|
Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития Слайд №1
Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития
Слайд № 1.
Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Особенно это актуально для детей с задержкой психического развития. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Постепенно внешние ориентировочные действия, связанные с телесными ощущениями переходят во внутренний план. Этот процесс охватывает все дошкольное детство.
Телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. С естественной необходимостью его реализации связаны у ребенка чувства радости, наслаждения от движений, от освоения разнообразных действий. Возможность движения, практических действий для ребенка – одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий.
С особым удовольствием ребенок выполняет движения и действия, связанные с творческими заданиями – воплощением различных образов. Звучащие музыкальные образы вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Воспитатели и педагоги знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы, хороводы или просто произвольные движения под музыку.
Слайд № 2
В коррекционные группы нашего ДОУ поступают дети как с различными клиническими формами ЗПР, так и с «педагогической запущенностью». Эта группа разнородна как по характеру проявлений недостатков развития, так и по степени отставания в психофизическом развитии.
Задержка психического развития у дошкольников характеризуется:
отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы;
отставанием в развитии высших психических функций;
отставанием в развитии двигательной сферы;
недостаточностью сенсомоторной координации;
общей моторной неловкостью;
импульсивностью;
эмоциональной неустойчивостью;
повышенной утомляемостью;
снижением знаний и представлений об окружающем мире.
Слайд № 3
Музыкально–ритмическая деятельность – вид музыкальной деятельности, построенный на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм.
Многие музыканты-педагоги (Ж. Далькроз, К. Орф, Н.Г.Александрова, Н.А.Ветлугина, Е.В. Конорова и др.) отмечали важную роль музыкально-ритмической деятельности, как синтетической по своей природе, для формирования художественного творчества у дошкольников в период бурного развития воображения, фантазии, образного мышления - основных психических процессов, обеспечивающих успешное формирование художественно-творческих способностей в различных видах эстетической деятельности.
В частности, заслуга Далькроза прежде всего в том, что он увидел в музыкально – ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. В комплексе ритмичных упражнений основой является музыка, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движение и дает четкое представление о соотношении между временем, пространством и движением.
Карл Орф в 1978 году создал систему тембрового ритмического воспитания на основе звучащих жестов – притопов, хлопков, щелчков. Использовал музыкальную игру как основной вид музыкально-ритмического движения, рекомендовал частое включение речи для создания различных тембров.
Слайд № 4
Трудно переоценить значение музыкально–ритмической деятельности при работе с детьми с задержкой психического развития. Ведь эта деятельность помогает воспитывать детей, дает возможность познать мир. У ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир; формирует свободу в творческом мышлении, даёт возможность импровизировать, отдавая взамен эмоциональные реакции – радость, удовольствие; выполняет функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.
Слайд № 5
Основная цель занятий с детьми с ЗПР музыкально-ритмической деятельностью – это психофизическое развитие ребенка, формирование средствами музыки ритмичных движений, разнообразных умений, способностей, коммуникативных качеств.
Слайд № 6
Каковы же задачи музыкально – ритмической деятельности?
Это:
развитие музыкальности;
развитие двигательных качеств и умений;
развитие творческих способностей;
развитие и тренировка психических процессов;
развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.
Остановимся на всех этих задачах поподробнее.
Слайд № 7
Под развитием музыкальности подразумевается:
развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение и характер, и понимать содержание;
развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
развитие музыкальной памяти.
Слайд № 8
Понятие «развитие двигательных качеств и умений» подразумевает
развитие ловкости, точности, координации движений;
развитие гибкости и пластичности;
воспитание выносливости и развитие силы;
формирование правильной осанки, красивой походки;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Слайд № 9
Творческие способности - это
потребность самовыражения в движениях под музыку;
коммуникативные качества;
творческое воображение и фантазия;
умение импровизировать.
Слайд № 10
Развитие и тренировка психических процессов - это
Слайд № 11
Развивать нравственно-коммуникативные качества личности, это значит развивать:
умение сопереживать людям, животным;
умение вести себя в группе во время движения;
чувство такта и культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Слайд № 12
Программы музыкально-ритмического воспитания в ДОУ предусматривают следующие разделы ритмики:
музыкально-ритмические упражнения;
танцы, пляски, хороводы;
музыкальные игры.
Слайд № 13
Среди музыкально ритмических движений большое место занимают музыкально - ритмические упражнения. Дети с задержкой психического развития часто не справляются с основными движениями ( ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях ( устремленная или пружинная ходьба, широкий или высокий бег, поскоки и т.д.) Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.
В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков. В данный раздел ритмики входят также упражнения на разнообразные построения, движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д.
Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.
В контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться в осваиваемом им мире – мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.
Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма, я использую на занятиях различные упражнения, имеющие яркий эмоциональный настрой. Все начинается с ходьбы и маршировки. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. Дети учатся ориентироваться в пространстве и коллективе, в поворотах, в маршировке спиной, назад, к центру. Постепенно включаю в движение различные звуки, слоги, слова. Например, в упражнение «Лыжники», дети, имитируя ходьбу на лыжах, одновременно под музыку ритмично произносят звук «м-м-м », а упражнение «Самолет» сочетается с дыхательно-голосовым упражнением на звук «л-л-л». Ходьба на носках и пятках в упражнении «Маме надо отдыхать» и «пяточки» сочетается с пением.
Для того чтобы ритмические упражнения не принимали гимнастический характер, каждое из движений «одушевляю» какой-либо программой. Каждое упражнение имеет образное название: маховые движения – «волны», «великаны», «дровосек», «мельница; пружинные движения - «танец-приглашение», «гномы», «зеркальце»; плавные движения-«осенние листья», «ветви», «лебеди». Это создает условие для естественного выявления моторных реакций. Двигательные упражнения в каком-либо образе воспитывают свободу воображения, фантазию, развивают творческие способности, учат воспринимать музыку как целостный образ. Все эти упражнения являются подготовительными и в дальнейшем включаются в игры, пляски, хороводы.
