Главная страница

План-конспект урока по обж для учащихся 11 классов. Учитель обж федчикова Наталья Петровна Тема урока «Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе» Тип урока: комбинированный


Скачать 181.89 Kb.
Название План-конспект урока по обж для учащихся 11 классов. Учитель обж федчикова Наталья Петровна Тема урока «Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе» Тип урока: комбинированный
Дата 12.02.2016
Размер 181.89 Kb.
Тип План-конспект

План-конспект урока по ОБЖ для учащихся 11 классов.

Учитель ОБЖ - Федчикова Наталья Петровна

Тема урока «Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе »

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с содержанием обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе и требованиями по подготовке молодежи к военной службе через приобретение воинских специальностей.

2. Создать на уроке микроклимат, способствующий осознанию учащимися необходимости несения воинской службы и их личной ответственности за защиту Отечества.

Задачи урока:

1. Обучающие: изучить основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям, знакомство с дополнительными образовательными программами военной подготовки несовершеннолетних и подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

2.Воспитательные: проведение профессиональной ориентации учащихся, формирование представления о морально-волевых и нравственных качествах российского офицера, патриотическое воспитание.

3.Развивающие: развитие умения учащихся соотносить свои желания и возможности.
Планируемые результаты:

1.Знание требований Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (раздел III, ст.11,17, 18, 19, 20).

2.Формирование внутренней готовности к военной службе по призыву.

Вопросы урока:

  1. Воинская обязанность и военная служба - определение, правовая основа.

  2. Обязательная подготовка граждан к военной службе.

  3. Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям.

  4. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.

  5. Добровольная подготовка граждан к военной службе.


Учебно - методическое сопровождение урока:

  1. Конституция Российской Федерации, Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и воинской службе».

  2. Слайд презентация по теме урока.

  3. Схемы и таблицы для изучения нового материала.

  4. Карточки для проверки пройденного материала закрепления нового.


Ход урока

I. Организация начала урока.

Подготовить учащихся к работе на уроке.

II. Проверка пройденного материала.

Повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Учитель: Перед тем как мы начнем изучение новой темы урока проверим как вы усвоили обязанности граждан по воинскому учету.
Предлагает учащимся выполнить варианты самостоятельной проверочной работы по теме: «Воинский учет. Медицинское освидетельствование при первоначальной постановке на воинский учет ».
Проверочная работа


Вариант 1

Вариант 2

1.В чём заключается воинский учёт и кем он ведётся?

1. Перечислите обязанности граждан по воинскому учету.

2. Перечислите исключения, когда граждане освобождаются от воинского учета.

2. Какие виды воинского учета вам известны?

3. Каковы обязанности граждан по воинскому учету предусматривает законодательство?

3.Каковы особенности медицинского освидетельствования допризывника?


III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы, предложить учащимся отгадать загадки.
Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было …
(Войны)

Я служу сейчас на флоте,
Слух хороший у меня.
Есть такой же и в пехоте -
Дружим с рацией не зря!

(РАДИСТ)
Родина дала приказ,
И он сразу на Кавказ!
Прыгнул ночью с парашютом -

Дорога, порой минута!
(ДЕСАНТНИК)

Я на «тракторе» служу,
Только так, я вам скажу:

«Ведь прежде чем пахать мне пашню,
Я разверну сначала башню».
(ТАНКИСТ)
Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас!
(ВОЕННЫЙ ЛЁТЧИК)

Я современный «Бог войны»,
Защитник рубежей страны.
Ведь, прежде, чем пойти на бой,
Меня пускают на «разбой».
(АРТИЛЛЕРИСТ)

«Там, где мы, там — победа!» -
Девиз наш славный, боевой.
Мы с моря на берег из века,
Бежали «каменной» стеной!
(МОРСКОЙ ПЕХОТИНЕЦ)

Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
(ПОГРАНИЧНИК)

Вступительная часть .
Учитель: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Для того чтобы освоить военные специальности о которых шла речь в загадках нужно изучать предмет ОБЖ и заниматься техническими и военно-прикладными видами спорта.

Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке определяемом Правительством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».


IV. Изучение нового материала.

Сообщение нового материала в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с выводами).
1. Ознакомление с положением Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

Учитель: Исходя из стать 11 этого закона обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает:

- получение начальных знаний в области обороны;

- подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении;

- военно-патриотическое воспитание;

- подготовку к военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

- медицинское освидетельствование.

