Содержание
Введение.
1. Теоретические основы и задачи музыкально - ритмического воспитания 2. Музыкально - ритмическое творчество 3. Виды музыкально - ритмической деятельности
4. Методика обучения музыкально - ритмическим движениям
5. Общие примеры обучения музыкально - ритмическим движениям
Используемая литература
Введение
«Каждое упражнение должно быть не только средством для достижения цели, но и самоцель, эта самоцель делала бы каждый день полным и счастливым…» Айседора Дункан.
На современном этапе педагогической теории и практики уделяется особое внимание развитию творческой личности. Именно данное качество формирует неординарное отношение к рукотворному миру, миру природы и человеческих отношений. Творчество - это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества. Творчество изначально заложено в каждом ребенке, но как важно своевременно создать необходимые условия для его проявления. Многие психологи (Дубровина И.В., Петровский А.В., Теплов Б.М.) давали свои определения творчества, но все они сводились к тому же, что творчество это деятельность человека, которая создает нечто новое, оригинальное. Л.С. Выготский подчеркивал, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в самом процессе. Музыковед и композитор Б.В.Астафьев говорил о музыкально-творческих навыках, т.е. предполагал, что творчеству надо учить. Вопросы музыкального творчества детей дошкольного возраста в нашей стране волновали многих ученых-исследователей. В конце 30-х - начале 40-х годов широкое распространение получил термин «музыкальное творчество ребенка». Педагоги давали ему разноречивое толкование. Чаще всего это понятие раскрывалось как создание детьми определенной «продукции» - сочинение мелодии песен, движений в плясках, играх. Педагогам еще не были ясны пути руководства детским музыкальным творчеством, эти вопросы возникали и обсуждались многие годы. Н.А. Ветлугина доказывает, что музыкальное творчество детей это действенный и активный путь формирования эстетического отношения у ребенка ко всему окружающему, путь художественного освоения им жизни. Детское музыкальное творчество имеет большой диапазон. Оно активизирует фантазию ребенка, побуждает к достижению самостоятельно поставленной цели, к поискам для воплощения своих замыслов в разных формах, способствует обучению. Следовательно, музыкальное творчество детей - важнейший вопрос эстетического воспитания. Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст. Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях. Творческие проявления детей в движениях под музыку являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками. Музыкально – ритмические движения (ритмика) - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз ( 1865— 1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.
1. Теоретические основы и задачи музыкально - ритмического воспитания
Швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз разработал в конце XIX в. систему музыкально-ритмического воспитания. Осознав активную двигательную основу музыкально-ритмического чувства, Жак-Далькроз подчинил движение ритму различных музыкальных произведений и определил путь эмоциональной передачи движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей, а также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре - прообразе будущей серьезной жизни. Жак-Далькроз считал, что музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека. Единство музыки и движений активно проповедовала Айседора Дункан - знаменитая американская танцовщица. В 1921 г. она посетила Советскую Россию с целью создания балетной школы, в которой исполнителей должны были учить непосредственности, искренности, грациозности и непринужденности.
Над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания работали многие музыканты, педагоги, психологи, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреждений. Ведущее место среди них принадлежит Н.Г. Александровой, а также ее ученикам и последователям - Е.В. Коноровой, II.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е. Кизевальтер, М.А. Румер.
Научные исследования в области дошкольного музыкально-ритмического воспитания проводили А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугина и их ученики - А.Н. Зимина, М.Л. Палавандашвили. В практической разработке содержания и методики работы с дошкольниками по разделу музыкально-ритмического воспитания участвовали Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов, Ю.А. Двоскина, С.Д. Руднева, Л.С. Генералова, Е.Н. Соковнина, В.В. Цивкина, Е.П. Иова, И.В. Лифиц, Т.П. Ломова и др.
В современных детских садах используются различные методики, например: программа Е.В.Горшкова «От жеста к танцу», О.П.Радынова программа «Музыкальные шедевры», А.И. Буренина программа «Ритмическая мозаика», и многие другие.
В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение-средством ее усвоения. Так, Т.С. Бабаджан абсолютно правильно обусловливает занятия ритмикой «музыкальным стержнем», движение рассматривает как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом. Эти положения подтверждаются исследованиями Б.М. Теплова, где он пишет, что центром занятий по ритмике должна быть музыка: «Как только они превращаются в занятия по воспитанию ритмических движеиий вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает».
Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению - второстепенная. Вместе с тем специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.
В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.).
Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.
Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.
Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкальность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине. Способствуют развитию пространственных и временных ориентировок, paзвивает его внимание, творческую инициативу. Занятия музыкально-ритмическими движениями способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.
Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:
- обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;
- развивают познавательные способности;
-воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
- способствуют физическому совершенствованию организма.
Главным направлением в работе над музыкально - ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка. Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т. е. движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:
- характеру музыки;
- средствам музыкальной выразительности;
- форме музыкального произведения.
Дошкольный период - это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возрастного развития характер музыкально - ритмической деятельности детей изменяется. В самом раннем детстве ребенок с радостью бегает, прыгает, приплясывает. Но это еще не исполнение игры, пляски, а лишь частичное включение в этот процесс. Ребенок двигается неточно и невыразительно. В эти годы у детей развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, способность слушать ее, запоминать и выполнять связанные с музыкой движения, показанные воспитателем и согласующиеся со словами песни.
На четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения самостоятельно. Но эти движения еще недостаточно скоординированы, дети плохо ориентируются в пространстве, с трудом включаются в коллективные действия. Они учатся двигаться в соответствии с ярко контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, способны реагировать на начало и окончание звучания музыки и выполнять простейшие движения.
На пятом году жизни дети уже имеют опыт слушания музыки, могут узнавать знакомые мелодии, различать самые яркие средства музыкальной выразительности, определять характер музыки. У них дифференцируются слуховые ощущения, они двигаются ритмичнее, согласованнее с характером музыки, начинают и прекращают движения в соответствии с началом и окончанием звучания музыки, выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притопы одной ногой, выставление ноги на пятку).
В пяти - шестилетнем возрасте дети могут выразительно и ритмично двигаться, проявляя в движениях свою индивидуальность. Они должны уметь ощущать метрическую долю и, сначала в хлопках, а затем в движениях, исполнять несложный ритмический рисунок, овладеть разнообразными движениями (от ритмического бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприсядки, переменного шага и т. д.).
Следовательно, в процессе музыкально – ритмической деятельности реализуются как общие задачи музыкального воспитания, так и следующие специальные задачи:
развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
развитие художественно-творческих способностей.
Двигательной основой музыкально - ритмических движений, которые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:
- основные движения - ходьба, бег подскоки, прыжки;
- гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);
- танцевальные движения;
- имитационные движения, которые представляют собой сочетания основных движений с имитацией действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.
Все эти движения передаются детьми по-разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческой активности.
2. Музыкально - ритмическое творчество.
Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.
Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.
Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо целенаправленно обучать детей воплощать характер, образы музыки в движениях. Это обучение основывается на овладении обобщёнными способами музыкальной деятельности, которые необходимы для творческих проявлений в танце: ребёнка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, стремиться к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и инструментальной пьесы, воспитывают творческое отношение к музыке в целом.
Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность. Важно оснащение танцевального творчества, как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.
Педагог должен особо позаботиться о создании благоприятных условий для обучения. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.
Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка (песня, инструментальная пьеса, имеющая название, эпиграф) занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание и создать музыкально-игровые персонажи, составить элементы или целостную композицию танца.
Репертуар должен содержать и классическую, и современную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их склонности и интересы. Но полного успеха можно добиться, только если в музыкальном воспитании активно участвуют родители, которые также должны позаботиться о всестороннем развитии детей. А оно предполагает и формирование творческих способностей средствами музыкально-ритмических движений.
3. Виды музыкально - ритмической деятельности.
Виды музыкально - ритмической деятельности тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками движений принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения. Из физических упражнений применяются основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-подскоки), общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения). Также используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций. Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и т. д.
К наиболее распространенным видам музыкально - ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.
Основное место в разделе музыкально – ритмических движений занимают игры. Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. А.С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познает жизнь.
Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр представляет собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции, обостренное музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает определение характера музыки, темпа, различение динамики, отдельных частей произведения. Интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, доступность игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребенка.
Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания.
В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия, например, в играх «Поездка за город» (музыка В. Герчик), «Звероловы и звери» (музыка Е. Тиличеевой). Сюжетными бывают и хороводные игры с пением, например такие, как «Ворон» (русская народная мелодия), «Как на тоненький ледок» (народная песня в обработке М. Иорданского). В этих играх сюжетны поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.
В сюжетных играх детей младших групп происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик прыгает). В средней группе повышаются требования к сходству с образом, переживанию его. В подготовительной к школе группе от детей требуется эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к своей роли и более высокое качество ее исполнения. У ребенка в процессе переживания своей роли формируется отношение к образу. Конечно, эмоциональная выразительность движений детей и их творческая активность неодинаковы в силу различных свойств нервной системы, но в разной степени проявляются у всех детей.
Перечислим основные виды игр:
1. Начальная форма игры - игра под пение и движения под фортепианное заключение. Например, «Лошадка», музыка А. Филиппенко. Текст - содержание, а фортепианное заключение - развитие образа.
2. Следующей по степени трудности является игра под инструментальную музыку, например «Летчики, следите за погодой», музыка М. Раухвергера.
3. Более сложными являются игры-инсценировки. Их можно выносить на праздники, вечера досуга. Желательно, чтобы участники игры выступали в костюмах. Например, игра-инсценировка «Теремок», музыка М. Красева, слова С. Маршака.
В играх необходимо всячески способствовать проявлению детской творческой инициативы, отмечать удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.
Развитию творческой инициативы в музыкально-игровой деятельности способствует также близкое к сюжетным музыкальным играм инсценирование песни, не разученной детьми, а исполненной педагогом. (Педагог поет, а дети изображают в движениях все, о чем поется.) Полезно выполнять с детьми несюжетные и сюжетные этюды. Инсценирование песен можно проводить уже с детьми младшего возраста, этюды же проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, ибо в них дети должны движениями отразить характер, форму и отдельные средства музыкальной выразительности незнакомого им ранее музыкального произведения. А для этого необходим известный опыт музыкального восприятия, жизненный опыт, умение выполнять разнообразные движения. Примером могут служить сюжетные этюды «Медведь и пчела», музыка Ф. Гершовой, «Считалочка», музыка Т. Ломовой.
Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения. Примерами могут служить игры «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, «Ищи», музыка Т. Ломовой, «Музыкальные моменты, музыка Ф. Гершовой.
Важным видом музыкально - ритмического движения являются пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.
В детском саду проводятся различные пляски:
|