Главная страница

Диалог как основа современного урока литературы в старших классах


Скачать 246.5 Kb.
Название Диалог как основа современного урока литературы в старших классах
Дата 07.03.2016
Размер 246.5 Kb.
Тип Документы

Диалог как основа современного урока литературы в старших классах

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области образования проблемы преподавания литературы как ведущего предмета в общей системе эстетического и нравственного воспитания школьников становятся особенно актуальными.

Современная стратегия развития российской школы, ее направленность
на формирование духовно богатой, здоровой, образованной и творческой личности требует не только корректировки целей, задач и содержания
литературного образования, но и переноса акцентов в обучении с увеличения
объема информации на его познавательную, воспитательную, развивающую
функции, переориентацию системы преподавания на «культуросообразную»
систему, пересмотра методики преподавания, в основе которой должны
лежать такие подходы, как коммуникативно - деятельностный,
функциональный, текстоориентированный, этнокультуроведческий.

Неслучайно сегодня главная психилого-дидактическая задача преподавания литературы в школе состоит в формировании и развитии интереса к предмету на основе осознания учащимися личностной значимости и ценности для них изучаемого материала, полученных знаний и сформированных умений. Возможно, решив эти задачи, мы сумеем преодолеть не только формализм в преподавании литературы, делающий урок скучным, пустым, неинтересным, но и интеллектуальную пассивность, безответственность, скудность жизненных интересов и потребностей, безынициативность наших учеников.

Исходя из этого, мне кажется, необходимо по-новому взглянуть на предмет литературы, как на культурно-исторический феномен, занимающий особое место в жизни народа и человека, как на культурную традицию, освоение которой способствует формированию личности и ее отношения к миру и к себе. Следует изменить и отношение к ученику, признать ценность, своеобразие, достоинство его личности, ее право на свободное развитие.

Сегодня остро стоит вопрос: как построить урок, чтобы он был интересным и эффективным? Как сделать так, чтобы и ученику, и самому учителю урок приносил радость познания, открытия, радость общения.

При работе над данной проблемой я познакомилась с психологической теорией учебной деятельности В.В. Давыдова, педагогической психологией Л.С. Выгодского, психологией обучения старшеклассников А.В. Захаровой и рядом других работ в области психологии и педагогики. Ознакомилась с опытом известных методистов-словесников: А.И. Власенкова, СИ. Львовой, Ю.М. Лотмана, М.Г. Качурина, И.И. Аркина и других педагогов. Все они считают, что процесс развития ребенка возможен лишь при его активной познавательной деятельности, а роль учителя - создать необходимые условия, способствующие включению ученика в обучение на основе внутренней мотивации.

Реализация этих концептуальныx оснований потребует решить ряд проблем, среди которых главными являются:

  • переориентация учителя с учебно-дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с учащимися;

  • готовность педагога к последовательному исключению принуждения в обучении, включению внутренних активизаторов деятельности.

Задача состоит в необходимости изменить условия обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов и лишь по отношению к меньшей части из них, и то как исключение, требовались бы меры побуждения.

На психологическом уровне исключение жёстких внешних требований достигается путём обеспечения свободы в выборе средств, форм и методов обучения как со стороны педагога, так и со стороны детей, а также посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи за счёт изменения оценочной деятельности учителя и учащихся.

Решение основных задач, связанных с процессуальными внутренними изменениями в учебном процессе, предполагает следующее:

- активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

- организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающихся и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;

- обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

Каким же теперь видится мне урок литературы?

Главная его особенность – сотрудничество учителя и ученика в познании, осмыслении, раскрытии фактов литературы, закономерности ее развития. Ученик на таком уроке – человек, познающий и действующий, где значительно увеличивается уровень и доля его самостоятельности. Задача моей педагогической деятельности – способствование раскрытию личностной значимости знаний для каждого, когда цели обучения принимаются как свои личные; создание условий для самостоятельного творческого поиска, предоставление права выбора (в постановке личных целей, отборе содержания части учебного материала, определению формы общения с учителем, заданий и т.п.) и «права на ошибку».

Основной формой взаимной деятельности учителя и учащегося с учетом их индивидуальностей, своеобразия воззрений и отношений с миром, возможностью взаимодействия друг с другом должен стать диалог как особым образом организованная коммуникативная среда.