Используя схему №1 рассматриваем то, что предусматривает обязательная подготовка к военной службе. (Приложение №1)
2. Объяснение понятия обязательной подготовке граждан к военной службе.

Обязательную подготовку граждан к военной службе условно можно разделить на два периода.

Запись в тетради определений.

Первый период- подготовка к военной службе граждан допризывного возраста. Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет. (Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет)

Второй период – подготовка к военной службе граждан призывного возраста. Призывник – гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. (Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет).

Более подробно рассмотрим подготовку в таблице. (Приложение № 2)

Учитель рассказывает о военно-патриотическом воспитании граждан, а также о подготовке граждан по военно-учетным специальностям. При этом необходимо обратить внимание учащихся на то, что гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных сил Российской Федерации и других войск.
3. Разъяснение основных требований к молодежи призывного возраста при подготовке их к воинским специальностям.

Следует обратить внимание учащихся на многообразие мира военных профессий, познакомить их с воинскими должностями и родственными гражданскими профессиями.

Рассказ о воинских должностях и требуемых морально-психологических качеств к ним.

Профессиональный психологический отбор проводят специалисты. В своей работе они используют методы социально-психологического изучения и психофизического обследования. Соответствие или несоответствие конкретного лица определенной должности, специальности и рода войск устанавливают при помощи специально разработанной классификации.

(Приложение № 3). Работа с таблицей.

По результатам профессионально психологического отбора выносят оценку профессиональной пригодности гражданина к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности.

4. Объяснение понятия «добровольная подготовка граждан к военной службе»

Добровольная подготовка граждан к военной службе предусматривает:

- занятия военно-прикладными видами спорта;

- обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, а так же по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах ВУЗов. (Приложение 4)

Первое - граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности. (Приложение № 5)

Граждане, имеющие первый спортивный разряд или звание, имеют преимущество при поступлении в учебные заведения военного профиля, а так же право выбора вида и рода войск Вооруженных Сил РФ.

Второе – добровольная подготовка к военной службе предполагает обучение в специальных учебных заведениях: суворовских, нахимовских, кадетских корпусах и училищах. Поступление в них ограничено возрастным цензом, социальным статусом и другими факторами и происходит только по направлению военных комиссариатов.
V. Закрепление материала.

Закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используемые методы: беседа, тест.
Беседа по итогам рассказа учителя.

Вопросы:

1. Какой возраст считается призывным? (Призывным возрастом считается 18-летний, если гражданин мужского пола прошел медицинскую комиссию, поставлен на воинский учет, но к службе в рядах Вооруженных Сил не успел приступить).

2. Почему для вас наиболее важен первый период подготовки к военной службе? (Для учеников наиболее важен первый период, потому что направлен на достижение общеобразовательного уровня, необходимого для дальнейшего прохождения военной службы. В этот период необходимо воспитывать в себе психические и физические качества, умение работать в группе, способности руководить и подчинятся. Каждому допризывнику необходимо искать в себе индивидуальные наклонности и предрасположенности к определенной военной профессии.)

3. Как следует готовить себя к военной службе? ( Для этого нужно читать книги о военной службе, смотреть кинофильмы и телепередачи военной направленности, задумываться о своем будущем, готовиться к нему. А также ответственно относится к учебе, заботится о своем здоровье, отказаться от вредных привычек, изучать я Родины и своего края. Идти служить в ряды Вооруженных Сил надо осознано, зная, что и от кого ты будишь защищать)

4. Что характерно для второго периода подготовки к военной службе? (Призывники знакомятся с основами военной службы по призыву и, по контракту, с особенностями прохождения медицинского освидетельствования, более детально готовиться к выбранной военной специальности. Готовиться к будущей военной специальности можно самостоятельно и по направлению военкомата в специальных учебных заведениях РОСТО (Российская организация спортивно-технических обществ))
Учитель предлагает учащимся закрепить материал урока с помощью теста.

Что предусматривает добровольная подготовка граждан к военной службе?

  1. Занятие военно-прикладными видами спорта;

  2. Военно-патриотическое воспитание;

  3. Подготовка к военно-учетным специальностям.

Что предусматривает обязательная подготовка граждан к военной службе?

