|
Фигуры человека в движении
6 класс. Тема урока: Фигуры человека в движении.
Цель урока: формирование навыков в рисовании фигуры человека в движении.
Задачи урока:
-формировать практические навыки в изображении фигуры человека с использованием схем;
-развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность;
-воспитывать любовь и интерес к искусству.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование к уроку: ноутбук, мультимедиапроектор, таблицы с схематичным изображением фигуры человека в движении.
Зрительный ряд: презентация «Красота фигуры человека в движении», тематическая таблица с изображениями набросков фигуры человека.
Литературный ряд: отрывок из первой части «Евгения Онегина» А.С.Пушкина
Материалы и принадлежности к уроку: альбом, простой и цветные карандаши.
Ход урока:
1.Организациоенный этап.
Проверка готовности к уроку.
2.Введение в тему урока.
Все уроки первой четверти посвящены изображению человека. И сегодняшний урок не исключение. Мы продолжаем осваивать правила изображения фигуры человека на плоскости, повторяем и закрепляем полученные знания, а также изучим новые приёмы изображения фигуры человека.
3.Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока - «Красота фигуры человека в движении». Для многих ребят бывает сложно передать движение на плоскости.
Цель урока - научиться рисовать фигуру человека в движении с использованием вспомогательных схем.
4.Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке мы говорили об изображении фигуры человека в истории искусства, а также о различных представлениях о красоте человека в определённые исторические периоды.
-Какие древние культуры мы вспоминали? (Египет, Грецию)
Слайд1
-Что можно сказать об изображении человека в искусстве Древнего Египта?
-Что в изображении фигуры вам кажется неестественным? (плечи развёрнуты в фас, а голова и ноги в профиль)
Слайд 2
-Перед вами произведения искусства уже другой эпохи. Где они были созданы? (В Древней Греции. Вазы украшали росписями с изображениями спортсменов. Уже тогда древнегреческие художники достаточно точно передавали движение)
Вот знаменитая скульптура древнегреческого скульптора Мирона «Дискобол».
-Что можно сказать об изображении человека в искусстве Древней Греции?
( пропорциональные соотношения частей фигуры спортсмена)
-Что такое пропорции? (соразмерность, отношение частей тела между собой)
Античное искусство показывает красоту физически совершенного тела человека.
5.Формирование новых знаний.
1) Беседа о красоте человека.
С древних времён красоту человека люди видели в его силе, гармонии пропорций, подвижности, гибкости. И для наших дней физическая красота человека – великая ценность. Каждый человек хочет быть красивым. Искусство утверждает подлинные представления об этом.
Человек всегда был и остаётся главной темой в искусстве. Представления о красоте человека менялись в истории искусства, и каждая эпоха, как мы увидели, находила художественные формы отражения своих представлений о ней.
У людей разные фигуры, и красота не одинакова. Красивыми люди могут быть по-разному. Совсем разная красота у мужчины и женщины, у ребёнка и взрослого. У силача-тяжелоатлета одна красота, выражающая его силу. У ловкого, тонкого гимнаста, у балерины - в лёгкости и грации
Слайды 3-4 «…Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна…» А.С.Пушкин
Но в этом разнообразии, безусловно, есть что-то общее.
-Как вы думаете, что?
Строение фигуры у всех сходное.
2)Повторение и закрепление знаний.
Вспомним правила строения фигуры человека.
-Какую часть от роста человека занимает размер головы? (у взрослого примерно 1/7 или 1/8)
-Какая линия делит фигуру пополам? (линия бёдер)
-Какова ширина плеч?
-Какова длина рук?
Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роль каркаса в строении фигуры. Передавая форму тела, полезно намечать каркас для облегчения передачи движения.
3)Демонстрация приёмов рисования фигуры человека в движении при помощи схем) (на доску помещаются таблицы – схемы).
Сначала рисуем как бы проволочный скелет, а затем превращаем его в человека, наращивая объём. С помощью таких человечков легко передать любое движение. А такие весёлые человечки, нарисованные с помощью овалов, тоже помогают передать разнообразные движения. Эти человечки очень пригодятся нам на следующих занятиях.
6. Постановка художественной задачи.
Сегодня мы рассматриваем фигуру человека в движении, говорим о красоте движений. Попробуем нарисовать фигуры спортсменов или балерин. В них хорошо просматривается строение, и, конечно же, по роду занятий эти люди всегда находятся в движении. Ваша задача, используя схемы передать движения фигур, когда наиболее полно ощущается динамика. Например, при беге или прыжке.
-Напомните, что такое динамика?
Слайд 5 Э.Дега «Балерина»
«…Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит.
Летит как пух от уст Эола.
То стан совьёт, то разовьёт,
То быстрой ножкой ножку бьёт…» А.С.Пушкин
Как вариант, можно изобразить две контрастные фигуры, например «Тяжелоатлет и гимнастка», «Силач и балерина», как показал в своей картине Пабло Пикассо.
Слайд 6 «Девочка на шаре»
И в реальной жизни мы можем увидеть очень разные, вполне контрастные фигуры. Обратите внимание на фото.
Слайд 7
Динамическая пауза
7. Практическая работа.
Этапы работы:
-выбор формата, наиболее полно отвечающего замыслу будущей работы;
-лёгкая разметка фигур карандашом с использованием схем;
-наращивание объёма;
-прорисовка одежды.
Комментарии учителя:
-В каждом виде спорта есть наиболее типичные позы, движения, которые часто повторяются. Их можно взять для композиции. Фигуры намечаются обобщёнными, главное, на что обращается внимание- соблюдение пропорций.
В помощь предлагается таблица со схематичными изображениями фигуры человека в движении.
Слайд 8
8. Подведение итогов и анализ работ.
На сегодняшнем уроке мы попытались нарисовать фигуру человека с передачей движения. Движения получились самые разнообразные. С этой сложной задачей нам помогли справиться весёлые человечки. Такие схемы можно использовать при рисовании человека в дальнейшем. Движением можно показать не только внешнее состояние человека, но и внутреннее – радость, грусть, задумчивость и т.д. Что мы и попытаемся сделать на следующем уроке. Человек – самый интересный объект изображения. В разные эпохи художники воспевали красоту человека как физическую, так и духовную. Процесс этот постоянный, продолжается он и сейчас.
9. Домашнее задание.
Подготовить иллюстративный материал с изображением людей в разных состояниях: размышлении, задумчивости, сосредоточенности, грусти, радости и т.д.
|
|
|