Диалог требует равенства, уважения, доверия друг к другу, готовности принимать позицию другого, особенной эмоциональной атмосферы, способствующей искренности в выражении мыслей и чувств.

Диалогическая форма общения предполагает иные подходы к планированию и проведению урока или ряда уроков по теме.

Приблизительно треть учебного времени по той или иной теме носит информационный характер. Именно здесь закладывается фундамент дальнейшей деятельности: приобретаются знания. Виды работы традиционны: лекции учителя, доклады учеников, рефераты, самостоятельное изучение и т.д. Выбор пути изучения темы часто предварительно обсуждается в классе. Если желающих среди учащихся в подготовке каких-либо материалов не находится или вопрос темы достаточно сложный, учитель сам готовит материал и выбирает форму подачи, обычно это лекция. При подготовке лекции важно выделить узловые вопросы темы, поставить проблемные вопросы, на которые впоследствии нужно будет найти ответы; учесть знания, интересы, склонности конкретных учеников, побуждая их тем самым к самостоятельному изучению или исследованию.

Так, изучая идейно-эстетическую позицию И.С. Тургенева и отражение ее в романах писателя, были выдвинуты вопросы для заинтересовавшихся темой: как эпоха отразилась в творчестве писателя? Какие требования предъявляет к своим героям И.С. Тургенев? Лена А., интересующаяся историей - отечества, изъявила желание поработать над первым вопросом, а Маша А. еще в восьмом классе увлеченная «тургеневскими девушками», взялась разобраться со второй проблемой.

Предваряя изучение творчества А.Н. Островского, вместе с учениками решили, что этапы биографии и творчества на уроке будут представлены выступлениями групп. Отбор, распределение материала, форма выступлений определялись учениками самостоятельно. Также форма записи в тетради на самом уроке опорных положений обзора биографии и творчества писателя определялась самими детьми. Одни из них составляли таблицы, другие материалы урока оформляли в виде плана, третьи представили в виде сжатого конспекта или тезисов, четвертые – в виде кластера. Эта работа была связана с изучением на уроках русского языка основных видов переработки текста, подобная интеграция позволяет повысить не только эффективность обучения, но и поднять мотивацию учебной деятельности школьника.

При изучении творчества Л.Н. Толстого одна из учениц предложила провести заочную экскурсию по Ясной поляне, ей очень хотелось поделиться с ребятами впечатлениями, полученными во время летней поездки по этим местам.

Во время подготовки выступлений, докладов, литературных композиций, рефератов дети испытывают те или иные трудности, им требуются консультации по возникшим вопросам. Они могут получить необходимые разъяснения, советы на занятиях по выбору, элективах. Порой учащиеся приходят группами, и мы вместе решаем, как лучше распределить материалы темы в группе, как интересней представить их на уроке и многие другие вопросы.

Следующая часть времени - продуктивная. Это собственно и есть диалог - та коммуникативная среда, когда идет обмен мнениями, разрешаются проблемы, реализуются творческие замыслы. Формы и виды работы могут быть разными. Часто я использую работу в группах, так как активнее ребята делятся мыслями именно в группе. Группы создаются на добровольной основе, формы работы и взаимодействия в группе разнообразны.

Несколько примеров.

После изучения пьесы «Гроза» группам было предложено составить сложный план на одну из тем сочинений по трагедии. Особенность этой совместной деятельности - право выбора проблемы, свободное обсуждение выдвинутых предложений, идей.

Цель урока по теме «Концепция героя в романе «Отцы и дети» Тургенева» была познакомиться с героями, отношением к ним автора, попытаться увидеть противоречия между авторским замыслом и реально сложившимися образами, понять, с помощью каких средств создается образ и определяется авторское отношение к нему. Одним из средств достижения этой цели была предварительная домашняя работа в группах. Каждая группа должна была собрать досье на героя по следующему плану:

  1. Детали портрета.

  2. Сфера интересов.

  3. Я-концепция героя.

  4. История героя.

  5. Судьба героя.

  6. Характеристика, данная другими героями.

  7. Прямая авторская оценка.

