|
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
ОБЖ Лекция – практическое занятие.
Раздел 2 Основы безопасности личности, общества, государства.
Тема: Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.
Терроризм и экстремизм - чрезвычайные опасности для общества и государства. ЧС – социального характера.
Дата:
Место проведения: кабинет ОБЖ.
Количество часов: 2 часа.
Цель: выяснить общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях, в чем заключается профилактика насилия, познакомится с понятиями терроризм и экстремизм, с опасностями, которые они несут обществу и государству, с правовой основой общегосударственной системы противодействия терроризму в РФ, выяснить принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.
Развивающие цели:
формирование интеллектуальных умений – анализировать, сравнивать, делать выводы – на основе изучения учащимися правил личной безопасности в криминогенных ситуациях , понятий: терроризм и экстремизм; важность противодействия террористической и экстремистской деятельности; формирование правильного отношения к личной БЖ.
формирование общеучебных умений;
работа с наглядным материалом, оформление в тетрадях схем, записей.
Воспитательные цели:
воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет
усвоения новых понятий.
План:
Общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях.
Правила безопасного поведения в лифте, в подъезде, на улице.
Профилактика насилия.
Понятие терроризма и экстремизма.
Правовая основа общегосударственной системы противодействия терроризму в РФ.
Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.
Подведение итогов учебного занятия.
Д/з.
ТСО и материалы: компьютер с мультимедийным проектором и экраном;
Плакаты: «Правила поведения в криминогенных ситуациях»; «Основные вопросы по противодействию терроризму».
Презентации: «ЧС социального характера. Защита населения от террористических актов и массовых беспорядков».
Видео: «Правила поведения в ситуациях криминогенного характера».
Литература: учебники: ОБЖ, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, стр. 115-126,
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Учеб. Для общеобразовательных учреждений. Под ред. Смирнова А.Т. – 5-ое издание,
перераб. – М. «Просвещение», 2013.
Тип учебного занятия: изучения нового материала.
Форма организации учебного занятия: лекция - беседа- самостоятельная работа.
Ход учебного занятия:
1урок. Преподаватель предлагает студентам решить ситуационную задачу (5 минут):
В школе замечен посторонний человек, который ведет себя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Задача: что надо делать ученику, если он заметил такого человека?
(Ответ обучающегося : Ученики наблюдают за террористом, не привлекая его внимания, и обязаны быстро сообщить об этом человеке дежурному учителю или охраннику. Дежурный учитель должен сообщить об этом охраннику и позвонить в милицию, причем не по телефону «02», а в местное отделение милиции. Охранник должен попытаться задержать террориста и удерживать его до прихода милиции.)
Преподаватель, выслушав мнения студентов, определяет правильный ответ, далее формулирует цель учебного занятия.
«На занятии выясним общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях, в чем заключается профилактика насилия, познакомимся с понятиями терроризм и экстремизм, с опасностями, которые они несут обществу и государству, с правовой основой общегосударственной системы противодействия терроризму в РФ, выясним принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.
Люди становятся жертвами насилия вследствие собственной беспечности и незнания правил личной безопасности.
Однозначных рекомендаций на все случаи жизни при попадании в криминогенные ситуации нет, так как они зависят от многих факторов. Поэтому целесообразно использовать известные примеры, имевшие место в вашем городе, районе, населённом пункте. Опираясь на известные факты, выработайте свою точку зрения на правила поведения в той или иной ситуации. Вы можете обсудить любые ситуации, которые считаете наиболее актуальными для вас.
Приведём рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в ряде наиболее характерных криминогенных ситуаций.
( Преподаватель разбивает обучающихся на отдельные группы (8- 9 групп, с учетом сильных и слабых обучающихся, предлагает выбрать в каждой группе эксперта, раздает каждой группе плакаты и карточки с заданиями, предлагает обсудить в группе ответ на поставленные вопросы, подготовить план своего выступления на 2-3 минуты. Время на подготовку 5 минут. ) (35 минут):
Гр. Общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях (рассмотреть по плакату):
Старайтесь не попадать в опасные ситуации, угрожающие вашей жизни и здоровью.
Не ходите одни в отдалённые и безлюдные места.
