Главная страница

Протокол № от 2012 «утверждаю» Директор Зеленина Г. Р приказ № от 2012г


Скачать 0.55 Mb.
Название Протокол № от 2012 «утверждаю» Директор Зеленина Г. Р приказ № от 2012г
страница 1/2
Дата 22.02.2016
Размер 0.55 Mb.
Тип Протокол
  1   2


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 111»г. Барнаула


«ПРИНЯТО»

Руководитель МО

___________Комарова И.М

Протокол № ___ от

«____»____________2012

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

_________Зеленина Г.Р

Приказ № ___ от «___»____2012г.








Рабочая программа

по русскому языку 3 класс

на 2012–2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы

УМК «Перспективная начальная школа»

Авторы: М.Л.Каленчук Н.А.Чуракова,Т.А.Байкова,

«Академкнига»-2009 г.


Составитель __Комарова И.М

Высшая квалификационная

категория

Барнаул 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.7, с требованиями ГОС 2004 года, примерной программой по русскому языку и на основе УМК «Перспективная начальная школа», авторской программы Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук «Систематический школьный курс русского языка» образовательной программы «Перспективная начальная школа», разработанной авторским коллективом под руководством Р.Г. Чураковой.

Данная программа содержит темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования.

Курс рассчитан на 170 часов (5 часов в неделю), из них 34 часа (1 час в неделю) отведено на развитие речи.

Основными задачами начального образования являются: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-целостного позитивного отношения к себе и окружающим.

Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:

  • Чуракова, Н. А. Русский язык: учебник. - Ч. 1, 2, 3. 3 класс. - М.: Академкнига.

  • Байкова, Т. А., Малаховская, О. В., Ерышева, Е. Р. Рабочие тетради для самостоятельных работ № 1, 2. - М.: Академкнига

  • Чуракова, Н. А., Каленчук, М. Л., Байкова, Т. А., Малаховская, О. В. Русский язык. 3 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига

Программа разработана в соответствии принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности). Такое сочетание принципов вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождение интереса к языковым проблемам.

Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы буквы в слове, слова — в предложении, предложения — в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач.

Организация фонетической работы (начиная с 1-го класса), позволяющая значительно уменьшить количество дисграфических ошибок, становится одним из важнейших оснований для решения орфографических задач. Начиная со 2-го класса, фонетический анализ слова дополняется морфемным (причем морфемный анализ частично сопровождается словообразовательным анализом), что дает школьнику еще один инструмент для решения орфографических задач. С 3-го класса эти два вида анализа слова (где слово рассматривается пока в его статике) дополняются обращением к морфологическому анализу слова (где слово исследуется в изменениях его форм), что практически завершает создание инструмента, обеспечивающего проверку правописания основного круга орфограмм.

Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи, по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».

На уроках русского языка и окружающего мира обучающиеся знакомятся с различными видами словарей. Школьник вынужден постоянно обращаться к словарям, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая обучающемуся ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге.

Одним из свойств программы является интеграция, которая позволяет устанавливать связь между полученными знаниями и конкретной практической деятельностью обучающихся по применению этих знаний. Интрига в учебниках русского языка и литературного чтения позволяет практически осваивать сюжетно-композиционные особенности жанра волшебной сказки; побуждает обучающихся постоянно удерживать в сознании два плана - план интриги и план решения учебной задачи, что является важным и полезным психологическим тренингом.

Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно-методических работах М.В. Панова «Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения»; П.С. Жедек «Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова»; П.С. Жедек, М.И. Тимченко «Списывание в обучении правописанию»; Е.С. Скобликовой «Синтаксис простого предложения»; В.В. Репкина «Принципы развивающего обучения русскому языку»; Л.В. Занкова «Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения»; М.С. Соловейчик «Требования к современному уроку русского языка»; Н.И. Жинкина «Развитие речи младших школьников».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Обучающиеся по курсу «Русский язык» к концу третьего года обучения должны знать/понимать:

  • что такое орфограмма;

  • разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);

  • части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;

  • члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, об­стоятельство, определение);

  • названия падежей.