Предлагается список героев: Евгений Базаров, Василий Базаров, Аркадий Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов, Павел Петрович Кирсанов.

Эффективность этой совместной деятельности зависела от вклада каждого в общее дело, от слаженности действий. Группа должна была определить объем, время, последовательность выступления всех участников группы или только некоторых перед классом на уроке.

Интересной была работа в группах по теме «Любимые и нелюбимые герои Л.Н. Толстого в романе «Война и мир». Перед этим уроком была лекция о художественном мировоззрении писателя, его морально-нравственных ориентирах, материалы этого занятия должны были лечь в основу продуктивной деятельности групп. Группы образовывались исходя из того - прочитан роман или нет. Ни для кого не секрет, что немногие ученики вовремя прочитывают «Войну и мир», но постараться включить всех в работу, заинтересовать, вызвать желание прочесть - задача учителя. Группа из ребят, не прочитавших роман, должна была по определенной инструкции создать словесный идеал толстовского героя или же образ нелюбимого героя.

Карточка – задание №1

Любимый герой Л.Н.Толстого, какой он должен быть?

1.Толстовский идеал. Что за этим стоит?

2.Каким должен быть любимый герой Л.Н.Толстого, в чём его истинная ценность?

-черты характера;

-манера поведения;

-отношение к окружающим;

-жизненные цели;

-интересы.

3.Какие художественные приемы вы бы использовали для создания образа такого героя?

4.Каков нравственный уровень такого героя?
Карточка – задание №2

1.Нелюбимый герой Л.Н.Толстого. Что за этим стоит?

2.Каким может быть нелюбимый герой Л.Н.Толстого?

- черты характера;

-манера поведения;

-отношение к окружающим;

-жизненные цели;

-интересы.

3.Какие художественные приемы вы бы использовали для создания образа такого героя?

4.Каков нравственный уровень такого героя?

Прочитавшие по желанию выбирали героя романа и доказывали, какой это герой - любимый или нет. Им тоже были предложены опорные вопросы.

Карточка – задание №3

Любимый герой Л.Н.Толстого в романе «Война и мир»

1.Используя данные анкеты (домашняя работа), представьте героя. (Содержание анкеты:

От лица одного из героев романа заполните анкету:

А) имя-

Б) любимые занятия-

В) что вы цените в людях?-

Г) жизненная цель-

Д) ваш идеал-

Е) ваше отношение к любви, семье, детям-

Ж) способны ли солгать, при каких обстоятельствах?-

З) способны ли на самопожертвование, при каких обстоятельствах?-)

2.Что, на ваш взгляд, позволяет отнести героя к группе любимых?

3.Какие приемы, способы, языковые средства использует автор для создания образа этого героя? Попробуйте найти слова-определения, которые становятся ключом к пониманию сути характера героя.

4. Что, на ваш взгляд, является той почвой, которая впоследствии определит суть характера героя?

Карточка – задание №4

Нелюбимый герой Л.Н.Толстого в романе «Война и мир»

1.Используя данные анкеты (домашняя работа), представьте героя. (Содержание анкеты:

От лица одного из героев романа заполните анкету:

А) имя-

Б) любимые занятия-

В) что вы цените в людях?-

Г) жизненная цель-

Д) ваш идеал-

Е) ваше отношение к любви, семье, детям-

Ж) способны ли солгать, при каких обстоятельствах?-

З) способны ли на самопожертвование, при каких обстоятельствах?-)

2.Что, на ваш взгляд, позволяет отнести героя к группе нелюбимых?

3.Какие приемы, способы, языковые средства использует автор для создания образа этого героя? Попробуйте найти слова-определения, которые становятся ключом к пониманию сути характера героя.

4. Что, на ваш взгляд, является той почвой, которая впоследствии определит суть характера героя?
После выступления группа должна была ответить на вопросы ребят. Об этом класс был предупрежден заранее. Известно, что дать ответ зачастую проще, чем поставить вопрос. Хотелось бы привести некоторые вопросы учащихся: В чём отличие любимого героя от положительного? нелюбимого от отрицательного? Чем отличается зло, совершенное любимым героем, от зла, совершенного нелюбимым героем? Как понимаются слова «война» и «мир» в применении к характеристике любимого и нелюбимого героя? Что роднит Пушкина и Толстого в понимании такого явления как красота? и т.д.

