|
Давление среды и влияние средств массовой информации
Тема: Давление среды и влияние средств массовой информации.
Цели урока:
1. Учащиеся различают положительное и отрицательное давление среды.
2. Выработать навыки поведения по преодолению группового давления сверстников.
3. Научить способам преодоления отрицательного влияния, связанного с курением.
4. Учащиеся критически оценивают влияние передач, реклам, музыки, отрицательно влияющих на принятие решения.
Оборудование: Плакаты с изображением внутренних органов, пораженных в результате курения.
Формы и методы урока; Беседа, дискуссия, интерактивный метод беседы.
Связь с другими предметами: Психология, русский язык, этика, культура поведения.
Актуальность данной темы:
Сегодня, когда экономика и образование встают на качественно новый уровень развития, необходимо идеологическое воспитание подрастающего поколения. Молодежь теряет ориентиры на своем пути. Создается идеологический, духовный вакуум. Если человек не имеет твердой воли, убеждений, тогда это место занимает чужая воля и идеология. С этой целью представляется возможность научить учащихся выработать собственное мнение, твердые убеждения, укреплять волю.
1. Что такое давление среды?
2. Причины давления , отрицательного влияния.
3. Виды давления (социальное, средства массовой информации:
телевидение, реклама, курение, алкоголь).
4. Практика в умении отказать. Способы отказа.
5. Показ наглядности.
6. Заключение, выводы.
7. Оценки с комментированием.
8. Домашнее задание:(Газетные, журнальные статьи о вреде курения.)
Ход урока,
Приветствие. Название темы урока. Постановка целей урока перед учащимися. Вступительное слово учителя:
Чем обусловлена актуальность данной темы?
Сегодня не прекращается борьба идеологий. Основная цель этой борьбы - завоевание сердец людей, прежде всего молодежи, оказание влияния на сознание личности. Без идеологии человек, общество, государство теряют ориентиры на своем пути. А отсутствие собственного мнения, подчинение чужой воле или идее гораздо страшнее, чем любая экономическая или политическая зависимость. И если где-то возникает идеологический вакуум, то там будет править другая идеология. В связи с этим основным противодействием такой угрозе должна стать значительная активизация духовно-просветительской деятельности в обществе для воспитания граждан нашей страны, особенно молодого поколения, всесторонне развитыми, обладающими твердой волей и убеждениями.
Начало дискуссии.
• Что такое давление среды?
Ровесники - это люди одного возраста. Поскольку в юности человек идентифицирует себя с ровесниками, эта группа играет очень важную роль. Влияние наших ровесников часто определяет, как мы причесываемся, одеваемся, какие фильмы смотрим и даже что едим. Менее очевидным, но очень сильным является влияние наших ровесников на наши убеждения. Это влияние называется давлением среды.
• Приведите примеры отрицательного влияния сверстников?
(не пойти в школу, не чувствовать себя уверенно, не уважать родителей, когда заставляют курить и т. д.)
' К чему приводит такое давление?
Подростки попадают в зависимость, теряют связь с родителями, подрывают здоровье, появляется страх, невроз, вранье, воровство и т. д.
• Определите причины, по которым подростки попадают в такую зависимость?
Почему нас можно заставить делать то, чего я не хочу?
• Страх обидеть кого-либо, если откажешь.
• Страх остаться одному, отверженным.
• Страх угроз, насмешек,
• Не знает, как отказать.
• Неуверенность в себе.
• Низкий статус в группе,
• Низкая самооценка.
Для того, чтобы определить основную причину того, что подростки испытывают на себе отрицательное влияние со стороны, проанализируйте отрывок из сказки «Дюймовочка»:
«Прилетели гости - другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они разглядывали Дюймовочку с головы до ног, барышни шевелили усиками и говорили:
У нее только две ножки! Какое убожество!
У нее даже нет усиков!
- Фи, она похожа на человека! Как она некрасива!
На самом деле Дюймовочка была прелестна. Это находил и майский жук. Но когда все остальные сказали, что она безобразна, он под конец сам поверил этому и не стал держать ее у себя - пусть идет куда знает, решил он».
Вывод; Отсутствие собственного мнения, неумение отстоять собственное мнение, является причиной того, что подростки попадают под воздействие отрицательной среды.
Как нужно реагировать на отрицательное влияние? Практика в умении отказать:
• Мне запрещают делать это...
• Я могу пострадать из-за твоего предложения...
• Я не хочу (не могу)...
• Это будет неудобно...
• Я буду жалеть о том, что сделал...
• Сказать «нет» без объяснения.
• Сказать «нет» и объяснить почему.
• Уйти без объяснения.