Уметь:

  • выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять эле­ментарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и по­рядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков);

  • проверять сомнительные написания, используя разные способы проверок;

  • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

  • писать о или е после шипящих в окончаниях существительных;

  • писать слова с наиболее употребительными приставками, в частности с приставкой с-, при­ставками на -с, -з;

  • писать слова с суффиксами -ек- и -ик-\

  • различать на письме приставки и предлоги;

  • сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от како­го образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с содинительным гласным);

  • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анали­за (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);

  • обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);

  • изменять существительные по числам и падежам; определять их род;

  • изменять прилагательные по числам, падежам и родам;

  • писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;

  • писать о или е после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных;

  • изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени - по родам; в настоящем и будущем времени - по лицам;

  • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;

  • находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены; зада­вать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения;

  • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную ста­тью, извлекая необходимую информацию;

  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, ото­бранного для изучения в этом классе;

  • определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;

  • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

  • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

  • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по теле­фону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни для:

  • работы со словарями;

  • соблюдения орфоэпических норм речи;

  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речево­го этикета;

  • написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32

  2. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  3. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».

  4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

  5. Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

  7. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005

  8. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010

  9. Байкова, Т. А., Малаховская, О. В., Ерышева, Е. Р. Рабочие тетради для самостоятельных работ № 1, 2. - М.: Академкнига, 2008.

  10. Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод, рекомендации. - 2-е изд., доп. / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2005.

  11. Чуракова, Н. А. Русский язык: учебник. - Ч. 1, 2, 3. 3 класс. - М.: Академкнига, 2010.

  12. Чуракова, Н. А., Каленчук, М. Л., Байкова, Т. А., Малаховская, О. В. Русский язык. 3 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига, 2010.



Тематический план рабочей программы по курсу «Русский язык»

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов







1

Фонетика и орфография

– Общее правило фонетических чередований

- Правописание наиболее употребительных приставок, предлогов

- Правописание суффиксов

- Звукобуквенный разбор слова

-

-

-

 

-

-

16ч

3

7

 

4

2

2

Лексика

– Синонимы, омонимы, антонимы, многозначность слов

 - Происхождение слов

-

-

-

12ч

10

2

3

Морфемика и словообразование

- Образование слов с помощью суффиксов и приставок

- Чередование звуков видимые на письме

- Сложные слова

- Разбор слова по составу

-

-

-

-

-

15ч

9

2

2

2

4

Морфология

- Имя существительное

- Имя прилагательное

- Местоимение
- Глагол

-

-

-

-

85ч

53

14

4

14

5

Синтаксис

-

11ч

6

Развитие речи

- Творческие работы;

- Построение текста;

- Работа с живописными произведениями;

- Работа с разными видами текстов;

- Азбука вежливости;

-

-

-

-

-

-

30ч

12

5

5

5

3

7

Лексикография

В течение всего года

В течение всего года

8

Практические работы

- Контрольное списывание, тест

- Диктанты

- Словарные диктанты

- Творческие работы

 

-

-

-

-

 

1, 1

10

10

12

ИТОГО:

170ч

170ч

Тематический поурочный план по курсу « Русский язык»

№ п/п



Тема урока

Виды деятельности обучающихся( практические, лабораторные, контрольные)


Планируемые

образовательные результаты изучения темы



Дата

1

Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм.






Знать :понятие « орфограмма», структуру построения учебника, основные словари

Уметь: писать безударные гласные, парные согласные, образовывать слова с пом. суффикса,, разбирать сложные слова.




2

Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм.







3

Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм.







4

Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм. Контрольное списывание.


Конт.списывание




5

Р/р. Для чего нужна речь? Какие бывают предложения.




Знать: что при помощи речи мы общаемся, передаем информацию

Уметь: отвечать на вопросы, участвовать в диалоге




6

Звукобуквенный разбор слова.





Знать: порядок разбора, значение звукобуквенной зарядки

Уметь: выполнять разбор по алгоритму, различать звуки, давать им хар-ку, составлять звук.схему слова




7

Звукобуквенный разбор слова.










8

Р/р. Какие бывают предложения




Знать: типы предложений по цели высказывания

Уметь: работать со словарем, читать предложения соблюдая знаки препинания, определять виды предложений




9

Части речи. Имя существительное.

Словарный диктант.




Знать: определение «им.сущ»

Уметь: работать с Обратным словарем, указывать словообразование, разбирать им.сущ .по составу




10

Входная контрольная работа..

Диктант по теме « Орфограммы, изученные во 2 классе»

Знать : изученные орфограммы

Уметь : применять орфограммы на письме, уметь определять их в тексте




11

Части речи. Имя существительное.




Знать: определение «им.сущ»

Уметь: работать с Обратным словарем, указывать словообразование, разбирать им.сущ .по составу




12

Части речи. Имя существительное.










13

Части речи. Имя прилагательное.




Знать: определение « им.прилаг.», что оно согласуется с им. сущ.

Уметь: выделять в тексте слова-названия признаков, определять род, выполнять разбор по образцу




14

Части речи. Имя прилагательное.