Разнообразные виды работы в группах, различные формы организации совместной деятельности позволяют совершенствовать процесс взаимопонимания, навыки общения, формируют умение соотносить свои действия с действиями других, умение коллективного творчества, дают возможность ощутить личностную значимость, содействуют эмоциональному и социальному развитию учеников, переходу к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности. Такая деятельность способствует росту активности ребят в классном обсуждении материала, в выработке собственных суждений, в организации дискуссии, глубокому проникновению в художественную ткань литературного произведения.

На мой взгляд, одни из наиболее эффективных видов урока - урок-беседа, урок-размышление, урок-дискуссия. Это, как правило, уроки, где главное не столько знания, сколько пробуждение духовного начала в подростке. Бахтин писал: «Истина не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми... в диалоге». Любое движение мысли начинается с вопроса. Урок литературы вырастает порой из оригинального, затрагивающего сокровенное в детской душе вопроса. Как правило, проблема, вопрос скрыты в эпиграфе урока. Хорошо, если эпиграф двойной, сталкивающий две противоположные позиции. Например, говоря об образе Катерины из пьесы Островского «Гроза», оттолкнулись от двух мнений критиков.

«Луч света в темном царстве» название статьи Н.А. Добролюбова

«... ни одно светлое явление не может

ни возникнуть, ни сложиться в «темном

царстве».

Д.И. Писарев. «Мотивы русской

драмы»
Говоря о значении творчества Островского, пошли от двух противоречивых точек зрения на этот счет И.А. Гончарова и Ю.И. Айхенвальда. В оценке отношений Базарова и родителей - от суждений В.Ю. Троцкого, считавшего, что Базаров к родителям черств, и Г.А. Бялого, видевшего нежную любовь героя к отцу и матери.

Поиски причины преступления Раскольникова начались со знакомства с определениями этих причин критиками:

«Главный корень, из которого выросло чудовищное намерение Раскольникова, заключается в некоторой теории...»

Н.Н. Страхов

«Эту теорию никак нельзя считать причиною преступления... Настоящей и единственною причиною являются тяжелые обстоятельства...»

Д.И. Писарев

Двойной эпиграф к уроку по «Донским рассказам» Шолохова заставил учеников задуматься над вопросом: можно ли в основании земного рая положить хотя бы одну слезинку замученного ребенка? Что происходит с человеком, ставшим именно на такой путь?

«Жестокость будет понята и

оправдана!» В.И.Ленин

«…Высшая гармония… не стоит

слезинки хотя бы одного замученного

ребенка» Ф.М.Достоевский

Интересен урок, когда в процесс формулировки или доформулировки темы включаются сами ученики. Часто найденная в процессе урока тема становится и его «идеей» - кратким выражением основного вывода, концентрирующего суть размышлений.

Например, изучая роман Ф.М. Достоевского, было предложено доформулировать темы уроков: «Соня Мармеладова - ...», «Петербург Достоевского - ...».

В процессе обсуждения дети предложили такие варианты:

«Соня Мармеладова - символ народной христианской морали».

«Соня Мармеладова - воплощение авторской идеи смирения, страдания и сострадания».

«Петербург Достоевского - город страданий обездоленных и униженных».

«Петербург Достоевского - город-существо, негативно воздействующее на психику и поведение его обитателей».

В старших классах возникает потребность в самостоятельности, в повышенной ответственности за выбранное дело, ищут выхода творческие способности учащегося. Дает возможность выявить эти качества урок-семинар, урок-проект, так как именно здесь требуется значительно большая самостоятельность, чем на обычном уроке, предъявляются результаты достаточно продолжительной, трудной и творческой работы, выполненной дома или на предыдущих уроках.

Так, семинар считается успешным, если ученики, готовясь к выступлению, овладели новыми умениями: работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать главное и нужное для доклада, компоновать отобранное, излагать мысли, говорить без бумажки, устанавливать контакт со слушателями, реагировать на их поведение и т.д.

Проблемы, вынесенные на семинары и проекты чаще всего определяются самими детьми или в результате взаимной заинтересованности учителя и учащихся.

