Главная страница

Причины и последствия детской агрессии


Скачать 149.94 Kb.
Название Причины и последствия детской агрессии
Дата 09.03.2016
Размер 149.94 Kb.
Тип Документы

Круглый стол для родителей 

Тема «Причины и последствия детской агрессии»





Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит 
с собой как зло, так и добро.

Никколо Макиавелли


Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли...

Эрих Фромм


Цель: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на

поведение ребенка; формировать у родителей культуру понимания проблемы

детской агрессии и путей ее преодоления.

Форма проведения: круглый стол

Вопросы для обсуждения анализ проблемы агрессивности; причины

детской агрессии; родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка;

пути преодоления детской агрессивности; роль семьи в проявлении детской

агрессивности; поощрение, наказание в семье; законы преодоления детской

агрессии; экспресс-анкетирование родителей.

Участники: родители обучающихся, классный руководитель, педагог-психолог.

Подготовительная работа:



  • проведение классного часа «10 моих Я»;

  • анкетирование (см. приложение);

  • подготовка памятки для родителей, выставки рисунков «Мои чувства»;

  • проведение исследования психологической службы по проблеме детской

  • агрессивности.



Ход собрания.

  1. Встречу начинает председатель Управляющего Совета.

Объявляет тему собрания.
Вступительное слово.
Уважаемые родители, участники круглого стола!

Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления

нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления

живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Сегодня мы

сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем

пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев

компьютеров.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют

не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию

проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением

детской агрессии?

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под

контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько

развито в обществе сопротивление агрессии.

Что же это за явление и стоит ли нам о нем говорить? Вы правы, стоит.

А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы,

взрослые, можем помочь детям преодолёть ее.
Полезная информация. Презентация по теме :

«Агрессивное поведение детей. Причины. Профилактика.


Что такое агрессия? Агрессия — это поведение, которое причиняет вред

предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может

проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека

без физического вмешательства).

В психологических словарях агрессия определяется как мотивированное

деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования

людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и

неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее

у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние

напряженности, страха, подавленности и т.п.).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.

Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения

определенной цели. Она очень часто выражается у маленьких детей

(я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.). У старших, т. е. у наших с вами

детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы

причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, ее проявление, путают с настойчивостью, напористостью.

Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем

ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость.

Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые

формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т. д.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей

или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы.

Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе,

отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе,

чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как

враждебное.

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип,

культивируется в семье и средствах массовой информации.

Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях:

крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления.

Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни

в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она

стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам

поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей

не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно

говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им

удобно говорить другое, что вновь навязывается детям. Это приводит к

растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно

или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение

и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребенку:

а) преодолеть трудности;

б) использует в своем арсенале умение слушать ребенка;

в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется

безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью,

враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит

к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое?

Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие

в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом,

жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

а) оно следует немедленно за проступком;

б) объяснено ребенку;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества. Наказывая

ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.



  1. Анализ исследований психологической службы


Выступление педагога-психолога.

Анализ анкетирования

Анализ анкет показывает, что чаще всего школьники анализируют качества

своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются

подчеркивать достоинства своего ребенка не только перед другими людьми,

но и в первую очередь в своем доме, то, безусловно, ребенок будет стараться

проявлять те качества, которые подчеркивают родители в нем.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка,

особенно перед чужими людьми, то ребенку уже нечего терять, порог

стыдливости и ответственности преодолен, следовательно, можно продолжать

повторять делать плохо.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей,

то они в первую очередь связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению

друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и

ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать

это — ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает

уроки мастерства в проявлении агрессии.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей

является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению

к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель

никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его

ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать

методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся

ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания.

Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и

доброжелательной.

Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители

проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно

не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам

и делать поблажки без нужды. Например, если в школе «легкие уроки» и

родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что

ребенку плохо. Через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется

за отца или мать.

Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя

требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и

душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются

посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она

просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование,

если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет

сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого. Разница

только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто,

а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования

к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку

родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье

поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в

воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между

родителями, шантажировать их, врать им.

Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, это приводит

к проявлению агрессивности со стороны ребенка.
Презентация выставки рисунков

Подведение итогов


Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она

оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить

взаимоотношения в своей семье по-новому.

Прослушайте «золотые» правила воспитания, которые, надеюсь,

помогут вам в воспитании вашего ребенка:

Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное

напряжение.

Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они

предъявляются разумно.

К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность

семьи.

Вручение памяток родителям по предупреждению детской агрессивности. 

Литература

  1. Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка.

  2. СПб.: Респекс, 1996.

  3. Дубровина И. В. Мы живем среди людей. - М,, 1989.

  4. Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. — Донецк, 1998.

  5. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник:

  6. профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера,2006.


Приложение

Анкета для родителей 1



  1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным?

  2. В каких ситуациях он проявляет агрессию?

  3. Против кого он проявляет агрессию?

  4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?



Анкета для родителей 2

Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо отметить

те качества, которые у ребенка наиболее выражены и проранжировать

их по степени выраженности в поведении ребенка:



  1. Доброта

  2. Сочувствие

  3. Покладистость

  4. Терпение

  5. Сопереживание

  6. Безразличие

  7. Упрямство

  8. Агрессивность

  9. Нетерпимость

  10. Эгоизм.
    Анкета для обучающихся

    Чаще всего я радуюсь, когда .

    Чаще всего я смеюсь, когда .

    Чаще всего у меня хорошее настроение, когда .

    Чаще всего я плачу, когда.

    Чаще всего я злюсь, когда .

    Чаще всего я обижаюсь, когда .

    Мне хорошо, когда меня .

    Мне плохо, когда меня .


     Анкета для обучающихся




Если тебя наказывают, то...


Если тебя поощряют, то...


Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают








Тест для обучающихся

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите

те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно

быть не более пяти. Я — добрый Я — злой Я — терпеливый Я — нетерпеливый

Я — упрямый Я — безразличный Я — хороший друг Я — умный Я —

помощник Я – обидчивый.

Памятка для родителей 1



  1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

  2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его

  3. душу несбыточных надежд.

  4. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

  5. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

  6. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

  7. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду

  8. чему-либо.

  9. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

  10. Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и

  11. слабостями.

  12. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости

  13. от его учебных успехов.

  14. Помните, что ребенок — это воплощенная возможность!

  15. Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была

реализована в полной мере

 Памятка для родителей 2

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом

и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей

семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка,

будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте

над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок во втором классе,

еще не поздно!
Агрессивность ребенка проявляется, если:

  1. Ребенка бьют;

  2. Над ребенком издеваются;

  3. Над ребенком зло шутят;

  4. Ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

  5. Родители заведомо лгут;

  6. Родители пьют и устраивают дебоши;

  7. Родители воспитывают ребенка двойной моралью;

  8. Родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

  9. Родители не умеют любить одинаково своих детей;

10. Родители ребенку не доверяют;

11. Родители настраивают ребенка друг против друга;

12. Родители не общаются со своим ребенком;

13. Вход в дом закрыт для друзей ребенка;

14. Родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;

15. Родители живут своей жизнью, ребенок чувствует,

что его не любят.
Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале

родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение,

требовательность, честность, открытость, обязательность,

доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора,

ответственность, терпение.