15

Р/р. Текст, его тема, основная мысль. Последовательность предложений в тексте.




Знать: понятие «текст», « тема текста», « основная мысль текста»

Уметь: находить текст, определять его тему




16

Части речи. Глагол.





Знать : определение «глагол»

Уметь: работать с толковым словарем, выписывать глаголы в нач.форме, подбирать проверочные слова, разбирать по составу, находить близкие по значению глаголы.




17

Части речи. Глагол.






Знать : определение «глагол»

Уметь: работать с толковым словарем, выписывать глаголы в нач.форме, подбирать проверочные слова, разбирать по составу, находить близкие по значению глаголы.




18

Части речи. Глагол.










19

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Словарный диктант.




Знать: понятие « многозначные слова», «прямое и переносное значение»

Уметь: работать со словарями, записывать слова в виде пар родственных слов в нач.форме, объяснять образование прилагательного, определять род.им.сущ. во мн. числе




20

Р/р. Работа с картиной. Устное сочинение. Главное переживание автора, выраженное в тексте.




Знать: понятие « тема картины»

Уметь: анализировать тему картины, составлять и записывать план своего рассказа, рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник




21

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.




Уметь работать с Толковым,Орыографическим и Этимологическом словорями; записывать слова в виде пар родственных слов в начальной форме;обьяснять образование прилагательного




22

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.










23

Части речи. Местоимение.




Знать определение «личные местоимения»
Уметь заменять существительные личными местоимениями




24

Части речи. Местоимение.





Знать 1-,2- и 3-е лицо личных местоимений.
Уметь определять лицо и число личных местоимений; выделять в тексте местоимения




25

Р/р. Работа с картиной. Сравнительный анализ двух картин. План текста.




Уметь отвечать на вопросы, анализировать название картины, сравнивать темы двух картин, слушать муз произведения




26

Предлоги и приставки.




Знать:, что предлог- служебная часть речи, а приставка – часть слова
Уметь: работать с Этимологическим словарем; различать приставки и предлоги; выделять корни и приставки; выписывать существительные с прилагательными; выписывать глаголы с приставками




27

Научные названия главных членов предложения. Подлежащее и сказуемое.




Знать :термины « подлежащее и сказуемое, главные члены предложения», второстепенные члены предложения

Уметь: выделять главные и второстепенные члены предложения, записывать словосочетания, определять какими частями речи они выделены, различать понятия «части речи» и « члены предложения»




28

Научные названия главных членов предложения. Подлежащее и сказуемое.




Знать :термины « подлежащее и сказуемое, главные члены предложения», второстепенные члены предложения

Уметь: выделять главные и второстепенные члены предложения, записывать словосочетания, определять какими частями речи они выделены, различать понятия «части речи» и « члены предложения»




29

Синонимы.

Контрольный словарный диктант.

Сл.диктант

Иметь представление о синонимах

Уметь: работать с Толковым словарем, подбирать синонимы, определять чем они отличаются




30

Р/р. Порядок абзацев в тексте.




Знать: порядок абзацев в тексте

Уметь: составлять текст по абзацам, выделять главное в каждой части




31

Изменение существительных по числам.




Знать: , что им.сущ. изменяются по числам

Уметь: изменять по числам, определять им.сущ, которые не изменяются по числам




32

Изменение существительных по падежам.










33

Падежи существительных. Именительный падеж.




Знать :что им.сущ. изменяются по падежам,, названия и вопросы падежей

Что сущ.в им.п.является подлежащим,в нач.форме.

Уметь: работать с Толковым словарем, выделять окончания им.сущ.в разных падежах, определять падеж , задавать вопрос. Подчеркивать основу предложения





34

Падежи существительных. Родительный падеж.





Знать: вопросы и предлоги род.падежа

Уметь: выписывать словосочетания, задавать вопросы, определять падеж




35

Р/р. Устное изложение.




Знать , что все предложения в тексте подготавливают или развивают основную мысль

Уметь работать с деформированным текстом

Составлять устный рассказ




36

Падежи существительных. Дательный падеж.




Знать : вопросы и предлоги дат. падежа

Уметь: выписывать словосочетания, задавать вопросы, определять падеж




37

Падежи существительных. Винительный падеж.




Знать : вопросы и предлоги вин. падежа

Уметь: выписывать словосочетания, задавать вопросы, определять падеж





38

Падежи существительных. Винительный падеж.




Знать : что сущ. в вин.падеже является второстепенным членом, как различить им.и вин.падежи.

Уметь: различать различать падежи




39

Падежи существительных. Творительный падеж.