Основательная подготовительная работа предшествует самому уроку. При подготовке, распределении материала учитываются индивидуальные особенности учащихся, широко применяются индивидуальные, групповые задания. Если на обычном уроке все ученики в идеале должны быть готовы ответить на все вопросы, то на семинаре каждый отвечает за какой-то отдельный участок, но отвечает персонально или как член рабочей группы, а потому ответственность для ученика становится вполне реальной. Участие в таком уроке требует от ученика определения своей собственной позиции, личного мнения. Семинарская форма занятий создает благоприятные условия для реализации дифференцированного обучения, каждый ученик имеет возможность работать именно в зоне своего ближайшего развития. Основаниями для дифференциации станут не только интересы школьников, но прежде всего уровень их подготовки.

Формированием умений, необходимых для участия в семинаре, следует начать заниматься с 5 класса. Это прежде всего умение полноценно воспринимать художественное произведение (подключение воображения, эмоций, мышления, памяти, речи), умение анализировать как произведение в целом, так и его эпизоды (понимать идейно-художественный смысл произведения), умение работать с книгой, умение выразить свою мысль, свое отношение к проблеме.

Приведу пример урока семинара в 10 классе по творчеству Н.С. Лескова. На изучение этого писателя отводится программой 2 часа. С детьми решили, что изучение «Очарованного странника» будет самостоятельным, а результаты работы вынесем на семинарское занятие.

За две недели до урока был составлен план семинара на тему «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие».

  1. Смысл названия повести.

  2. Образ главного героя Ивана Флягина - одного из правдоискателей земли Русской.

  3. Особенности композиции.

  4. Жанровое своеобразие.

  5. Фольклорные мотивы в повести.

  6. Идейная нагрузка образа главного героя.

Также были предложены индивидуальные задания, оформленные на отдельных карточках.

Задание 1.

Загадочно поэтическое название повести. Чем или, может быть, кем очарован странник? «Очарованный, обвороженный, плененный, околдованный, сведенный с ума, покоренный — диапазон этого душевного качества велик. От мыслителя-звездочета, ценителя разума и красоты, до сумасшедшего, юродивого»,— пишет Лев Озеров в статье «Поэзия лесковской прозы».

Одни литературоведы считают, что Флягин попал «под власть злых сил, бесовского колдовства». Другие считают, что — под обаяние красоты, не раз оказывающейся причиной страннических мытарств героя. Третьи толкуют очарованность как предопределенность его жизни. Ведь Флягин «молитвенный (молельный)» и «обещанный» Богу сын. А что вы думаете о смысле названия повести после ее прочтения? Дайте свое толкование этого названия.

Задание 2.

Критик-народник Н. К. Михайловский в 1897 году писал в статье «Литература и жизнь»: «В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное произведение Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных, как бусы на нитку, и каж­дая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку».

Действительно, в этой повести можно выделить как бы несколько рассказов, несколько историй. Назовите их.

Что же связывает между собой эти истории?

Задание 3.

В статье «Поэзия лесковской прозы» Лев Озеров пишет:

«В «Очарованном страннике» Лесков выступает мастером эпизода, выхваченного из жизни и увлеченно рассказанного. Эпизода, поведанного с избыточной языковой красочностью, душевной художнической щедростью, в форме сказа, когда речь рассказчика не только живописует тот или иной случай, но и характеризует его самого... Поэтичность Флягина — Лескова то и дело идет нам навстречу. Она явлена в слове. Слово не только как пере­датчик смысла, но и как проводник эмоциональной энергии, как краска и звук используется Лесковым искусно и полно...».

Перечитайте помещенный далее отрывок из повести и найдите в нем подтверждения справедливости такой оценки лесковской прозы (следует отрывок из повести).

Какие слова, по-вашему, можно расценить как «проводники эмоциональной энергии»? В чем их красота и выразительность? К каким частям; речи они чаще всего относятся? Как вы думаете, почему? Как эти слова характеризуют самого рассказчика и силу воздействия на него красоты Груши?

Какова роль сравнений в этом тексте?