• Наиболее эффективным методом отказа от курения является использование медицинской аргументации: это покажет и вашу информированность и произведет воспитательный эффект. Например: Нет, мой иммунитет ослабнет. Нет, карбоксигемоглобин в крови возрастет, а это опасно для моего здоровья, От окиси углерода я могу задохнуться...
Как разобраться в том, что оказываемое на меня давление является отрицательным?
1. Подумать о последствиях...
2. Спросить совета у старших...
3. Важно определить и знать свои ценности и принять решение их сохранить.
Если наши друзья их не уважают - это не настоящие друзья.
Что мы относим к общечеловеческим ценностям и личным ценностям?
• Уважать чужую собственность.
• Поступать уважительно по отношению к другим в обществе.
• Сохранять себя от воздействия алкоголя, табака, наркотиков.
• Сохранять свою честь и достоинство до брака.
Практическое задание в группах по 4 - 5 человек.Каждая группа получает задание, где нужно дать ответ, используя для этого вышеуказанные фразы и выражения для отказа. Ситуацию нужно проинсценировать.
1 группа. Родители купили вам новую шапку. Вам она очень понравилась. Однако в школе
ребята засмеяли вас. Что бы вы ответили?
2 группа. Группа подвыпивших ребят пристают к девушке: «Можно вас проводить?»
Что вы предпримите в такой ситуации?
3 группа. На перемене учащиеся смеются и обсуждают своего одноклассника. Он вам тоже не нравится. Но от их оскорблений вам не по себе. Что вы станете делать?
4 группа. Нужно готовиться к итоговой контрольной работе. Но вечером звонит подруга и приглашает погулять, да к тому же и ребята будут. Что вы сделаете?
5 группа. Тебе предлагают покурить. Пристают очень активно. Разыграйте ситуацию, где нужно использовать эффективные способы отказа.
Считаете ли вы, что использование табака, связано с отрицательным давлением среды?
Какой вред приносит курение?
• Подрывает здоровье. Рак легких, гортани.
• Материально - экономический фактор.
• Психологическая зависимость.
Просмотр наглядности: плакаты с изображением внутренних органов
курильщика.
Продемонстрировать фильтр с никотиновой смолой.
Почему подростки начинают курить?
• Мы говорим о вреде курения, но не называем причины. Знание причин поможет подростку противостоять давлению. А борьба с курением делает ребят просто изворотливее, они начинают обманывать. Итак, причины:
• Подражание сверстникам.
• Любопытство - приводит к привыканию.
• Казаться взрослыми.
• Страх, что будут отвергать.
• Успокаивает нервы.
Однако все названные причины есть ни что иное, как антипричины. Ведь Успокоить нервы можно, занявшись спортом, казаться взрослым - нужно укреплять свою самооценку, и считать себя взрослым, принимать свой возраст, свою индивидуальность. Необходимо принять главное решение: не курить.
Что такое давление средств массовой информации?
Это влияние телевидения, рекламы, музыки, кино, га зет на формирование мировоззрения.
Задание: Проанализируйте высказывание и ответьте на вопрос: как ответственно подходить к выбору средств информации? В чем существует опасность некоторых информативных средств? «Процессы распространения современной информации настолько стремительны, что уже нельзя, как прежде, относиться к ним безразлично, уповая на то, что это не имеет к нам никакого отношения. Не секрет: через посредство какой - нибудь, кажущейся безобидной, музыки, простенького мультфильма или рекламного ролика порой реализуются совершенно определенные и подчас далеко не бескорыстные идеологические цели и устремления.»
Заключение.
Вопросы для обобщения и закрепления материала.
Что такое давление среды?
Каковы причины того, что мы попадаем под отрицательное влияние?
Какое главное решение вы сегодня приняли для себя на классном часе?
Что такое средства массовой информации?
Почему средства массовой информации могут оказывать отрицательное влияние на умы подрастающего поколения?
Приложение:
Тренинг уверенности в межличностных отношениях
УМЕНИЕ СКАЗАТЬ «НЕТ»
Можно ли считать эту особенность поведения недостатком? Стоит ли стремиться к тому, чтобы отказывать в любой просьбе или требовании, которые задевают наши личные права?
Конечно, ответы могут быть разными. Любая нехватка навыков — недостаток, если эти навыки реально требуются, если их 'отсутствие доставляет нам неприятные эмоции. Неумение сказать «нет» часто приводит к довольно сложным и неприятным переживаниям, потому что в результате мы берем на себя невыполнимые обязательства, соглашаемся с работой, которая нам ничего не может дать, в конечном счете — подводим других людей. Наши ближайшие знакомые перестают нас понимать («Ведь сам же согласился!»), мы перестаем понимать себя сами («Ну как же я мог с этим согласиться!»).
