальному чувству к даме, сколько правилам куртуазной чести – кодексу служения даме, который также был тщательным образом регламентирован – до малейшего жеста. Поэты (Шиллер и Жуковский) стилизовали рыцарское поведение в романтическом духе: в «Перчатке» - рыцарское чувство собственного достоинства, в «Рыцаре Тогенбурге» - рыцарскую беззаветность в любви, но в реальности средневекового этикета рыцарь не имел возможности выбора.
4. Вернёмся к противопоставлению чести и совести. Именно конфликт между этими понятиями становится одной из тем русской литературы.
Слайд 7
В «маленькой трагедии» Пушкина «Скупой рыцарь» отец-рыцарь в своей скупости изменяет рыцарским правилам. Ведь богатство – это знак, свидетельствующий о доблести, щедрости, широте натуры сеньора. И высший момент в наслаждении богатством – его расточение. Сын (Альбер) из-за скупости отца не в состоянии следовать кодексу рыцарской чести. Именно честь подталкивает его к преступным мыслям, к мыслям против совести; именно это противоречие (совести и чести) заставляет Герцога воскликнуть «в какие дни надел я на себя цепь герцогов!»: «Ужасный век, ужасные сердца!»
5. Противопоставление совести и чести актуально для русской дворянской культуры, которая во многом наследует рыцарской
Слайд 8
(Ю. М. Лотман: «…как дворянин, человек сословия, которое одновременно было и социально господствующей корпорацией, и культурной элитой, он /дворянин/ подчинялся законам чести»).
Пример – дуэль Онегина и Ленского в романе Пушкина.
Слайд 9
Дуэль – установление, входящее в систему дворянской чести. Сам Пушкин не только вёл себя в соответствии с дуэльным неписаным кодексом, но и постоянно превышал его, вёл себя как «бретёр» (профессиональный дуэлянт). Тем интереснее то, как он, «невольник чести» ,по выражению Лермонтова), которому суждено будет погибнуть на дуэли, столкнул совесть и честь в сознании Онегина. Дружеские чувства к Ленскому, снисхождение к его молодости должны были заставить Онегина отказаться от дуэли – по совести. Но честь как проявление диктата общественного мнения требует отказаться от личной воли и следовать определённым правилам. И что же? Онегин, очень гордившийся своей независимостью от общественного мнения, подчиняется, автоматически переступая через свою совесть. Такова сила механизма чести!
Механизма, погубившего и «невольника чести» Пушкина, и Лермонтова, назвавшего его «невольником чести»
6. Более сложный пример – противопоставление Пьера Безухова и Андрея Болконского в романе Толстого «Война и мир».
Слайд 10
Конечно же, им обоим присущи и честь, и совесть. Но всё же для Пьера прежде всего – совесть, для Андрея прежде всего – честь. Честь унаследована Андреем от своего отца, человека дворянской культуры 18 века. Она придаёт его личности обаяние, но и ограниченность. Эта ограниченность становится понятна Андрею в первый раз, когда его ранили при Аустерлице, во второй раз, когда его смертельно ранили при Бородине.
Слайд 11
То, что казалось Андрею столь важным с позиции чести (рыцарский жест со знаменем,
(слайд 12)
рыцарская осанка при виде смертельно опасного ядра ), (слайд 13) оказалось ничтожным в сравнении с вечностью (небом Аустерлица, смертью).
Слайд 14
Совесть же Пьера Безухова оказывается в согласии с вечностью ( вспомним хотя бы эпизод, когда Пьер смеётся философским смехом над своим пленным состоянием; разве можно пленить его бессмертную душу?)
7. Из нашего размышления закономерно следует вопрос: а есть ли совесть и честь в наше время? Совесть есть: каждый чувствует её голос, стоит только прислушаться к душе. А чести, скорее всего, нет, поскольку нет элитарных групп, способных выработать свой кодекс чести, - ни рыцарства, ни дворянства, ни сообщества джентльменов, ни цивилизованной буржуазии. Что осталось от былой чести? Осколки, остатки уже потерявших смысл привычек. Стоит ли об этом жалеть? Вряд ли: всему своё время. И всё же, как пел Высоцкий, «досадно мне, коль слово «честь» забыто». Всё же жаль.
