Главная страница

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии


Скачать 48.62 Kb.
Название Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии
Дата 05.04.2016
Размер 48.62 Kb.
Тип Книга

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии.

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Самостоятельная работа это такое средство обучения, которое:

вырабатывает у обучающегося установку на самостоятельное систематическое получение знаний, умение ориентироваться в потоке информации; является методом управления познавательной деятельностью учащихся.

С учетом учебных возможностей обучающихся выделяется четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся :

1 репродуктивная деятельность-воспроизведение информации об объекте и его свойствах, не выходящая за пределы памяти;

2 продуктивная деятельность - есть выход за пределы образца, требует самостоятельных выводов;

3 собственно самостоятельная деятельность - новая ситуация, выработка гипотетических аналогов мышления.

Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности с целью развития инициативы и творчества обучающегося.

В практике педагоги используют следующие виды самостоятельной работы:

Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.

Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.

Решение задач и практические, лабораторные работы.

Доклады и рефераты. Эксперименты.

Книга – один из источников знаний , с которым старшеклассники должны уметь работать самостоятельно. Для учащихся овладение методом работы с книгой позволяет уменьшить им нагрузку на уроке и при подготовке домашних заданий, повысить уровень знаний, привить интерес к внеклассному чтению по биологии.

При работе с книгой использую следующие виды самостоятельной работы:

- постановка вопросов к тексту;

- ответы на вопросы текста, раздела;

- поиск объяснений явлений;

- составление тезисов, синквейнов;

- работа с иллюстрациями учебника;

- составление ОК или таблиц.

Правила написания синквейна:

В синквейне 5 строк:

понятие (одно слово)

прилагательные (два слова)

глаголы (три слова)

предложение (из четырех слов)

существительное (одно слово)
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна по данной теме:

1.СПИД

2. Опасный, смертельный.

3. Калечит, уродует, разрушает.

4. Распространяется из–за невежества.

5. Боль.

Работы учеников :

Кровь.

Красная, жидкая,

Движется, распространяет, обогащает.

Без нее не можем жить.

Среда.
А можно использовать по другому:

Среда.

Без нее не можем жить.

Движется, распространяет, обогащает

Красная, жидкая,

ЧТО это?

Кровь.
Пищеварение .

Важное, сложное

Урчит, переваривает.

Шевелится, переваривание длится до 24 часов.

Кишечник.

Более сложный вид творческой работы Китайское стихотворение.

Обычно, китайское стихотворение состоит
из четырех строк:

первая строка содержит начальную фазу;

вторая — продолжение этой фазы;

третья отворачивается от нее и начинает новую фазу;

четвертая объединяет все три.

Это иллюстрирует популярная японская песенка:

«Две дочери торговца шелком жили в Киото.

Старшей было 20, младшей 18.

Солдат может сразить мечом,

А эти девушки — своими глазами.»

Работы учащихся:

Мозг наш белый и серый,

Главный он в нашем теле,

У кровеносной системы 2 круга кровообращения.

Оба нужны в нашем теле.

Включение старшеклассников в создание опорных конспектов облегчает понимание и запоминание нового материала. Сжатое изображение большого объема информации позволяет лучше запомнить изучаемый материал, оптимизировать учебный процесс и трансформировать учебную деятельность по созданию опорного конспекта в деятельность социально значимую. Конспекты, составляемые старшеклассниками, помогают оценить наглядные итоги своего труда, сравнить с другими работами. При этом проявляется внутренняя мотивация к учению, развивается интерес к процессу познания.

Органоиды клетки

Одномембранные Двумембранные Немембранные

Название

Особенности

Функции

2. Связь между органоидами клетки

вакуоли, лизосомы .

ЭПС, комплекса Гольджи .

Митохондрии, ЭПС

ЭПС комплекс, Гольджи, лизосомы

Более простым видом конспекта являются таблицы, например, составленные на основе текста. В начале проводим собеседование на понимание терминов « абиотические» , « биотические»

Зелёная земля (Тайга)

Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.

Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.

Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы.

Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.




Абиотические факторы

Биотические




«сумрак», свет \ тень

сосны, кедры, пихты, ели;\ флора




«сыро», влага

звериные лапы / фауна




Заболоченность/ влажность

человек




пахнет сыростью/ ветра




Часто на уроках использую ЦОР ( Биология 6-9 класс КиМ) кровеносная система , Центральная нервная система( каждый слайд имеет аудиосопровождение, если отключить звук, и используя демонстрацию дать задание « Составьте план или краткий ответ: с 7 класса . Видеосюжет «Приматы» можно использовать для выявления черт сходства в поведении, заботе о потомстве, усложнение организма среди приматов) .

Использую такое задание как написание докладов или составление презентаций.

Формируя у школьников навыки работы с учебником, ПК огромное значение придается дополнительной литературе. Рекомендуется чтение популярной и художественной литературы о растениях, о животных, об организме человека. Привлекает их внимание к научно-популярным журналам. На основе научно – популярной литературы учащиеся делают доклады. Тем самым они самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы. Находят нужный материал, в классе, в школьной библиотеках.

Во время выполнения той или иной самостоятельной работы учащимися учитель контролирует ход работы, делает необходимые пояснения, указывает на ошибки, дает дополнительные вопросы.