|
Экологизация процесса обучения и воспитания на уроках биологии и внеурочное время
Экологизация процесса обучения и воспитания на уроках биологии и внеурочное время
Педконцепция
В Национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации указано на необходимость экологизации учебных дисциплин. Экологизация школьного образования должна способствовать решению важной воспитательных задач – выработке у учащихся экологического сознания, экологического мышления, экологического поведения и экологической культуры. Для того чтобы изменить отношение к природе, необходимо изменить прежде всего сознание человека, т.к. на основании экологического сознания развиваются экологическое мышление и мировоззрение.
К концу XX века человечество стало осознавать необходимость существования в согласии с законами природы, что отразилось в виде идеи устойчивого развития. К сожалению, в реальной жизни большинство людей все еще продолжают бороться с природой ради извлечения сиюминутной выгоды, не понимая, что биологическая эволюция будет продолжаться и без человека, а человек не сможет сохраниться, если будет разрушена среда, в которой он сформировался как биологический вид. Эту простую истину должен понять каждый, и понимание этой истины должно проникнуть в сознание человека с самых ранних лет, а затем развиваться и укрепляться. Результатом сформированности определенного уровня экологического сознания является экологическое поведение.
Несмотря на высокий уровень технического прогресса, мы по-прежнему полностью зависим от окружающего нас мира живой и не живой природы. Воспитание любви к своей исторической Родине, охрана природы, решение экологических проблем местного значения на основе интенсивного внедрения краеведческого компонента в изучение биологии, организация научно-исследовательской работы и реализация социально-значимых экологических, природоохранных проектов – реальные, эффективные направления по экологическому образованию и воспитанию школьников, формирования их экологического мышления.
Для выполнения этой работы следует привлекать не только самих учащихся, но и их родителей, учителей предметников и общественность. Только тогда экологическое воспитание может принести плоды и повысить уровень воспитанности общества.
Исходя из вышеописанной актуальности проблемы, были поставлены цели: 1) организовать систему работы по экологическому образованию и воспитанию школьников на уроках биологии и внеурочной деятельности; 2) создание экологически ориентированных уроков биологии; 3) формирование личности через экологизацию воспитания.
Задачи:
1. Формирование активной жизненной позицию учащихся по вопросам охраны природы своего края, собственного здоровья, здоровья окружающих;
2. Расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах;
3. Побуждение и стимуляция к самостоятельной и творческой деятельности;
4. Развитие личностно значимых качеств учащихся;
5. Проведение экологической работы среди родителей;
6. Формирование нравственно-экологического познания через произведения писателей, поэтов, композиторов и деятелей искусства.
Необходимо привить детям соответствующие знания, чтобы в дальнейшем выпускники школ, вступая в самостоятельную жизнь, осмысливали свои действия и всегда помнили, что нарушение одного звена в окружающей среде обязательно повлечет за собой изменения во всей системе отношений человека и природы и отразится на каждом из нас.
Эти знания учащиеся могут получить, изучая дополнительную литературу, смотря научно-популярные фильмы, читая научно-популярные издания (журналы, вестники), снимая собственные видеофильмы. Для учащихся нашей гимназии получению основных экологических знаний способствует, конечно, традиционное преподавание биологии.
Вторым элементом обучения является опыт. Применяя полученные знания, учащиеся, получают новый опыт. Учащиеся используют знания в постановках экологических сценариев, закрепляют, отстаивают свое мнение во время дискуссий на уроках и во внеурочное время, пополняют свой научный багаж на экскурсиях в природу, ученических слетах. Новый практический опыт приобретается в экологических исследованиях. Ребята пишут исследовательские работы на основе личных наблюдений окружающей среды и выступают с ними на научно-практических конференциях учащихся.
Третьим этапом является оценка, т.е. усвоение и принятие определенных позиций по изучаемому вопросу. Четвертый этап определяет конкретные действия. Действия могут быть самыми разнообразными:
1) организация экологических десантов;
2) создание экотропы “Зеленый дом”;
3) исследования различного характера;
4) проектирование;
5) проведение акций “Берегите первоцветы!”, “Птицы - наши друзья”, “В больной природе нельзя оставаться здоровым”;
6) пропаганда экологических знаний через постановку спектаклей;
7) выпуск листовок с целью экологического просвещения населения и т.д.
Вся эта деятельность приводит к осмысленному образованию, интеллектуальному росту и формированию духовного мира учащихся.
