Главная страница

Анализ политического события как форма самостоятельной работы студента


Скачать 64.18 Kb.
Название Анализ политического события как форма самостоятельной работы студента
Дата 16.02.2016
Размер 64.18 Kb.
Тип Документы

АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Студенты в силу возраста, как правило, уже обладают определенным политическим опытом, достаточно информированы. Они хотят знать не на уровне конспекта лекций, а глубже: понять, что происходит в стране и мире; разобраться в политике государства, гражданами которого они являются; найти ответы на сложные вопросы своего политического бытия, прояснить свою политическую позицию; принять какое-либо (лично для себя) политическое решение. Помочь им в этом наша задача.

На преподавании политологии сказывается и влияние сугубо обыденных, зачастую негативно окрашенных представлений («политика – это зло», «не для средних умов», «демократия – власть народа» и т.п.) и то и дело раздающихся сентенций, вроде: «я вне политики». Эти особенности политической социализации студентов требуют от преподавателя организации не пассивного усвоения готового знания, а активной поисковой учебной деятельности на уровне отработки уже имеющихся у большинства слушателей в результате повседневного опыта навыков политического анализа.

Перед ними ставится задача: при содействии со стороны преподавателя постараться соединить теорию и практику, усвоить навыки политического анализа, без чего не обойтись ни профессиональному политику, ни рядовому избирателю, собирающемуся на выборы.

Эта задача решается сначала лектором при раскрытии такого «политикообразующего» понятия как «социальный интерес». С ним студенты уже сталкиваются на социологии при изучении темы «Социальная стратификация». Да и на основании своих жизненных наблюдений могут выявить сущностные интересы различных социальных групп, вытекающие из их положения в социально-классовой структуре общества. То что политика – это борьба интересов, студенты понимают может быть еще только на интуитивном уровне; приводя примеры из реальной политической практики прошлого и настоящего они в состоянии дополнить рассказ преподавателя. Так делается первый шаг к освоению навыков политического анализа. Важно уже на первой лекции показать, что любое политическое явление затрагивает реальные интересы людей. Быть вне политики – значит, не осознавать свои интересы и не уметь их отстаивать.

Семинарское занятие позволяет в какой-то мере отработать и закрепить этот навык. Для этих целей, как нам представляется, лучше всего подходит метод анализа конкретных политических ситуаций (кейс-стади). Не повторяя характеристики этой технологии обучения, известные по методической литературе, отметим особенности ее применения на семинарском занятии по политологии.

1. Само понятие «политическая ситуация» является одним из основных в политической науке. Политическая ситуация – это некое фиксированное текущее событие, обстановка, явление. Изменение политической ситуации составляет суть политических процессов. Анализ политических ситуаций в развитии, причем достаточно долговременном, их сопоставление, обобщение дает основу для построения политических прогнозов и практических рекомендаций.

Политическую ситуацию составляют порядок (соотношение) расстановки социально-политических сил в обществе с учетом их реального веса, характер их взаимодействия, а также внешние по отношению к политической борьбе факторы – экономические показатели, внешняя политика, даже природные явления и катаклизмы.

2. Для анализа политической ситуации студентам предлагается следующий план (к нему студенты подводятся по ходу чтения лекций).

1) Выявить все социальные группы, организации, политические силы, чьи интересы прямо или косвенно затрагиваются данным событием;

2) охарактеризовать их социальные интересы, выяснить их политические ориентации, изучить программные установки (если речь идет о политических партиях и общественных движениях);

3) определить их политический вес, то есть объем и качество ресурсов политического влияния, находящихся в их распоряжении, по отношению к существующей политической системе;

4) выявить, кто с кем блокируется и ради чего;

5) определить влияние всех внешних факторов;

6) понять, кому могут быть выгодны (не выгодны) данная ситуация и ее изменение;

7) спрогнозировать политические последствия этого события, то есть, к каким изменениям могут привести дальнейшие действия всех заинтересованных субъектов;

8) определить собственную позицию в данной ситуации, диктуемую осознанным интересом, иначе говоря, выработать собственное политическое решение, которое могло бы лечь в основу реального политического поведения студента, когда он станет одним из участников политического события.

Если студенты знают методы политических технологий, задание можно расширить, предложив им продумать дополнительно мероприятия по сопровождению выработанных в микрогруппе политических решений. Таким образом, наряду с аналитической работой, студенты могут спроектировать собственный кейс и даже его смоделировать на практике в рамках учебной деловой игры.

