Главная страница

4. Методика обучения музыкально ритмическим движениям Общие примеры обучения музыкально ритмическим движениям Используемая литература


Скачать 420.06 Kb.
Название 4. Методика обучения музыкально ритмическим движениям Общие примеры обучения музыкально ритмическим движениям Используемая литература
страница 3/3
Дата 14.03.2016
Размер 420.06 Kb.
Тип Реферат
1   2   3

Упражнение «Мельница», музыка Т. Ломовой, автор движений Е. Лубянская.

Программное содержание. Учить детей различать и передавать в дви­жениях динамические оттенки музыкального произведения; изменять дви­жения в соответствии со строением фраз музыкального произведения.

Содержание упражнения. На первую фразу музыкального произведе­ния дети плавно покачивают вытянутыми вперед руками, скрещивая их перед собой. На вторую фразу делают круговые движения руками, поднимая их над головой и опуская вниз с постепенным нарастанием мышечного напряжения.

Методика разучивания. Дети слушают музыку. Педагог спрашивает, какой у нее характер, сколько в ней частей. Выслушав ответы детей и уточ­нив их, исполняет произведение еще раз. Спрашивает, все время ли музыка звучит одинаково. Уточняет ответы детей. Называет упражнение. Если дети не знают, что такое мельница, показывает им картинку с ее изображением. Объясняет, что на первую фразу надо плавно покачивать руками, как будто дует слабый ветерок, а на вторую фразу делать круги руками, взмахивая ими ровно, как будто сильный ветер вращает лопасти ветряной мельницы. Показывает упражнение. Дети выполняют его первый раз вместе с воспита­телем, стоя перед ним или располагаясь по кругу. В дальнейшем дети выпол­няют упражнение самостоятельно. При разучивании упражнения использу­ется показ движений детьми, оценка ими движений товарищей, указания, пояснения. Для усложнения упражнения можно дать детям в руки ленты.

Пляска «Русский хоровод», русская народная мелодия «Возле речки, возле моста» в обработке Н. Метлова, автор движений К. Сучкова

Программное содержание. Учить детей двигаться в соответствии с ха­рактером музыки, изменять движения и их направление на запев и припев, выполнять сужение и расширение круга, плавный и дробный шаг.

Задачи. Развивать слуховое внимание и эмоциональную отзывчивость на музыку, пространственную ориентировку.

Содержание пляски. Дети стоят по кругу, взявшись за руки.

1. На запев идут простым шагом. На припев продолжают идти дробным шагом в том же направлении.

2. На запев идут к центру круга плавным шагом, на припев отходят назад дробным шагом, останавливаясь лицом к центру. Круг расширяется до пер­воначального размера.

3. На запев дети идут по кругу простым плавным шагом, на припев, разомкнув руки и положив их на пояс, кружатся вокруг себя дробным шагом.

Вариант

Пляска исполняется парами: мальчик стоит по левую руку от девочки.

1. На запев пары идут плавным шагом, слегка вытянув сцепленные руки вперед. Девочка свободной рукой придерживает платье, мальчик держит руку на поясе. На припев дети соединяют обе руки, разводят их в стороны и кружатся дробным шагом.

2. На запев мальчики, взяв девочек за обе руки, спиной идут к центру круга (девочки идут лицом) плавным шагом. На припев пары возвращаются на свои места дробным шагом, причем спиной идут девочки.

3.Повторяются движения пар плавным шагом по кругу, как в первой фигуре, но на припев дети кружатся дробным шагом вокруг себя через правое плечо. Руки находятся на поясе (или кружатся, взявшись под правую руку).

Методика разучивания. В ходе подготовительных упражнений дети от­рабатывают умение ходить плавным и дробным шагом. Для этого подбира­ются различные танцевальные мелодии соответствующего характера. На первом этапе разучивания пляски дети слушают музыку к ней, определяют ее характер, форму. Затем музыкальный руководитель показывает пляску с воспитателем или заранее подготовленным ребенком и предлагает испол­нить ее детям. При первоначальном исполнении пляски в ней может участвовать воспитатель. На втором этапе педагог для совершенствования пляски исполь­зует объяснения, пояснения, указания, замечания, показ ее исполнения детьми, усвоившими характер и последовательность движений. Предлагает варианты пляски. На втором этапе обучения воспитатель участвует в пляске лишь тогда, когда она проводится в парах и один ребенок остается без пары. На треть­ем этапе от детей требуется самостоятельное эмоциональное выразительное исполнение.

