|
Особенности музыкально ритмического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Особенности музыкально - ритмического воспитания детей дошкольного
возраста с нарушениями речи
Музыкально- ритмическое воспитание дошкольников направлено на развитие их слухового восприятия, привлечение интереса к слушанию песен, музыкальных пьес, формирование первоначальных певческих умений, проявлений ритмичности в постепенно усложняющихся движениях.
Особенности музыкально-ритмического обучения детей с нарушениями речи связаны с использованием средств музыкальных занятий для развития речевого высказывания и стимуляции самостоятельной речи, выбором специальных средств активизации эмоционального, познавательного и двигательного развития. Становлению диалогической речи детей способствуют специально подготовленные беседы музыкального руководителя о музыке и конкретных музыкальных произведениях.
В работе с детьми важно последовательное развитие слухового восприятия (определение источника звука, направления звучания), «пошаговое» распределение материала соответствующих упражнений, сочетание подгрупповых и индивидуальных занятий, использование музыкальных впечатлений для выполнения расслабляющих упражнений. Для развития певческого дыхания необходимы специальные задания и упражнения, представляемые педагогом в игровой форме. При отборе песенного материала следует учитывать динамику возрастания речевых навыков детей.
Используя на занятиях элементы ритмических и логоритмических упражнений, постепенно приучают детей к выполнению ритмических движений, помогающих инсценировке некоторых специально подобранных детских песен. Здесь очень важно обеспечить преемственность работы воспитателей, логопеда и музыкального руководителя. В свою очередь развитие музыкально-ритмических движений, постепенно воспитывает у детей ощущение формы музыкального произведения, его начала и окончания, а затем навыки восприятия смены контрастных частей.
Для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи возможно более широкое включение ритмопластических упражнений в процесс музыкального воспитания.
Учитывая имеющийся опыт отечественных и зарубежных исследователей в области музыкального развития детей. [1-7], можно разработать курс специальных занятий, которые будут включать в себя элементы ритмопластики. Занятия данного курса имеют определенную структуру и содержание. В подготовительную часть занятия включены дыхательные упражнения, обеспечивающие плавный переход от других занятий к музыкально - ритмической деятельности. Педагог создает положительную мотивацию к выполнению упражнений, рассказывая в доступной форме о том, чему они научатся.
В ходе разминки под ритмичную музыку дети выполняют упражнения, разработанные с учетом основных движений (ходьба, бег, прыжки и др.), а также отдельные танцевальные движения.
Основная часть занятий состоит из ритмических и ритмопластических упражнений, этюдов-импровизаций, предлагаемых педагогом в игровой форме.
Заключительная часть - релаксационные упражнения, направленные на снятие эмоционального возбуждения, содействие закреплению формируемых навыков релаксации и правильного дыхания. Педагог, беседуя с детьми, подводит итог занятия.
Вербальное взаимодействие педагога с детьми осуществляется с учетом их речевых возможностей. Выполнение заданий и упражнений содействует развитию понимания детьми обращенной к ним речи педагога. Дети получают возможность использовать речь в различных ее формах (от звукоподражаний и отдельных слов до ответов на вопросы и самостоятельно составленных рассказов по поводу выполненных действий).
Далее приводится краткое описание нескольких музыкально-ритмических упражнений, разработанных для данного контингента детей. При их разучивании необходимые пояснения по поводу характера движений делает педагог, используя наглядные опоры и показ. Постепенно дети учатся согласовывать выполняемые движения с содержанием слов педагога и музыкальным сопровождением. Во всех упражнениях стихотворные строки изначально произносит педагог, однако роль текста может меняться. Слова педагога вместе с его движениями поясняют характер движений, которые затем должны выполнить дети. Выполняя упражнение, они частично могут согласовывать часть текста педагога с движениями. Упражнения содействует развитию координации движений детей со словами педагога. По мере развития речевых возможностей они могут самостоятельно произносить (пропевать) слова, одновременно выполняя движения. Упражнение «Пчелы»
(песенка «Пчел-детей учила мать ... »; муз. В. Иванникова, сл. Е. Александровой)
Цель: воспитывать умение переключать активное внимание на качество выполнения действий, необходимых в конкретный момент; способствовать нормализации мышечного тонуса; формировать чувство коллективных действий.