3. Выбор ситуации для анализа студенты осуществляют самостоятельно либо по подсказке преподавателя. При этом не следует предоставлять студентам уже готовый материал (иметь кейсы на все случаи жизни). Почему? Во-первых, политическая жизнь динамична. Гораздо более интересно будет происходить обсуждение текущих событий, затрагивающих повседневные интересы людей, в том числе самих студентов. Во-вторых поиск и сбор максимально возможного объема информации о событии становится хорошей формой самостоятельной работы студентов, позволяет им оперировать различными источниками и средствами такой информации. В-третьих, преподаватель всегда имеет определенный набор кейсов, которые он приводит на лекциях, что облегчает для студента анализ собственных примеров по предложенной схеме. «Задача студента или слушателя – настроиться на работу с информацией в проектном, а не в текущем режиме хроникера,- отмечает Сащенко Н.П.- Слушатель не обязан запоминать все факты и цифры. Он должен научиться за большим объемом информации… увидеть тенденцию, уловить направление, почувствовать нюансы и наметить основной алгоритм действий (1,485).

4. Иногда студенты выбирают для анализа историческое событие. Это оправданно с разных точек зрения. Во-первых, студенты сами устанавливают межпредметные связи; во-вторых, вспоминают и расширяют свои познания по истории; в-третьих, в их распоряжении всегда достаточный объем информации; в-четвертых, имеются уже устоявшиеся оценки этого события и в науке и в общественном сознании. Однако, таким выбором не стоит злоупотреблять, чтобы не ускользала специфика собственно политологического подхода.

5. Иногда, чтобы задать тон и придать интригу обсуждению, преподаватель позволяет студентам анализировать «придуманное» событие, которого не было, но его наступление возможно и тем более желаемо, например, в нем кровно заинтересованы сами студенты (повышение стипендий, введение определенных льгот при поступлении в вуз и т.п.). Подобные события, как показывает практика, обсуждаются более оживленно, да и они помогают студентам лучше понять и сформулировать «свой» интерес. Таким образом уже в учебной аудитории происходит процесс политической социализации студента.

6. Для анализа лучше брать не любое событие (отпуск президента страны – тоже политическое событие), а то, которое связано с принятием закона или иного нормативно-правового акта. Во-первых, так студенты начинают понимать преходящий, социально обусловленный характер права, что любой закон есть результирующая интересов, сталкивающихся в политической борьбе, учатся распознавать эти интересы; во-вторых, для политологов большую практическую и эвристическую ценность имеют те политические ситуации, отношения, которые возникают в результате реализации тех или иных политических решений.

7. Преподаватель может обратить внимание на актуальность политических прогнозов. При этом, учитывая познания студентов по истории, полезно использовать метод исторических аналогий при ответе на п.7 плана анализа политического события. Так, студентов может заинтересовать сообщение преподавателя о том, что кровавые события в Москве в октябре 1993 г. и последовавший за ними роспуск советов можно было бы предположить еще в 1988 г., сопоставив лозунги «перестройки» с лозунгами «демократической контрреволюции» начала 1920-х г.г. После этого студенты самостоятельно находят исторические аналогии для объяснения современных политических событий (обычно связывают Кавказскую войну 19 века и ввод российских войск в Чечню в 1994 г.).

8. Хотя метод кейс-стади не является игровым, элементы игры в нем присутствуют. Преподаватель может при соответствующей подготовке студентов предложить им в процессе обсуждения ситуации в микрогруппе смоделировать работу парламентского комитета, а общегрупповую дискуссию мы иногда представляем как парламентские слушания. В таком случае студенты в своих микрогруппах могут взять на себя роли членов, лидеров парламентских фракций.

Если студенты знают методы политических технологий, задание можно расширить, предложив им продумать дополнительно мероприятия по сопровождению выработанных в микрогруппе политических решений. Таким образом, наряду с аналитической работой, студенты могут спроектировать собственный кейс и даже его смоделировать на практике в рамках учебной деловой игры.

Все это позволяет воссоздать в условиях учебного занятия атмосферу настоящей политической борьбы со столкновением интересов с той лишь разницей, что если политические решения становятся законом для всех, то в учебной аудитории рождается личный выбор, с которым студент вступит в мир политики.

Освоение элементарных навыков политического анализа помогает студентам занять активную жизненную позицию, без чего немыслимо становление гражданского общества в России.
Литература
1. Политология. М., РАГС. 2004.
Опубликовано: Метод кейс-стади в курсе политологии //Наука – агропромышленному производству и образованию: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию УГАВМ - 16-17 марта 2005: Сб. науч. тр. - г. Троицк: УГАВМ, 2005. С.203-206