Таким образом, методика обучения музыкально-ритмическим движениям разнообразна и вариативна, что способствует глубоко­му и осознанному усвоению детьми музыкально-ритмических на­выков, необходимых для их общего музыкального развития.
Подготовка педагога к обучению детей музыкально - ритмическим движениям

Для того, чтобы правильно организовать процесс разучивания с детьми игр, плясок и упражнений, педагог должен соответствую­щим образом подготовиться:

- проанализировать его с точки зрения общего характера и му­зыкальной формы;

- тщательно разучивать музыкальное произведение;

- исполнить самому движения данной игры, пляски, упражне­ния, стремиться к их выразительности, точности, образности на основе анализа произведения и указаний авторов;

- запланировать программные требования к детям по основ­ным музыкально-ритмическим навыкам;

- разработать методику обучения.

Программные требования планируются по следующим аспектам:

- характеру музыкального произведения (бодрый, спокойный, торжественный);

- темпу (быстрый, медленный, умеренный и т. д.);

- динамике (громко, тихо, не очень громко и т. д.);

- метроритму (размер, акцентировка, ритмический рисунок);

- форме музыкального произведения (одна, две, три части, вступление, заключение).

5. Общие примеры обучения музыкально - ритмическим движениям
Несюжетная игра. Перед ее исполнением дети в ряде подготовительных упражне­ний разучивают необходимые движения, слушают музыку к игре. Когда она выносится для самостоятельного исполнения, педагог называет игру, исполняет музыку, предлагая детям вспомнить, ка­кие движения они должны делать. Уточняет ответы детей. Расска­зывает, что и когда надо выполнять - дает игровое задание, объяс­няет правила игры. Предлагает детям начинать игру. Не прерывая хода игры указаниями, уточняет действия детей. В более сложных играх возможен показ некоторых движений педагогом или кем-либо из детей (перед вторичным исполнением игры). Педагог должен до начала игры предусмотреть, какие трудности дети могут в ней встретить, какие движения, перестроения будут для них новыми, и провести ряд подготовительных упражнений на предыдущих музыкальных занятиях.

Сюжетная игра. Перед разучиванием игры (на предыдущих занятиях) педагог проводит ряд образных упражнений, облегчающих детям ее вос­приятие и воспроизведение, и слушание музыкального произведе­ния с его анализом. Перед первичным проведением игры рассказывает ее содержание - сюжет. В образном рассказе он должен точно следовать временному развертыванию музыкального произведе­ния. Затем исполняет музыкальное произведение и предлагает детям играть. В более развернутых сюжетных играх можно чередо­вать образный рассказ и слушание музыки к игре. В старших груп­пах в играх с пением текст песен разучивается заранее. В процессе игры педагог наблюдает за исполнением детей, не вмешиваясь, чтобы не помешать проявлениям детского творчества. После окончания игры оценивает деятельность детей, предлагает поиграть еще. Если в игре наблюдалось много неудачных моментов, например, несогласованность движений с музыкой, и дальнейшем проводит ряд образных упражнений, уточняющих игровые действия. Затем неоднократно повторяет игру. Сюжетные игры хорошо проводить как спектакль: часть детей играет, они – артисты, другая часть оценивает, они - зрители, и наоборот.

Упражнения. Совершенствование основных движений. Педагог объясняет детям задание. Например: «На первую часть музыки будете идти за предыдущим вперед, на вторую часть - повернетесь, ведущим будет стоящий последним. Не останавливаясь, пойдете за ним». Предла­гает детям двигаться. Если движение не получается, показывает его. Повторяет с детьми. Возможен и такой прием, как объясне­ние задания, показ движения педагогом, а затем движение выпол­няют дети. Зачастую вводная ходьба уже является упражнением на совершенствование основных движений.