Знать : вопросы творит.падежа

Уметь: определять падежи, выписывать словосочетания, записывать родственные слова




40

Контрольный диктант.

диктант

Знать :

Уметь:




41

Р/р. Письменное изложение.




Знать :

Уметь: передавать кратко содержание текста, выделять главное в тексте.




42

Падежи существительных. Творительный падеж.




Знать :

Уметь:




43

Падежи существительных. Предложный падеж.





Знать : вопросы и предлоги падежа

Уметь: выписывать словосочетания, определять падежи, выполнять разбор предложения




44

Падежи существительных. Предложный падеж.

Словарный диктант

Сл.диктант

Знать : изученные орфограммы

Уметь: писать текст под диктовку




45

Работа над ошибками.

Р/р. Азбука вежливости. Как писать письмо.




Знать : Как правильно писать письма

Уметь писать письма, соблюдая правила вежливости, анализировать варианты писам, находить ошибки

Уметь: выполнять работу над ошибками, изменять сущ по числам и падежам




46

Изменение существительных по числам и падежам (обобщение).




Знать : падежи

Уметь: изменять по числам и падежам




47

Антонимы.




Знать : иметь представление о словах-антонимах

Уметь: находить антонимы в пословицах, объяснять их смысл




48

Антонимы.










49

Различение падежей.

Словарный диктант.




Знать :падежи

Уметь: различать падежи, списывать текст с изученными орфограммами




50

Р/р. Типы текстов. Текст-описание и текст-повествование.




Знать : типы текстов( описание и повествование)

Уметь:отвечать на вопросы, определять вид текста, употреблять в тексте-описании сравнения, составлять и записывать текст-описание




51

Различение падежей.





Знать :

Уметь:




52

. Что такое устойчивые выражения




Знать : представление о фразеологизмах

Уметь: работать со словарем, находить в тексте фразеологизмы, объяснять их значение




53

. Контрольная работа

диктант

Знать :

Уметь:




54

Склонения имён существительных.




Знать : что, склонение – это изменение по падежам и по числам, признаки сущ.1, 2 , 3 склонения

Уметь: склонять сущ.1, 2, 3 .склонения, выделять окончания




55

Р/р. Работа с картиной. Устное сочинение.




Знать : анализ картины

Уметь:записывать и составлять план своего рассказа, рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник, устно описать картину по плану, записать картину по данному плану




56

Имена существительные первого склонения.




Знать : какие сущ.относятся к 1 склонению

Уметь: работать со словарем, склонять им.сущ.




57

Имена существительные первого склонения.










58

Имена существительные второго склонения.

Словарный диктант.




Знать : какие им.сущ.относятся ко 2 скл.

Уметь: работать со словарем, склонять им.сущ. 2 скл., выделять окончания




59

Имена существительные второго склонения.










60

Р/р. Текст описание и текст повествование.




Знать : типы текстов( описание и повествование)

Уметь:отвечать на вопросы, определять вид текста, употреблять в тексте-описании сравнения, составлять и записывать текст-описание




61

Имена существительные третьего склонения.




Знать : какие сущ.относятся к 3 склонению

Уметь: работать со словарем, склонять им.сущ. 3 скл., выделять окончания




62

Имена существительные третьего склонения.




Знать :

Уметь:




63

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова.




Знать : почему в слове пишется удвоенная согласная

Уметь: работать со словарем, показывать как образованы слова, почему в слове пишется удвоенная буква




64

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова.




Знать : почему в слове пишется удвоенная согласная

Уметь: работать со словарем, показывать как образованы слова, почему в слове пишется удвоенная буква




65

Р/р. Работа с картиной. Письменное сочинение.

сочинение

Знать : анализ картины

Уметь:записывать и составлять план своего рассказа, рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник, устно описать картину по плану, записать картину по данному плану

Уметь:




66

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова.




Знать :

Уметь:




67

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова.

Словарный диктант.

Сл.диктант

Знать : почему в слове пишется удвоенная согласная

Уметь: работать со словарем, показывать как образованы слова, почему в слове пишется удвоенная буква




68

Различение склонений существительных.

Правописание падежных окончаний.




Знать : 3 склонения им.сущ.

Уметь: правильно писать падежные окончания, работать со словарем, определять склонение им.сущ




69

Различение склонений существительных.

Правописание падежных окончаний.





Знать : 3 склонения им.сущ.

Уметь: правильно писать падежные окончания, работать со словарем, определять склонение им.сущ




70

Р/р. Текст описание и текст повествование.




Знать : типы текстов( описание и повествование)

Уметь:отвечать на вопросы, определять вид текста, употреблять в тексте-описании сравнения, составлять и записывать текст-описание




71

Различение склонений существительных.

