Главная страница

Пояснительная записка


Скачать 70.93 Kb.
Название Пояснительная записка
Дата 27.02.2016
Размер 70.93 Kb.
Тип Пояснительная записка

Пояснительная записка.

Социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России. В настоящее время нарушены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания школьников, сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Воспитание трудолюбивой и любознательной личности ребенка, знающего историю, традиции своего края и уважающего живущих рядом людей является одной из приоритетных задач воспитательной работы в нашей школе.Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно – исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего. Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, области дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл краеведческого кружка.Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.Содержание программы отражает комплексно – системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

В общей направленности:

  • признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, села, рачительных хозяев;

  • выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

В содержании:

  • изложение содержания с территориально – хронологических позиций;

понимание краеведения как курса, позволяющего учащегося увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир.

В организации:

  • придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио – и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

  • вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экскурсии и туристические походы.

Цели: главной целью кружка является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;

  • ознакомление с историей и современной жизнью г.Шатуры

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно – ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению;

  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально – экономической и социокультурной ситуации;

  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Программа рассчитана на учащихся 5 класса

Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально – групповая.

Формы занятий:

  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);

  • Викторина;

  • Индивидуальная самостоятельная работа;

  • Консультация

  • Встречи с жителями города

  • Проектная деятельность и создание презентаций.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

Проведение экскурсий , мероприятий для учащихся и гостей школы, жителей города

  • Активное участие в предметных неделях истории;

  • Участие в школьных, муниципальных, всероссийских конкурсах, викторинах, акциях по исторической тематике.

  • Отзывы учеников, учителей, родителей, и гостей школы о работе кружка.

Содержание программы:

Работа ведется в 3-х направлениях:

1. Поисковая работа: сбор материалов о природе, истории города, истории школы, культуре народов, проживающих в городе

2. Оформительская работа: обработка и оформление собранного материала -реставрация писем, фотографий, документов, составление биографий по архивным данным, оформление альбомов, стендов. организация выставок, экспозиций, проектная работа и создание презентаций, участие в конкурсах по краеведческой тематике.

3. Экскурсионная работа: 1) проведение экскурсий по различным темам: «Город мой родной», «История школы и учителя», Народы, проживающие в нашем крае и селе. Традиции и обычаи», « Наш город в годы войны», «Вся жизнь передовая» и др.

2) посещение музеев, заповедных мест, промышленных и сельскохозяйственных предприятий в городе.

Планирование работы на 2014 – 2015учебный год.



Содержание кружковых занятий

Сроки проведения

1.

Введение. Ознакомление с правилами и принципами работы кружка.

Задачи на новый учебный год и планирование работы.

сентябрь 1 – я неделя

2.

Распределение обязанностей. Экскурсия по городу «Город мой родной»

2 – я неделя

3.


Участие в акции «Помоги ближнему» - оказание помощи престарелым жителям города

в течение года

4.

Систематизация собранных материалов. Ознакомление с содержанием оформленных альбомов.

3 – я неделя

5.

Экскурсия по городу. Фотографирование.

4 – я неделя

6.

Работа с группой экскурсоводов. Определение тематики экскурсий на год.

октябрь 1 – я неделя

7.

. Сбор материалов об истории г.Шатуры

октябрь

8.

Экскурсия для учащихся 5 класса «Люди проживающие в нашем городе. Традиции и обычаи».

ноябрь

9.

Проект «История одной семьи».

ноябрь - март

10

Генеологическое древо моей семьи

ноябрь -март

1

-1

Создание презентаций «Вся жизнь – передовая»о наших героях

апрель - май

1

-2

Проведение экскурсий по теме «Наш город в годы войны», 2 «Вклад наших земляков в победу»для учащихся школы, жителей села.

май

1

-3

Представление презентаций учащихся.

май