|
«Предупреждение дисграфии в начальных классах школы»
Большакова А.В.
Тема: «Предупреждение дисграфии в начальных классах школы».
Для предупреждения нарушения чтения и письма в начальных классах школы в логопедической группе проводятся различные профилактические мероприятия.
В первую очередь специальными логопедическими приемами исправляется произношение дефектных звуков и уточняется артикуляция имеющихся. Так же отрабатываются слова сложные по своей звуко-слоговой структуре.
Развитие артикуляторных навыков и фонетического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава слова. При недостаточной форсированности фонетического слуха дети с нарушением речи допускают разнообразные ошибки: пропуски букв, не дописывание букв или слогов внутри слова.
Часто дети не слышат ударные и тем более безударные гласные. Поэтому для предупреждения подобных ошибок во время занятий на начальном этапе используются следующие упражнения: определение наличия звука в слове, определение положения звука в слове (начало, середина, конец) определения порядка и количества гласных в слове. В дальнейшем дети учатся выполнять схему звукового состава слова, дифференцируя звуки на гласные - согласные, твердые - мягкие, глухие – звонкие.
В это же время дети в практическом плане усваивают термины: слог, слово, звук, предложение. Узнают, что каждый слог содержит гласный звук, а в слове столько же слогов, сколько гласных звуков.
Больше внимания уделяется упражнениям на преобразование слов путем замен, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения (слогослияние, а не произношения отдельных звуков). Так же дети учатся подбирать слова на определенный звук, слог, на заданную звуко-слоговую схему.
-
Важно научить детей «членить» предложения на слова, определять количество и порядок слов в предложении. Дети учатся составлять предложения по картинке, по заданному слову и разбирать эти предложения, по словам - т.е. уметь составлять схему предложения. Обязательно нужно учить детей слышать и выделять предлог в предложении. Необходимо упражнять детей в обратном подборе предложений на заданную схему.
Для хорошего овладения письменной речью необходима достаточная сформированность мелкой моторики руки. Для развития ручной маторики используются различные штриховки, обводки, раскраски, рисование различных узоров и другие упражнения.
Для предупреждения нарушения письменной речи необходимо комплексное воздействие, что обеспечивает дальнейшую хорошую обучаемость в начальных классах школы.
|
|
|