Не принимайте подарки и угощения от незнакомых людей.
Не пускайте посторонних в свою квартиру.
Не садитесь в чужую машину.
Не входите с незнакомым человеком в лифт.
Соблюдайте правила безопасного поведения в общественных местах и в толпе.
Будьте бдительными: не трогайте незнакомые подозрительные предметы.
Нападение в лифте (рассмотреть самостоятельно по плакату)
По плакату сообщить номера телефонов экстренной связи.
Оказавшись в безопасности, немедленно позвоните в органы
правопорядка по телефону 02 или по единому номеру 112 для вызова экстренных оперативных служб с любого телефонного аппарата сообщите, что с вами произошло, точный адрес, а также приметы и направление ухода нападавшего. Можно также воспользоваться телефонами экстренных служб сотовых операторов, например, для абонентов «Билайн» это 001, 002, 003, 004, для абонентов «МТС» - 010, 020, 030, 040.
Гр. Нападение в подъезде (рассмотреть по плакату):
Если дом оборудован домофоном, перед входом в подъезд вызовите свою квартиру и попросите родителей вас встретить.
Не выходите на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
При угрозе нападения поднимите шум, привлеките внимание соседей, постарайтесь выскочить на улицу.
При внезапном нападении оцените ситуацию и по возможности защищайтесь любым способом. Попытайтесь ошеломить нападающего, чтобы выиграть время, пока подоспеет какая-либо помощь.
Оказавшись в безопасности, немедленно сообщите о случившемся родителям и позвоните в органы правопорядка.
Остерегайтесь заходить в подъезд с незнакомым человеком!
Гр. Безопасность на улице (рассмотреть по плакату):
Следует избегать кратчайших маршрутов, пролегающих через глухие дворы, пустыри, стройки, лесопосадки и другие малолюдные места.
Хорошо изучите дорогу домой, имейте несколько вариантов движения.
Если вы оказались в малолюдном тёмном квартале, то идите посередине улицы.
Необходимо знать, где на вашем пути находится ближайшее отделение правоохранительных органов.
Если вам необходимо возвращаться домой в тёмное время суток, позвоните домой, чтобы вас встретили.
Лучше идти по улице в тёмное время в группе, вышедшей из автобуса, метро, электрички.
Переходить по подземному переходу лучше в группе.
Идти безопаснее по краю тротуара навстречу движению.
Увидев впереди группу людей или пьяного, лучше перейти на другую сторону улицы или изменить маршрут.
Если кто-то пытается с вами заговорить, не ввязывайтесь в разговор. Сделайте вид, что спешите, и идите в направлении освещённого и многолюдного места.
Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, то разумнее перейти на другую сторону улицы.
Гр. Профилактика насилия (рекомендации для девушек)
Чтобы не подвергнуться насилию, необходимо соблюдать ряд общепринятых правил.
Всегда предупреждайте родственников о том, куда вы идёте, и просите их встретить вас в вечернее время.
Назначайте свидание только в многолюдных и хорошо освещённых местах.
Носите свободную одежду и обувь. Не провоцируйте насильников вызывающей одеждой.
Имейте при себе средства самообороны (газовый баллончик) и самозащиты (свисток).
Избегайте на своём маршруте строек, пустырей, плохо освещённых улиц.
Почувствовав преследование, оглянитесь. Не ввязывайтесь в разговор с посторонними, идите в направлении освещённого многолюдного места.
Если вы решили бежать, делайте это быстро и внезапно.
Не забегайте в подъезды, подземные переходы, глухие дворы.
С ближайшего телефона-автомата позвоните в органы правопорядка по номеру 02 или по единому номеру 112 для вызова экстренных оперативных служб о нападении и попросите о помощи, указав приметы преследователя и ваше местонахождение.
Помните, что наиболее часто встречающаяся ситуация изнасилования не уличное нападение, а любовное свидание.
Будьте осмотрительнее при случайных знакомствах.
Не садитесь в машину с незнакомыми людьми.
Собираясь в гости, предупредите родителей.
В гостях ведите себя пристойно. Помните, что по статистике до 55% потерпевших в момент совершения на них посягательства были в нетрезвом состоянии.