Подготовительные упражнения. В ходе этих упражнений ра­зучиваются движения к пляскам и несюжетным играм. Педагог показывает детям движение обязательно под музыкальное сопро­вождение, предлагает детям повторить движение так, как он показал (дает точный образец). Многие сложные танцевальные движения разучиваются по частям. Примером может служить разучивание переменного шага, шага польки. Разучивать танцеваль­ные движения необходимо под разные музыкальные произведения, чтобы дети не привыкли выполнять их только под одну музыку. Если подготовительное упражнение дается к определенной пляске (например «Полька тройками», музыка И. Штрауса) или несю­жетной игре (например, «Игра с цветными флажками», эстонский народный танец), то для упражнения используется музыкальный фрагмент данного танца или игры.

Образные упражнения. Они уточняют движения персонажей сюжетной игры. Прежде чем проводить сюжетную игру, педагогу необходимо объяснить и показать детям походку, повадки тех или иных животных, движения, имитирующие езду транспортных средств, полет самолетов, действия рабочих разных профессий. Педагог не даёт детям точных образцов движе­ний, чтобы не помешать проявлению детского творчества, а дает примерный образец, т. е. под одну и ту же музыку показывает не­сколько вариантов движения изображаемого персонажа и предла­гает детям двигаться так, как им хочется, но обязательно в соответ­ствии с характером музыки. Примером могут служить следующие упражнения: «Бабочка», музыка Ф. Гершовой; «Самолет», «Поезд», музыка Л. Банниковой; «Пляшущий зайчик», музыка Е. Тиличеевой.

Упражнения-композиции. Эти упражнения длительные по времени, содержат много составных элементов - различных по­строений, гимнастических движений с предметами. Поэтому сразу разучить такое упражнение невозможно, трудно показать его цели­ком. Музыкальные произведения к упражнениям-композициям, так же как к пляскам, сюжетным и несюжетным играм, на одном из занятий слушаются детьми и анализируются ими, а затем на последующих занятиях разучиваются по частям в ходе подготови­тельных упражнений. Когда части упражнения разучены детьми, их легко соединить в единое целое.

В процессе проведения всех видов упражнений педа­гог неоднократно показывает движения сам (иногда это делают дети, лучше других выполняющие задание), дает указания, поясне­ния, делает замечания.

Пляски. Перед разучиванием любого вида пляски с зафиксированны­ми движениями музыка к ней сначала слушается и анализируется детьми на одном из музыкальных занятий. Затем проводится ряд подготовительных упражнений, и только после этого пляска пока­зывается целиком музыкальным руководителем и воспитателем или заранее подготовленными детьми, а затем исполняется всей группой.

Пляски с участием взрослого обычно используются в работе с детьми групп младшего возраста. Движения в них точно зафик­сированы, но в силу возрастных особенностей детей присутствие взрослого в таких плясках необходимо даже тогда, когда они хоро­шо усвоены детьми. Эти пляски обычно хороводного типа, но могут быть и парными. В более старших возрастных группах они используются реже. Характерным примером могут служить пляс­ки с Дедом Морозом, Снегурочкой, Снежной бабой на праздни­ке новогодней елки, пляски с Петрушкой, Весной и другими персо­нажами на праздниках и вечерах досугов. Движения этих плясок заранее разучиваются детьми в ряде подготовительных упраж­нений. В младших группах дети сразу исполняют пляску с вос­питателем.

Современный детский, бальный и характерный танцы бывают как очень простыми, так и сложными. Но всегда движения для них предварительно разучиваются в ходе подготовительных упражне­ний. Когда дети усвоили все движения танцев, они исполняются во время второй части музыкального занятия. Например, педагог го­ворит детям: «Сегодня мы с вами будем танцевать чешский танец "Аннушка". Движения и музыку этого танца вы хорошо знаете. Посмотрите, как мы с воспитателем стан­цуем его. (Показывает.) А теперь встаньте в пары и станцуйте та­нец самостоятельно». Дети танцуют. В процессе танца педагог де­лает замечания, указания. После его окончания может показать неудавшиеся движения отдельным детям. Снова повторяет танец 2-3 раза. Если какое-либо движение большинство детей выполняет плохо, на последующих занятиях педагог снова проводит ряд под­готовительных упражнений. Если движение не получается у от­дельных детей, проводит с ними индивидуальные занятия.