Правописание падежных окончаний.




Знать : 3 склонения им.сущ.

Уметь: правильно писать падежные окончания, работать со словарем, определять склонение им.сущ




72

Различение склонений существительных.

Правописание падежных окончаний.




Знать : 3 склонения им.сущ.

Уметь: правильно писать падежные окончания, работать со словарем, определять склонение им.сущ




73

Контрольная работа.


Диктант







74

Работа над ошибками.

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства.




Знать: определение «второстепенные члены предложения», вопросы на которые отвечают обстоятельства

Уметь: работать со словарем, подчеркивать второстепенные члены предложения




75

Р/р. Устное изложение.




Уметь работать с Толковым словарем, объяснять название текста, пересказывать текст по плану, делить текст по смысловому плану, делить текст на смысловые части




76

Второстепенные члены предложения. Дополнения.




Знать: определение второстепенных членов предложения, вопросы, на которые отвечает дополнение

Уметь: подчеркивать второстепенные члены предложения, находить в тексте дополнения




77

Второстепенные члены предложения. Дополнения.




Знать: определение второстепенных членов предложения, вопросы, на которые отвечает дополнение

Уметь: подчеркивать второстепенные члены предложения, находить в тексте дополнения




78

Второстепенные члены предложения. Дополнения.










79

Второстепенные члены предложения. Дополнения.

Задание для членов клуба.

Словарный диктант.




Знать: определение второстепенных членов предложения, вопросы, на которые отвечает дополнение

Уметь: подчеркивать второстепенные члены предложения, находить в тексте дополнения




80

Р/р. Письменное изложение.

изложение

Уметь читать текст по цепочке, отвечать на вопросы, составлять план рассказа, объяснять орфограммы, письменно пересказывать текст по плану, соблюдая последовательность событий




81

Безударные окончания имён существительных в единственном числе.




Знать: что безударные и ударные окончания слов одного и того же склонения пишутся одинаково

Уметь: подбирать опорные слова для написания безударного окончания им.сущ.




82

Безударные окончания имён существительных в единственном числе.




Знать: представление о словах с подвижным ударением

Уметь: выписывать словосочетания, выделять окончания им.сущ., правильно произносить слова с подвижным ударением




83

Безударные окончания имён существительных в единственном числе.




Знать: представление о словах с подвижным ударением

Уметь: выписывать словосочетания, выделять окончания им.сущ., правильно произносить слова с подвижным ударением




84

Как пишутся приставки.

Словарный диктант.

Сл.диктант

Знать: как пишутся приставки из, ис, без, бес, воз, вос

Уметь: писать приставки, подбирать проверочные и родственные слова




85

Р/р. Составляем рассказ по рисунку.










86

Как пишутся приставки.




Знать: что приставки, заканчивающиеся на –з-пишутся в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных

Уметь: правильно произносить слова с сочетанием «чн», «чт», различать приставки и предлоги




87

Как пишутся приставки.










88

Безударные окончания имён существительных в единственном числе.





Уметь :объяснять выбор букв в окончаниях им.сущ., выделять окончания , определять склонение , число и падеж, задавать вопросы.




89

Р/р. Учимся писать сочинения.




Уметь письменно излагать шуточную историю




90


Контрольная работа.

Диктант







91

Безударные окончания имён существительных в единственном числе.





Уметь :объяснять выбор букв в окончаниях им.сущ., выделять окончания , определять склонение , число и падеж, задавать вопросы.




92

Значения слов. Повторение старого и открытие нового. Словарный диктант.




Иметь представления о словах-омонимах, антонимах и синонимах

Уметь: работать со словарями, составлять предложения с омонимами, синонимами и антонимами, подчеркивать основу предложения




93

Значения слов. Повторение старого и открытие нового.




Уметь: произносить слова с подвижным ударением




94

Безударные окончания имён существительных I и II склонения в единственном числе.




Уметь: правильно писать безударные окончания им.сущ. в ед.числе., определять склонение, число и падеж




95

Р/р. Азбука вежливости.




Знать, как правильно вести себя в магазине

Уметь: соблюдать правила вежливости в общении




96

Безударные окончания имён существительных I и II склонения в единственном числе.




Уметь: правильно писать безударные окончания им.сущ в ед.ч, правильно писать окончания им.сущ 1 и 2 склонения




97

Слова с удвоенной буквой согласного пришедшие из других языков. Словарный диктант.




Уметь: правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, придумывать и записывать предложения с данными словами




98

Безударные окончания имён существительных III склонения в единственном числе.