Слайд 1 Тема проекта
Слайд 2 Цели проекта
Слайд 3
Честь – совокупность высших морально-этических принципов личности; достоинство (личное, профессиональное, военное); хорошая, незапятнанная репутация, доброе, честное имя.
(Из словаря русского языка)
Совесть – чувство и сознание моральной ответственности за своё поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом, нравственные принципы, взгляды, убеждения.
(Из словаря русского языка)
Слайд 4
Любой поступок должен соответствовать строгим предписаниям, вытекающим из сознания принадлежности к группе, из чувства чести, носившего не столько личный, сколько родовой характер. Обычаем «запрограммирована» жизнь каждого коллектива, обязанного следовать образцам – богам, предкам, старшим.
А. Я. Гуревич
Слайд 5
Рыцарский девиз: Жизнь - царю (королю, сюзерену), любовь - даме сердца, душу - Богу, честь - никому.
Рыцарь именно исполняет свою роль, ни на минуту не забывая о зрителях, перед которыми он «играет», будь то король или его прямой сеньор, дама или такой же рыцарь как и он сам
А. Я. Гуревич
Слайд 6 Шиллер
Слайд 7 Скупой рыцарь
Ужасный век, ужасные сердца!
Слайд 8
…как дворянин, человек сословия, которое одновременно было и социально господствующей корпорацией, и культурной элитой, он /дворянин/ подчинялся законам чести.
Ю. М. Лотман
Слайд 9
Дуэль Онегина и Ленского
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений
Слайд 10
Фото Пьера и Андрея
Слайд 11
Со знаменем
Чувствуя «слёзы стыда, злобы и восторга», наполнявшие его грудь, князь Андрей «бросился вперёд, чтобы исполнить то, чего от него желал Кутузов и к чему он так давно готовился»
Слайд 12
Бородино
«Неужели это смерть? – думал князь Андрей. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» - Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят.
Слайд 13
Аустерлиц
Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел…
Слайд 14
Пьер Безухов. Плен.
Жизнь Пьера «как будто началась с того вечера, как он, вслушиваясь во мраке балагана в слова своего соседа, начал чувствовать значение того Божьего суда, который руководил человеческим умом…»
Михайлова А.
Слайд 1 (Тема проекта)
Слайд 2 ( Цель проекта)
1. Каждое слово из нашего нравственного словаря скрывает тайну. Одно из самых таинственных и, в сущности, непонятных слов для нашего современника – это слово «честь». Его привычно объединяют с другим этическим понятием – «совесть»: «честь и совесть эпохи», «нет ни совести, ни чести». А между тем «честь и «совесть» существенно различаются: «честь» - понятие коллективное, «совесть» - понятие личное.
Слайд 3 (Определение чести и совести)
Какое из этих понятий древнее? Совесть есть голос нравственного закона в душе отдельного человека. В вопросах совести человек и нравственный закон сходятся один на один, без советчиков и посредников. «Спросить свою совесть» значит «спросить самого себя»; совесть – это диалог с самим собой, вопрошание внутреннего «я». Значит, совесть требует такого нравственного самоуглубления, которое стало возможным только с распространением христианства. С христианства и начинается временной отчёт этого слова.
5. Противопоставление совести и чести актуально для русской дворянской культуры, которая во многом наследует рыцарской
Слайд 8
(Ю. М. Лотман: «…как дворянин, человек сословия, которое одновременно было и социально господствующей корпорацией, и культурной элитой, он /дворянин/ подчинялся законам чести»).
Пример – дуэль Онегина и Ленского в романе Пушкина.
Слайд 9
Дуэль – установление, входящее в систему дворянской чести. Сам Пушкин не только вёл себя в соответствии с дуэльным неписаным кодексом, но и постоянно превышал его, вёл себя как «бретёр» (профессиональный дуэлянт). Тем интереснее то, как он, «невольник чести» ,по выражению Лермонтова), которому суждено будет погибнуть на дуэли, столкнул совесть и честь в сознании Онегина. Дружеские чувства к Ленскому, снисхождение к его молодости должны были заставить Онегина отказаться от дуэли – по совести. Но честь как проявление диктата общественного мнения требует отказаться от личной воли и следовать определённым правилам. И что же? Онегин, очень гордившийся своей независимостью от общественного мнения, подчиняется, автоматически переступая через свою совесть. Такова сила механизма чести!