Я считаю, что экологически ориентированные уроки биологии более всего способствуют формированию экологического сознания. Такая возможность есть практически на каждом уроке и ее необходимо использовать.
Требования к экологически ориентированному уроку:
Экологически ориентированный урок должен отвечать следующему ряду требований: экологические аспекты должны пронизывать все педагогические цели, стоящие перед системой уроков:
выступать как элемент содержания усваиваемых экологических знаний (образовательная цель);
как совокупность умений, образующих готовность учащихся использовать приобретаемые знания для решения экологических задач (развивающая цель);
как совокупность убеждений и потребностей, побуждающих учащихся к природоохранной активности (воспитательная цель);
Экологически ориентированные уроки должны строиться с учетом следующих принципов:
комплементарности т.е. каждый последующий урок должен дополнять предыдущий и обеспечивать прирост убежденности, самостоятельности, инициативы в природоохранном поведении;
междисциплинарности;
непрерывности;
сочетания глобального и краеведческого подходов;
сочетания восприятия среды с практикой ее охраны.
Однако практика показывает, что только знания не могут стать основой устойчивого развития общества. Необходимо научить детей чувствовать красоту природы и боль при виде её гибели. Знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием. Поэтому я стараюсь использовать, учитывая возрастные особенности школьников, разнообразные формы, методы, приемы, средства в своей работе, которые, воздействуя на эмоциональную и чувственную сферы личности. Это такие разновидности уроков, как:
урок-дискуссия
урок-лекция
урок-семинар
драматизированный урок
урок-конференция
урок-экскурсия
урок, совмещающий экскурсию и ролевую игру
исследовательский урок
интегрированный урок
проблемный урок
На уроках биологии использую разнообразные методы и приемы: логические опорные сигналы, тесты экологического содержания, экологические сказки, загадки, дидактические стихи, рассказы - дилеммы, экологические задачи; формы работы как традиционные, так и инновационные: конференции, круглые столы, диспуты и т.д.
«Экологизация воспитания» включает следующие направления деятельности:
РАБОТА С КЛАССОМ.
1.Ежемесячные классные часы.
Примерная тематика классных часов в течение учебного года:
Сентябрь: Порядок начинается с порога.
Октябрь: Люблю я пышное природы увяданье…
Ноябрь: Здоровье – бесценное богатство.
Декабрь: Елка, елка – ты краса… (о моральном и этическом выборе искусственных и натуральных деревьев)
Январь: Покормите птиц зимой…
Февраль: Глобальное потепление – что это такое?
Март: Привлечение птиц. Необходимо ли это? (ко дню птиц)
Апрель: Чистота Земли начинается с нашего двора (ко дню Земли).
Май: Изучать природу – значит изучать Родину.
2.Ежемесячные внеклассные мероприятия.
Можно выделить следующие формы внеклассной работы:
- индивидуальные занятия;
- эпизодические занятия;
- кружковые занятия;
- массовые мероприятия.
Ниже приведены мероприятия, проводимые в нашей школе.
Сентябрь: Участие в осенней ярмарке школьников. Картины природы на полотнах Шишкина (экологическая беседа).
Октябрь: Мероприятия в рамках недели биологии (КВНы, лекции, беседы). Осенний бал. Уборка территории участка. Посадка кустов и деревьев.
Ноябрь: Генеральная уборка помещения школы. Утепление окон. Укрывание многолетних цветов для зимовки.
Декабрь: Интегрированное мероприятие: Краса природы – русские леса. Устный журнал «Зимушка – Зима». Участие в районной экологической олимпиаде.
Январь: Экология человека: проблемы долгожительства. Экологические аспекты. Законы об охране природы. Участие на Республиканском конкурсе «Зилант»
Февраль: Проведение экологической конференции. Сберечь голубое покрывало планеты. (беседа ко Всемирному Дню воды).
Март: День птиц.
Апрель: Космическая роль растений. Значение для человека. (Интегрированное мероприятие). Природа в произведениях татарских писателей и поэтов. Посадка рассады для цветников. Уборка территории закрепленных участков.
Май: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Генеральная уборка школы.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
1. Проведение родительских собраний на экологическую тематику:
Роль семьи в экологическом воспитании ребенка.
Экологические катастрофы и наша ответственность за них.
Воспитание экологической сознательности в себе и ребенке.
Не проходите мимо…
Наркотика – нет!
Гуманное отношение к природе начинается в семье и др.
2. Проведение индивидуальных бесед с родителями.
