|
Причины и последствия детской агрессии
Круглый стол для родителей
Тема «Причины и последствия детской агрессии»
Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит
с собой как зло, так и добро.
Никколо Макиавелли
Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли...
Эрих Фромм
|
Цель: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на
поведение ребенка; формировать у родителей культуру понимания проблемы
детской агрессии и путей ее преодоления.
Форма проведения: круглый стол
Вопросы для обсуждения анализ проблемы агрессивности; причины
детской агрессии; родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка;
пути преодоления детской агрессивности; роль семьи в проявлении детской
агрессивности; поощрение, наказание в семье; законы преодоления детской
агрессии; экспресс-анкетирование родителей.
Участники: родители обучающихся, классный руководитель, педагог-психолог.
Подготовительная работа:
проведение классного часа «10 моих Я»;
анкетирование (см. приложение);
подготовка памятки для родителей, выставки рисунков «Мои чувства»;
проведение исследования психологической службы по проблеме детской
агрессивности.
Ход собрания.
Встречу начинает председатель Управляющего Совета.
Объявляет тему собрания.
Вступительное слово.
Уважаемые родители, участники круглого стола!
Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления
нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления
живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Сегодня мы
сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем
пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев
компьютеров.
Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют
не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию
проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением
детской агрессии?
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под
контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько
развито в обществе сопротивление агрессии.
Что же это за явление и стоит ли нам о нем говорить? Вы правы, стоит.
А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы,
взрослые, можем помочь детям преодолёть ее.
Полезная информация. Презентация по теме :
«Агрессивное поведение детей. Причины. Профилактика.
Что такое агрессия? Агрессия — это поведение, которое причиняет вред
предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может
проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека
без физического вмешательства).
В психологических словарях агрессия определяется как мотивированное
деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования
людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и
неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее
у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние
напряженности, страха, подавленности и т.п.).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.
Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения
определенной цели. Она очень часто выражается у маленьких детей
(я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.). У старших, т. е. у наших с вами
детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы
причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, ее проявление, путают с настойчивостью, напористостью.
Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем
ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость.
Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые
формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т. д.
Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей
или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы.
Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе,
отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе,
чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как
враждебное.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип,
культивируется в семье и средствах массовой информации.
Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях:
крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления.
Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни
в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она
стала нормой его жизни.
Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам
поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей
не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно
говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им
удобно говорить другое, что вновь навязывается детям. Это приводит к
растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно
или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение
и неприятие.
Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребенку:
а) преодолеть трудности;
б) использует в своем арсенале умение слушать ребенка;
в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется
безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью,
враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит
к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое?
Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие
в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом,
жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:
а) оно следует немедленно за проступком;
б) объяснено ребенку;
в) оно суровое, но не жестокое;
г) оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества. Наказывая
ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
Анализ исследований психологической службы
Выступление педагога-психолога.
Анализ анкетирования
Анализ анкет показывает, что чаще всего школьники анализируют качества
своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются
подчеркивать достоинства своего ребенка не только перед другими людьми,
но и в первую очередь в своем доме, то, безусловно, ребенок будет стараться
проявлять те качества, которые подчеркивают родители в нем.
Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка,
особенно перед чужими людьми, то ребенку уже нечего терять, порог
стыдливости и ответственности преодолен, следовательно, можно продолжать
повторять делать плохо.
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей,
то они в первую очередь связаны с семьей.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению
друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и
ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать
это — ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает
уроки мастерства в проявлении агрессии.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей
является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению
к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель
никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его
ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать
методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся
ситуации.
Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания.
Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и
доброжелательной.
Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители
проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно
не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам
и делать поблажки без нужды. Например, если в школе «легкие уроки» и
родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что
ребенку плохо. Через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется
за отца или мать.
Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя
требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и
душевным состоянием ребенка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются
посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она
просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование,
если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет
сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого. Разница
только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто,
а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования
к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.
В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку
родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье
поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в
воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между
родителями, шантажировать их, врать им.
Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, это приводит
к проявлению агрессивности со стороны ребенка.
Презентация выставки рисунков
Подведение итогов
Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она
оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить
взаимоотношения в своей семье по-новому.
Прослушайте «золотые» правила воспитания, которые, надеюсь,
помогут вам в воспитании вашего ребенка:
Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
напряжение.
Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они
предъявляются разумно.
К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность
семьи.
Вручение памяток родителям по предупреждению детской агрессивности.
Литература
Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка.
СПб.: Респекс, 1996.
Дубровина И. В. Мы живем среди людей. - М,, 1989.
Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. — Донецк, 1998.
Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник:
профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера,2006.
Приложение
Анкета для родителей 1
Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
В каких ситуациях он проявляет агрессию?
Против кого он проявляет агрессию?
Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?
Анкета для родителей 2
Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо отметить
те качества, которые у ребенка наиболее выражены и проранжировать
их по степени выраженности в поведении ребенка:
Доброта
Сочувствие
Покладистость
Терпение
Сопереживание
Безразличие
Упрямство
Агрессивность
Нетерпимость
Эгоизм.
Анкета для обучающихся
Чаще всего я радуюсь, когда .
Чаще всего я смеюсь, когда .
Чаще всего у меня хорошее настроение, когда .
Чаще всего я плачу, когда.
Чаще всего я злюсь, когда .
Чаще всего я обижаюсь, когда .
Мне хорошо, когда меня .
Мне плохо, когда меня .
Анкета для обучающихся
Если тебя наказывают, то...
|
Если тебя поощряют, то...
|
Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают
|
|
|
|
Тест для обучающихся
Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите
те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно
быть не более пяти. Я — добрый Я — злой Я — терпеливый Я — нетерпеливый
Я — упрямый Я — безразличный Я — хороший друг Я — умный Я —
помощник Я – обидчивый.
Памятка для родителей 1
Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его
душу несбыточных надежд.
Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду
чему-либо.
Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и
слабостями.
Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости
от его учебных успехов.
Помните, что ребенок — это воплощенная возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была
реализована в полной мере
Памятка для родителей 2
Уважаемые папы и мамы!
Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом
и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей
семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка,
будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте
над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок во втором классе,
еще не поздно!
Агрессивность ребенка проявляется, если:
Ребенка бьют;
Над ребенком издеваются;
Над ребенком зло шутят;
Ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
Родители заведомо лгут;
Родители пьют и устраивают дебоши;
-
Родители воспитывают ребенка двойной моралью;
Родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
Родители не умеют любить одинаково своих детей;
10. Родители ребенку не доверяют;
11. Родители настраивают ребенка друг против друга;
12. Родители не общаются со своим ребенком;
13. Вход в дом закрыт для друзей ребенка;
14. Родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;
15. Родители живут своей жизнью, ребенок чувствует,
что его не любят.
Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале
родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение,
требовательность, честность, открытость, обязательность,
доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора,
ответственность, терпение.
|
|
|