План-конспект урока по ОБЖ для учащихся 11 классов.
Учитель ОБЖ - Федчикова Наталья Петровна
Тема урока «Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе »
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с содержанием обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе и требованиями по подготовке молодежи к военной службе через приобретение воинских специальностей.
2. Создать на уроке микроклимат, способствующий осознанию учащимися необходимости несения воинской службы и их личной ответственности за защиту Отечества.
Задачи урока:
1. Обучающие: изучить основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям, знакомство с дополнительными образовательными программами военной подготовки несовершеннолетних и подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
2.Воспитательные: проведение профессиональной ориентации учащихся, формирование представления о морально-волевых и нравственных качествах российского офицера, патриотическое воспитание.
3.Развивающие: развитие умения учащихся соотносить свои желания и возможности.
Планируемые результаты:
1.Знание требований Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (раздел III, ст.11,17, 18, 19, 20).
2.Формирование внутренней готовности к военной службе по призыву.
Вопросы урока:
Воинская обязанность и военная служба - определение, правовая основа.
Обязательная подготовка граждан к военной службе.
Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям.
Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.
Добровольная подготовка граждан к военной службе.
Учебно - методическое сопровождение урока:
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и воинской службе».
Слайд презентация по теме урока.
Схемы и таблицы для изучения нового материала.
Карточки для проверки пройденного материала закрепления нового.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Подготовить учащихся к работе на уроке.
II. Проверка пройденного материала.
Повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Учитель: Перед тем как мы начнем изучение новой темы урока проверим как вы усвоили обязанности граждан по воинскому учету.
Предлагает учащимся выполнить варианты самостоятельной проверочной работы по теме: «Воинский учет. Медицинское освидетельствование при первоначальной постановке на воинский учет ».
Проверочная работа
Вариант 1
|
Вариант 2
|
1.В чём заключается воинский учёт и кем он ведётся?
|
1. Перечислите обязанности граждан по воинскому учету.
|
2. Перечислите исключения, когда граждане освобождаются от воинского учета.
|
2. Какие виды воинского учета вам известны?
|
3. Каковы обязанности граждан по воинскому учету предусматривает законодательство?
|
3.Каковы особенности медицинского освидетельствования допризывника?
|
III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.
Организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы, предложить учащимся отгадать загадки.
Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было …
(Войны)
Я служу сейчас на флоте,
Слух хороший у меня.
Есть такой же и в пехоте -
Дружим с рацией не зря!
(РАДИСТ)
Родина дала приказ,
И он сразу на Кавказ!
Прыгнул ночью с парашютом -
Дорога, порой минута!
(ДЕСАНТНИК)
Я на «тракторе» служу,
Только так, я вам скажу:
«Ведь прежде чем пахать мне пашню,
Я разверну сначала башню».
(ТАНКИСТ)
Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас!
(ВОЕННЫЙ ЛЁТЧИК)
Я современный «Бог войны»,
Защитник рубежей страны.
Ведь, прежде, чем пойти на бой,
Меня пускают на «разбой».
(АРТИЛЛЕРИСТ)
«Там, где мы, там — победа!» -
Девиз наш славный, боевой.
Мы с моря на берег из века,
Бежали «каменной» стеной!
(МОРСКОЙ ПЕХОТИНЕЦ)
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
(ПОГРАНИЧНИК)
Вступительная часть .
Учитель: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Для того чтобы освоить военные специальности о которых шла речь в загадках нужно изучать предмет ОБЖ и заниматься техническими и военно-прикладными видами спорта.
Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке определяемом Правительством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».
IV. Изучение нового материала.
Сообщение нового материала в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с выводами).
1. Ознакомление с положением Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»
Учитель: Исходя из стать 11 этого закона обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает:
- получение начальных знаний в области обороны;
- подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении;
- военно-патриотическое воспитание;
- подготовку к военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
- медицинское освидетельствование.
Используя схему №1 рассматриваем то, что предусматривает обязательная подготовка к военной службе. (Приложение №1)
2. Объяснение понятия обязательной подготовке граждан к военной службе.
Обязательную подготовку граждан к военной службе условно можно разделить на два периода.
Запись в тетради определений.