Как известно, речь рассказчика характеризуется не только употреблением обиходно-бытовой лексики, особо экспрессивных, эмоционально выразительных слов, но и синтаксической упрощенностью, прерывистостью предложений, в которых часто встречается инверсия, использованием подчеркнуто выразительных и стилистически сниженных речевых оборотов. Найдите подобные примеры в приведенном тексте.

Выразительно прочитайте отрывок, передавая его ритмический строй.

Задание 4.

Проследите по тексту седьмой, восьмой, девятой, девятнадцатой и двадцатой глав повести, какое место в жизни Ивана Северьяновича занимают вопросы веры.

Б. М. Другов в книге о творчестве Лескова указывает на ироническое отношение писателя к религиозным воззрениям Флягина. Как вы думаете, каким фрагментом текста он аргументирует свое высказывание?

Согласны вы или нет с этим высказыванием? Почему?

Почему даже при самых неблагоприятных обстоятельствах Иван Северьянович остается приверженцем православия?

Задание 5.

Поразмышляйте над приведенными ниже фрагментами текста:

«Да и чем,— говорю,— тебе теперь худо? Умер ты, и все кончено».

«Кончено-то,— говорит,— это действительно так, и я тебе очень за это благодарен...». (Гл. вторая.)

«...И не знаешь тогда, где себя, к какой части света числить, то есть жив ты или умер и в безнадежном аду а: грехи мучишься...»; «...и нет тебе ни смерти, ни живота, ни покаяния...». (Гл. седьмая.)

«А что же,— говорят,— все равно, сыне, где пропадать, а ты молись: у Бога много милости, может быть, он тебя и избавит». (Гл. восьмая.)

«...А сам стал начальство просить, чтобы на Кавказ меня определить, где я могу скорее за веру умереть»; «Чего же мне лучше этого случая ждать, чтобы жизнь кончить? Благослови, Господи, час мой!»; «Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а бол ой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет». (Гл. девятнадцатая.)

«Мне за народ очень помереть хочется». (Гл. двадцатая.)

Какое отношение к жизни и смерти в них выражено? Чем вы объясните

это отношение?

Подумайте, почему всем рассказам Флягина о себе предшествует его сочувственный рассказ о тех людях, кто «жизни борения не переносят». Почему в поединках со смертью Иван Северьянович неизменно одерживает победу?

Для подготовки выступлений или выполнения задания в помощь предлагается перечень информационных источников.

Двухчасовой семинар был начат со знакомства учащихся с двумя мнениями литературоведов о главном герое.

Лев Аннинский пишет, что Иван Северьянович – «визитная карточка «русскости»: воплощение богатырства, широты, мощи, вольности и таящейся на дне души праведности, - герой эпоса в лучшем и высоком смысле слова».

Б.М. Другов: «Лесков не идеализирует героя, не находит в нем «народной мудрости» и во всех подробностях изображает дикарскую жестокость Ивана и его запойные «выходы». Тем не менее к концу повествования незаметно слабеет впечатление неприглядного облика героя, и читатель видит поднимающуюся во весь рост гигантскую фигуру беглого раба, благородного в поступках и бесстрашного перед лицом смерти».

Всем выступающим на семинаре было предложено остановиться на одной из двух характеристик героя и ответом на свой пункт плана или выполненным заданием доказать справедливость этого мнения.

Урок закончился письменным ответом на вопрос: «В какой мере образ главного героя соответствует вашему представлению о русском национальном характере?»

Дома было предложено на выбор задание на сопоставление.

  1. Что сближает Ивана Флягина и тульского Левшу?

  1. Две любви, (по повести М.Ю.Лермонтова «Бэла» и повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»).

  2. Прочитайте рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор». Какая вечная и важная для России тема волновала не только Лескова, но и писателей XX века, заботившихся о душе человека, его нравственных основах.