Уметь: правильно писать слова с безуд.окончанием в ед.ч., определять склонение , число и падеж , правильно писать окончания сущ 3 склонения




99

Р/р. Научный текст.




Знать : понятие « научный текст» иметь представление о научно- популярном тексте

Уметь: выписывать слова – названия признаков в нач.форме, находить в тексте сравнения, различать научный тексти текст художественный, составлять план для научного сообщения, пересказывать научные тексты




100

Контрольная работа.

Диктант







101

Слова с удвоенной буквой согласного пришедшие из других языков.




Уметь: правильно писать слова с удвоенной согласной , пришедшие из другого языка, придумывать и записывать с ними предложения




102

Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Слов. дикт.




Знать:что после шипящих под ударением в окончании пишется о, а без ударения –е.

Уметь: работать с обратным словарем, писать буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях слов




103

Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Слов. дикт.




Знать:что после шипящих под ударением в окончании пишется о, а без ударения –е.

Уметь: работать с обратным словарем, писать буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях слов




104

Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Слов. дикт.




Знать:что после шипящих под ударением в окончании пишется о, а без ударения –е.

Уметь: работать с обратным словарем, писать буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях слов




105

Р/р. Научный текст.




Знать : понятие « научный текст» иметь представление о научно- популярном тексте

Уметь: выписывать слова – названия признаков в нач.форме, находить в тексте сравнения, различать научный тексти текст художественный, составлять план для научного сообщения, пересказывать научные тексты




106

Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.




Знать:что после шипящих под ударением в окончании пишется о, а без ударения –е.

Уметь: работать с обратным словарем, писать буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях слов




107

Корень в составе слов разных частей речи.




Знать: что такое корень слова

Уметь: выделять корни слов , делить слова по разным признакам, составлять слова по данной схеме, составлять сложные слова по данным корням




108

Корень в составе слов разных частей речи.










109

Окончания имён существительных во множественном числе.




Знать: что им.сущ.во мн.ч. не различаются склонением, у них одинаковые окончания в дат.творит, и предлож.падежах.

Уметь: выделять и писать окончания им.сущ. во мн.числе.




110

Р/р. Научный текст.




Знать : понятие « научный текст» иметь представление о научно- популярном тексте

Уметь: выписывать слова – названия признаков в нач.форме, находить в тексте сравнения, различать научный тексти текст художественный, составлять план для научного сообщения, пересказывать научные тексты




111

Окончания имён существительных во множественном числе, в Им. п.




Уметь: писать окончания им.сущ. во мн.ч. в именит.пад, находить сложные слова, подчеркивать соединительные гласные, объяснять смысл устойчивых выражений




112

Окончания имён существительных во множественном числе, в Р. п.




Знать: что у сущ. с основой на шипящий в форме род.падежа мн.ч. на конце ь не пишется.

Уметь : писать окончания сущ. во мн.ч.




113

Окончания имён существительных во множественном числе, в Р. п.




Знать: что у сущ. с основой на шипящий в форме род.падежа мн.ч. на конце ь не пишется.

Уметь : писать окончания сущ. во мн.ч.




114

Написание имён существительных с суффиксом -ищ-. Контрольный словарный диктант.

Сл.диктант

Знать : как пишутся им.сущ. с суффиксом – ищ

Уметь : работать со словарем, писать им.сущ с суффиксом –ищ, определять род им. сущ.




115

Р/р. Работа с картиной . Устное сочинение.

сочинение

Знать: понятие « тема картины»

Уметь: анализировать тему картины, составлять и записывать план своего рассказа, рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник




116

Написание имён существительных с суффиксом -ищ-.




Уметь: писать им.сущ . с суффиксом _ищ , объяснять смысл устойчивых выражений




117

Окончания имён существительных во множественном числе, в разных падежах.




Знать : как пишутся окончания им.сущ. во мн.ч.

Уметь: определять окончания сущ.во мн.ч. в разных падежах




118

Окончания имён существительных во множественном числе, в разных падежах.




Знать : как пишутся окончания им.сущ. во мн.ч.

Уметь: определять окончания сущ.во мн.ч. в разных падежах, разбирать предложения по членам, определять падеж им.сущ




119

Окончания имён существительных во множественном числе, в разных падежах.




Знать : как пишутся окончания им.сущ. во мн.ч.

Уметь: определять окончания сущ.во мн.ч. в разных падежах, разбирать предложения по членам, определять падеж им.сущ




120.

Р/р. Устное изложение.

изложение

Уметь составлять план текста, пересказывать текст по плану




121

Имена существительные с суффиксом -ок-.

