|
Администрация управление образования о. Муром
Администрация
управление образования о. Муром
Проект по организации совместной исследовательско – поисковой деятельности учащихся и их родителей
«Под крышей дома своего»
Никитина Татьяна Васильевна
Учитель истории и обществознания,
МБОУ «СОШ № 28»
20012-2013
Кто воздвигает тебя к небесам?
Только САМ
Кто низвергнет тебя с высоты?
Только ТЫ
Где куются ключи к твоей судьбе?
Лишь в ТЕБЕ
Чем расплатишься за проигранный бой?
Только СОБОЙ
Актуальность
Каждая эпоха ставила свои идеалы воспитания. Защитник Отечества, слуга царю, строитель коммунизма, свободная в своем самоопределении и развитии личность. Идеалы разные, но в основе всегда лежит процесс воспитания ребенка. Как соединить социальный заказ с интересами и возможностями маленькой личности? В нашей стране, после развала коммунистической идеологии, в смутные 90-е, была востребована личность свободная в свое самоопределение. Сейчас общество и государство, поставленное перед новыми опасностями современной цивилизации, вынуждено признать необходимость смены ориентиров в области образования и воспитания. Возникла необходимость установление единых стандартов для образовательного и воспитательного пространства.
С этой целью и была выдвинута Президентская инициатива «Наша новая школа». Она определила процесс воспитания «как комплексную социально-педагогическую технологию, цель которой поддерживать развитие человека, общества и государства, содействовать решению стоящих перед ними проблем». Определены ценностные основания современной государственной политики:
СПРАВЕДЛИВОСТЬ;
СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий;
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА;
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР;
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ;
ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ;
ЗАБОТА о младших и старших;
ПАТРИОТИЗМ;
ВЕРА в РОССИЮ;
ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ.
Очень важно, что впервые определены субъекты национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций которые должны направить свои усилия на нравственное развитие личности. Что включает в себя развитие?
ЭТО:
личностная культура;
социальная культура;
семейная культура.
Личностная культура включает в себя:
Готовность и способность к нравственному совершенствованию (стремление становиться лучше)
Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать мысли, намерения, поступки
Способность к самостоятельным действиям и поступкам на основе морального выбора
Способность к преодолению трудностей, жизненный оптимизм
-
Осознание ценности человеческой жизни, физического, нравственного, духовного здоровья
Семейная культура включает в себя:
Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы Отечества и государства
Понимание и поддержание таких устоев семьи как любовь, взаимопомощь, забота, ответственность за другого
Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
Социальная культура включает в себя:
Осознание себя гражданином России на основе общих национальных ценностей
Ответственность перед Отечеством перед будущими поколениями
Адекватное восприятие ценностей общества (прав человека, гражданского общества)
Способность к сознательному самоопределению: личностному, профессиональному, гражданскому
Забота о преуспевании единого многонационального российского народа
Одной особенностей данной инициативы является , что впервые вводится и определяется понятие воспитательной среды. Она складывается из
Социально-воспитательной среды, содержащей символы российской государственности и символы субъекта РФ;
Эколого-воспитательной среды;
Эстетической среды;
-
Культурно-воспитательная среда, отражающей культурные ценности российской нации
А также создание локальной школьной воспитательной среды (школьный музей, летопись класса).
Теоретическая база.
Создавая свою воспитательную систему, учитывала не только нормативно- правовые требования и современные стандарты воспитания, но и возрастные психологи-педагогичские особенности моего класса. Возраст 13- 14 лет предполагает необходимость активного, деятельностного участия в делах класса, семьи, города и в целом страны. Естественно едущей педагогической идеей является деятельностный подход в обучение и воспитание.
Деятельность человека – есть необходимый и ведущий фактор его развития. Деятельность становится развивающей, если она способствует удовлетворению базовых интересов и потребностей человека.
В своей работе опиралась на труды Дж.Дьюи, Эльконина Д.Б., Выготского Л.С., Ворожцовой И.Б, Н.Алексеев, Н.Сибирская, А.Хуторской,
Г. Селевко
Концепцию «учение через деятельность» выработал Дж. Дьюи. В основе принципы:
1. учет интересов учащихся;
2. учение через мысли и действия;
3. познание и знание – следствие преодоление трудностей;
4.свободная творческая работа и сотрудничество.