Первый период- подготовка к военной службе граждан допризывного возраста. Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет. (Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет)
Второй период – подготовка к военной службе граждан призывного возраста. Призывник – гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. (Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет).
Более подробно рассмотрим подготовку в таблице. (Приложение № 2)
Учитель рассказывает о военно-патриотическом воспитании граждан, а также о подготовке граждан по военно-учетным специальностям. При этом необходимо обратить внимание учащихся на то, что гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных сил Российской Федерации и других войск.
3. Разъяснение основных требований к молодежи призывного возраста при подготовке их к воинским специальностям.
Следует обратить внимание учащихся на многообразие мира военных профессий, познакомить их с воинскими должностями и родственными гражданскими профессиями.
Рассказ о воинских должностях и требуемых морально-психологических качеств к ним.
Профессиональный психологический отбор проводят специалисты. В своей работе они используют методы социально-психологического изучения и психофизического обследования. Соответствие или несоответствие конкретного лица определенной должности, специальности и рода войск устанавливают при помощи специально разработанной классификации.
(Приложение № 3). Работа с таблицей.
По результатам профессионально психологического отбора выносят оценку профессиональной пригодности гражданина к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности.
4. Объяснение понятия «добровольная подготовка граждан к военной службе»
Добровольная подготовка граждан к военной службе предусматривает:
- занятия военно-прикладными видами спорта;
- обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, а так же по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах ВУЗов. (Приложение 4)
Первое - граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности. (Приложение № 5)
Граждане, имеющие первый спортивный разряд или звание, имеют преимущество при поступлении в учебные заведения военного профиля, а так же право выбора вида и рода войск Вооруженных Сил РФ.
Второе – добровольная подготовка к военной службе предполагает обучение в специальных учебных заведениях: суворовских, нахимовских, кадетских корпусах и училищах. Поступление в них ограничено возрастным цензом, социальным статусом и другими факторами и происходит только по направлению военных комиссариатов.
V. Закрепление материала.
Закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используемые методы: беседа, тест.
Беседа по итогам рассказа учителя.
Вопросы:
1. Какой возраст считается призывным? (Призывным возрастом считается 18-летний, если гражданин мужского пола прошел медицинскую комиссию, поставлен на воинский учет, но к службе в рядах Вооруженных Сил не успел приступить).
2. Почему для вас наиболее важен первый период подготовки к военной службе? (Для учеников наиболее важен первый период, потому что направлен на достижение общеобразовательного уровня, необходимого для дальнейшего прохождения военной службы. В этот период необходимо воспитывать в себе психические и физические качества, умение работать в группе, способности руководить и подчинятся. Каждому допризывнику необходимо искать в себе индивидуальные наклонности и предрасположенности к определенной военной профессии.)
3. Как следует готовить себя к военной службе? ( Для этого нужно читать книги о военной службе, смотреть кинофильмы и телепередачи военной направленности, задумываться о своем будущем, готовиться к нему. А также ответственно относится к учебе, заботится о своем здоровье, отказаться от вредных привычек, изучать я Родины и своего края. Идти служить в ряды Вооруженных Сил надо осознано, зная, что и от кого ты будишь защищать)
4. Что характерно для второго периода подготовки к военной службе? (Призывники знакомятся с основами военной службы по призыву и, по контракту, с особенностями прохождения медицинского освидетельствования, более детально готовиться к выбранной военной специальности. Готовиться к будущей военной специальности можно самостоятельно и по направлению военкомата в специальных учебных заведениях РОСТО (Российская организация спортивно-технических обществ))
Учитель предлагает учащимся закрепить материал урока с помощью теста.
Что предусматривает добровольная подготовка граждан к военной службе?
Занятие военно-прикладными видами спорта;
Военно-патриотическое воспитание;
Подготовка к военно-учетным специальностям.
Что предусматривает обязательная подготовка граждан к военной службе?
1.Обучение по программе офицеров запаса;
2. Получение начальных знаний в области обороны;
3. Занятия военно-прикладными видами спорта.
Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учет осуществляется в период:
1. с 1 января по 1 апреля в год достижения ими возраста 17 лет;
2. с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет;
3. с 1 января по 31марта в год достижения ими возраста 16 лет.