Написание суффикса -ок- после шипящих.




Знать: что в суффиксах им. сущ., корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква о, если суффикс стоит под ударением

Уметь: работать с обратным словарем, правильно писать суффикс –ок после шипящих, правильно произносить слова в им.п. ед.и мн.ч..




122

Имена существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих.




Знать: что в суффиксах им. сущ., корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква о, если суффикс стоит под ударением

Уметь: работать с обратным словарем, правильно писать суффикс –ок после шипящих, правильно произносить слова в им.п. ед.и мн.ч..




123

Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Словарный диктант.




Знать: как определять безударные окончания им.прил.

Уметь: изменять прил.по числам и род.,ределять переносное значение им. прил, выписывать прил. С зависимым существительным




124

Р/р. Письменное изложение.

изложение

Уметь работать с толковым словарем, читать текст по « цепочке», подбирать название к тексту, которое соответствует его теме, придумывать название, пересказывать текст, используя слова « у художника», 2 к нему и т.д., письменно пересказывать текст




125

Изменение имён прилагательных по падежам.




Знать: что безударные и ударные окончания прилаг. В одной и той же форме пишутся одинаково

Уметь: выделять и писать окончания прилагательных




126

Изменение имён прилагательных по падежам.




Уметь: изменять прилагат.по падежам и твердыми основами




127

Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в Им. п. и В. п




Знать : окончания прил.м.р. и ср.р. в им. и вин.падежах

Уметь: писать окончания им.прил. м.р и ср.р. в им. и вин. П, выполнять звуко- буквенный разбор слова , образовывать с помощью суффикса-н-




128

. Контрольный диктант.

Диктант







129

Работа над ошибками Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в Им. п. и В. п.










130.

Р/р. Работа с картиной. Устное сочинение

сочинение

Знать: понятие « тема картины»

Уметь: анализировать тему картины, составлять и записывать план своего рассказа, рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник




131.

Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в Р. п. и В. п.




Уметь : писать окончания им.прил.м и ср.р. в им. и вин.п., определять число и падеж им. прилагательного




132

Падежные окончания имён прилагательных мужского, среднего и женского рода.




Знать: падежные окончания прилаг. Мужского и ср.рода в род. и вин. Падеже, определять род и падеж прилагательного

Уметь:определять род, падеж прилагательных, выделять и правильно писать падежные окончания, разбирать прил.по составу




133

Падежные окончания имён прилагательных мужского, среднего и женского рода. Слов. дикт.




Уметь: определять род, падеж, число , выделять и правильно писать падежные окончания, разбирать прилагательные по составу




134

Падежные окончания имён прилагательных мужского, среднего и женского рода.




Уметь: определять род, падеж, число , выделять и правильно писать падежные окончания, разбирать прилагательные по составу




135.

Р/р. Азбука вежливости.




Знать, как правильно говорить по телефону

Уметь: соблюдать правила вежливого обращения по телефону, работать с Толковым словарем, пересказывать текст




136

Чередование звуков в корне слова, видимые на письме. Е и О – беглые гласные звуки.




Знать: понятие « беглые « гласные, что они обозначаются только буквами е или о

Уметь : выделять на письме видимое чередование звуков в корне слова, выделять корни с беглыми гласными




137

Чередование звуков в корне слова, видимые на письме. Е и О – беглые гласные звуки.










138

. Контрольная работа.

Диктант







139

Чередование звуков в суффиксах слов, видимые на письме. Е и О – беглые гласные звуки




Знать : орфорграмму « беглый гласный» в суффиксе

Уметь: работать с Обратным словарем, выделять корни и основы в слове, писать слова с суффиксами –ек. И чик




140

Р/р. Сочиняем басню по картине.» Кошка в клетке»

сочинение

Уметь анализировать тему картины, составлять и записывать план своего рассказа, рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник, записать описание картины по плану, объяснять смысл полсовиц, определять мораль басни, письменно сочинять басню




141

Склонение имён прилагательных во множественном числе.




Знать: склонение прилагательных во мн.ч, что прилагат.во мн.ч по родам не изменяются

Уметь: выделять окончания




142

Окончания имён прилагательных во множественном числе в Им. п. и В. п.




Уметь: писать окончания прил.во мн.ч. в род .и вин.падежах, выписывать прил.с сущ.




143

Окончания имён прилагательных во множественном числе в Р. п., В. п., П. п.




Уметь: писать окончания прил.во мн.ч. в род .и вин. И предлож.падежах, выписывать прил.с сущ.




144

Окончания имён прилагательных во множественном числе в Д. п. и Т. п.




