|
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии.
Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.
Самостоятельная работа это такое средство обучения, которое:
вырабатывает у обучающегося установку на самостоятельное систематическое получение знаний, умение ориентироваться в потоке информации; является методом управления познавательной деятельностью учащихся.
С учетом учебных возможностей обучающихся выделяется четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся :
1 репродуктивная деятельность-воспроизведение информации об объекте и его свойствах, не выходящая за пределы памяти;
2 продуктивная деятельность - есть выход за пределы образца, требует самостоятельных выводов;
3 собственно самостоятельная деятельность - новая ситуация, выработка гипотетических аналогов мышления.
Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.
Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности с целью развития инициативы и творчества обучающегося.
В практике педагоги используют следующие виды самостоятельной работы:
Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.
Решение задач и практические, лабораторные работы.
Доклады и рефераты. Эксперименты.
Книга – один из источников знаний , с которым старшеклассники должны уметь работать самостоятельно. Для учащихся овладение методом работы с книгой позволяет уменьшить им нагрузку на уроке и при подготовке домашних заданий, повысить уровень знаний, привить интерес к внеклассному чтению по биологии.
При работе с книгой использую следующие виды самостоятельной работы:
- постановка вопросов к тексту;
- ответы на вопросы текста, раздела;
- поиск объяснений явлений;
- составление тезисов, синквейнов;
- работа с иллюстрациями учебника;
- составление ОК или таблиц.
Правила написания синквейна:
В синквейне 5 строк:
понятие (одно слово)
прилагательные (два слова)
глаголы (три слова)
предложение (из четырех слов)
существительное (одно слово)
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.
Пример синквейна по данной теме:
1.СПИД
2. Опасный, смертельный.
3. Калечит, уродует, разрушает.
4. Распространяется из–за невежества.
5. Боль.
Работы учеников :
Кровь.
Красная, жидкая,
Движется, распространяет, обогащает.
Без нее не можем жить.
Среда.
А можно использовать по другому:
Среда.
Без нее не можем жить.
Движется, распространяет, обогащает
Красная, жидкая,
ЧТО это?
Кровь.
Пищеварение .
Важное, сложное
Урчит, переваривает.
Шевелится, переваривание длится до 24 часов.
Кишечник.
Более сложный вид творческой работы Китайское стихотворение.
Обычно, китайское стихотворение состоит
из четырех строк:
первая строка содержит начальную фазу;
вторая — продолжение этой фазы;
третья отворачивается от нее и начинает новую фазу;
четвертая объединяет все три.
Это иллюстрирует популярная японская песенка:
«Две дочери торговца шелком жили в Киото.
Старшей было 20, младшей 18.
Солдат может сразить мечом,
А эти девушки — своими глазами.»
Работы учащихся:
Мозг наш белый и серый,
Главный он в нашем теле,
У кровеносной системы 2 круга кровообращения.
Оба нужны в нашем теле.
Включение старшеклассников в создание опорных конспектов облегчает понимание и запоминание нового материала. Сжатое изображение большого объема информации позволяет лучше запомнить изучаемый материал, оптимизировать учебный процесс и трансформировать учебную деятельность по созданию опорного конспекта в деятельность социально значимую. Конспекты, составляемые старшеклассниками, помогают оценить наглядные итоги своего труда, сравнить с другими работами. При этом проявляется внутренняя мотивация к учению, развивается интерес к процессу познания.
Органоиды клетки
Одномембранные Двумембранные Немембранные
Название
Особенности
Функции
2. Связь между органоидами клетки
вакуоли, лизосомы .
ЭПС, комплекса Гольджи .
Митохондрии, ЭПС
ЭПС комплекс, Гольджи, лизосомы
Более простым видом конспекта являются таблицы, например, составленные на основе текста. В начале проводим собеседование на понимание терминов « абиотические» , « биотические»
Зелёная земля (Тайга)
Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы.
Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.
№
|
Абиотические факторы
|
Биотические
|
|
«сумрак», свет \ тень
|
сосны, кедры, пихты, ели;\ флора
|
|
«сыро», влага
|
звериные лапы / фауна
|
|
Заболоченность/ влажность
|
человек
|
|
пахнет сыростью/ ветра
|
|
Часто на уроках использую ЦОР ( Биология 6-9 класс КиМ) кровеносная система , Центральная нервная система( каждый слайд имеет аудиосопровождение, если отключить звук, и используя демонстрацию дать задание « Составьте план или краткий ответ: с 7 класса . Видеосюжет «Приматы» можно использовать для выявления черт сходства в поведении, заботе о потомстве, усложнение организма среди приматов) .
Использую такое задание как написание докладов или составление презентаций.
Формируя у школьников навыки работы с учебником, ПК огромное значение придается дополнительной литературе. Рекомендуется чтение популярной и художественной литературы о растениях, о животных, об организме человека. Привлекает их внимание к научно-популярным журналам. На основе научно – популярной литературы учащиеся делают доклады. Тем самым они самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы. Находят нужный материал, в классе, в школьной библиотеках.
Во время выполнения той или иной самостоятельной работы учащимися учитель контролирует ход работы, делает необходимые пояснения, указывает на ошибки, дает дополнительные вопросы.
|
|
|