Деятельностное начало соотносится с направленностью деятельности на личность, которая и должна каким-то образом развиться в результате осуществления ею самостоятельной поисковой деятельности. Определять мотивы, потребности, цели своей деятельности, умение действовать - это должно привести к личностному росту учащегося.
Особая роль отводится учителю. Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от него только направление собственного движения.
На практике это можно реализовать через проектную методику.
Большинство авторов определяют проектную методику как осознанную, целенаправленную, поэтапную деятельность, заканчивающуюся созданием определенного продукта.
“Внутренняя деятельность постоянно включает в себя отдельные внешние действия и операции, а развитая внешняя практическая деятельность – действия и операции внутренние, мыслительные. В их общности и выражается целостность жизни” (У. Дьюи). Очень важно, осознавать, что ощущение своей индивидуальности (Ich-Gefuhl), осознание личностных результатов труда лишь ярче проявляются и усиливаются в коллективном творчестве (Wir-Gefuhl), способствуя созданию положительной мотивации. Использую методы технологии проектирования:
1.Методы поисково-познавательной деятельности.
2.индукции, дедукции.
А также приемы: коллективной творческой деятельности, моделирование различных ситуаций, в основе которых лежит принцип ориентировочной основы действий.
Содержание данной технологии включает интегративность всего воспитательного пространства моих учеников, не только друг с другом, но и с другими участниками общечеловеческой деятельности.
Именно данный подход позволяет в комплексе решать главную задачу педагога – определить индивидуальную траекторию развития ученика и сопровождать его по этой траектории развития в соответствии с интересами и потребностями личности учащегося
Необходимым становиться творчество человека, основаное на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании, нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде
Практическая часть.
Проект по организации совместной исследовательско – поисковой деятельности учащихся и их родителей
«Под крышей дома своего»
Цель проекта:
формирование и духовно-нравственное развитие личности гражданина России.
Задачи:
создание совместной деятельности всех участников воспитательного процесса;
развитие навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся;
воспитание патриотизма и гордости за свою Родину;
формирование основных компетенций школьников;
социализация учащихся.
Ожидаемые результаты:
выпуск информационных бюллетеней « Поиск» и «Книги памяти»;
сплочение классного коллектива;
выпуск буклета «Школьный музей»;
размещение материалов на Интернет – сайтах: «Школа № 28» и «Афганское братство».
Практические навыки:
-
Умение планировать поисковую деятельность;
навыки систематизировать материал и информацию;
самостоятельно находить и анализировать источники информации;
презентовать результаты своего труда;
работать в коллективе;
вырабатывать совместную стратегию действий и оптимально реализовывать себя и свои возможности.
Наша деятельность началась с совместного заседания учащихся и их родителей, где был разработан план нашего проекта. Вот его основные пункты.
Создание инициативной группы «МЫ»
Составление плана проекта
Начало поисковой работы
Систематизация материала
Составление сметы
Работа со спонсорами
Оформление материалов
Презентация итогов работы
Защита проекта
Реализация проекта.
Класс был разделен на 7 групп, каждая разрабатывала и реализовывала свой проект. В каждой группе был выбран руководитель проекта. Это учащийся класс, а его помощниками стали сами ребята и их родители.
В свой классный проект мы включили дела, которые выбрали для себя наши группы. Это:
Его имя носит наша школа.
Мы живем на Казанке.
Герои войны и труда. 65-летию Великой Победы посвящается.
Река имен.
Традиции школы.
Герои среди нас.
Вахта Памяти.
Успешной реализации нашего проекта способствует, что в нашей школе в 2009 года создан школьный музей «ПО СЛЕДАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ». Создана локальная школьная воспитательной среды для успешной социализации детей. Важно отметить, что ребята являются участниками группы «ПОИСК», которая ведет большую поисковую работу в нашем микрорайоне. Разработаны и проводятся экскурсии для учащихся нашей школы, а также школ города. Частыми посетителями являются родители и жители Казанки. Под руководством старшего научного сотрудника нашего Муромского краеведческого музея Горской А.Н. ребята учатся музейному делу.