Один участник задал мне вопрос: «Из-за моей неспособности ни в чем отказать я постоянно оказываюсь в глупых ситуациях, часто соглашаюсь с тем, чего заранее не смогу сделать, даю обещания, которые не смогу выполнить... Я понимаю, что это плохо, что это портит мои отношения с другими людьми, но где же выход? Ведь любой отказ тоже портит отношения!»
Чаще всего отказ неприятен нашему партнеру. Но это не повод, чтобы со всем соглашаться. Ведь просьбы и требования бывают глупыми, оскорбительными, незаконными. Часто сказать «нет» просто необходимо — по психологическим, юридическим, медицинским причинам.
Неумение сказать «нет» иногда становится большой психологической проблемой. Человек пьет значительно больше, чем хотел бы, потому что не может отказать не в меру хлебосольным друзьям, раздаст деньги в долг, не имея сил отказать в просьбе, выполняет массу ненужной ему работы по той же причине.
Упражнение. СБОР СИТУАЦИЙ ПО ТЕМЕ «КОНФЛИКТНЫЙ РАЗГОВОР.
Материалы: По три бланка для записи ситуаций на каждого из участников. Время: Обсуждение — 5—10 мин. на каждого участника.
Инструкция:(1)
«Было ли в последнее время так, что вы не смогли отказать другому в просьбе или требовании, хотя внутренне сильно не хотели выполнять эту просьбу (требование)? Можете ли вы вспомнить ситуацию, когда вы не смогли сказать «нет», и это привело к очень неприятным для вас последствиям?
Пожалуйста, запишите эти ситуации на бланках.
(2)
«Пожалуйста, прочитайте нам описание ваших ситуаций».
Обсуждение: К чему привело ваше неумение сказать «нет»?
Что помешало нам отказать в просьбе?»
Комментарий
Обычно участники ссылаются на то, что отказ обидит партнера и к нему нельзя будет самому обратиться с просьбой, Я отвечаю, что те люди, которые никому не отказывают, сами с просьбой обращаются крайне редко. Налицо некоторая несправедливость.
Хорошо или плохо со всем соглашаться? Конечно, если близ кий человек о чем-то просит, то оно ему, наверное, для чего-то нужно. Но что-то мы делаем охотно, что-то — не очень, а бывают и вещи, которые нам делать неприятно, которые мы не хотим или физически не можем сделать. Партнеру безусловно нужна информация об этом.
Особенность отказа близким людям в там, что он должен быть очень мягким. Это — скорее информирование о наших желаниях и чувствах, чем отказ.
Предполагается, что если межличностные отношения существуют, то достаточно просто проинформировать партнера о своих чувствах, своем отношении к предмету просьбы и предоставить ему самому принимать решение — настаивать ли на своей просьбе или решить проблему иным образом.
Итак: близкий человек просит вас сделать что-то, что вам делать неприятно, не хочется или чего вы вообще сделать не сможете.
Схема: Отказ в просьбе
Шаг 1: Вы обнаруживаете неудовольствие, раздражение по поводу просьбы партнера:
Это — безусловная предпосылка для мягкого отказа. Вы, собственно, и не отказываетесь, а только сообщаете о своем раздражении партнеру.
Шаг 2: Скажите «нет»: говорите о своих чувствах.
Используйте местоимение «Я»; «Мне это будет неприятно»; «Меня это немного злит»; «Мне это не нужно»; «Меня это не интересует»; «Я это могу сделать только при крайней необходимости»
Кратко и четко поясните, почему это именно так, дайте краткое обоснование отказу. Обоснованием отказа могут здесь служить только ваши чувства или изменения в ваших отношениях с партнером в случае выполнения просьбы.
Шаг 3: Пауза для выслушивания партнера. Вы делаете паузу,то есть молчите, спокойно выслушиваете партнера, пока он не договорит.
Шаги 4-6: Повторы,
Повторите свою мысль, но обязательно — с учетом слов партнера и только в том случае, если ваше решение отказать не изменилось.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Инструкция участникам : «Ваша задача состоит в том, чтобы
точно следовать схеме отказа». Скажите «нет»,затем уточните, что именно вы не будете делать, затем, сославшись на неприятные чувства, почему вы этого делать не будете. Будьте последовательны и настойчивы. Не давайте втянуть себя в дискуссию».
Инструкция группе: «Следите, пожалуйста, за тем, чтобы разговор шел по существу и не переходил в плоскость личных оценок и извинений.
Обсуждение
«Что вам мешало сказать «нет»? Как реагировал партнер на вашу настойчивость?
Какие способы компенсации отказа вы видите?»
Комментарии
Умение сказать «нет» прекрасно подходит для тренировки настойчивости. Если участник очень легко поддается на провокации партнера, то я ему просто пишу текст на карточке и предлагаю повторять этот текст до тех порт пока партнер не устанет. Поверьте, многим это очень и очень помогает приобрести уверенность, хоть со стороны и выглядит довольно смешно.
|
|
|