Механизма, погубившего и «невольника чести» Пушкина, и Лермонтова, назвавшего его «невольником чести»
Звонарёв А.
Тема нашего проекта «Честь и совесть человека».
Мы поставили для себя цель:
- выявить различия между понятиями «честь и «совесть» на литературном и жизненном материале
2. Честь гораздо древнее: она уходит корнями в праисторию. Потребность в этом слове возникает с выделением из общины привилегированных групп; коллективный кодекс неписаных правил, принятых в такой группе (например, в роде, клане, фамилии), и называется честью.
Слайд 5
Особенной сложностью отличались правила рыцарской чести. Рыцарский этикет регламентировал каждый жест, даже на поле боя, где рыцарь был скован множеством предписаний: нельзя сражаться с хуже вооружённым противником, нельзя наносить удары в спину, нельзя первым обращаться с воинским донесением к королю и так далее.
Слайд 6
7. Из нашего размышления закономерно следует вопрос: //а есть ли совесть и честь в наше время? Совесть есть: //каждый чувствует её голос, стоит только прислушаться к душе. А чести,// скорее всего//, нет, поскольку нет элитарных групп, способных выработать свой кодекс чести, - ни рыцарства, ни дворянства, ни сообщества джентльменов, ни цивилизованной буржуазии. Что осталось от былой чести?// Осколки, остатки уже потерявших смысл привычек. Стоит ли об этом жалеть? /Вряд ли: /всему своё время. И всё же, как пел Высоцкий, «досадно мне, коль слово «честь» забыто». Всё же жаль.
Сухоруков С.
3. Когда мы читаем «Перчатку» и «Рыцаря Тогенбурга» Шиллера в переводах Жуковского, мы должны помнить, что в любви рыцарь следует не столько индивидуальному чувству к даме, сколько правилам куртуазной чести – кодексу служения даме, который также был тщательным образом регламентирован – до малейшего жеста. Поэты (Шиллер и Жуковский) стилизовали рыцарское поведение в романтическом духе: в «Перчатке» - рыцарское чувство собственного достоинства, в «Рыцаре Тогенбурге» - рыцарскую беззаветность в любви, но в реальности средневекового этикета рыцарь не имел возможности выбора.
6. Более сложный пример – противопоставление Пьера Безухова и Андрея Болконского в романе Толстого «Война и мир».
Слайд 10
Конечно же, им обоим присущи и честь, и совесть. Но всё же для Пьера прежде всего – совесть, для Андрея прежде всего – честь. Честь унаследована Андреем от своего отца, человека дворянской культуры 18 века. Она придаёт его личности обаяние, но и ограниченность. Эта ограниченность становится понятна Андрею в первый раз, когда его ранили при Аустерлице, во второй раз, когда его смертельно ранили при Бородине.
Слайд 11
То, что казалось Андрею столь важным с позиции чести (рыцарский жест со знаменем, (ПАУЗА)
(слайд 12)
рыцарская осанка при виде смертельно опасного ядра ), (ПАУЗА)
(слайд 13) оказалось ничтожным в сравнении с вечностью (небом Аустерлица, смертью). (ПАУЗА)
Слайд 14
Совесть же Пьера Безухова оказывается в согласии с вечностью ( вспомним хотя бы эпизод, когда Пьер смеётся философским смехом над своим пленным состоянием; разве можно пленить его бессмертную душу?)
Булавин А.
4. Вернёмся к противопоставлению чести и совести. Именно конфликт между этими понятиями становится одной из тем русской литературы.
Слайд 7
В «маленькой трагедии» Пушкина «Скупой рыцарь» отец-рыцарь в своей скупости изменяет рыцарским правилам. Ведь богатство – это знак, свидетельствующий о доблести, щедрости, широте натуры сеньора. И высший момент в наслаждении богатством – его расточение. Сын (Альбер) из-за скупости отца не в состоянии следовать кодексу рыцарской чести. Именно честь подталкивает его к преступным мыслям, к мыслям против совести; именно это противоречие (совести и чести) заставляет Герцога воскликнуть «в какие дни надел я на себя цепь герцогов!»: «Ужасный век, ужасные сердца!»
|
|
|