1.Обучение по программе офицеров запаса;

2. Получение начальных знаний в области обороны;

3. Занятия военно-прикладными видами спорта.

Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учет осуществляется в период:

1. с 1 января по 1 апреля в год достижения ими возраста 17 лет;

2. с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет;

3. с 1 января по 31марта в год достижения ими возраста 16 лет.

Согласно психологической классификации воинских должностей на командные должности целесообразно готовить и назначать граждан, имеющих следующие гражданские специальности:

1. бригадир;

2. токарь;

3. радиооператор;

4. учитель;

5. пожарный;

6. воспитатель.

Перечислите наиболее массовые военно-прикладные виды спорта, культивируемые в Вооруженных силах Российской Федерации.

1. автомобильный (мотоциклетный);

2. гребно-парусный;

3. футбол;

4. плавание прикладное;

5. хоккей с мячом;

6. военно-спортивное ориентирование;

7. парашютный спорт;

8. стрельба пулевая;

9. стрельба из лука.

VI. Подведение итогов


Рефлексия урока.

Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

Выводы.


1.Сегодня мы познакомились с мероприятиями, входящими в содержание обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе, вы рассуждали о качествах, которые необходимо формировать в себе для того, чтобы быть готовым служить Отчизне, вносить свою лепту в развитие Российской армии. И все эти качества связаны с понятием патриотизма, человечности, миролюбия, товарищества. Армия по- прежнему является «школой мужества» для большинства молодежи, пройти которую должен каждый мужчина.

2. В общественных организациях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования проводится подготовка по военно- учетным специальностям. Допризывники имеют право на занятия военно-прикладными видами спорта. Несовершеннолетние граждане занимаются по дополнительным программам, имеющим целью военную подготовку.

Вопросы на понимание изученного материала.

1. Что предусматривается в обязательной подготовке гражданина к военной службе?

2.Какими качествами должны обладать военнослужащие, исполняющие обязанности на должностях связи и наблюдения?

3. Для кого предусмотрена подготовка по военно-учетным специальностям?

4. Что предусматривает добровольная подготовка граждан к военной службе?

Домашнее задание.

Используя раздел «Дополнительные материалы», подготовьте сообщение «Порядок подготовки офицеров для прохождения службы по контракту на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования»


Приложение №1


Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает





Получение начальных знаний в области обороны




Подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях.




Военно-патриотическое воспитание




Подготовка по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата




Медицинское освидетельствование и медицинское обследование




Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий


Приложение № 2


Подготовка граждан к военной службе


Первый период

Второй период

Подготовка граждан направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности.

Подготовка граждан носит целенаправленный характер с учетом рекомендаций по результатам профессионально психологического отбора.

Допризывник должен изучить:

Призывник должен изучить:




Совершенствование физических качеств

основы военной службы по призыву (по контракту)




Выработка психологических качеств

Основные требования к уровню здоровья при прохождении медицинского освидетельствования




Умение работать в коллективе и малых группах







Требования к индивидуальным психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям

Определение индивидуальных наклонностей и возможностей




Первоначальный профессиональный отбор(определение склонностей и предрасположенности к определенным профессиям)

Спланировать систему индивидуальной подготовки к выполнению обязанностей военной службы.







Получение начальных знаний в области обороны

Приложение № 3

Психологическая классификация воинских должностей.


Классы воинских должностей

Основные профессиональные качества

Примеры воинских должностей

Показатели учебной, общественной, спортивной и других видов деятельности

Родственные гражданские специальности и должности.

1. Командные

Быстрота и гибкость мышления, умение ориентироваться в обстановке, быстро принимать решения

Самостоятельность, требовательность, самообладание и выдержка. Разборчивая речь.

Командир танка, боевой машины, орудия, отделения, боевого поста. Начальник: станции, поста, пункта, радиостанции, старшина команды.

Интерес к изучению основ военной службы и к общественным дисциплинам. Активность в общественно-организаторской деятельности. Лидерство в неформальных группах, шефская работа, воспитание младших детей.

Бригадир, звеньевой, мастер, учитель, воспитатель, тренер.

2. Операторские

Точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, точный глазомер. Устойчивость внимания, оперативная память, аккуратность, эмоциональная устойчивость. Координация движения рук.