Фронтальная беседа. (5 минут):
– Криминогенная ситуация – что это такое и каковы её признаки?
– Где и в какое время чаще всего складываются криминогенные ситуации?
– Назовите формы провоцирующего поведения, привлекающего внимание
преступников и хулиганов.
– Как предупредить нападение хулиганов вблизи подъезда?
– Как вести себя на улице в тёмное время суток?
– Назовите безопасное расстояние от края тротуара.
– Как нужно вести себя при нападении хулиганов?
(Далее демонстрируется в идео: «Правила поведения в ситуациях криминогенного характера»).
Криминальный, криминогенный — значит преступный. Жизнь показывает, что соблюдение основных правил безопасного поведения: предвидеть опасности, избегать их по возможности, действовать грамотно и решительно — позволяет уберечь себя от преступлений.
(Рассмотреть по плакатам: Что называется «преступлением», с какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних.)
Дать какие-либо конкретные рекомендации на все случаи жизни практически невозможно.
Можно только отметить, что предвидеть криминогенную ситуацию гораздо проще, чем действовать в ней.
2 урок. Преподаватель: Рассмотрим правила безопасного поведения в криминогенной ситуации (20 минут):
5. Гр. Правила безопасного поведения в криминогенной ситуации. Чтобы не стать жертвой хулиганов, грабителей и маньяков, необходимо соблюдать ряд правил (рассмотреть по плакату).
1. Не находиться одному на улице в темное время суток. Если вы вынуждены возвращаться поздним вечером, позвоните домой, и пусть кто-то из взрослых встретит вас.
2. Выбирайте безопасный маршрут, не искушая себя желанием «проскочить» проходными дворами или безлюдными улицами.
3. Безопаснее всего идти ближе к краю тротуара навстречу движению транспорта и видеть подъезжающие машины. Если автомобиль начинает двигаться рядом, разумнее перейти на другую сторону улицы.
4. Никогда и ни при каких обстоятельствах не садитесь в машину к незнакомым и малознакомым людям.
5. Никогда не заходите в чужие дома и квартиры, если вас даже будут убедительно просить о помощи. В такой ситуации вы можете предложить вызвать милицию, службу спасения или «скорую помощь».
6. Подходя к подъезду дома, будьте максимально внимательны, особенно поздно вечером или ночью. Убедитесь, что за вами никто не идет.
7. Не входите в лифт с незнакомыми людьми. Не стойте прямо перед дверью лифта, отойдите чуть в сторону, чтобы вас не могли туда втолкнуть.
8. Если заметили, что кто-то преследует вас, звоните в двери соседей и зовите на помощь.
9. Если, кроме вас, никого нет дома, никогда не открывайте дверь незнакомым.
10. Если же вы оказались в чрезвычайной ситуации — столкнулись лицом к лицу с преступником, нужно постараться запомнить его приметы, по которым его можно задержать. В целях безопасности рекомендуем вам: по первому требованию уличного грабителя отдать деньги; не тянуть к себе сумку, если ее вырывают, не вступать в пререкания. Говорить спокойно и медленно и быть уверенным в себе. Если возможно, то изменить свой маршрут и постараться уйти в безопасное место.
4. Преподаватель обобщает: В настоящее время, к сожалению, особую опасность представляет терроризм как индивидуальный, так и организованный. Эта форма агрессии отличается разнообразием методов и приемов и в первую очередь вызывает у людей страх и панику. Жертвами становятся безвинные люди.
Распространенными террористическими актами являются захват заложников и транспорта, похищение людей, убийства в результате взрывов в местах массового скопления людей. Чтобы в какой-то мере предупредить возможность теракта, необходимо проявлять максимальную осторожность по отношению к подозрительным предметам, человеку или группе людей, вызывающим подозрения своим неадекватным поведением. Если же возникла опасная ситуация, то необходимо соблюдать выдержку и не допускать паники. Мировой опыт по борьбе с терроризмом подтверждает правильность таких рекомендаций.
6. Гр. (рассмотреть по плакату).
Терроризм — угроза обществу .
Терроризм — это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей.
Терроризм осуществляется в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений выгодных террористам.