Народные пляски нельзя путать с плясками на народные мелодии, так как в большинстве плясок любого вида и особенно в плясках-импровизациях используются обычно двухчастные народные плясовые мелодии («Во саду ли в огороде», «Калинка», «Юрочка», «Ах ты, береза» и др.). В народных плясках обязательно присутствуют подлинные на­родные плясовые элементы. Обычно эти пляски используются в старших группах. Педагог рассказывает детям историю создания пляски, комментирует условия жизни того или иного народа. Ме­тодика ее разучивания аналогична методике разучивания совре­менного детского и характерного танца. В процессе слушания му­зыки детям следует показать соответствующий народный костюм или его иллюстративное изображение.

Прежде чем приступать к хороводу с пением, следует разучить мелодию и текст песни. Обычно такие пляски просты по движениям и не требуют проведения ряда подготовительных упражнений (за некоторым исключением). Показать хороводную пляску целиком одному музыкальному руководителю или воспитателю практически невозможно. Поэтому детям дается задание встать в круг и выпол­нять все движения, которые будет показывать педагог. Когда движения усвоены детьми, хоровод проводится лишь под пение детей без присутствия взрослого. Хороводы с пением отличаются от хоровод­ных игр с пением. Разница заключается в том, что игры с пением отно­сятся к сюжетным. В них большая часть движений детей точно со­ответствует содержанию песни (вспомним хороводные игры «На горе-то калина», «Как на тоненький ледок» и др.). В плясках-хоро­водах с пением движения детей не совпадают с текстом песен.

Как указывалось выше, на занятиях с детьми используются три разновидности пляски-импровизации.

1. Пляска типа «зеркало». Дети стоят по кругу. Педагог пред­лагает нескольким детям показать движения, а остальным повто­рить их. Такую пляску можно разнообразить тем, что на 1-ю часть музыкального произведения несколько детей показывают движе­ния, а все их повторяют, а на 2-ю часть все выполняют одно заранее показанное педагогом движение, например кружение. При показе движений солистами им предлагается не повторять движений товарища, а придумывать что-то свое, новое.

2. Пляска-импровизация (1). Всем детям дается задание приду­мать плясовое движение для 1-й части музыкального произведения. Сидя у инструмента, они слушают музыку, а затем по очереди показывают придуманное движение. Движение ко 2-й части пока­зывает педагог. Он вместе с детьми отмечает наиболее красивые движения, соответствующие характеру музыки и форме музыкаль­ного произведения. Воспитатель записывает их и составляет фи­гуры пляски. Обычно дети исполняют такую пляску с огромным удовольствием - ведь они сами ее придумали! В ходе первичных исполнений пляски воспитатель подсказывает детям последова­тельность фигур.

3. Пляска-импровизация (2). Детям дается задание придумать танцевальные движения для обеих частей произведения. Для 1-й части педагогом и детьми отбираются 4-6 наиболее удачных движений, а для 2-й - дети выбирают из всех показанных какое-ли­бо одно наиболее соответствующее характеру музыки движение (обычно это бывают различного вида кружения). Из отобранных движений составляется пляска. Воспитатель записывает последо­вательность ее фигур.
Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции - радость, удовольствие.

Используемая литература

1. Бабаджан Т. С. и др. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях - М., 1930. 2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.- 334с. 3. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г. – 304 с: ноты 4. Интернет – ресурс www.sworld.com.ua, статья  «Система развития танцевального творчества у старших дошкольников» 5. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников - М.: Академия Москва, 1998. - 240 с. 6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. - Л.: АПН РСФСР, 1947. - 355 с.
1   2   3