Метод проектов на уроках литературы дает учащимся возможность заниматься на творческом уровне, на активной основе личного поиска. Предложить участвовать в поиске нового надо всем, а не только тем, кто зарекомендовал себя успешным в изучении литературы, потому что тогда и учитель откроет для себя нечто неожиданное: по-новому предстанут ребята, на которых он, может быть, уже махнул рукой. Реализация проекта включает в себя следующие этапы: начинание (проблематика, целеполагание, общая организация), планирование, принятие решения, выполнение, представление результатов работы, рефлексия. Этот метод учит овладевать новыми знаниями, новой информацией, он эффективен при обобщении знаний; при решении проблемы, на которую автор произведения не дает прямого ответа. Ресурсы, необходимые ученикам для реализации проекта, - материалы учебника, раздаточный материал, компьютеры, Интернет, сканер. Презентации, созданные учениками, можно в дальнейшем использовать на уроке как методический материал. Вот лишь некоторые темы литературных проектов: «Иллюстрации к сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина», литературно-музыкальная композиция «Большая любовь в жизни и творчестве русских поэтов», литературная композиция «Судьба, характер, творчество В.В.Маяковского», урок внеклассного чтения в 5-6классах «Дети и война», театрализованное представление избранных страниц «Ревизора».

Конечно, урок литературы - это преимущественно урок общения. Но

надо дать возможность ученику помыслить самостоятельно, побыть одному. Целесообразно закончить урок небольшой творческой работой. Урок по теме «Пейзаж и его роль в романе Достоевского «Преступление и наказание» закончили письменной работой «Почему Достоевский рисует в романе жаркое и душное лето, а не зиму?» или, говоря о смысле названия романа «Война и мир», был задан вопрос: в чем различие понимания жизни человеком, определяющего его, как «жизнь - война» или «жизнь - мир»? Если можете, приведите пример из жизни. В ходе обсуждения образов героев «Войны и мира» дети рассказывали о том образе романа, который, по мнению ученика, наиболее близок его собственному идеалу.

Создавая ситуацию партнерства и успеха, свободного общения, необходимо «вооружить» ученика знаниями. Широкий кругозор, владение терминологией предмета, глубокое прочтение художественных произведений вызывают удовольствие от учения, прививают вкус к познанию. Таким образом создается и культурно-образовательная среда, которая способствует развитию ученика. Кроме того, на уроках в поле нашего постоянного внимания понятия: гуманизм, индивидуальность, личность, воля, достоинство, этика, диалог, нравственность, духовность, свобода, выбор, любовь, семья, вера, Россия. Это способствует формированию ценностных ориентации учащихся, воспитанию достоинства и уважения к себе и окружающим людям.

Для контроля и оценки знаний служат уроки-зачеты, оценка часто зависит от результатов обучения и качества знаний ученика по сравнению с его предыдущими результатами, от его продвижения. Оценка может быть исправлена на лучшую. Отметки за обучающие виды работ ставятся в журнал по желанию ученика. Учащийся имеет право не отвечать на семинаре, но тогда ему предстоит дополнительная письменная работа по теме семинара. Свободу выбора учащиеся должны иметь на любом этапе учебной деятельности. Они сами выбирают произведение для заучивания наизусть, тему и жанр сочинения, по желанию изучают дополнительные произведения. Практически на каждом уроке даются варианты домашних заданий, различающиеся по уровню сложности, степени самостоятельности и творчества. Например, перед уроком на тему «Мысль семейная» у Толстого» домашнее задание было таким:

По желанию выполнить одно из предложенных заданий:

1.Ответить письменно на вопрос: В чем смысл жизни семьи (на выбор)...?

2.Сравнительный анализ эпизодов «Салон А. Шерер» и «Именины у Ростовых» по плану:


  1. Цель приглашения гостей.

  2. Общая атмосфера приема.

  3. Поведение и манеры хозяев и гостей.

  4. Художественные особенности изображения.

3.Составить тезисный план сравнительной характеристики семьи Болконских и Ростовых.

Важным моментом в изучении литературы считаю разговор с детьми о том, что для личностного развития дал тот или иной урок, в чем продвинуло знакомство с биографией писателя, его творчеством, конкретным произведением, что из видов деятельности в процессе изучения