Терроризм как явление политической жизни практически не обошел своим вниманием ни одну страну в мире. Только за последние 15 лет террористами было убито больше людей, чем погибло на протяжении всех наполеоновских войн. В большей или меньшей степени от терроризма пострадали люди во всех уголках земли.
Понятий экстремизм происходит от латинского слова «крайний».
Экстремисты, занимая агрессивную позицию в обществе, преступают грань дозволенного моралью и законом. В случае перехода за эту грань их поступки по степени общественной опасности квалифицируются как криминальные.
Наиболее уязвимы и подвержены влиянию экстремистской идеологии не учащиеся и работающие подростки, а молодые люди с низким уровнем образования, культуры и правосознания, избытком свободного времени и отсутствием общественно – значимых интересов.
7.Гр. (рассмотреть по плакату).
Правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации составляют (рассмотреть по плакату):
Конституция Российской Федерации;
общепризнанные принципы и нормы международного права;
международные договоры Российской Федерации;
федеральные конституционные законы;
Федеральные законы «О безопасности», «О противодействии терроризму»,
«О противодействии экстремистской деятельности»;
нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
Концепция внешней политики Российской Федерации;
Военная доктрина Российской Федерации;
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации;
нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.
Преподаватель обобщает: Эти законы и акты создают (составляют) правовую основу для защиты государства, общества и каждого гражданина от экстремизма и терроризма. Знание основного содержания этих законов и актов поможет вам самостоятельно оценить события и явления общественной и вашей повседневной жизни с позиции укрепления общественной и личной безопасности, принять правильное решение об участии или неприятии каких-то действий, которые делают вас невольным соучастником нарушения закона. Вас намного сложнее будет ввести в заблуждение относительно последствий того, что вы делаете, и того, к чему вас могут призывать сторонники экстремизма и терроризма.
Итак, знание законов поможет вам сделать сознательный жизненный выбор и не стать жертвой преступников.
Преподаватель поясняет «Основные принципы противодействия экстремистской деятельности»:
Противодействие экстремистской деятельности основывается на таких принципах, как:
- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
-законность;
-гласность;
-приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
-приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
-сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
-неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.
8 -9.Гр. (рассмотреть по плакату).
Преподаватель поясняет: Далее рассмотрим какие способы, методы и средства применяются в террористической деятельности.
(Демонстрирует слайды презентации«ЧС социального характера. Защита населения от террористических актов и массовых беспорядков». )
Просит перечислить :
Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.
Противодействие терроризму — комплексная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций в пределах их компетенции, установленной национальным законодательством, с использованием мер правового, политического, социально-экономического, идеологического и иного характера, направленная на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений террористического характера, на осуществление уголовного правосудия в отношении террористов, на минимизацию последствий актов терроризма.
К настоящему времени в мировом сообществе и в Российской Федерации сформировалось устойчивое мировоззрение и выработались основные принципы противодействия терроризму и экстремизму.
Совет Безопасности ООН 20 января 2003 г. на своём заседании принял Декларацию о борьбе с терроризмом, в которой подтвердил, что:
- терроризм во всех своих формах и проявлениях представляет собой одну из наиболее серьёзных угроз международному миру и безопасности;
- любые акты терроризма преступны и не имеют оправданий вне зависимости от их мотивов, когда бы и кем бы они ни совершались, и подлежат безоговорочному осуждению, особенно в тех случаях, когда они носят неизбирательный характер или когда от них страдают гражданские лица;
- существует серьёзная и возрастающая угроза доступа террористов к ядерным, химическим, биологическим и другим потенциально смертоносным материалам и их использования ими и поэтому существует необходимость усиления контроля за этими материалами.
Терроризм можно победить лишь путём применения в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций и международным правом, устойчивого всеобъемлющего подхода, включающего активное участие и сотрудничество всех государств, международных и региональных организаций, а также путём активизации усилий на национальном уровне.
Преподаватель перечисляет (5 минут): « Основные принципы противодействия терроризму»:
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
7) приоритет мер предупреждения терроризма;
8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приёмах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
11) недопустимость политических уступок террористам;
12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Выводы:
Преподаватель (в ходе беседы выясняет ): Что необходимо, чтобы чувствовать себя уверенно при возникновении криминогенных ситуаций?