Наводчики орудия танка, САО, оператор ЗРК, ПТРК, РЛС, ЭВТ, радиометрист, снайпер.

Высокая успеваемость по математике, информатике, рисованию. Интерес к выполнению оформительских работ и расчетов. Успехи в спортивной стрельбе. Увлечение коллекционированием, систематизацией различных материалов.

Оператор счетных машин, токарь, диспетчер, корректор, кассир, фотограф.

3. Водительские

Устойчивость и распределение внимания. Двигательная память. Быстрая сенсомоторная реакция, работоспособность. Координация одновременных движений рук и ног.

Водитель, механик-водитель (танка, САУ, БМП, БМД), крановщик, рулевой.

Интерес к урокам труда, техническим дисциплинам, ручному ремеслу. Окончание автошколы. Увлечение автомотоспортом, лыжными гонками и конькобежным спортом. Занятия в автомотосекциях и кружках.

Шофер, тракторист, комбайнер, машинист автокрана, рулевой моторист.

4. Связи и наблюдения

Острый слух(зрение)

Точность слухового (зрительного) восприятия. Оперативная память. Чувство ритма. Настойчивость, правильная дикция. Подвижность пальцев и кистей рук

Радиотелеграфист, телеграфист, радист, телефонист, наблюдатель.

Успеваемость по физике, радиотехнике, учеба в музыкальной школе. Участие в художественной самодеятельности, музыкальный слух, хорошая дикция, игра на клавишных инструментах. Занятия в радиокружках, увлечение радиоспортом.

Радиооператор, телефонист, оператор, связист, телеграфист.

5. Технологические

Наглядно-действенное и наглядно образное мышление, склонность к ручному ремеслу, интерес к технике. Самостоятельность. Общеобразовательная и техническая грамотность.

Дизелист, моторист, электромеханик, радиомастер, авиамеханик электрик.

Интерес к урокам труда, техническим дисциплинам, занятия в технических кружках и секциях.

Автослесарь, слесарь-электрик, наладчик станков, кузнец, специалист по ремонту радиоаппаратуры.

6. Спецназначения

Физическая выносливость, ловкость, координация движения. Сообразительность. Смелость, решительность, самообладание и выдержка, коллективизм.

Специалисты воздушно-десантных и десантно-штурмовых войск, разведывательных подразделений, морской пехоты.

Занятия физической культурой. Парашютным спортом, прыжками на лыжах с трамплина, прыжками в воду, боксом, борьбой, регби. А так же охота, туризм, спелеология. Стремление к физическому и волевому совершенствованию.

Водолаз, пожарный, горнорабочий, спасатель, каскадер, монтажник высотник.

7. Прочие

Исполнительность. Физическая подготовленность. Удовлетворительное нервно- психическое здоровье.

Заряжающий, подносчик боеприпасов, заправщик, стрелок

«Моторные» специальности особых требований к человеку не предъявляют.




Приложение 4


Добровольная подготовка граждан к военной службе предусматривает





Занятия военно – прикладными видами спорта




Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан(суворовские училища, нахимовские военно- морские училище и т.д)




Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах учреждений высшего профобразования, имеющих государственную аккредитацию.


Приложение № 5

Технические и военно-прикладные виды спорта


Авиамодельный спорт, соревнования по конструированию и изготовлению летающих моделей(самолетов, планеров, вертолетов и др.) и управление ими




Автомодельный спорт




Автомобильный спорт, соревнования на гоночных, спортивных, серийных автомобилях (гонки на шоссе и автодроме, ралли, заезды на установление рекордов и др.)




Вертолетный спорт




Водно-моторный спорт – технический вид спорта, включающий скоростные соревнования и туризм на моторных судах.




Воздухоплавание, летание на аппаратах легче воздуха.




Гребно –парусное многоборье




Дельталетный спорт




Мотоциклетный спорт – технический вид спорта, соревнования в езде на дорожках и спортивных мотоциклах по специальным трассам, дорогам и вне дорог, мотобол- игра в мяч на мотоцикле.




Парашютный спорт.




Подводный спорт, скоростное плавание на различные дистанции, ныряние, ориентирование, туризм и охота под водой с применением специального снаряжения(акваланг, маска, ласты)




Пожарно-прикладной (пожарно-спасательный) спорт.




Радиоспорт




Служебное собаководство




Стрельба пулевая




Судомодельный спорт