Слайд № 14
Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой.
Слайд № 15
Основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные свободные, характерные, сюжетные, парные танцы, танцы с пением.
Парные танцы использовать довольно сложно: они требуют координации движений партнеров в парах, а дети с задержкой психического развития часто выполняют такие движения каждый в своем темпе. И все же отказаться от них нельзя, так как правильно подобранный танец может многому научить: развить внимание, ориентировку в пространстве, чувство ритма, координацию движений, а еще – механизм подстройки движений к музыке и к движениям партнера.
Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с ЗПР, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивать темп движения: а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т.е. гораздо чаще, чем другие виды танцев. При выборе танцев с пением и хороводов необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект.
Использование сюжетных, характерных танцев зависит от состава группы и двигательных умений детей. Эти танцы обычно исполняются небольшой группой детей или даже индивидуально, а значит, легче решить, кому из детей удобнее их исполнять.
Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений – по сути, процесс освоения закономерностей музыкальной формы, действенное средство развития у детей музыкально-слуховых представлений. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности:
метрическую пульсацию; чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей; смысловые интонационно-ритмические акценты; кульминации и спады мелодических «волн» – линий и т.д.
Движения помогают ребенку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, воплотить, реализовать заложенные в интонационной драматургии музыкального произведения пространственные, двигательные, тактильные, зрительные ассоциации.
Движения и фигуры в танцах, представленных в программах по музыкально – ритмической деятельности для детей, очень простые, несложные для запоминания. В основе танцевальных сюжетов – образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения индивидуальных решений в рамках коллективного взаимодействия. В таких танцах часто есть игровые сюжеты, что, во-первых, облегчает их запоминание, а во-вторых, способствует выработке выразительных движений, соответствующих определенным эмоциональным состояниям.
Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Освоенные в танце, эти движения могут стать для детей своеобразными моделями, эталонами этикета в естественном процессе общения. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.
Слайд № 16
Игра, относящаяся к музыкально–ритмическим движениям, является основным видом деятельности дошкольников. Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.
Известно, что игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.
В музыкальном воспитании чаще всего используются игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические игры.
Сюжетные инструментальные игры отличаются яркими музыкально-игровыми образами. В этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Все это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сюжетом.
Несюжетные инструментальные игры обычно включают элементы соревнований, с их помощью решаются двигательные задачи – ритмические и творческие.
Игры с пением. С помощью этих игр можно формировать интерес к музыке и пению, развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, чистоту интонирования, а также решать коррекционные задачи( нормализация психических процессов и свойств, тренировка двигательного аппарата, упорядочивание темпа движения и пения). С их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения.
Игры со словом развивают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность, голосовые возможности детей, координацию движения со словом.
Слайд № 17
Имеют место следующие принципы отбора музыкального репертуара для детей с ЗПР:
художественность, динамичность, стройность выражения музыкального образа;
мажорный характер музыкального сочинения, побуждающий к движению;
разнообразие тематики, жанров музыкальных произведений;
разнообразие движений.
Слайд № 18
Принципы отбора музыкально-ритмических заданий:
доступность (основным условием является преемственность и постепенность усложнения задач)
индивидуализация (задача: улучшить врождённые способности и задатки)
постепенное повышение требований (условие: чередование нагрузок с отдыхом)
систематичность (непрерывность, регулярность занятий)
повторяемость материала (при многократных повторениях образуется двигательный стереотип)
наглядность (показ и объяснение педагога)
Слайд № 19
Методы и приемы обучения детей с ЗПР:
наглядный метод используется как взаимодействие слухового и наглядно–зрительного анализатора;
-
метод показа - разучивание новых движений;
метод иллюстрированной наглядности;
-
словесный метод должен быть кратким, точным, конкретным;
практический метод - многократное повторение музыкально – ритмических движений;
-
импровизационный метод;
игровой метод - подбор игры, отвечающей задачам, содержанию занятий по возрасту;
концентрический метод, при котором педагог определяет
танцевальные движения, вновь возвращается к пройденному.
Слайд № 20
Этапы обучения танцу:
Весь процесс обучения детей делится на 3 этапа.
1. Начальный этап обучения упражнению (отдельному движению).
2. Этап углубленного разучивания упражнения (движений, музыкально-ритмических композиций)
3. Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу.
Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений.
Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
Главным условием обучения на этом этапе является – целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.
На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль.
Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
Слайд № 21
Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают музыкальный опыт и начало творчества. Приобретение первичных умений ритмико-двигательных навыков, умения правильно и художественно точно двигаться приносят ребятам истинную радость. При этом у ребят раздвигаются рамки художественного видения мира. А простые и привычные действия преображаются в танцевальные, становятся имитацией поведения нужного художественного образа, который воплощается в том или ином виде музыкальной деятельности. Обычные, всем хорошо знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получая соответствующее музыкальное оформление, приобретают требуемую поведенческую окраску и тем самым трансформируются в воодушевленные эмоциональные процессы.
Спасибо за внимание!
БИБЛИОГРАФИЯ
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. М., 1983.
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967.
Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце // Дошкольное воспитание, 1991. - №12. – с.47 – 55.
Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л., 1975.
Руднева С., Фиш С. Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1972.
Степанова Л. Бальные танцы. – М., !972.
Субботина Л. Развитие творчества у детей. – Ярославль, !996.
Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.П.Ветлугиной. – М., 1972
|
|
|