Согласно психологической классификации воинских должностей на командные должности целесообразно готовить и назначать граждан, имеющих следующие гражданские специальности:
1. бригадир;
2. токарь;
3. радиооператор;
4. учитель;
5. пожарный;
6. воспитатель.
Перечислите наиболее массовые военно-прикладные виды спорта, культивируемые в Вооруженных силах Российской Федерации.
1. автомобильный (мотоциклетный);
2. гребно-парусный;
3. футбол;
4. плавание прикладное;
5. хоккей с мячом;
6. военно-спортивное ориентирование;
7. парашютный спорт;
8. стрельба пулевая;
9. стрельба из лука.
VI. Подведение итогов
Рефлексия урока.
Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
Выводы.
1.Сегодня мы познакомились с мероприятиями, входящими в содержание обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе, вы рассуждали о качествах, которые необходимо формировать в себе для того, чтобы быть готовым служить Отчизне, вносить свою лепту в развитие Российской армии. И все эти качества связаны с понятием патриотизма, человечности, миролюбия, товарищества. Армия по- прежнему является «школой мужества» для большинства молодежи, пройти которую должен каждый мужчина.
2. В общественных организациях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования проводится подготовка по военно- учетным специальностям. Допризывники имеют право на занятия военно-прикладными видами спорта. Несовершеннолетние граждане занимаются по дополнительным программам, имеющим целью военную подготовку.
Вопросы на понимание изученного материала.
1. Что предусматривается в обязательной подготовке гражданина к военной службе?
2.Какими качествами должны обладать военнослужащие, исполняющие обязанности на должностях связи и наблюдения?
3. Для кого предусмотрена подготовка по военно-учетным специальностям?
4. Что предусматривает добровольная подготовка граждан к военной службе?
Домашнее задание.
Используя раздел «Дополнительные материалы», подготовьте сообщение «Порядок подготовки офицеров для прохождения службы по контракту на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования»
Приложение №1
Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает
|
|
|
|
|
Получение начальных знаний в области обороны
|
|
Подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях.
|
|
Военно-патриотическое воспитание
|
|
Подготовка по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата
|
|
Медицинское освидетельствование и медицинское обследование
|
|
Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий
|
Приложение № 2
Подготовка граждан к военной службе
|
|
|
|
Первый период
|
Второй период
|
|
|
|
Подготовка граждан направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности.
|
Подготовка граждан носит целенаправленный характер с учетом рекомендаций по результатам профессионально психологического отбора.
|
|
|
|
Допризывник должен изучить:
|
Призывник должен изучить:
|
|
Совершенствование физических качеств
|
основы военной службы по призыву (по контракту)
|
|
Выработка психологических качеств
|
Основные требования к уровню здоровья при прохождении медицинского освидетельствования
|
|
Умение работать в коллективе и малых группах
|
|
|
Требования к индивидуальным психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям
|
Определение индивидуальных наклонностей и возможностей
|
|
Первоначальный профессиональный отбор(определение склонностей и предрасположенности к определенным профессиям)
|
Спланировать систему индивидуальной подготовки к выполнению обязанностей военной службы.
|
|
|
Получение начальных знаний в области обороны
|
Приложение № 3
Психологическая классификация воинских должностей.
Классы воинских должностей
|
Основные профессиональные качества
|
Примеры воинских должностей
|
Показатели учебной, общественной, спортивной и других видов деятельности
|
Родственные гражданские специальности и должности.
|
1. Командные
|
Быстрота и гибкость мышления, умение ориентироваться в обстановке, быстро принимать решения
Самостоятельность, требовательность, самообладание и выдержка. Разборчивая речь.
|
Командир танка, боевой машины, орудия, отделения, боевого поста. Начальник: станции, поста, пункта, радиостанции, старшина команды.
|
Интерес к изучению основ военной службы и к общественным дисциплинам. Активность в общественно-организаторской деятельности. Лидерство в неформальных группах, шефская работа, воспитание младших детей.
|
Бригадир, звеньевой, мастер, учитель, воспитатель, тренер.
|
2. Операторские
|
Точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, точный глазомер. Устойчивость внимания, оперативная память, аккуратность, эмоциональная устойчивость. Координация движения рук.