3. Проведение круглых столов по обсуждению экологических проблем района.
РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ – ПРЕДМЕТНИКАМИ.
Определение точек соприкосновения материала различных предметов в области экологии (составление экологических задач, рассказов; интеграция процесса обучения на основе экологических знаний)
Проведение интегрированных мероприятий, классных часов.
Организация экологической работы классными руководителями школы со своими классами.
Совместное проведение мероприятий с библиотекарем школы: мероприятия ко Дню птиц, к Всемирному Дню воды, в рамках недели детской книги и др.
«Экологизация воспитания» позволит:
осуществить развитие личностно-ориентированной системы воспитания, раскрытие их природного потенциала;
сформировать школьный банк экологических данных по различным направлениям работы;
-
подготовит учителей, воспитателей, работающих по данной проблеме, для проведения экологической работы;
позволит повысить экологическую грамотность учащихся и родителей;
поможет воспитать новое поколение граждан республики, способных обеспечить всестороннее развитие всех сфер жизни общества с учетом новых реалий.
Но более всего детям нравятся уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий, современных технических средств обучения. Школьникам, особенно, 5-7 класса нравятся конкурсы и игры, которым я придаю экологическое содержание: конкурсы листовок «Спасем пока не поздно!», рисунков «Зеленый мир глазами детей» и другие.
Но решить задачу формирования экологического сознания только на уроках невозможно. Во-первых - в настоящее время количество часов на естественные дисциплины уменьшилось. Если еще 7 - 8 лет назад на такой раздел биологии как «Растения» отводилось 104 часа, то сейчас, при усложнении материала учащимся 6 класса необходимо освоить его за 34 часа! Если раньше ученик рука об руку с учителем основательно изучал строение растения, начиная с органов, то теперь на шестиклассника обрушивается вал информации со сложными терминами. На некоторых уроках школьник должен записать, понять до 20 терминов! А еще увидеть на таблицах, понять связь строения и функции, запомнить практическое значение и т. д. Ребенок не успевает осознать, удивиться, восхититься увиденным, а значит пропустить через душу, полюбить. Этого допустить нельзя.
Во-вторых, как видно из перечисленных форм, методов и приемов, многие виды деятельности только начинаются на уроке, а затем требуют дальнейшего продолжения. Для детей очень важно продолжить начатый на уроке разговор, или дело, для них важно общение с учителем и вне рамок урока. Поэтому начатый на уроке процесс формирования экологического сознания я продолжаю во внеурочной деятельности.
Важнейшая форма экологического образования учащихся – практическое участие их в той или иной экологической деятельности. Наряду с традиционными направлениями экологической работы в наши дни приобретают большое значение систематические наблюдения за состоянием окружающей среды. Включена форма работы с учащимися как проектная деятельность, которая позволяет развивать у учащихся познавательный интерес, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Гипотеза.
Учащиеся должны знать:
определения основных экологических понятий;
о типах взаимодействия организмов; разнообразии биотических связей;
законы конкурентных отношений в природе;
о биосфере как глобальной экосистеме;
-
о месте человека в экосистеме Земли;
о современном состоянии и охране биосферы.
Учащиеся должны уметь:
решать простейшие экологические задачи;
строить графики простейших экологических взаимосвязей;
определять уровень загрязнения воздуха и воды;
проводить простейшие методы мониторинга;
составлять коллекции и гербарии экологического материала;
составлять и выполнять проектные работы по экологии;
охранять флору и фауну.
В этом учебном году:
1) презентации по темам проектов;
2) изучение и познание мира (окружающей среды) путем непосредственного контакта с природой;
3) активную пропаганду здорового образа жизни среди населения путем проведения дискуссий, конференций, постановки спектаклей, КВН, в общении с членами экологических организаций;
4) освещение экологических проблем с помощью средств массовой информации и в школьных стенгазетах;
5) выставки изготовленных коллекций, гербариев;
6) проведение интегрированных уроков, внеклассных мероприятий.
В последние годы активизировалась работа со школьниками, увлеченными биологией и экологией по участию в различных мероприятиях районного, окружного, областного уровней. Причем, мероприятия, в которых принимают участие наши учащиеся, в основном носят исследовательский, краеведческий, природоохранный характер.
Таким образом, системный подход к организации биологического и экологического образования, использование современных образовательных методов и приемов, является наиболее эффективной моделью оптимизации образовательного и воспитательного процесса по экологии в рамках общеобразовательной школы.
|
|
|