В ходе выполнения проекта ребята осваивают новые виды деятельности:
учебно-исследовательскую;
поисково-конструкторскую;
творческую.
Мы определили круг нашего ближнего взаимодействия с социумом.
М
Совет школы
Учителя и ветераны школы
МООВА
«БОЕВОЕ БРАТСТВО»
Ы
Кос № 3
Музей системы образования о.Муром
Родительский комитет класса
Жители микрорайона
Классные коллективы
Иваньковская школа.
В течение года каждая группа реализовывала свой проект и итогом их деятельности стали конкретные дела и мероприятия, проведенные нами в 2009-20010 учебном году. Стоит отметить, что при реализации дела группа могла использовать ресурсы всего класса и очень часто ребята и их родители становились участниками нескольких проектов.
За 2009-20010 год:
Проведена экспедиция в деревню Иваньково, В школу, где учился герой Советского союза Б.Ф. Модин. Его имя носит наша школа. Отчет о проведение экспедиции в приложении.
Сбор материалов об участниках Великой Отечественной войны нашего микрорайона и пополнение списков в нашей школьной «Книге Памяти»
Дополнены родословные семей.
Разработка и выпуск буклета «Школьный музей».
Подготовка и проведение экскурсий в школьном музее.
Подготовка и участие в факельном шествии посвященному Великой Победе.
Поздравление с Днем победы ветеранов и участников войны.
Участие в благотворительных концертах, проводимых совместно с КОСом №3 для ветеранов войны, также участников локальных войн.
Совместно с молодежным парламентом о. Муром составление и уточнение базы данных о муромлянах – участниках локальных войн.
Проведение семинара для классных руководителей о. Муром о системе работы в нашем классе по реализации проекта «Под крышей дома своего»
Традиционны в нашей школе это отряд «БАРАБАНЩИК», и участие классных коллективов в школьном КОНКУРСЕ БАЛЬНОГО ТАНЦА. ( см. Приложение )
Для успешного формирования «Я-концепции» был реализован проект «РЕКА ИМЕН». Ребята выясняли закономерность и связь имени человека с его поведением и пытались построить вектор своего будущего.
Наш проект долгосрочный. Рассчитан на 3 года с 2009 по 20011 год. За прошедший год мы реализовали 2 этапа.
Аналитический .
Организационно – исполнительный.
Предполагаем в следующем учебном году:
Провести коррекцию своего проекта.
Расширить сферу деятельности и сферу взаимодействия с окружающем миром.
Включить в нашу деятельность вопросы профессиональной ориентации. Так как наши родители в большинстве работают на Ж/Д ст. Муром они предложили организовать новое направление нашего проекта - МЫ БУДУЩИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ. Летом мы ездили на Детскую Ж/Д в Нижний Новгород и в течение недели осваивали разные ж/д специальности. Нами было решено продолжить знакомство с профессией наших родителей.
Адресность.
Тема моего опыта будет интересна учителям новаторам, педагогам дополнительного образования, а также работникам сферы образования и всем работающим с детьми.
Литература.
Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2
Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. – Ижевск: Удмуртский университет. 2000
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996
Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. – М.: Педагогика. 2000
Имакаев В.Р. Образование и ось времени // Философия образования и реформа современной школы. – Пермь. 2002
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-ое изд. – М. 1977
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.1946
Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М. Институт практической психологии, Воронеж:НПО “Модек”. 1995
Фестиваль 2006/2007: Фокин Ю.Г., доктор технических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы. Теория и технология обучения. Деятельностный подход, учебное пособие, М: издательский центр «Академия», 2007.
Дидактическая система деятельностного подхода. Разработана авторским коллективом Ассоциации «Школа 2000…» и опробированная на базе Департамента образования г. Москвы в 1998-2006.
Л.Н. Алексашкина, доктор пед. наук. Институт содержания и методов обучения РАО. Деятельностный подход в изучении истории в школе. «Преподавание истории и обществознания в школе» №9, 2005, стр. 10-20.
Источник: http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=419748
|
|
|