Уметь: писать окончания прил.во мн.ч в дат и творит..и падежах, выписывать прил.с сущ.




145

Р/р. Устное изложение. Устный рассказ по рисунку.

изложение

Делить текст на части, пересказывать текст по плану по цепочке, работать с Толковым словарем, составлять план по серии рисунков, рассказывать текст по плану по цепочке




146

Окончания имён прилагательных во множественном числе в Д. п. и Т. п.




Уметь: писать окончания прил.во мн.ч в дат и творит..и падежах, выписывать прил.с сущ.




147

Слова с удвоенной буквой согласного.




Уметь работать с обратным словарем, писать словарные слова с удвоенной согл, выделять корень, суффикс, окончание




148

Глагол. Начальная форма глагола. Суффикс -ть- (-ти-, -чь-)

Контрольный словарный диктант.

Сл.диктант

Знать : суффиксы нач.ф. глагола, на какие вопросы они отвечают

Уметь: определять н.ф.глагола, образовывать глаголы в нач.ф. без приставок, находить омонимы, выделять суффиксы глаголов в нач.ф.




149

Написание частицы -ся.




Знать: понятие « частица», правило написания «ь» в конце глаголов

Уметь: писать глаголы с частицей –ся_ , выделять суффиксы перед частицей –ся-




150

Р/р. Письменное изложение.

изложение

Уметь сопоставлять текст с его темой и основной мыслью

Составлять план текста, письменно записывать текст по плану




151

Написание частицы -ся.




Уметь: писать глаголы с частицей –ся_ , выделять суффиксы перед частицей –ся-




152

Другие суффиксы глагола: -а-, -е-, -и-, -о-, -у-, -я-.




Знать глагольные суффиксы

Уметь: работать с Обратным словарем, выделять глагольные суффиксы




153

Времена глагола. Прошедшее время глагола. Словарный диктант.




Знать: что глаголы изменяются по временам, суффикс прош.времени –л-

Уметь: выделять окончания глаголов прошедшего времени, по числам и родам, выделять суффикс-л-




154

Настоящее время глагола.




Знать: что глаголы наст.вр. изменяются по числам и лицам.

Уметь: определять число , время и лицо




155

Р/р. Работа с картиной. Письменное сочинение.

сочинение

Знать: понятие « тема картины»

Уметь: анализировать тему картины, составлять и записывать план своего рассказа, рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник




156

Будущее время глагола.




Знать: что глаголы буд вр. Изменяются по числам

Уметь: изменять глаголы по временам




157

Времена глагола.




Знать, как определить лицо глагола настоящего времени

Уметь определять лицо глагола настоящего времени




158

Времена глагола.




Знать правило написания глагола 2 лица, ед.ч.

Уметь: изменять глаголы по временам, правильно писать глаголы ед.ч. в наст. И буд. времени




159

Времена глагола.










160

Р/р. Работа с картиной. Устное сочинение.

сочинение

Уметь анализировать тему картины, составлять и записывать план своего рассказа, рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник, записать описание картины по плану, письменно продолжать по картине повествование




161

Итоговый диктант с грамматическим заданием.

Диктант







162

Работа над ошибками. Написание мягкого знака после шипящих во всех формах глагола.





Знать: что во всех формах глагола после шипящей пишется –ь-

Уметь: выполнять работу над ошибками, писать –ь- во всех формах глагола




163

Написание мягкого знака после шипящих во всех формах глагола.




Иметь представление о повелительной ф. глагола

Уметь: определять форму глагола, писать – ь- после шипящих во всех формах глагола




164

Повторение пройденного по теме «Фонетика и орфография». Словарный диктант.




Уметь:выполнять звуко-буквенный разбор слов, писать слова с изученными орфограммами, подбирать проверочные слова




165

Р/р. Учимся писать сочинение по наблюдениям.

сочинение







166

Повторение пройденного по теме «Морфемика и словообразование». Итоговый тест.

тест

Уметь выполнять разбор слов по составу, объяснять образование слов, правильно писать приставки, суффиксы




167

Повторение пройденного по теме «Лексика».




Уметь подбирать синонимы, антонимы, объяснять устойчивые выражения, пользоваться Толковым словарем, определять прямое и переносное значение слова




168

Повторение пройденного по теме «Синтаксис».




Уметь : отличать слово , словосочетание, разбирать предложения по членам, выписывать словосочетания, задавать вопросы к зависимому слову




169

Повторение пройденного по теме «Развитие речи»

Итоговый словарный диктант.

Сл.диктант

Уметь составлять предложения, писать изложения




170

Задание для членов клуба «Ключ и заря».










  1   2