|
Наводчики орудия танка, САО, оператор ЗРК, ПТРК, РЛС, ЭВТ, радиометрист, снайпер.
|
Высокая успеваемость по математике, информатике, рисованию. Интерес к выполнению оформительских работ и расчетов. Успехи в спортивной стрельбе. Увлечение коллекционированием, систематизацией различных материалов.
|
Оператор счетных машин, токарь, диспетчер, корректор, кассир, фотограф.
|
3. Водительские
|
Устойчивость и распределение внимания. Двигательная память. Быстрая сенсомоторная реакция, работоспособность. Координация одновременных движений рук и ног.
|
Водитель, механик-водитель (танка, САУ, БМП, БМД), крановщик, рулевой.
|
Интерес к урокам труда, техническим дисциплинам, ручному ремеслу. Окончание автошколы. Увлечение автомотоспортом, лыжными гонками и конькобежным спортом. Занятия в автомотосекциях и кружках.
|
Шофер, тракторист, комбайнер, машинист автокрана, рулевой моторист.
|
4. Связи и наблюдения
|
Острый слух(зрение)
Точность слухового (зрительного) восприятия. Оперативная память. Чувство ритма. Настойчивость, правильная дикция. Подвижность пальцев и кистей рук
|
Радиотелеграфист, телеграфист, радист, телефонист, наблюдатель.
|
Успеваемость по физике, радиотехнике, учеба в музыкальной школе. Участие в художественной самодеятельности, музыкальный слух, хорошая дикция, игра на клавишных инструментах. Занятия в радиокружках, увлечение радиоспортом.
|
Радиооператор, телефонист, оператор, связист, телеграфист.
|
5. Технологические
|
Наглядно-действенное и наглядно образное мышление, склонность к ручному ремеслу, интерес к технике. Самостоятельность. Общеобразовательная и техническая грамотность.
|
Дизелист, моторист, электромеханик, радиомастер, авиамеханик электрик.
|
Интерес к урокам труда, техническим дисциплинам, занятия в технических кружках и секциях.
|
Автослесарь, слесарь-электрик, наладчик станков, кузнец, специалист по ремонту радиоаппаратуры.
|
6. Спецназначения
|
Физическая выносливость, ловкость, координация движения. Сообразительность. Смелость, решительность, самообладание и выдержка, коллективизм.
|
Специалисты воздушно-десантных и десантно-штурмовых войск, разведывательных подразделений, морской пехоты.
|
Занятия физической культурой. Парашютным спортом, прыжками на лыжах с трамплина, прыжками в воду, боксом, борьбой, регби. А так же охота, туризм, спелеология. Стремление к физическому и волевому совершенствованию.
|
Водолаз, пожарный, горнорабочий, спасатель, каскадер, монтажник высотник.
|
7. Прочие
|
Исполнительность. Физическая подготовленность. Удовлетворительное нервно- психическое здоровье.
|
Заряжающий, подносчик боеприпасов, заправщик, стрелок
|
«Моторные» специальности особых требований к человеку не предъявляют.
|
|
Приложение 4
Добровольная подготовка граждан к военной службе предусматривает
|
|
|
|
|
Занятия военно – прикладными видами спорта
|
|
Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан(суворовские училища, нахимовские военно- морские училище и т.д)
|
|
Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах учреждений высшего профобразования, имеющих государственную аккредитацию.
|
Приложение № 5
Технические и военно-прикладные виды спорта
Авиамодельный спорт, соревнования по конструированию и изготовлению летающих моделей(самолетов, планеров, вертолетов и др.) и управление ими
|
Автомобильный спорт, соревнования на гоночных, спортивных, серийных автомобилях (гонки на шоссе и автодроме, ралли, заезды на установление рекордов и др.)
|
Водно-моторный спорт – технический вид спорта, включающий скоростные соревнования и туризм на моторных судах.
|
Воздухоплавание, летание на аппаратах легче воздуха.
|
Гребно –парусное многоборье
|
Подводный спорт, скоростное плавание на различные дистанции, ныряние, ориентирование, туризм и охота под водой с применением специального снаряжения(акваланг, маска, ласты)
|
Пожарно-прикладной (пожарно-спасательный) спорт.
|
|