Главная страница

«второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор простого предложения»


Скачать 234.38 Kb.
Название«второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор простого предложения»
Дата29.02.2016
Размер234.38 Kb.
ТипУрок

Урок № 55.

Тема: «ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОБОБЩЕНИЕ). РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цель деятельности учителя Систематизировать информацию о главных и второстепенных членах предложения, отрабатывать алгоритм синтаксического разбора простого распространенного предложения

Тип урока Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать алгоритм синтаксического разбора предложения; уметь выделять словосочетания из предложения, производить синтаксический разбор по алгоритму.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Синтаксис, пунктуация, словосочетание, главные и второстепенные члены предложения

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока



Обучающие и развивающие

компоненты,

задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации со-взаимодейст-вия

Формируемые умения

(универсальные

учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Эмоциональная, психологическая и мотива-ционная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

- Давайте определим свое настроение, настрой на работу.

• Отличное;

• хорошее;

• не совсем готовы. Орфографическая разминка.

- Отгадайте загадки, ответы запишите.

• Что за чудо в доме нашем? Ест дрова и кормит кашей. (Печка.)

• Сам верхом, а ноги за ушами. (Очки.)

• В маленьком амбаре лежит сто пожаров. (Спички.)

• На ветках плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почки.) - Какая орфограмма встретилась вам в этих словах?


Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партне ра, в том числе и отличную от своей


Листы

обратной

связи


2. Актуализация и пробное учебное действие

Лингвистический эксперимент


- Отгадайте загадку: Зверек грызет.

- Почему вы не можете дать однозначного ответа?

- Давайте подберем подходящие по смыслу слова, которые помогут нам отгадать загадку, и получившееся предложение запишем: Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (Пила)

- Подчеркните главные члены предложения. Помогли они нам отгадать загадку? А какие члены предложения помогли это сделать?

- Сделаем вывод: зачем нужны второстепенные члены предложения?


Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод

Фронтальная


Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


Устные ответы


3. Выявление места и причины затруднения

4. Целе-полага-ние и построение проекта выхода из затруднения

Эвристическая беседа, формулирование правила, составление схемы-помощницы.


Физкультминутка

Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа


Задания по группам.

- Пользуясь полученными на предыдущих уроках знаниями,

коллективно заполните опорную схему.

Виды второстепенных членов предложения и их признаки

Определение

Дополнение

Обстоятельство

1

2

3

4

Что обозначает?

Признак

предмета

Предмет

Место, время, причину, образ действия

На какие вопросы отвечает?

Какой? Чей?

Вопросы косвенных падежей

Где? Когда? Почему? Как?

Чем выражено?

Прилагательное, местоимение

Существительное, местоимение

Наречие, существительное с предлогом

От каких частей речи зависит?

От существительных

От глагола

От глагола

Как подчеркивается?

----------







- Выделите второстепенные члены в записанном предложении-загадке.

Организует проверку по ключу на слайде презентации.
Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать

- Сейчас мы будем работать в группах со словарными словами: выражать, поражать, выразительный, поразительный, карнавал, костюм. Каждой группе предлагается, используя данные слова, составить предложение и разобрать его по членам; после выполнения работы представитель от каждой группы выходит к доске и защищает работу группы.

Индивидуальное задание: разобрать по членам предложение: «Спортсмены поражают нас своими победами». Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся


Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Выполняют элементарные физические упражнения


Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Групповая, индивидуальная.

Фронтальная


Групповая, индивидуальная



Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умсьвенной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,устанавливают но-следствепные связи, делают выводы. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Вопросы для уточнения информации

Выполнение упражнений

Устные ответы, выполнение письменных заданий


5. Твор-

Обучающая

Эстафета.

Отвечают

Групповая,

Регулятивные: контроли-

Вопросы

ческая

игра

- Каждой группе предлагается по 1 предложению (записаны

на вопросы,

индивиду-

руют учебные действия,

для уточ-

практи-




на доске) для разбора по членам. Победит та группа, которая бы-

под руково-

альная

замечают допущенные

нения

ческая




стрее и правильнее произведет разбор.

дством пе-




ошибки; осознают правило

инфор-

деятель-




1-я группа: На улице моросит нудный дождь.

дагога уча-




контроля и успешно ис-

мации

ность




2-я группа: Сегодня Петя уроки приготовил.

ствуют в вы-




пользуют его в решении




по реа-




3-я группа: Мама сварила вкуснейший борщ.

полнении




учебной задачи.




лизации




4-я группа: Завтра будет отличная погода

задания




Коммуникативные: осу-




построенного проекта







\




ществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют . задавать вопросы для уточнения последовательности работы




6. Пер-

Подбор приме-

Творческий диктант.

Отвечают

Групповая

Познавательные: выпол-

Устные

вичное

ров, иллюстри-

- Распространите предложения второстепенными членами.