темы показалось сложным и почему, что необходимо изменить, чтобы изучение было интересным, эффективным, желанным. Вместе с детьми определяем путь изучения последующей темы, учитывая все плюсы и минусы предыдущей работы.
Введение на третьей ступени профильного обучения дает возможность расширить образовательное поле того или иного учебного предмета. Эта возможность – элективный курс, «место, свободное от стандарта». Электив призван прежде всего удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника. Элективный курс «Основы литературного исследования» позволяет решить одну из основных практических задач современного образования – развитие ключевых (метапредметных) умений и навыков: это умение видеть проблему, задавать вопросы, наблюдать, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, работать с текстом, классифицировать, структурировать, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи. Ребят увлекает исследование литературы прошлого из сегодняшнего дня, через дискуссию, интервью, анкетирование, через сравнение и анализ различных точек зрения на одно и то же произведение, столкновение мнений. Исследовательская работа обогащает читательский опыт учащихся, помогает формировать оценочные позиции, создает условия для нравственного совершенствования. Литературное исследование может быть выполнено индивидуально или группой учащихся, оформлено традиционно или с помощью мультимедийных средств. Для успешного ученического исследования учителю надо выполнить несколько условий:

1)увлечь ребят темой (она должна быть интересна молодым, волновать их, требовала решения);

2)дать навыки научного труда;

3)организовать работу в информационном поле или общение с педагогом;

4)обдумать способ оформления исследования (реферат, проект, статья, сценарий, видеофильм и т.д.);

5)составить план работы, который предусматривает организационные моменты, практические занятия (библиотека и как ею пользоваться, особенности работы с документами, литературоведческими и художественными текстами, использование компьютерных технологий в сборе информации и в оформлении иллюстративной части работы, требования к оформлению работы), консультации, защиту или презентацию исследовательской работы;

6)корректировать ход работы и само исследование.

Исключительную важность при этом приобретает ещё одно условие: не преувеличивать возможности учащихся, остерегать их от скороспелых суждений, от самоуверенности, приучать к научной строгости и ответственности.

Объектами исследования учеников могут быть:

-текст художественного произведения и выявление его художественного своеобразия, особенностей авторской позиции, мастерства писателя, типологии образов и т.п. Например, «Современное прочтение «Отцов и детей», «Мастерство А.И.Солженицына в создании характера героя», «Пословицы и поговорки в «Тихом Доне», «Образ женщины-матери в творчестве Л.Н.Толстого»;

-два или несколько произведений и разрешение проблемы различного характера - теоретико-литературного, мировоззренческого, эстетического, культурологического. Например, «Чья поэзия сегодня ближе: А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова?», «Любимые книги современных подростков»;

-интеграция литературы и истории, философии, психологии, лингвистики. Например, «Лингвистический анализ современных поэтических текстов», «Психология процесса творческого вдохновения как тема литературных произведений»;

-литературное краеведение, предполагающее изучение жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей нашего города, края. Например, «Нравственно-психологический портрет М.А.Осоргина».

Работа над литературным исследованием идет в содружестве учителя и ученика на эмоциональном подъеме. В процессе такого труда повышается уровень интеллектуальной активности учащихся, качество знаний, формируется опыт творческой, исследовательской деятельности, происходит осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути.

Что же меняется при таком подходе к уроку? Во-первых, психологическая атмосфера урока, ей свойственна доброжелательность, взаимопонимание, открытость, отсутствие тревоги, страха, дискомфорта. Это позволяет создать положительный эмоциональный настрой учащихся на эффективную работу, обеспечивает самостоятельную познавательную активность учащихся, возрастает активность в процессе диалога, меняет отношение друг к другу всех участников образовательного процесса. Во-вторых, урок-диалог учит учащегося ясно выражать свои мысли, защищать свое мнение, выслушивать и принимать другие точки зрения, принимать на себя ответственность. В-третьих, знания и умения, полученные на таком уроке, имеют личностную окрашенность, что обеспечивает их надежность и прочность. Здесь дети не просто знакомятся с истинными ценностями, но сами их для себя определяют, учатся быть талантливыми читателями.

Вставший в связи с совершенствованием структуры и содержания образования вопрос о формировании различных компетентностей у выпускника школы, на мой взгляд, успешно решается на уроках литературы, в основе которых лежит интерактивное обучение. Интерактивные технологии способствуют формированию и развитию не только информационно- коммуникативной компетентности, но и готовности учащихся к организации своей деятельности, умению работать в коллективе, самообразованию, все это поможет обеспечить успешность выпускника в будущей взрослой жизни.