Обучающиеся отвечают:
Чтобы чувствовать себя уверенно при возникновении криминогенных ситуаций, необходимо:
научиться прогнозировать события;
всегда стараться избегать опасных ситуаций;
если есть возможность убежать, бежать немедленно;
освоить несколько приёмов самообороны и в случае необходимости быть готовым защищать себя всеми доступными средствами.
Практическое занятие (по группам) (10 минут):
Студентам предлагаются ситуации возможного теракта, в которых обучающиеся должны представить свои действовать.
Обучающиеся делятся на группы, у каждой группы своё задание (раздаются карточки с заданиями). Представитель от каждой группы дает предполагаемый ответ. Обучающиеся из других групп делают свои дополнения.
Преподаватель в ходе ответов дает оценку, комментирует ответы студентов, сообщает правильный ответ.
Эпизод первый. В учебном заведении замечен посторонний человек, который ведет себя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Вопрос : что надо делать студенту, если он заметил такого человека?
(Ответ: Ученики наблюдают за террористом, не привлекая его внимания, и обязаны быстро сообщить об этом человеке дежурному учителю или охраннику. Дежурный учитель должен сообщить об этом охраннику и позвонить в милицию, причем не по телефону «02», а в местное отделение милиции. Охранник должен задержать террориста и удерживать его до прихода милиции)
Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозрительную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Задача: что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?
(Ответ: Ученики, обнаружившие коробку, обязаны сообщить об этом дежурному учителю или охраннику. При этом им строго настрого запрещается открывать коробку, выдергивать антенну, менять положение коробки — наклонять ее, приподнимать, вообще прикасаться к ней, пользоваться вблизи коробки мобильным телефоном. После обнаружения коробки учащиеся должны запомнить место, где она находится, и быстро отойти от нее. Охранник, получив сообщение от учащихся, обязан сообщить об этом по телефону директору школы и действовать по его указанию.
Дежурный учитель, кроме звонка директору, обязан сообщить об этом в милицию, МЧС, объявить эвакуацию из здания школы.
Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстрелом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.
(Ответ: Заложники должны сидеть тихо, опустив голову, не смотря на «террористов», проявлять сдержанность, ни в коем случае не протестовать и не плакать, не проявлять даже признаков паники.)
Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи заплесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, не привычную заложникам. Им дают пищу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.
(Ответ: Заложники должны всю пищу взять и съесть, т.к. другой пищи у них просто не будет. Отказ от пищи может разозлить «террористов», и те могут либо лишить заложников пищи и воды вообще, либо пойти на какие-то карательные меры.
Эпизод пятый. Учащиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы — ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?
(Ответ: При штурме заложники должны закрыть глаза, лечь на пол лицом вниз, закрыть голову руками, а перед этим защитить органы дыхания защитными повязками, изготовленными из подручных материалов — из шарфов, платков, как головных, так и носовых, элементов одежды)
7.Подведение итогов занятия, объявление оценок (5 минут):.
8. Домашние задания (5 минут)::
1. Определите, какие места в вашем городе считаются опасными и почему. Продумайте, как это можно учесть при следовании в техникум и из техникума домой, а также при необходимости посещения других мест в городе (перечислить в рабочей тетради).
2. Решите ситуационную задачу: «Вас застала темнота на загородной улице. Рядом с вами останавливается машина, и незнакомый водитель просит вас сесть в салон автомобиля и показать дорогу. Ваши действия?»
3. С помощью средств массовой информации и Интернета подготовьте сообщение на тему «Криминогенная обстановка в городе (районе) моего проживания».
Приложение.
Карточки (раздаточный материал):
Эпизод первый. В учебном заведении замечен посторонний человек, который ведет себя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Что надо делать студенту, если он заметил такого человека?
Эпизод второй. Обучающиеся находят на территории учебного заведения подозрительную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?
Эпизод третий. Обучающиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстрелом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Как правильно вести себя в данной ситуации?
Эпизод четвёртый. Обучающиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи заплесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, непривычную заложникам. Им дают пищу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Как правильно вести себя в данной ситуации?
Эпизод пятый. Обучающиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы — ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?
|
|
|