на вопросы,




няют учебно-познаватель-

ответы,

закреп-

рующих приро-

1-я группа: Прозвенел звонок. Ученики разговаривали.

выполняют




ные действия в материали-

письмен-

ление

ду изучаемого

2-я группа: Вошел учитель. Наступила тишина.

упражнения




зованной и умственной

ные ра-

с коммен-

языкового явле-

3-я группа: Начался урок. Дети слушают.







форме; осуществляют для

боты

тирова-

ния, составление

-'Какова роль второстепенных членов в предложении?







решения учебных задач опе-




нием

связных расска-

- Исправьте ошибки в употреблении слов в данных предложе-







рации анализа, синтеза,




во внешней речи

зов об изученных нормах, письменная работа

ниях.

1-я г р у п п а : У Пети смех заразный.







сравнения, классификации, устанавливают причин-




2-я г р у п п а : Грипп - инфекция заразительная.

3-я группа: Актер отражал зрителей своим талантом







но-следственные связи, делать обобщения, выводы




7. Само-

Выполнение

В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает уп-

Выполняют

Индивиду-

Регулятивные: адекватно

Выпол-

стоя-

разноуровневых

ражнения разной степени сложности для самостоятельного

упражнения

альная

оценивают свои достиже-

нение

тельная

обучающих

выполнения учащимися







ния, осознают возникающие

письмен-

работа

упражнений










трудности, ищут их причи-

ных уп-

с само-

на основе тек-










ны и пути преодоления.

ражне-

проверкой

стов учебника или книг для внеклассного











Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точ-

ний

8. Вклю-

Обобщение по-

ТЕСТ

Решают

Индивиду-

Личностные: понимают

Оцени-




чение

лученных

- Закончите предложения.

тест; опре-

альная,

значение знаний для чело-

вание




в систе-

на уроке све-

1. Подлежащее и сказуемое - это ...

деляют уро-

групповая

века.

учащих-




му зна- ний и по- вторение

дений, оценивание

а) главные члены предложения;

б) второстепенные члены предложения;

в) не члены предложения.

2. Второстепенные члены предложения - это <»...

а) подлежащее и сказуемое;

б) определение, дополнение, обстоятельство;

в) все самостоятельные части речи.

3. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?» и выражен прилагательным, то это ...

а) определение;

б) дополнение;

в) обстоятельство;

г) подлежащее.

4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос «как?» и выражен наречием, то это ...

а) определение;

б)дополнение;

в) обстоятельство;

г) сказуемое.



вень приоб- ретенных




Познавательные: приоб- ретают умения использо-

ся за ра- боту










5. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает

на вопрос «кого?» и выражен существительным, то это ... а) определение; б)дополнение;

в) обстоятельство;

г) подлежащее.

6. Предложения, состоящие только из главных членов, называются ...

а) нераспространенными;

б) распространенными;

в) маленькими.

7. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются ... . а) нераспространенными;

Б) распространенными;

В) большими.

знаний




вать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

на уроке




9. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился - выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу

Оценивание учащихся за работу

на уроке; листы обратной связи

Закончите предложениея:

1. Подлежащее и сказуемое – это…

а) главные члены предложения; б) второстепенные члены предложения; в) не члены предложения.

2. Второстепенные члены предложения - это <»...

а) подлежащее и сказуемое; б) определение, дополнение, обстоятельство;

в) все самостоятельные части речи.

3. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?» и выражен прилагательным, то это

а) определение; б) дополнение; в) обстоятельство; г) подлежащее.

4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос «как?» и выражен наречием, то это ...

а) определение; б)дополнение; в) обстоятельство; г) сказуемое.

5. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос «кого?» и выражен существительным, то это ...

а) определение; б)дополнение; в) обстоятельство; г) подлежащее.

6. Предложения, состоящие только из главных членов, называются ...

а) нераспространенными; б) распространенными; в) маленькими.

7. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются ... .

а) нераспространенными; Б) распространенными; В) большими.






Закончите предложениея:

1. Подлежащее и сказуемое – это…

а) главные члены предложения; б) второстепенные члены предложения; в) не члены предложения.

2. Второстепенные члены предложения - это <»...

а) подлежащее и сказуемое; б) определение, дополнение, обстоятельство;

в) все самостоятельные части речи.

3. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?» и выражен прилагательным, то это

а) определение; б) дополнение; в) обстоятельство; г) подлежащее.

4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос «как?» и выражен наречием, то это ...

а) определение; б)дополнение; в) обстоятельство; г) сказуемое.

5. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос «кого?» и выражен существительным, то это ...

а) определение; б)дополнение; в) обстоятельство; г) подлежащее.

6. Предложения, состоящие только из главных членов, называются ...

а) нераспространенными; б) распространенными; в) маленькими.

7. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются ... .

а) нераспространенными; Б) распространенными; В) большими.