* * *
Пчел-детей учила мать, Как на крылышках летать.
Сначала движение выполняет взрослый или один ребенок. Затем все дети повторяют. Они бегут по залу, разведя руки в стороны и отведя их немного назад. С окончанием музыки «пчелки» улетают в ульи » (садятся па стульчики).
Пчел-детей учила мать, Как в полях цветы искать.
Бегут по залу, как в первой части, периодически присаживаясь на корточки (ищут цветы). С окончанием музыки дети-«пчелки» улетают в «ульи».
Пчел-детей учила мать Мед цветочный собирать. Бегут, по залу, как в первой части, периодически присаживаясь на корточки, слегка кивают головой («пчелки собирают мед хоботком» ). С окончанием музыки дети (пчелки» улетают в «ульи» (используются декорации или детские стульчики).
Упражнение «Помощники»
(муз. Т. Шутенко, сл. В. Кукловской)
Цель: способствовать устранению напряженности и скованности движений; воспитывать умение координировать речь с движением.
Щеткой пол на кухне Дружно подметаем. Вот как мы сегодня Маме помогаем.
Дети, держа в руках воображаемую щетку (или веник), выполняют движения, имитируя подметание.
На окне цветочки дружно поливаем. Вот как мы сегодня Маме помогаем.
Имитируют движения лейкой: водят из стороны в сторону одной рукой, затем другой.
Мы свои платочки в тазике стираем
Вот как мы сегодня маме помогаем.
Имитируют движения во время стирки: потирают кулачки друг о друга. Затем, слегка наклонив Туловище, плавно и свободно выполняют движения руками влево и вправо («полощут платочки»). При изменении характера музыки они, подняв руки перед собой, энергично встряхивают руками ( «стряхивают воду с платочков»). После этого «вешают платочки» на воображаемую веревку: поднимают руки вверх, потянувшись, спокойно опускают вниз.
Мы тарелки моем, сухо вытираем. Вот как мы сегодня маме помогаем.
Имитируют движения, выполняемые в ходе мытья тарелки, затем «вытирают» ее полотенцем.
Упражнение «Подсолнухи»
Цель: способствовать развитию тонкой моторики рук, укреплению мышечного тонуса,
координации речи с движением; воспитывать внимание к четкому выполнению движений.
* * *
Посадили зернышки Мы весной, мы весной.
Дети ходят по залу, берут из ладони «зернышки» и, наклоняясь, «сажают» их в
землю.
Поливали зернышки, Мы водой, мы водой.
Плавно водят руками, сложенными вместе, из стороны в сторону.
Ярким летом солнышко припекло, припекло.
Сидят на корточках, поставив руки на пояс, затем медленно поднимаются.
Много здесь подсолнушков расцвело, расцвело.
Медленно поднимают руки вверх, через стороны, сжав кулачки, в конце движения раскрывают кулачки и делают кистями движение «фонарик).
Ветерок по полюшку пролетал, пролетал. Качают поднятыми руками из стороны в сторону.
И цветок-подсолнушек покачал, покачал. Качают головой вправо и влево, поставив руки на пояс.
Список рекомендуемой литературы
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985.
Дудьев В.П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи//Дефектология. 1995. N 4.
Медведева ЕА. и др. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании. М., 2001.
Новиковская OA. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. СПб., 2005.
Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. М., 1998.
Чистякова ММ.. Психогимнастика. М.3 1990.
Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-педагогических воздействий для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе / / Дефектология. 1997. № 6.
1
|
|
|